УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10055
о необходимости создания института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека
W W _ _
в российской федерации
Роман Юрьевич ИВАНОВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина
E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. Во многих странах результатом развития института омбудсмена явилось возникновение специализированных омбудсменов. В Российской Федерации институт Уполномоченного по правам человека также пошел по пути создания специализированных (отраслевых) омбудсменов. Однако, несмотря на появление в Российской Федерации этого правозащитного института, единого мнения среди ученых и практиков по вопросу его необходимости и целесообразности до сих пор не достигнуто.
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека и гражданина, специализированные уполномоченные по правам человека.
Annotation. In many countries emergence of specialized ombudsmen was result of development of institute of the ombudsman. In the Russian Federation the institute of the Commissioner for Human Rights also went on the way of creation of specialized (branch) ombudsmen. However, despite emergence in the Russian Federation this human rights institute of a consensus among scientists and practicians concerning its need and expediency it is still not reached.
Keywords: commissioner for human rights, human right and citizen, specialized commissioners for human rights.
Рецензент: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент
Проблеме защиты прав человека и гражданина традиционно уделяется особое внимание со стороны государства. И это не случайно, поскольку в настоящее время происходят существенные трансформации в содержании социально-экономической роли Российской Федерации, провозгласившей в качестве своего приоритета создание таких условий, которые обеспечили бы каждому человеку и гражданину достойный уровень жизни и свободное развитие.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возможно при наличии механизма их государственной защиты, который основан на зак-
репленных в Конституции РФ1 принципах его организации и деятельности, предусматривающих конституционное признание и утверждение естественных прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, взаимную ответственность государства и индивида.
Неотъемлемым элементом механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является институт Уполномоченного по правам человека. Институт омбудсмена в нашей стране важен тем, что играет роль своего рода сдерживающего фактора во все возрастающей «управленческой экспансии государства во все сферы чело-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
веческой деятельности»2, внутреннего инструмента саморегулирования и самоограничения государственной власти, ставящей человека и гражданина в зависимость от государства.
На протяжении своего существования как в мире, так и в России, институт омбудсмена показал свою эффективность и необходимость. Во многих странах результатом развития института омбудсмена явилось возникновение специализированных омбудсменов, занимающихся проблемами защиты прав детей и молодежи, этнических и языковых меньшинств, лиц с ограниченными возможностями, равенства между мужчинами и женщинами и др.
В Российской Федерации институт Уполномоченного по правам человека также пошел по пути учреждения специализированных (отраслевых) омбудсменов.
Первым специализированным уполномоченным в России, назначенным на федеральном уровне, стал Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, должность которого была учреждена в 2009 г. Чуть позднее, также на федеральном уровне, появились должности Уполномоченного по защите прав студентов (2012) и Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ (2013).
Кроме того, уполномоченные по правам ребенка и по защите прав предпринимателей были учреждены и в субъектах Российской Федерации. В последнее время круг специализированных уполномоченных в России расширяется.
Однако, несмотря на появление в Российской Федерации специализированных (отраслевых) уполномоченных как на федеральном, так и на региональном уровнях, единого мнения среди ученых и практиков по вопросу необходимости и целесообразности этого института до сих пор не достигнуто. Нет однозначного взгляда на эту проблему и среди самих уполномоченных по павам человека.
Так, по мнению О.О. Миронова, занимавшего должность Уполномоченного по правам человека в РФ в период с 1998 по 2004 гг., появление в России специализированных (отраслевых) уполномоченных было бы полезным в силу обширности территории страны и наличия большого количества нарушений прав человека3.
В 2015 г., после внесения изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ4 был создан Совет уполномоченных по правам человека в России, на первом заседании которого
был поднят вопрос о целесообразности учреждения уполномоченных по защите прав по различным направлениям обеспечения прав человека. Большинство уполномоченных выразили обеспокоенность возможностью размывания самой должности уполномоченного по правам человека попытками создания специализированных уполномоченных, что в итоге может дезорганизовать работу по защите прав и свобод граждан.
Свою озабоченность по вопросу создания специализированных (отраслевых) уполномоченных выражал и В.П. Лукин, проработавший в должности Уполномоченного по правам человека в РФ с 2004 по 2014 г.
По мнению В.П. Лукина, существующая практика создания институтов специализированных уполномоченных является типичным примером негативного зарубежного опыта, итогом которого будет снижение авторитета уполномоченных из-за дублирования полномочий соответствующих отделов, созданных в аппарате Уполномоченного по правам человека, а, соответственно, и влияния, и эффективности каждого из них5.
Е.Г. Калинина, анализируя институт специализированных уполномоченных по правам человека в РФ как новый элемент в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, отмечает, что «к потенциальным проблемам института специализированных уполномоченных, помимо существующих проблем правового регулирования и дублирования полномочий, относятся проблемы взаимодействия специализированных уполномоченных по правам человека с органами государственной власти и между собой, эффективности их деятельности»6.
По мнению действующего Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой, расширение института специализированных уполномоченных по правам человека дополняет и балансирует институт Уполномоченного в целом. Косвенным подтверждением выбранного Уполномоченным по правам человека в РФ курса на развитие института специализированных (отраслевых) уполномоченных является и появление в ежегодном докладе Уполномоченного главы, посвященной защите прав и свобод отдельных категорий граждан: женщин, несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров и ветеранов, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, и ряда других групп соотечественников.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
Полагаем, что в настоящее время в обществе назрел запрос на введение этого правового института в механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Но при этом включение института специализированных уполномоченных в правозащитную систему Российской Федерации требует серьезного научного осмысления, фактического обоснования и изучения.
1 Конституция РФ: принята всеобщим голосованием 12.12.1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2 Шабанова З.М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.
3 Ковлер А.И., Миронов О.О. Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А.И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором О.О. Мироновым // Гос-во и право. 2000. № 2. С. 5—9.
4 Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
5 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году» // Рос. газ. 2008. № 4612.
6 Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внут-
ригосударственного механизма защиты прав человека // Рос. юрид. журнал. 2014. № 5 (98). С. 153.
Библиографический список
1. Конституция РФ: принята всеобщим голосованием 12.12.1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году» // Рос. газ. 2008. № 4612.
4. Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Рос. юрид. журнал. 2014. № 5 (98). С. 149—154.
5. Ковлер А.И, Миронов О.О. Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А.И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором О.О. Мироновым // Гос-во и право. 2000. № 2. С. 5—9.
6. Шабанова З.М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 189 с.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оперативно - розыскная деятельность.
4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 439 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. И.А. Климова
978-5-238-03172-9
Изложены базовые положения теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.
В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).
Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019