Спасо-Яковлевский монастырь в 1913 г.
А. Е. Виденеева
В статье рассматривается посещение Спасо-Яковлевского монастыря императором Николаем II и его детьми, осуществленное в 1913 г. в рамках празднования 300-летия воцарения династии Романовых. Приведены и проанализированы исторические факты подготовки монастыря к этому знаменательному событию, разработки церемониала встречи, осуществления приема высоких гостей и демонстрации им храмов, святынь и реликвий обители. Рассмотрены традиции императорского паломничества по святым местам.
Ключевые слова: монастырь, храмы, святыни, реликвии, достопримечательности, благоустройство обители, святитель Димитрий Ростовский, императорское паломничество, 300-летие династии Романовых, император Николай II, епископ Иосиф.
Spaso-Jakovlevsky Monastery in 1913
А. Е. Videneeva
In the article the visit at the Spaso-Jakovlevsky monastery by Emperor Nikolay II and his children done in 1913 within the celebration of the 300-th anniversary of the Romanov dynasty accession is considered. Are presented and worked out the historic facts of the monastery preparation to this symbolic meeting, working out and realisation of ceremonial meeting of honoured guests and demonstration to them the temples, relics and monastery relics. Traditions of imperial pilgrimage on holy lands are considered.
Key words: a monastery, temples, object of worship, relics, sights, a monastery accomplishment, hierarch Dimitry Rostov, imperial pilgrimage, the 300-th anniversary of the Romanov dynasty, emperor Nikolay II, bishop Josef.
Со времени прославления свт. Димитрия в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь открылось императорское паломничество. Со второй половины ХУШ в. по начало ХХ в. здесь побывали почти все царствующие особы и многие великие князья и княгини. Особо памятным для монастыря стало прибытие Николая II, которое произошло 22 мая 1913 г., - последнее посещение обители последним российским императором.
Это событие, в равной степени знаменательное и для монастыря, и для города, нашло должное отражение в литературе. Описание императорского посещения Ростова по свежим следам было составлено и издано настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря епископом Иосифом, принимавшим государя в своей обители [1]. Несколько заметок о встрече императора в Ростове и Ярославле появилось на страницах местной и столичной прессы [2]. В том же 1913 г. в свет вышел роскошно изданный и богато иллюстрированный фотографиями альбом о пребывании императорской семьи в пределах Ярославской губернии [3].
Документальную основу настоящего исследования составили вышеназванные публикации, а также немногие сохранившиеся от 1913 г. делопроизводственные материалы монастырского архива: отчеты о состоянии обители, архиерейские указы и настоятельские распоряжения.
В 1913 г. Российская империя отмечала 300-летие воцарения дома Романовых. В рамках юбилейных торжеств была организована поездка им-
ператорской семьи по Костромской, Ярославской и Московской губерниям для посещения мест, связанных с избранием на царство первого представителя нового царствующего рода — царя Михаила Федоровича. В маршрут этого путешествия был включен и Ростов - древнейший город Ярославской губернии.
В дневнике, который вел император Николай Александрович, его впечатлениям о посещении Ростовских святынь отведены несколько скупых строк [4]. Однако и для города, и для монастыря этот день был долгожданным и значительным. К нему тщательно готовились. Заблаговременно были отобраны объекты показа. Местами посещения государя должны были стать городской собор, Ростовский кремль и экспозиции Музея церковных древностей, Спасо-Яковлевский монастырь и два храма XVII в. - городская церковь Благовещения и сельская церковь Иоанна Богослова в окрестностях Ростова. Заранее был проложен маршрут передвижения и разработан церемониал встречи.
