О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Гулякевич Андрей Владимирович
магистр государственного управления, юрисконсульт ООО «Франдеса»
Республика Беларусь, г. Минск E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF THE NECESSITY OF ESTABLISHMENT INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE
REPUBLIC OF BELARUS
Andrei Huliakevich
master of Public Administration, legal advisor at LLC “Frandesa ” Republic of
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению и анализу функций и полномочий уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в зарубежных странах. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что ни один государственный орган не способен в полной мере эффективно осуществлять функции по защите прав и свобод граждан. Только специализированный институт в области защиты прав человека способен в полной мере быть гарантом охраны и восстановления нарушенных прав. Автором обоснована необходимость введения института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.
ABSTRACT
The article is devoted to investigation and analysis of the functions and powers of the Commissioner for Human Rights (Ombudsman) in foreign countries. As the result of the investigation the author comes to conclusion that no public agency is not able to perform the functions of protecting the rights and freedoms of citizens fully and effectively. Only a specialized institute in the sphere of protection of human rights can be a guarantor of protection and restoration of disturbed rights. The author substantiates the necessity of establishment the institution of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Belarus.
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека; омбудсмен; защита прав и свобод человека; парламент.
Keywords: Commissioner for Human Rights, the Ombudsman, protection of the rights and freedoms, parliament.
Несмотря на объединение усилий государств в рамках международного сотрудничества проблема защиты прав и свобод человека по-прежнему занимает одно из центральных мест на современном этапе развития общества. Это связано с довольно частыми случаями нарушения указанных прав конкретных граждан представителями органов государственной власти и должностными лицами, особенно на местном уровне, в различных сферах государственной и общественной жизни.
Система государственных органов Республики Беларусь призвана функционировать таким образом, чтобы сделать реальными закрепленные в Конституции права, свободы и обязанности граждан. Каждый субъект власти обладает собственными полномочиями и действует присущими ему методами. Очевидно, что важную роль в деле укрепления конституционной законности играют и парламент, и конституционный суд. Парламент принимает законы, то есть те акты, которые конкретизируют положения Конституции и реализуют их, конституционный суд — при выявлении противоречий между обыкновенными законами и Конституцией обеспечивает верховенство Конституции. Конечно, один конституционный суд не сможет обеспечить верховенство Конституции. Для этого необходимо функционирование слаженной системы органов государственной власти по укреплению законности, утверждению принципов правового демократического государства в нормотворчестве и на практике.
В Республике Беларусь Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — является представителем народа и выражает его волю посредством принятия законов, тем самым способствуя уменьшению коллизий и сглаживанию негативных явлений в обществе. Однако Парламент, осуществляя
опосредованный конституционный контроль, в основном за деятельностью органов исполнительной власти, является недостаточно эффективным средством в деле соблюдения конституционных прав и свобод человека.
Проанализировав различные способы защиты прав человека в Республике Беларусь, обобщив мировую практику, можно смело утверждать, что только специализированный институт в области защиты прав человека способен в полной мере быть гарантом охраны и восстановления нарушенных прав. В зарубежных странах такими органами являются: омбудсмен (Швеция, Польша, Российская Федерация), комиссия по правам человека (Франция), институт (центр) по правам человека (Дания, Норвегия, Г ермания).
Однако наибольший интерес для исследователей представляет классический специализированный институт защиты прав человека — парламентский уполномоченный по правам человека (омбудсмен).
Впервые такой институт был введен в Швеции в 1809 году, однако широкое распространение он получил лишь после Второй мировой войны. В настоящее время во многих зарубежных странах в качестве одного из способов, с помощью которого достигается соблюдение режима конституционной законности, является институт омбудсмена [1, с. 135]. В общем смысле омбудсмен — это специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах — также частными лицами и объединениями [4, с. 353]. Как правило, омбудсмен избирается или назначается на должность парламентом либо одной из его палат, в большинстве случаев нижней палатой, и представляет собой единоличное должностное лицо с обслуживающим его аппаратом. Однако в последнее время ввиду сложности и напряженности работы омбудсмена, огромного количества поступающих обращений все чаще вводятся должности заместителей омбудсмена. Также наметилась тенденция создания так называемых специализированных моделей омбудсмена: исполнительных (административных), университетских, военных, здравоохранения, свободы слова, по делам заключенных и др. Кроме того, в
странах с федеративной формой государственного устройства омбудсмены могут быть назначены как на федеральном уровне, так и на уровне всех или некоторых субъектов федерации (Канада, Австрия, Австралия).
Институт парламентского уполномоченного по правам человека может вводиться в государстве тремя способами: на основе специально прописанных в Конституции положений и получивших свое дальнейшее развитие в законодательных актах (Швеция, Дания, Испания); на основе специально принятого законодательного акта с последующим внесением соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Польша, Португалия); на основе принятого законодательного акта без внесения изменений и дополнений в Конституцию (Франция, Англия) [8, с. 2].
В мире существуют разнообразные типы и модели парламентского уполномоченного, поэтому в каждой стране с учетом национальных особенностей к кандидатам на должность омбудсмена предъявляются различные требования, касающиеся возраста, образования, профессиональных и личных качеств [7, с. 36]. В основном омбудсмен назначается на определенный срок. Так, в Дании, Швеции, Финляндии, Португалии, Польше, Югославии такой срок составляет 4 года, в Испании, ФРГ, России — 5 лет, в Австрии, Голландии, Франции — 6 лет, в Хорватии — 8 лет [8, с. 4]. Как правило, омбудсменом может быть юрист либо лицо, имеющее опыт работы в государственных органах.
Предметом деятельности омбудсмена являются различные нарушения прав и свобод человека, возникающие во всех сферах государственной и общественной жизни.
