Научная статья на тему 'О специализированных омбудсменах и критериях их специализации'

О специализированных омбудсменах и критериях их специализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1358
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Екатерина Геннадьевна

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМЕНЫ), КРИТЕРИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОМБУДСМЕНОВ, УЯЗВИМЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О специализированных омбудсменах и критериях их специализации»



о специализированных омбудсменах и критериях их специализации

Калинина Екатерина Геннадьевна

Аспирант кафедры конституционного права

Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Раскрываются конституционные основы деятельности специализированных омбудсме-нов в России. Представлен обзор практики учреждения данного института в зарубежных странах. На основе анализа международно-правовых и конституционно-правовых норм и практики зарубежных стран автор выделяет применяемые в различных правовых системах критерии функциональной специализации омбудсменов, среди которых - критерий «уязвимой» категории лиц, критерий защиты экономических прав и др.

Ключевые слова: специализированные уполномоченные по правам человека (омбудсмены), критерии специализации омбудсменов, уязвимые категории лиц, права человека

ON SPECIALIZED OMBUDSMEN

AND THE CRITERIA FOR THEIR SPECIALIZATION

Kalinina Ekaterina

Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The article defines the constitutional grounds for specialized ombudsmen's activities in Russia and focuses on the establishment of this institution abroad. Taking into account the international and constitutional legal framework and foreign legal practices, the author analyzes different criteria for the ombudsmen specialization, i. e. a criterion of «vulnerable people», criterion of «economic rights protection», etc.

Key words: specialized ombudsman, criteria for ombudsmen specialization, vulnerable people, human rights

Становление института омбудсмена и включение его в правовую систему часто рассматриваются в качестве ключевых направлений политики государства по развитию демократических начал1. Специализированные омбудсмены являются новым механизмом защиты прав и свобод человека в Российской Федерации2. Учреждение их должностей ряд ученых называют организационной гарантией реализации прав и свобод граждан3. Анализ функционирования института специализированного омбудсмена в зарубежных странах демонстрирует неоднозначное к нему отношение и разный уровень его рецепции.

1 Ухтияров А. И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт защиты прав граждан // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 29-33.

2 Подробнее об истории становления данного института см.: Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Рос. юрид. журн. 2014. № 5.

3 Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2011. Т. 1. С. 810.

Институт специализированного омбудсмена получил свое развитие в странах Скандинавии. В Швеции функционируют омбудсмены по защите равных возможностей, по защите прав ребенка. В Норвегии, помимо уполномоченного по защите прав ребенка, существуют уполномоченные по вопросам вооруженных сил1. О причинах выбора стран Скандинавии в пользу учреждения института омбудсмена можно узнать из заметок С. А. Корфа, который отмечал, что в Норвегии и Дании нет специальных административных судов, но, в частности, в Дании существуют «некоторые административные органы, которым в виде исключения закон придал су-дебно-административные функции», а в Норвегии, «хотя и поднимался вопрос об учреждении административных судов, в настоящее время этим вопросом уже более не интересуются, считая судебную и конституционную гарантию вполне достаточными средствами для ограждения прав граждан»2.

В ФРГ согласно ст. 45Ь Конституции 1949 г. (в ред. 2012 г.) назначается парламентский уполномоченный по обороне в целях защиты основных прав, а также содействия Бундестагу в осуществлении парламентского контроля за вооруженными силами. Статус уполномоченного по обороне определяется федеральным законом3. При этом в землях действуют также обособленные от федеральных комитетов «гражданские» уполномоченные. Например, в Шлезвиг-Гольштейне учреждена должность уполномоченного по социальным вопросам, который тесно сотрудничает с комитетами по петициям региональных парламентов4.

В Конституции Российской Федерации положения о специализированных уполномоченных по правам человека отсутствуют, в отличие, например, от Конституции Словении 1991 г. (в ред. 2013 г.), согласно ст. 159 которой в стране могут учреждаться специализированные омбудсмены по защите прав человека в определенной сфере5. Однако незакрепление в тексте Конституции РФ статуса специализированного ом-будсмена и даже отсутствие упоминания о возможном существовании специализированных уполномоченных по правам человека только расширяют потенциал Конституции РФ и не препятствуют развитию данного института6.