Программа знакомства императора с Ярославлем, к слову, была гораздо более насыщенной, что неудивительно, если принять во внимание разницу в масштабе и значении городов. В Ярославле высоким гостям собирались показать кафедральный собор, архиерейский дом в Спасском монастыре и два приходских храма XVII в. - Ильи Порока и Иоанна Предтечи, о которых, кстати, государь впоследствии отозвался, что они «один другого краше и лучше». Императора ожидало знакомство с приютом для сирот,
основанным в честь 300-летия царствующего дома, и специально организованной выставкой, наглядно демонстрирующей достижения губернии в области сельского хозяйства, ремесла и промышленности, поездка в Толгский монастырь и, наконец, визит на светский раут в дворянское собрание [5].
В Ростов императорская семья должна была прибыть поездом, направляющимся из Ярославля в сторону Москвы, так что встреча и проводы высоких посетителей проходили на Ростовском вокзале. Последующие передвижения по городу осуществлялись на автомобилях.
Готовясь к прибытию императора, Ростов преобразился, правда, не весь, а лишь та его часть, которую государю собирались показать. Отремонтированы, вычищены и заново выкрашены были фасады домов, располагавшихся по пути его следования. Аналогичным образом ремонт коснулся только тех улиц, по которым должны были проехать императорские автомобили, они были выровнены и засыпаны свежим желтым песком. Непосредственно перед приездом дома были украшены флагами и декорированы гирляндами, сплетенными из зеленых веток [6].
Итак, качественное улучшение, как наружного облика зданий, так и проезжих мостовых, имело место лишь по маршруту следования императорского кортежа, а именно - от привокзальной площади по Благовещенской улице, далее по бульвару, вдоль здания новой гимназии - в центр города, через Емельяновский ряд и Соборную площадь - к Святым воротам, ведущим к Успенскому собору и бывшему архиерейскому двору. Затем - через Каменный мост по бульвару и Покровской улице, до ее пересечения с Рождественской, и по Малой Яковлевской улице - к Яковлевскому монастырю, а от него - по Московскому шоссе - к деревянной церкви Иоанна Богослова в селе Богослов.
Этот путь следования был разработан заранее. Тщательность его подготовки подтверждает сохранившаяся в архиве Ростовского музея калька, снятая с карты города, на которой указан точный маршрут императорского проезда. Любопытно, что на ней были особо отмечены все дома, стоящие на пути следования государя, и выписаны имена их владельцев и жильцов [7].
Спасо-Яковлевский монастырь отнесся к подготовке императорского посещения более серьезно и ответственно. Работы по улучшению внешнего облика обители начались заблаговременно и проводились широким фронтом [8].
Основное внимание уделялось украшению интерьеров монастырских соборов. В Димитриев-
ском соборе - установлен мраморный помост для раки св. Димитрия и изготовлены мраморные облачения для престолов двух придельных храмов в трапезной. В Зачатиевском - промыта и отреставрирована настенная роспись, устроены новые рамы и заменены входные двери [9]. По признанию епископа Иосифа, подготовленный к прибытию государя «богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яраго, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело» [10].
Завершилась позолота большой главы старого собора и звезд на малых главах, а также полностью была заменена кровля храма. Крыши жилых зданий выкрасили медянкой, а купола храмов покрыли ультрамариновой краской [11].
Были вычищены и выбелены заново все монастырские здания - храмы, келейные корпуса и ограда, а также все строения, принадлежащие обители, но располагающиеся за пределами ее стен - гостиница, школа, несколько флигелей. Были покрыты асфальтом монастырские дорожки, ведущие от Въездных до Водяных ворот, от келейных корпусов к храмам, а также окружающие храмы, кроме того, каменными плитами были выложены панели вдоль братских корпусов [12].
Специально к царскому приезду приобрели новую ризницу, включающую полное архиерейское облачение для настоятеля, 10 священнических одеяний, 1 архидиаконское, 4 диа-конских и 4 пономарских. Чтобы подчеркнуть соответствие отмечаемой дате - 300-летию воцарения дома Романовых - новую ризницу намеренно стилизовали под старину. Имеется свидетельство епископа Иосифа относительно того, что монастырское духовенство встречало государя в новых облачениях, изготовленных в стиле ростовских церковных одежд XVII в. [13].
