Научная статья на тему 'Институт Уполномоченного по правам ребенка: проблемы и перспективы развития'

Институт Уполномоченного по правам ребенка: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1261
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕ-БЕНКА / ДЕТСКИЙ ОМБУДСМЕН / ПРАВА РЕБЕНКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМБУДСМЕНА / ПРОКУРАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Светлана Нурхановна

Рассматривая опыт развития института Уполномоченного по правам человека, в научной литературе отмечается, что сегодня он становится эффективным инструментом правового государства. Особую группу в правозащитной деятельности Омбудсменов составляют дети, как самая уязвимая категория населения. Международ-ная практика показывает, что во многих зарубежных странах для защиты прав и закон-ных интересов детей самостоятельным институтом представлен институт детского Омбудсмена. Отмечается, что законодательное введение института омбудсмена во многих зарубежных странах явилось важным шагом в развитии демократических про-цессов направленных на дальнейшее укрепление статуса ребенка, гарантий реализации прав и свобод детей, основных составляющих правового государства. В статье исследу-ются особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах. Автор на практических примерах доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране имеются факты нарушения прав детей. На основе зарубежного опыта автором предлагается усо-вершенствовать конституционно-правовой механизм обеспечения деятельности инсти-тута Уполномоченного по правам ребенка.Исследование основано на монографической и периодической научной литературе. Ос-новные методы, использованные при написании статьи, сравнительно-правовой, формаль-но-юридический, историко-правовой. Проведен анализ организационно-правового статуса Омбудсмена. Автором исходя из обобщенного анализа компетенции и особенности уполно-моченного по правам ребенка зарубежных стран предлагается выделить казахстанского детского Омбудсмена в самостоятельный институт и на примерах обосновывается целе-сообразность изменения статуса Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт Уполномоченного по правам ребенка: проблемы и перспективы развития»

REFERENCES

1. Ezhegodnik publichnogo prava 2014: Administrativnoe pravo: sravnitelno-pravovye podhody. - Moskva: InfotropikMedia, 2014. - 480 s.;

2. Ezhegodnik publichnogo prava 2015: Administrativnyi process. - Moskva: Infotropik Media, 2015. - 464 s.;

3. Ezhegodnik publichnogo prava 2016: Administrativnyi akt. - Moskva: Infotropik Media, 2015. - 572 s.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежегодник публичного права 2014: Административное право: сравнительно-правовые подходы. - Москва: Инфотропик Медиа, 2014. - 480 с.;

2. Ежегодник публичного права 2015: Административный процесс. - Москва: Инфотропик Медиа, 2015. - 464 с.;

3. Ежегодник публичного права 2016: Административный акт. - Москва: Инфотропик Медиа, 2015. - 572 с.

УДК 347.637

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Исаева Светлана Нурхановна

Доцент кафедры общеюридических дисциплин Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., старший советник юстиции; Астана, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека; Уполномоченный по правам ребенка; детский Омбудсмен; права ребенка; зарубежный опыт деятельности Омбудсмена; прокуратура.

Аннотация. Рассматривая опыт развития института Уполномоченного по правам человека, в научной литературе отмечается, что сегодня он становится эффективным инструментом правового государства. Особую группу в правозащитной деятельности Омбудсменов составляют дети, как самая уязвимая категория населения. Международная практика показывает, что во многих зарубежных странах для защиты прав и законных интересов детей самостоятельным институтом представлен институт детского Омбудсмена. Отмечается, что законодательное введение института омбудсмена во многих зарубежных странах явилось важным шагом в развитии демократических процессов направленных на дальнейшее укрепление статуса ребенка, гарантий реализации прав и свобод детей, основных составляющих правового государства. В статье исследуются особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах. Автор на практических примерах доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране имеются факты нарушения прав детей. На основе зарубежного опыта автором предлагается усовершенствовать конституционно-правовой механизм обеспечения деятельности института Уполномоченного по правам ребенка.