При этом интересно, что некоторые страны по ряду причин не поддерживают тенденцию к функциональной специализации омбудсмена. Так, правительство Австралии считает необходимым привлекать к защите прав человека в первую очередь омбудсмена общей компетенции, поскольку учреждение специализированных омбудсменов может привести к дублированию полномочий иных органов, которые используют сходные правовые средства и механизмы защиты прав людей. Так, в Австралии введена должность генерального инспектора по вопросам безопасности и разведки Австралии, к компетенции которого в силу разд. 4 Закона 1986 г., регламентирующего статус данного должностного лица, относится обеспечение гарантий

1 Тимофеев М. Т. Институт омбудсмана в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве. М., 2006. С. 22-23.

2 Корф С. А. Административная юстиция в России. Кн. 3: Очерк теории административной юстиции. Спб., 1910. С. 427.

3 URL: https://www.constituteproject.org.

4 Середа М. Ю. Институт омбудсмена в ФРГ // Омбудсмен. 2013. № 2.

5 URL: https://www.constituteproject.org.

6 Саликов М. С. Динамика и формы развития Конституции // Конституция Российской Федерации: проблемы реализации и перспективы развития конституционализма: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации (Екатеринбург, 10-11 октября 2013 г.): в 2 ч. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 14.

соблюдения прав и свобод граждан государственными органами и их должностными лицами. В связи с этим в Австралии функциональная специализация осуществляется в пределах аппарата омбудсмена общей компетенции, который одновременно является омбудсменом по вопросам миграции и защиты прав ребенка1.

Критерии функциональной специализации омбудсмена в правовых системах государств отличаются.

Общепринятым является критерий выделения специализированного механизма для реализации и защиты прав наиболее «уязвимой» категории лиц, к которой относятся дети, лица с ограниченными возможностями здоровья, представители меньшинств, мигранты и т. д. Правовым основанием для применения названного критерия являются такие международно-правовые акты, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г., Декларация о правах коренных народов 2007 г. При этом в США на национальном уровне к «уязвимой» категории отнесены также лица, находящиеся в тюрьмах, университетах, госпиталях. Для защиты их прав были учреждены должности специализированных омбудсменов.

Рассмотрим применение данного критерия в российской правовой системе. В 1990 г. СССР была подписана и ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Правопреемство в вопросе защиты прав ребенка отразилась в тексте принятой в 1993 г. Конституции. В частности, согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства, а в ч.2 ст.7 декларируется обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В связи с этим можно заключить, что высшим актом страны рождение и воспитание детей расценивается не только как частное дело, но и как процесс, имеющий большое общественное значение, а потому требующий государственной поддержки2. На данный момент законодательно закреплены основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, социальное обеспечение. В 2009 г. для осуществления эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка3.

В сфере защиты другой «уязвимой» категории - лиц с ограниченными возможностями здоровья - ситуация складывается иначе. В силу ч. 2 ст.7 и ст. 39 Конституции РФ инвалидам предоставляется государственная поддержка. В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. О возможности учреждения должности уполномоченного по правам инвалидов публично говорил Президент РФ, подчеркнув, что поддержка таких граждан - важный вопрос в политике государства4. Сегодня на федеральном уровне эта должность не введена. Однако в муниципальном образовании «город Вологда» глава города для обеспечения реализации прав

1 Stuhmcke A. Australian Ombudsmen and Human Rights // Australian Institute of Administrative Law Forum. 2011. Vol. 66.

2 Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2013. С. 81.

3 Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.

4 В РФ появится омбудсмен по защите прав инвалидов // Рос. газ. 2013. 29 марта.

инвалидов назначает лицо, осуществляющее функции уполномоченного по правам инвалидов1.

Кроме того, данному критерию отвечает введение должности Уполномоченного по правам студентов, идею о котором выдвинуло Министерство образования и науки Российской Федерации. Нормативный правовой акт, регламентирующий статус Уполномоченного по правам студентов, отсутствует, однако ведется работа по формированию нормативно-правовой базы для урегулирования деятельности такого специализированного омбудсмена в России2. Сам Уполномоченный по правам студентов А. М. Хромов, председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз», называет целью своей работы защиту интересов каждого учащегося, лоббирование законодательных инициатив, связанных с социальной защитой студенчества3.

Лиц, относящихся к «уязвимой» категории, можно разграничить в соответствии с их специальным конституционно-правовым статусом. В одном случае речь идет о статусе, возникающем в связи с социальным положением человека, его общественной деятельностью (например, дети, военнослужащие, студенты), в другом - о специальном конституционно-правовом статусе, обусловленном личными нуждами, особой социальной или экономической ситуацией, в которой оказались эти лица (беженцы, представители малочисленных народов, лица с ограниченными возможностями здоровья)4.