Итак, к прибытию императора Спасо-Яковлевский монастырь преобразился: его главы сияли, а стены белели, храмы стали краше, а двор чище. Однако, следует учесть, что и до начала всех вышеперечисленных работ состояние монастыря было более чем удовлетворительным, поскольку в 1909 г. он существенно обновил свой облик, готовясь к юбилейным торжествам в честь 200-летия кончины святителя Димитрия.
Петербургский Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых разработал особый «порядок встречи их императорских величеств в соборах, церквах и монастырях во время предстоящаго высо-чайшаго посещения Владимирской, Костромской
и Ярославской епархий». Информация, касающаяся Ярославской губернии, была доведена до сведения главы епархии архиепископа Тихона, который, в свою очередь, уведомил об этом епископа Иосифа. Произошло это всего лишь за неделю до знаменательного события [14].
О Спасо-Яковлевском монастыре в этой записке было сказано следующее: «Прибытие в автомобиле к западным дверям летняго храма. Встречает епископ Угличский (без речи) с крестом и св. водою. Совершается молебствие Св. Димитрию с чтением Евангелия и молитвы святому. Их Величества изволят стоять у св. раки с мощами, по окончании молебствия епископ подводит государя к мощам Св. Иакова, а затем вдоль солеи сопровождает к южной стене для обозрения облачений и одежды Св. Димитрия. В храм допускаются лишь монашествующие и лица, снабженные от государя билетами. По выходе из собора Их Величества обозревают карету Св. Димитрия, а затем входят в Шереметевскую церковь, где на столах будут разложены предметы из ризницы. Никто из посторонних в церковь не допускается. Объяснения предоставляет архитектор Романов» [15].
Разумеется, это были общие рекомендации, схематичный план, в который жизнь внесла свои весьма существенные коррективы. Опираясь на документальные источники и свидетельства современников, попытаемся реконструировать последовательность событий того знаменательного дня, когда Яковлевская обитель встречала царскую семью.
Высокие гости прибыли в Ростов 22 мая, накануне дня празднования Собора Ростово-Яро-славских святых. По причине нездоровья императрица Александра Федоровна не смогла или не захотела принять участие в знакомстве с Ростовом, прибыв в город, она так и не покинула царский поезд [16].
В первой половине дня император с детьми и многочисленной свитой посетил Успенский собор и Ростовской кремль. По свидетельству епископа Иосифа, «царь осмотрел собор, поклонился его святыням, обозрел древности ризницы [17] ... У южных врат собора Государь выслушал знаменитые звоны соборной звонницы, затем обозрел древния Кремлевския церкви, Белую палату с ея музеем и прочие достопримечательности Кремля. Любовался и чудным видом на город, озеро и окрестности, открывающимся с вышки одной из кремлевских башен» [18]. Затем император вернулся в поезд «для завтрака и отдыха», по дороге посетив Благовещенскую церковь, прославлен-
ную недавним обретением новоявленной чудотворной иконы Богоматери [19].
Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем. Обитель встретила царскую семью колокольным звоном. Императорский автомобиль въехал в монастырь и остановился у входа в Зачатиевский собор, на ступенях которого Николая II встретил епископ Иосиф.
У мощей св. Димитрия был отслужен краткий молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись старого монастырского собора, это неудивительно, учитывая что незадолго до своего приезда в Ростов он пожаловал Спасо-Яковлевскому монастырю 3.000 руб., специально предназначенных на промывку этих фресок [20]. Кроме того, императора заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия. На паперти Зача-тиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, 40 лет служившего гробовым иеромонахом при мощах св. Димитрия.
Из Зачатиевского собора император с детьми, в окружении свиты, спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевско-го храма. Основанная немногим более года до-этого, церковь была устроена как своеобразный храм-реликварий, содержащий копии основных христианских святынь, главной из которых следует считать подобие Гроба Господня. Оно и привлекло к себе особое внимание государя. Как писал епископ Иосиф, «несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Спасителя» [21].