Исследование основано на монографической и периодической научной литературе. Основные методы, использованные при написании статьи, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой. Проведен анализ организационно-правового статуса Омбудсмена. Автором исходя из обобщенного анализа компетенции и особенности уполномоченного по правам ребенка зарубежных стран предлагается выделить казахстанского детского Омбудсмена в самостоятельный институт и на примерах обосновывается целесообразность изменения статуса Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане.

БАЛАЛАР Ц¥ЦЬЩТАРЫ ЖОН1НДЕГ1 УЭК1Л ИНСТИТУТЫ: ПРОБЛЕМАЛАР ЖЭНЕ ДАМУ ПЕРСПЕКТИВАСЫ

Светлана Нурхан^ызы Исаева

К^азацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы К,щъщ цоргау органдарыныц академиясы жалпызацдыц пэндер кафедрасыныц доцентг, з.г.к., ага эдтет кецесшш; Астана, К^азацстан Республикасы; е-mail: [email protected]

ТYйiн свздер: Адам цуцыцтары жешндегг уэкт; Балалар цуцыцтары жвшндегг уэкт; балалар Омбудсмет; балалардыц цуцыгы; Омбудсмен цызметтщ халыцаралыц тэжгрибеЫ; прокуратура.

Аннотация. Гылыми эдебиеттердегг Адам цуцыцтары жошндегг уэкт институтыныц даму тэжгрибест ескерсек, бYгiнгi тацда ол цуцытыц мемлекеттщ тшмд1 цуралы болуда. Омбудсмендердщ адам цуцыцтарын цоргау цызметтде балалар, халыцтыц ец осал санаты реттде ерекше топты цурайды.

Халыцаралыц тэжгрибеде, кептеген шет елдердерде балалардыц цуцыцтары мен зацды мудделерт цоргау ушт тэуелсгз институт реттде балалар Омбудсмет керсеттген. Ягни, кептеген шет елдерде Омбудсмен институтын зацнамалыц енг1зу, балалардыц бостандыцтары мен цуцыцтарыныц кептдтн жузеге асыруга, баланыц мэртебест одан эрг ныгайтуга багытталган, цуцыцтыц мемлекттщ неггзгн цураушы демократиялыц удергстердг дамытудагы мацызды цадам болып табылады. Бул мацалада шет елдердегг Омбудсмен институтыныц цалыптасу ерекшел1ктер1 зерттеледг. Автор бугшгг куш бгздщ елiмiзде балалар цуцыцтарын бузушылыцтар бар екент тэж1рибел1к мысалдармен дэлелдейдi. Автормен шет елдж тэжгрибе неггзтде балалар цуцыцтары жешндегг уэкт институтыныц цызметт цамтамасыз етудщ конституциялыц-цуцыцтыц механизмы жеттдгру усынылады.

Зерттеу монографиялыц жэне мерзгмдж гылыми эдебиеттерге неггзделген. Мацаланы жазу барысында цолданылган неггзгг эдгстер: салыстырмалы-цуцыцтыц, формальды-зацды жэне тарихи-цуцыцтыц. Омбудсменшц уйымдастырушылыц-цуцыцтыц мэртебесте тал-дау ЖYргiзiлген. Автормен шет елдердегг Балалар цуцыцтары жешндегг уэкшдщ ерекшелш мен цузыретт жалпылама талдаудыц неггзтде цазацстандыц балалар Омбудсмент тэуелсгз институт реттде белу усынылады жэне де Цазацстанда Балалар цуцыцтары жентдегг уэкшдщ мартебест езгертудщ орындылыгы мысалдарымен неггзделедг.

THE INSTITUTE OF THE CHILDREN'S RIGHTS COMMISSIONER: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Issayeva S.N.

Associate Professor of the Chair of General Legal Disciplines of the Academy of Law Enforcement Agencies under the Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan, Ph.D., Senior Counselor of Justice; Astana, the Republic of Kazakhstan; е-mail: [email protected]

Keywords: Human Rights Commissioner; Children's Rights Commissioner; Children's Ombudsman; children's rights; international experience of the Ombudsman's activities; Prosecutor's Office.