Другим критерием специализации омбудсменов являются проблемные направления государственной политики. Так, в Англии и Уэльсе в 1973 г. Актом о реорганизации национальной службы здравоохранения были учреждены должности комиссаров по делам служб здравоохранения, а в 1974 г. Актом о местном управлении - должности комиссаров по делам местной администрации5.

Данный критерий применяется, как правило, в странах Азии. Например, в Корее введена должность омбудсмена по защите от коррупции. В Республике Бангладеш и Пакистане омбудсмены назначаются для контроля за действиями должностных лиц и работников в налоговой сфере, в частности, в связи с высокой коррумпированностью последних6.

Третий критерий связан с возросшим интересом к поощрению и защите экономических и социальных прав человека. Регулирование этих прав имеет двойственный характер.

С одной стороны, на международном уровне разрабатываются применимые к бизнесу как форме реализованных экономических прав стандарты в области прав человека, нацеленные на развитие социальной ответственности бизнеса. Так, в июне 2011 г. Совет Организации Объединенных Наций по правам человека утвердил Руко-

1 Об утверждении Положения об уполномоченном по правам инвалидов на территории муниципального образования «город Вологда»: постановление Администрации г. Вологды от 22 января 2015 г. № 153 (в ред. от 10 августа 2015 г.).

2 На защиту прав студента // Образовательный портал Слово: URL: http://www.portal-slovo.ru/topic/46978. php.

3 Артем Хромов стал студенческим омбудсменом // Рос. газ. 2013. 24 янв.

4 Евстифеев Д. М. Классификация конституционно-правовых интересов личности // Конституция Российской Федерации: проблемы реализации и перспективы развития конституционализма. Ч. 2. С. 32.

5 Тимофеев М. Т. Указ. соч. С. 32.

6 Carmona G. V. Strengthening the Asian Ombudsman Association and the Ombudsman Institutions of Asia // Stregthening the Ombudsman Institution in Asia: Improving AсcountaЫKty in Public Service Delivery through the Ombudsman. 2011. P. 6-7.

водящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека для выполнения Рамочной концепции ООН «Защита, соблюдение и средства защиты»1 (далее - Руководящие принципы), согласно которым государства в пределах своей территории должны обеспечивать защиту прав человека от нарушений их третьей стороной, в том числе предприятиями. В п. 27 Руководящих принципов закреплено, что наряду с судебными механизмами государствам следует обеспечивать эффективные и надлежащие внесудебные механизмы рассмотрения жалоб, являющиеся частью общей государственной системы правовой защиты в случае связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека. Согласно п. 31 Руководящих принципов для обеспечения эффективности государственных и негосударственных внесудебных механизмов рассмотрения жалоб следует гарантировать, в частности, их легитимность, доступность, предсказуемость, справедливость, транспарентность, соответствие нормам в области прав человека. Механизм рассмотрения жалоб отвечает своей цели, лишь если лица, для которых он предназначен, знают о нем, доверяют ему и могут его использовать.

Вместе с тем экономические права, как и иные права человека, «заключают в себе двуединые свободы: свободу от государства и свободу при посредничестве государства»2. Инициаторами международного признания экономических и социальных прав стали Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения. МОТ закрепила ряд прав трудящихся в Филадельфийской декларации 1944 г., подтвердив, что «все люди... имеют право осуществлять свое материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей»3.

В ст. 34 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В 2014 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию В. В. Путин, говоря об экономическом развитии страны, напомнил, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм.»4.

Таким образом, в соответствии с критерием защиты экономических и социальных прав на территории России введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Кроме того, должности бизнес-омбудсменов были учреждены на уровне субъектов Российской Федерации. В компетенцию данного специализированного омбудсмена входит защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности.

Деятельность бизнес-омбудсменов в РФ в соответствии с п.31 Руководящих принципов основана на взаимодействии и диалоге, предполагающих проведение консультаций с группами заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, по вопросам их формирования и эффективности их функционирования, рассмотрение жалоб и принятие по ним решений. Аналогичный институт существует в США, где в июле 1953 г. был принят Закон о малом предпринимательстве, для

1 URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_RU.pdf.

2 Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав: изложение фактов № 33 // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/fs33_ru.pdf.