Как правило, омбудсмены не обладают распорядительными полномочиями, но представляют ежегодные доклады парламенту о состоянии защиты прав человека, законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обращаться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых государствах и сами могут возбуждать такие
дела [9, с. 153]. Однако у соответствующих органов исполнительной власти нет законодательно установленной обязанности соглашаться с выводами и рекомендациями омбудсмена, поскольку данные решения не обладают обязательной юридической силой. Однако на практике органы исполнительной власти практически всегда реагируют на рекомендации омбудсмена во избежание критики и общественного осуждения в их адрес, поскольку это может существенно подорвать их репутацию.
Задача органа, который по своему юридическому статусу не входит ни в одну властную структуру, состоит в том, чтобы, исключая обязательные санкции, пользуясь только правом предложения, содействовать утверждению справедливости, человечности в действиях государственных структур [5]. Омбудсмен призван защищать права и свободы человека от неправомерных действий (решений) исполнительной власти, восстанавливать нарушенные права человека и гражданина, содействовать правовому просвещению общества в сфере прав и свобод человека [2, с. 3]. В этой связи омбудсмен, как правило, не ограничивается надзором за формальным соблюдением законности, а вправе вмешаться, если права и интересы человека ущемлены в результате действий или бездействий административных органов или должностных лиц [8, с. 231]. Таким образом, омбудсмен в какой-то степени осуществляет опосредованный парламентский контроль в форме надзора за государственными органами, но без изменения принятых ими решений [10, с. 95].
Учитывая вышеуказанное, необходимо отметить, что введение института Уполномоченного по правам человека является особенно актуальным для Республики Беларусь. Этот институт является новым для нашего общества. Однако в мировой практике он уже достаточно прочно укрепился в структуре государственных органов и играет важную роль в деле контроля за деятельностью органов государственной власти и защиты законных прав и свобод личности. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления конституционной законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти [5].
Степень зрелости какого-либо гражданского общества зависит от гарантий защиты прав человека со стороны государства, закона, а также от перспектив развития этого процесса [3, с. 1]. Учреждение института Уполномоченного по правам человека призвано предотвратить отклонения от конституционных и иных правовых норм и предупредить нарушения государственными служащими административной этики [5].
Конституционный Суд Республики Беларусь также неоднократно обращал внимание на то, что улучшению состояния конституционной законности в государстве, созданию действенного механизма защиты прав и свобод личности способствовало бы принятие Закона «Об Уполномоченном по правам человека» и наделение этого должностного лица правом обращения в Конституционный Суд в целях инициирования конституционного судопроизводства [6].
Необходимо обратить внимание на то, что права человека должны одинаково защищаться в каждой административно-территориальной единице, на всей территории Республики Беларусь. С учетом совершенствования органов местного управления и самоуправления возможна, по нашему мнению, деятельность Уполномоченного по правам человека и на областном уровне. Эти органы могли бы быть как избраны, например, областным (районным) Советом депутатов, так и назначены администрацией административнотерриториального образования. Отношения Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь и Уполномоченного по правам человека на областном уровне не должны строиться в порядке субординации, а должны носить координационный характер. Вопросы форм взаимодействия и разграничения полномочий между ними должны быть закреплены на законодательном уровне. Думается, Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь будет не в состоянии только своими силами или силами своего аппарата справиться с многочисленными жалобами, которые будут поступать на его имя.
В заключение следует отметить, что опыт уже установленных институтов типа омбудсмена дает основание считать, что его деятельность является очень эффективным инструментом защиты основных прав и свобод человека.
Только институт уполномоченного по правам человека имеет строго фиксированную функциональную направленность — уважение, соблюдение и защиту прав человека в деятельности публичной власти. С учетом дальнейшего укрепления правовой государственности, совершенствования органов местного управления и самоуправления возможна деятельность Уполномоченного по правам человека как на республиканском, так и на областном уровне.
На основании изложенного представляется возможным и необходимым для максимально полного соблюдения основных прав и свобод человека и приведения их в соответствие с международными стандартами ускорение принятия законодательных актов, в первую очередь Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь».
Список литературы:
1. Артемьев С.Ю. О проблеме учреждения института омбудсмана в
Республике Беларусь // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: сб. науч. тр. в 2 т. - Т. 2: Проблемы
унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе / Белорус. гос. ун-т ; [под ред. С.А. Балашенко]. Минск, 2008. — С. 135—138.
2. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Республике Казахстан и
зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ : Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Астана, 2008. — 46 с.
3. Дідковська І.О. Омбудсмен у системі інститутів правової держави:
порівняльно-політологічний аналіз : Автореф. дис. канд. політ. наук. Київ, 2007. — 19 с.
4. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь / под общ. ред. В.Н. Додонова. М.: Инфра - М, 2001. — 623 с.
5. Кулаковский Ю. Уполномоченный по правам человека в Республике
Беларусь: проблемы и перспективы // Развитие: [сайт]. [2012].
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦЕЬ: http://www.evolutio.info/content/view/33/38/ (дата обращения:
11.10.2012).
6. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь от 22 янв. 2001 г. № Р-105/2001 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — № 12. — 6/267.
7. Пастухов М.И. Институт уполномоченного по правам человека как дополнительное средство защиты прав и свобод граждан // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаванш. — 2013. — № 1. — С. 31—40.
8. Тхаркахо М.М. Особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах // Вестн. Адыгейс. гос. ун-та. Сер. 1 Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2008. — № 2. — С. 228—232.
9. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М.: Норма, 2008. — 336 с.
10. Шавцова А.В. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь // Право и демократия : сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т ; [под ред. В.Н. Бибило]. Минск, 2003. Вып. 14. — С. 89—101.