Abstract. Considering the development experience of the Institute of the Human Rights Commissioner in the academic literature, it is noted that nowadays it is becoming an effective tool of the rule of law. A special group in the human rights activities of the Ombudsman is children, the most vulnerable category of the population. International practice shows that in many foreign countries the Institute of the Children's Ombudsman acts as independent institution to protect the rights and legitimate interests of children. The legislative introduction of the Ombudsman institute in manyforeign countries was an important step in the development of democratic processes, aimed at further strengthening the status of the child, guaranteeing the realization of children's rights andfreedoms - the main components of the rule of law. The article investigates the peculiarities of the formation of the ombudsman institute in foreign countries. The author proves, using practical examples, that there are facts of violation of children's rights in our country.

Based on foreign experience, the author proposes to improve the constitutional and legal mechanism for the activities of the Children's Rights Commissioner.

The study is based on monographic and periodic scientific literature. The main methodology

used is comparative legal, formal legal, and historical and legal analyses. The author analyzed the organizational and legal status of the Ombudsman. The author, proceeding from the generalized analysis of the competence and the peculiarities of the Children's Ombudsman in foreign countries, proposes to establish Kazakhstan's Children's Ombudsman as an independent institution, and using examples justifies the feasibility of changing the status of the Children's Rights Commissioner in Kazakhstan.

Мировой опыт развития института Уполномоченного по правам человека свидетельствует, что сегодня он становится эффективным инструментом правового государства. Институт Омбудсмена возник впервые в Швеции почти 200 лет назад, и долгое время считался шведским правовым феноменом1. Данный институт стал распространяться после второй мировой войны практически во всех государствах с различными правовыми системами и политическими системами. На сегодня Омбудсмены имеются в более 120 странах и разновидность составляет более 20 типов омбудсменов, которые специализируются по двум направлениям: защита прав отдельных категорий (детей, военнослужащих, женщин и т.д.) и защита прав в отдельных сферах (предпринимательство, страхование, здравоохранение и т.д.)2.

В Казахстане институт Уполномоченного по правам человека учрежден в 2002 году3. Ежегодные отчеты о деятельности Уполномоченного свидетельствуют о большом объеме проводимой работе. Международные эксперты также положительно оценивают деятельность учреждения Омбудсмена в Казахстане.

Международная практика показывает, что во многих зарубежных странах для защиты прав детей самостоятельным институтом представлен институт детского Омбудсмена.

Дети в правовом и социальном плане остаются наиболее уязвимой категорией, и проблемы с нарушением прав детей довольно частое явление. Как одна из самых незащищенных групп населения, они неспособны самостоятельно защищать свои права и законные интересы, не имеют возможности к получению квалифицированной помощи юристов и других специалистов. Так, Уполномоченному по правам человека в 2016 г. от самих несовершеннолетних, права которых были нарушены, поступило лишь три! обращения4. Именно этими причинами и обу-

словлено возникновение специализированного Омбудсмена по защите прав и законных интересов ребенка. Специфика данного института заключается в том, что, в отличие от иных государственных органов, его деятельность всемерно направлена на комплексное отстаивание прав и интересов детей по всем направлениям.

Должность детского омбудсмена впервые учреждена в Норвегии в 1981 году и в настоящее время данный институт действует в 77 странах.

В целях исполнения Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка по совершенствованию национальной системы защиты прав ребенка, а также реализации важнейших мер по модернизации страны - Пяти институциональных реформ и Ста конкретных шагов по их реализации в Республике Казахстан был создан институт детского Омбудсмена, осуществляющего свою деятельность на общественных нача-лах5. Это является одним из шагов по реализации государственной политики Главы по защите материнства и детства.