3 Там же.

4 URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/12/poslanie-prezidenta-2014.

развития и поддержки которого создано Управление по делам малого бизнеса и введена должность бизнес-омбудсмена. Бизнес-омбудсмены действуют также в Украине и Грузии.

Наконец, в научной литературе в качестве критерия специализации омбудсменов выделяют необходимость обеспечения прав и свобод человека не только в публичной, но и в частной сфере. Частноправовой омбудсмен представляет собой постоянно действующий общественный орган для разрешения споров, возникающих между организациями и их работниками (омбудсмен «внутреннего контроля») или между организациями и их клиентами (омбудсмен «внешнего контроля»)1. Например, в Великобритании в 1990 г. была учреждена должность омбудсмена в сфере недвижимости, в 1994 г. - в сфере оказания похоронных услуг. В США функционируют «газетные» омбудсмены2. В России примером использования данного критерия является финансовый омбудсмен, должность которого введена 20 сентября 2010 г. по инициативе группы ведущих банков страны в соответствии с решением Совета Ассоциации российских банков3.

Итак, должности специализированных омбудсменов могут учреждаться в самых разнообразных сферах, но цель их деятельности остается единой - поощрение и защита прав человека и информирование общественности о правах, которыми она располагает.

Думается, что в правовой системе России назрела необходимость принятия единого нормативного правового акта, раскрывающего статус специализированных ом-будсменов и основы их деятельности и закрепляющего критерии функциональной специализации омбудсменов.

Библиография

Carmona G. V. Strengthening the Asian Ombudsman Association and the Ombudsman Institutions of Asia // Stregthening the Ombudsman Institution in Asia. Improving Aecountability in Public Service Delivery through the Ombudsman. 2011.

Constitute: the World's Constitutions to Read, Search, and Compare // URL: https://www. constituteproject.org.

Fabbricotti A. Ombudsperson // Oxford Public International Law. Oxford, 2013.

Stuhmcke A. Australian Ombudsmen and Human Rights // Australian Institute of Administrative Law Forum. 2011. Vol. 66.

Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2011. Т. 1.

Артем Хромов стал студенческим омбудсменом // Рос. газ. 2013. 24 янв.

В РФ появится омбудсмен по защите прав инвалидов // Рос. газ. 2013. 29 марта.

Евстифеев Д. М. Классификация конституционно-правовых интересов личности // Конституция Российской Федерации: проблемы реализации и перспективы развития конституционализма: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации (Екатеринбург, 10-11 октября 2013): в 2 ч. Екатеринбург, 2014. Ч. 2.

Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Рос. юрид. журн. 2014. № 5.

Корф С. А. Административная юстиция в России. Кн. 3: Очерк теории административной юстиции. Спб., 1910.

1 Fabbricotti A. Ombudsperson // Oxford Public International Law. Oxford, 2013. P. 11.

2 Эмих В. В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Екатеринбург, 2010. С. 21

3 Микова Е. Б. Финансовый омбудсмен как новелла российского гражданского общества // Изв. Иркутской гос. эконом. академии: электрон. науч. журн. 2012. № 3. С. 2.

Микова Е. Б. Финансовый омбудсмен как новелла российского гражданского общества // Изв. Иркутской гос. эконом. академии: электр. науч. журн. 2012. № 3.

На защиту прав студента // Образовательный портал Слово: URL: http://www.portal-slovo.ru/ topic/46978.php.

Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.

Об утверждении Положения об уполномоченном по правам инвалидов на территории муниципального образования «город Вологда»: постановление Администрации г. Вологды от 22 января 2015 г. № 153 (в ред. от 10 августа 2015 г.) // URL: http://vologda-portal.ru/oficialnaya_ vologda/index.php?ID=335055&SECTION_ID=173.

Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2013.

Послание Президента 2014 г. // URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/12/poslanie-prezidenta-2014.

Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_RU.pdf.

Саликов М. С. Динамика и формы развития Конституции // Конституция Российской Федерации: проблемы реализации и перспективы развития конституционализма: материалы Между-нар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации (Екатеринбург, 10-11 октября 2013 г.): в 2 ч. Екатеринбург, 2014. Ч. 1.

Середа М. Ю. Институт омбудсмена в ФРГ // Омбудсмен. 2013. № 2.

Тимофеев М. Т. Институт омбудсмана в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве. М., 2006.