Покинув Воскресенский храм, император Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера, затем посетили Ди-митриевский собор. Здесь находились перенесенные из ризницы и выставленные на обозрение государя реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи св. Димитрия. Наряду с прочими раритетами, государю был показан небольшой 4-пудовый колокол, называемый «царским», подаренный обители в середине XVII в. царем Алексеем Михайловичем [22].
В память о посещении монастыря императору были поднесены иконы, финифтяные портреты, фотографии и книги. После осмотра Димитриев-ского храма царская семья, под колокольный звон, покинула монастырь [23].
Демонстрация ростовских достопримечательностей завершилась показом древней деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне. После небольшого отдыха в поезде, вечером, в полседьмого император вернулся в Кремль, чтобы присутствовать на всенощной, которую специально для него отслужили в особенно понравившейся ему Воскресенской церкви. В 8 часов царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве [24].
Спустя неделю обер-прокурор Синода В. Саб-лер направил архиепископу Тихону уведомление о благодарности императора Николая II за подарки, преподнесенные ему при посещении Спасо-Яковлевского монастыря: «Государь император, милостиво приняв представленныя Вашим Преосвященством для поднесения Их Императорским Величествам, фотографию на фарфоре (финифтяную миниатюру. - А. В.) и книги, всемилости-вейше повелеть соизволил благодарить Ваше Преосвященство за означенное подношение» [25].
Подведем некоторые итоги. Как известно, путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии, совершенное в память 300-летия этого события, имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых. Не случайно и в Ростове, и в Ярославле государю показывали храмы XVII в.
Что же касается Спасо-Яковлевского монастыря, в полной мере соответствовать этой историчности ему было затруднительно, поскольку его расцвет, его святыни и достопримечательности относились к новой эпохе. Однако и здесь он не остался в стороне - государя встретила братия, облаченная в новые одежды, изготовленные в старинном стиле, императору были показаны древние росписи старого собора, специально для этого промытые и подновленные. Можно сказать, что, демонстрируя себя, монастырь сделал опору на свои главные святыни, а также царские и императорские вклады, такие как серебряная рака, царский колокол и др.
Важно осознавать и тот факт, что Спасо-Яковлевский монастырь стал единственной ростовской обителью, выбранной для посещения
императором. К этому событию монастырь был тщательным образом подготовлен. Обновление всех фасадов, позолота главы, ремонт и окраска кровель, промывка стенописи в старом соборе, асфальтирование дорожек потребовали немалого времени и значительных средств. Все подготовительные работы организовал епископ Иосиф, он же встречал высоких гостей и сопровождал их при осмотре монастырских достопримечательностей, которые, судя по свидетельству настоятеля, произвели на императора должное впечатление, особенно новый Воскресенский храм и копия Гроба Господня - гордость епископа Иосифа.
Посещение монастыря императором Николаем Александровичем осталось знаковой и знаменательной вехой в истории Спасо-Яковлевского монастыря и, безусловно, явилось для обители самым выдающимся событием 1913 г.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в новое время Спасо-Яковлевский монастырь попадает в сферу особого внимания царствующего дома. Со второй половины XVIII в. он посещался членами императорской фамилии чаще, чем Успенский собор и другие старинные монастыри города. В целом это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в Ростове и шире - в Ярославской епархии стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, принявший на себя функции нового духовного центра и Ростова, и всей епархии.
Примечания
1. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею [Текст] // ЯЕВ. 1913 г., 1 сентября. Неоф. часть. № 35. - С. 691-699; Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею [Текст]. - Ярославль, 1913.