Вопросам прав детей (в возрасте 0 - 17 лет 5 460 449 человек - 30,7% от общей численности населения) в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Действует Закон РК «О правах ребенка»6, функционирует Комитет по охране прав детей. В целях защиты прав детей из семей социально уязвимых слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями, беженцев, мигрантов, беспризорных и безнадзорных детей в 2007 году Постановлением Правительства была создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющаяся консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан. Ежегодно МОН РК предоставляет Доклад о положении детей в Республике Казахстан7. В настоящее время развиваются

1 Издание Шведского института. Шведские омбудсмены. //http//www.si.se.

2 Европейский омбудсман. Журнал о деятельности национальных учреждений по правам человека. // http://euro-ombudsman.org/

3 Указ Президента Республики Казахстан «Обучреждении должности Уполномоченного по правам человека» от 19 сентября 2002 года № 947. //adilet.zan.kz/rus.

4 Отчет Уполномоченного по правам человека, 2016.//http://www.ombudsman.kz/

5 Указ Президента Республики Казахстан «О создании института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан» от 10 февраля 2016 года № 192. //adilet.zan.kz/rus.

6 Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 г. //http//www adilet.zan.kz/rus.

7 Доклад о положении детей в Республике Казахстан. 2016 г. http://www.bala-kkk.kz/ru/

системы ювенальной юстиции.

Законодательно закреплены наиболее важные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, отдых, участие в общественной жизни и культурных мероприятиях. К важнейшим законам, закрепляющим права детей, относятся Кодекс «О браке (супружестве) и семье»8, законы «Об образовании»9, «О государственной молодежной политике»10, «О государственных пособиях семьям, имеющим детей»11, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»12, «О детских деревнях семейного типа и домах юношества»13. В Уголовный кодекс РК внесены серьезные изменения и дополнения по защите прав несовершеннолетних. Эти нормативные правовые документы, как общего, так и специального характера, содержат конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.

В тоже время дети часто подвергаются незаконной эксплуатации, унижению и насилию со стороны взрослых, нарушению их прав.

В Казахстане конституционно запрещено применение насилия «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»14. Предусмотрено право ребенка на «защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения» (п. 2 ст. 10 Закон РК «О правах ребенка»). Но, к сожалению, следует констатировать, что в Казахстане применяется насилие в отношении детей.

В рамках совместного проекта Уполно-

моченного по правам человека с ЮНИСЕФ и при поддержке Представительства Европейского союза в РК в 2016 году проведено исследование «Знания, отношение и практика в сфере бытового насилия и правосудия в отношении детей», в ходе которого было опрошено 2 400 взрослого населения, 1829 детей в школах, 76 детей в институциональных учреждениях, 89 специалистов по защите детей, 31 представитель СМИ и 13 представителей центральных органов власти. Исследование выявило, что 75,4% взрослого населения, 46,1% специалистов по вопросам защиты детей и сотрудников судебных органов и 54,8% представителей средств массовой информации поддерживают применение телесного наказания для дисциплины и контроля детей в семье, 53,9% детей в детских учреждениях, 34,4% детей в школах поддерживают применение телесных наказаний к детям в семье15.

66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23 % опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20 % - вымогательства среди детей, 27 % - телесного наказания со стороны учителей. Недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных интернатов к телесным наказаниям (40 % среди персонала учреждений интернатов поддерживают применение данных мер воздействия)16. Эти данные показывают, что применение телесных наказаний в качестве средства для поддержания дисциплины, а также воспитания детей глубоко укоренились в нашем обществ

В докладе независимого эксперта ООН по вопросу о насилии в отношении детей Па-уло Пинейро говорится: «Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания; любое насилие в отношении детей поддается

8 Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 г. //http//www adilet. zan.kz/rus.

Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. /http//www adilet.zan.kz/rus.

9 Закон Республики Казахстан Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III да № 518-IV//http//www adilet.zan.kz/rus.

10 Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» от 9 февраля 2015 года № 285-VЗРК.//http//www adilet.zan.kz/rus.

11 Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года. //http//www adilet.zan.kz/rus.