Ухтияров А. И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт защиты прав граждан // Омбудсмен. 2013. № 1.

Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав: изложение фактов № 33 // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/fs33_ru.pdf.

Эмих В. В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Екатеринбург, 2010.

Bibliography

Artem Xromov stal studencheskim ombudsmenom // Ros. gaz. 2013. 24 yanv.

Avak'yan S. A. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. kurs: v 2 t. M., 2011. T. 1.

Carmona G. V. Strengthening the Asian Ombudsman Association and the Ombudsman Institutions of Asia // Stregthening the Ombudsman Institution in Asia. Improving Aecountability in Public Service Delivery through the Ombudsman. 2011.

Chasto zadavaemye voprosy otnositel'no ehkonomicheskix, social'nyx i kul'turnyx prav: izlozhenie faktov № 33 // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/fs33_ru.pdf.

Constitute: the World's Constitutions to Read, Search, and Compare // URL: https://www. constituteproject.org.

Ehmix V. V. Kompetenciya upolnomochennyx po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii. Ekaterinburg, 2010.

Evstifeev D. M. Klassifikaciya konstitucionno-pravovyx interesov lichnosti // Konstituciya Rossijskoj Federacii: problemy realizacii i perspektivy razvitiya konstitucionalizma: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashhennoj 20-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii (Ekaterinburg, 10-11 oktyabrya 2013): v 2 ch. Ekaterinburg, 2014. Ch. 2.

Fabbricotti A. Ombudsperson // Oxford Public International Law. Oxford, 2013.

Kalinina E. G. Specializirovannye upolnomochennye po pravam cheloveka v RF: novyj ehlement v sisteme vnutrigosudarstvennogo mexanizma zashhity prav cheloveka // Ros. yurid. zhurn. 2014. № 5.

Korf S. A. Administrativnaya yusticiya v Rossii. Kn. 3: Ocherk teorii administrativnoj yusticii. Spb., 1910.

Mikova E. B. Finansovyj ombudsmen kak novella rossijskogo grazhdanskogo obshhestva // Izv. Irkutskoj gos. ehkonomich. akademii: ehlektr. nauch. zhurn. 2012. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Na zashhitu prav studenta // Obrazovatel'nyj portal Slovo: URL: http://www.portal-slovo.ru/ topic/46978.php.

Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po pravam rebenka: Ukaz Prezidenta RF ot 1 sentyabrya 2009 g. № 986 // SZ RF. 2009. № 36. St. 4312.

Ob utverzhdenii Polozheniya ob upolnomochennom po pravam invalidov na territorii municipal'nogo obrazovaniya «gorod Vologda»: postanovlenie Administracii g. Vologdy ot 22 yanvarya 2015 g. № 153 (v red. ot 10 avgusta 2015 g.) // URL: http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index. php?ID=335055&SECTI0N_ID=173.

Pevcova I. E. Pravo rebenka na sem'yu i ego konstitucionno-pravovoe obespechenie: dis. ... kand. yurid. nauk. Xabarovsk, 2013.

Poslanie Prezidenta 2014 g. // URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/12/poslanie-prezidenta-2014.

Rukovodyashhie principy predprinimatel'skoj deyatel'nosti v aspekte prav cheloveka // URL: http:// www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_RU.pdf.

Salikov M. S. Dinamika i formy razvitiya Konstitucii // Konstituciya Rossijskoj Federacii: problemy realizacii i perspektivy razvitiya konstitucionalizma: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashhennoj 20-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii (Ekaterinburg, 10-11 oktyabrya 2013 g.): v 2 ch. Ekaterinburg, 2014. Ch. 1.

Sereda M. Yu. Institut ombudsmena v FRG // Ombudsmen. 2013. № 2.

Stuhmcke A. Australian Ombudsmen and Human Rights // Australian Institute of Administrative Law Forum. 2011. Vol. 66.

Timofeev M. T. Institut ombudsmana v Velikobritanii i Irlandii: kontrol', osnovannyj na sotrudnichestve. M., 2006.

Uxtiyarov A. I. Upolnomochennyj po pravam cheloveka kak publichno-pravovoj institut zashhity prav grazhdan // Ombudsmen. 2013. № 1.

V RF poyavitsya ombudsmen po zashhite prav invalidov // Ros. gaz. 2013. 29 marta.

W

S К

w ч w CQ О

sa

PL,

G

w о к

л

ч

s

К

РЗ

<

PL!

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.