2. См. , напр. : Иосиф, еп. Посещение Ро-стовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря [Текст] // ЯЕВ, 1913. Неоф. часть. № 35. - С. 691699; Серафим, игум. Рапорт о пребывании в Толгском монастыре Его Императорскаго Величества с августейшей семьей [Текст] // ЯЕВ. 1913. Неоф. часть. № 28. - С. 543-547; Розов В. свящ. Рапорт [о посещении императора Николая Александровича церкви Иоанна Богослова на реке Ишне] [Текст] // ЯЕВ. 1913. Неоф. часть. № 29. - С. 564-566; Любимский К., свящ., Хованский Л., свящ. Рапорт [о посещении императора Николая Александровича Благовещенской церкви г. Ростова] [Текст] // ЯЕВ. 1913. Неоф. часть. № 29. -С. 566-567; Посещение Ярославля их императорскими величествами [Текст] // ЯЕВ. 1913. Неоф. часть.
№ 23. - С. 455-459: Романовские торжества [Текст] // Журнал «Нива». - 1913. - № 25.
3. Пребывание их императорских величеств в Ярославской губернии в лето 1913-е месяца мая в 21-23 день [Текст] [Ярославль, 1913]. Отметим, что текст для этого издания, в своей основе, был заимствован из публикаций и рапортов духовных и светских лиц, напечатанных в Ярославских епархиальных ведомостях. Во всяком случае, ростовская часть повествования слово в слово повторяет текст, написанный и изданный епископом Иосифом. Обилие опубликованных фотографий придает этому альбому особую ценность, как художественную, так и историческую.
4. «22-го мая. Среда. В 10 ч. прибыли в Ростов. Аликс очень устала и, кроме того, у нее сделалась ангина, так что она пролежала весь день. После встречи поехал с детьми в автомобиле в древний город Ростов Великий. Посетил Успенский собор, слушал знаменитый звон колоколов, прошел по Кремлевской стене в Белую палату и Княжьи терема, осматривая по пути внутренние церкви. Возвращаясь в поезд, остановились у церкви Благовещения, где явилась в 1910 г. чудотворная икона Умиления Божией Матери. После завтрака снова поехал в город и осмотрел Яковлевский монаст. на берегу озера Неро и в 3 вер. старую деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне. Возвратился в поезд с детьми в 4%. Пил чай и занимался. В 6^ с дочерьми отправился в Кремль в красивую церковь Воскресения Христова, ко всенощной. Покинули Ростов в 8 час.» (Цит. по: Дневники императора Николая II [Текст]. - М. , 1991. http://pms. orthodoxy. ru)
5. Пребывание их императорских величеств... - С. 5-10, 12, 13, 20, 22-24.
6. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря ... - С. 2; Пребывание их императорских величеств. - С. 27.
7. План г. Ростова 1913 г. Калька, тушь. 92,2 х 182,5. ГМЗРК. - КП-38895. - Ар-140.
8. Подобнее см. Виденеева А. Е. О деятельности епископа Иосифа по благоустройству Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря [Текст] //
XIII научные чтения памяти И. П. Болотцевой. - Ярославль , 2009. - 136-142.
9. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1242. Л. 3-3 об.
10. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря ... - С. 3.
11. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1242. - Л. 3-4.
12. Там же. - Л. 3 об. , 4.
13. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 18; Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иа-ковлевскаго Димитриева монастыря . - С. 3.
14. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 22-22 об.
15. Там же. - Л. 26а - 25а об.
16. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря . - С. 5.
17. При посещении собора ярославский архиепископ Тихон вручил императору икону Богоматери с предстоящими Ростовскими святителями - точную копию той, которой триста лет назад жители города благословили царя Михаила Феодоровича.
18. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря . - С. 3.
19. Любимский К. , свящ., Хованский Л., свящ. Рапорт ...// ЯЕВ. 1913. Неоф. часть. № 29. - С. 566-567.
20. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 5. - Л.
17.
21. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря . С. 6.
22. Надпись на колоколе гласила: «Лета 7160 июня в 20 день пожаловал Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович сей колокол по святейшем Иосифе патриархе всея Руси во град Ростов в За-чатиевский монастырь Иакову чудотворцу на его келейную казну весом в Д пуды».
23. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря ... - С. 6-7.
24. Пребывание их императорских величеств. - С. 38.
25. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 5. - Л.
23.