12 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года N 591.//http//www adilet.zan.kz/ rus.

13 Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 года N 113-II//http//www adilet.zan.kz/rus.

14 Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. / http//www adilet.zan.kz/rus.

15 Отчет Уполномоченного по правам человека, 2016.//http://www.ombudsman.kz/

16 Информационный бюллетень уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан № 3, 2015 г.//Электронный ресурс /http://www.ombudsman.kz/

17

предупреждению» .

В ряде случаев насилие в отношении детей является причиной совершения суицидов. Результаты исследования, проведенные детским фондом ООН UNICEF, показали, что Казахстан занимает второе место в мировой статистике показателей смертности от суицидов среди несовершеннолетних. Так, только в 2015 году в Казахстане покончили с собой 4 тысячи человек. При этом зафиксирован 201 случай самоубийства несовершеннолетних. Еще 485 подростков пытались покончить с собой. 2016 год показал рост количества фактов суицида. По состоянию на апрель 2016 года покончили с собой 200 несовершеннолетних. Самая подверженная суицидам возрастная группа — подростки 15-17 лет, на них приходится 60% самоубийств.18

Доступность и разветвленность сети «Интернет», порождают неограниченное распространение в детской среде негативной информации. Из материалов МВД РК число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступны подросткам в любое время. В социальных сетях среди несовершеннолетних распространяются такие «игры», как «Беги и умри», «Синий кит» и т.п., подталкивающие ребенка - «игрока» к совершению суицида.

Серьезной проблемой остается обеспечение жильем детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Министерства образования и науки РК, сегодня в Казахстане из 34 тысяч детей-сирот в жилье нуждаются более 27 тысяч [1].

Еще одна серьезная проблема - это соблюдение прав детей мигрантов, их медицинское обслуживание, доступ к образованию.

«Лига женщин Казахстана» провели исследование по теме ранних браков, в результате которого выявили, что ежегодно в Казахстане заключается более 3000 ранних браков. Ни Уголовный кодекс РК, ни Кодекс об административных правонарушениях РК не предусматривают ответственности за факт принуждения к вступлению в брак, что отражает позицию «невмешательства» государства в эту ситуацию.

Большая работа по защите прав детей

проводится прокуратурой. Так за 2015 год в сфере надзора за применением законодательства о несовершеннолетних проведено 2278 проверок, выявлено 91614 нарушений законности, рассмотрено 2498 представлений, удовлетворен 181 протест, по мерам реагирования отменено и изменено 354 незаконных акта, дано 1209 разъяснений закона, объявлено 715 предостережений. Мерами прокурорского надзора привлечены к дисциплинарной ответственности 8302 лица, административной - 2707, материальной - 323, по 54 уголовным правонарушениям начато досудебное расследование. Защищены конституционные права 269376 несовершеннолетних. Так, только за 2015 год прокуратурой города Астаны проведено 117 проверок, выявлено более 2,5 тыс. нарушений законности, защищены конституционные права порядка 4,5 тыс. детей, по актам надзора привлечено к различным видам ответственности 416 виновных лиц (к дисциплинарной- 228 лиц, административной - 184 и материальной - 4), возмещено в доход государства 25,3 млн. тенге [2].

Особую тревогу вызывают вопросы соблюдения прав детей с ограниченными возможностями (в настоящее время в Казахстане проживает свыше 140 тыс. детей, из них 74 тыс. составляют дети-инвалиды). Органы прокуратуры выявляют нарушения прав детей с ограниченными возможностями на охрану здоровья, социальную защиту, помощь и образование. По итогам проверки органами прокуратуры в 2015 г. защищены конституционные права 3 129 детей с ограниченными возможностями, к различным видам ответственности привлечено 706 лиц, возбуждено 11 уголовных дел, осуждено 1 лицо19.

В рамках взаимного сотрудничества по вопросам защиты прав несовершеннолетних заключен Меморандум между Генеральной прокуратурой Республики Казахстан и Уполномоченным по правам ребенка, главной целью которого будет осуществление совместных и согласованных действий по обеспечению гарантий прав и законных интересов детей, восстановлению их нарушенных прав и свобод на принципах конструктивности, прозрачности и эффективности деятельности.

Все это свидетельствует, что казахстанский детский омбудсмен имеет достаточный объём работы. Образование института Упол-

17 Доклад независимого эксперта для проведения исследования ООН по вопросу о насилии в отношении детей.// IndependentExpertforthe .http://www. context.reverso.net/.

18 КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. http://pravstat.prokuror.kz/rus

19 О результатах проверки соблюдения прав и интересов детей с ограниченными возможностями. http:// prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/

номоченного по правам ребенка в Казахстане своевременная мера. И в качестве предложения считаем целесообразным придать данному институту самостоятельный статус (не на общественных началах) и наделение его большим широким кругом полномочий.

В этой связи следует изучить и использовать положительный зарубежный опыт. В зарубежных государствах институт омбуд-смена по правам ребенка определяется как «независимый законодательно учрежденный орган, созданный для отстаивания прав и интересов детей». Анализ деятельности детского Омбудсмена показывает схожие и различные черты.

Детский Омбудсмен проводит свою работу по трем направлениям: защита прав конкретного ребенка; защита интересов отдельных детей и детей в целом; осуществление деятельности в интересах все детей [3, с. 142-143].

Так по способу формирования института Уполномоченного по правам ребенка имеются различия:

1) в Норвегии, Швеции, Хорватии данный институт учреждается специальным законом, принимаемым парламентом;

2) в Польше детский омбудсмен обладает конституционным статусом (в 1997 году в Конституции Республики Польша закреплено положение данного института);

3) в Новой Зеландии учреждается в соответствии с законом об охране прав ребенка;

4) в Канаде, Испании, Дании Уполномоченный по правам ребенка создается в структуре государственного органа, и ом-будсмены являются штатными сотрудниками государственного органа и подотчетны руководителю;

5) в Финляндии учреждается неправительственными организациями. [4].

По функциям практически во всех государствах прослеживается единая политика и можно выделить следующие основные черты:

1) защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;

2) расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

3) действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

4) внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

5) мониторинг законодательства, касающегося защиты интересов детей [5].

Также детский Омбудсмен при исполнении своих должностных полномочий имеет право запрашивать всю необходимую информацию от государственных и общественных органов, отдельных правительственных агентств, муниципальных и других властей страны о том, что они делают, чтобы гарантировать соблюдение закона о защите прав детей (Швеция).

Он также может требовать от них принятия мер к защите прав ребенка в объеме компетенции того или иного органа, к которому он обращается, а также с целью выступления с законодательной инициативой или предложением по принятию новых или изменению действующих юридических норм (Польша). [6].

Если омбудсмен по делам детей в течение выполнения им своих обязанностей узнает, что ребенок подвергается физическому, умственному или половому насилию, плохому обращению или эксплуатации, небрежности или небрежному обращению, немедленно сообщает о таком факте в уполномоченный орган и сообщает в органы полиции (США).

В Хорватии государственные органы обязаны сотрудничать с омбудсменом по делам детей, представлять отчетную документацию по его требованию, давать ответы на его запросы и отчитываться перед ними в течение 15 дней о принятых мерах в отношении его предупреждения, предложения или рекомендации. Если агентства не в состоянии принять необходимые меры в течение указанного периода времени, омбудсмен по делам детей сообщит об этом факте в орган, контролирующий деятельность такой организации или учреждения. Он имеет право на беспрепятственный вход в любые здания, помещения, в которых расположены государственные учреждения попечительства и опеки за детьми, и на получение от этих учреждений разъяснений по поводу ухода за детьми, которые помещены в них временно или постоянно в соответствии с конкретными постановлениями20.

В настоящее время Омбудсмены проводят работу на укрепление и обеспечение защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Поэтому основной упор ведомство делало на противодействие распространения в сети Интернет экстремистских сайтов, в том числе сайтов ИГИЛ, ресурсов с детской порнографией, материалов, пропагандирующих суицид и наркоманию среди несовершеннолетних.

В зависимости от способа учреждения Уполномоченный по правам ребенка пред-

20 Европейский омбудсман. Журнал о деятельности национальных учреждений по правам человека. // http://euro-ombudsman.org/

ставляет ежегодный отчет о своей деятельности Президенту, Парламенту (Польша, Литва, Хорватия), а также замечания о состоянии соблюдения прав ребенка в стране. Стоит заметить, что для зарубежных чиновников попасть в отчет детского Омбудсмена имеет серьезные последствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеются различия по срокам назначения:

1) в Хорватии назначаются на 8 лет с правом повторного назначения;

2) в Польше 5 лет, с правом продления на дополнительный пятилетний срок;

3) в Норвегии срок полномочий четыре года, с правом продления не более чем на один срок [3].

В отдельных зарубежных государствах Омбудсмен не должен быть членом политической партии (Хорватия). В отдельных странах к кандидатам на должность предъявляются определенные требования: наличие юридического (педагогического) образование, стажа работы по специальности.

Практически во всех государствах дети имеют возможность связаться с омбудсме-ном по почте, по телефону, по Интернету, где в доступной форме получают информацию, куда они могут обратиться за помощью в случае нарушения своих прав.

Анализ правовой практики деятельно-

сти зарубежных Омбудсменов показывает эффективность данного института. Считаем, что Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане должен стать важным самостоятельным механизмом комплексной защиты прав и интересов детей. Омбудсмен по правам ребенка как независимый орган, наделенный правом выступать от имени детей должен сосредоточить свою деятельность исключительно на защите их интересов. Для достижения данных целей необходимо: разработать Положение об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Казахстан; разработать самостоятельный сайт, с упрощенным порядком обращения и строгой конфиденциальностью. Проработать вопрос региональных представителей Уполномоченного по правам ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ватлина Э. «Казахстану нужен Детский Омбудсмен». http://ru.soros.kz/press

2. Оспанов А. Защита прав детей - приоритет в деятельности органов прокуратуры. http://all-docs.ru/index.php.

3. Журко А.В. Использование в российской федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института уполномоченного по правам ребенка. Пробелы в российском законодательстве. Выпуск № 6 - 2013, с. 84-87. http://www.urvak.ru/articles/probe-vypusk-6

4. Шамрин М.Ю. Защита прав детей: административно-правовой аспект //Евразийский юридический журнал, 2013, № 3.

5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учебное пособие. - М.: Академия, 2008, 320 с.

6. Кондратьева Е. Уполномоченный по правам ребенка (опыт Республики Польша) // Международно-правовые чтения. 2003. № 1.

REFERENCES

1. Уа^та Je. «Kazahstanu nuzhen Detskij Ombudsmen». http://ru.soros.kz/press

2. Ospanov А. Zashhita prav detej - prioritet V dejatel'nosti organov prokuratury. http://all-docs.ru/index.php.

3. Zhurko А.У. Ispol'zovanie V rossijskoj federacii zarubezhnogo opyta formirovanija i funkcionirovanija instituta upolnomochennogo po pravam rebenka. Probely V rossijskom zakonodateГstve. Уypusk№ 6- 2013, s. 84-87. http://www.urvak.ru/articles/probe-vypusk-6

4. Shamrin Ы^. Zashhita prav detej: administrativno-pravovoj aspekt // Evrazijskij juridicheskij zhurnal, 2013, № 3.

5. Poddubnaja Т.К Social'naja zashhita detstva V Rossii i za rubezhom: uchebnoe posobie. -М.: Akademija, 2008, 320 s.

6. Kondrat'eva Е. Upolnomochennyj po pravam rebenka (opyt Respubliki Pol'sha).// Mezhdunarodno-pravovye chtenija. 2003. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.