Научная статья на тему 'Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь'

Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРЫ / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ / ИМПЕРАТОРСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТЫНЯМ / БЛАГОЧЕСТИЕ / БЛАГОСЛОВЕНИЕ / МОНАСТЫРЬ / ХРАМЫ / СВЯТЫНИ / РЕЛИКВИИ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ПОДАРКИ / ВКЛАДЫ / СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ / ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II / EMPERORS / GRAND DUKES AND PRINCESSES / IMPERIAL PILGRIMAGE / WORSHIP RELICS / PIETY / BLESSING / A MONASTERY / TEMPLES / SACRED THINGS / RELICS / SIGHTSEEINGS / GIFTS / CONTRIBUTIONS / PRELATE DIMITRY ROSTOV / EMPRESS CATHERINE II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виденеева Алла Евгеньевна

В статье выявляются причины открытия императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь и рассматривается история его становления и развития. Описана хроника посещения обители представителями правящей династии, церемониал встречи высоких гостей и традиции, сопровождавшие их прием. Опубликованы свидетельства современников о прибытии в монастырь царствующих особ и великих князей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imperial Pilgrimage in the Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

In the article the reasons of opening of the imperial pilgrimage in the Spaso-Jakovlevsky monastery are revealed and the history of its formation and development is considered. The chronicle of visiting of the monastery by representatives of the ruling dynasty, ceremonial of the meeting of the honored guests and traditions accompanying their visit are presented. Contemporaries’ evidences about the arrival of reigning persons and grand dukes in the monastery are published.

Текст научной работы на тему «Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь»

УДК 94(470)

А. Е. Виденеева

Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

В статье выявляются причины открытия императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь и рассматривается история его становления и развития. Описана хроника посещения обители представителями правящей династии, церемониал встречи высоких гостей и традиции, сопровождавшие их прием. Опубликованы свидетельства современников о прибытии в монастырь царствующих особ и великих князей.

Ключевые слова: императоры, великие князья и княгини, императорское паломничество, поклонение святыням, благочестие, благословение, монастырь, храмы, святыни, реликвии, достопримечательности, подарки, вклады, святитель Димитрий Ростовский, императрица Екатерина II.

A. E. Videneeva

Imperial Pilgrimage in the Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

In the article the reasons of opening of the imperial pilgrimage in the Spaso-Jakovlevsky monastery are revealed and the history of its formation and development is considered. The chronicle of visiting of the monastery by representatives of the ruling dynasty, ceremonial of the meeting of the honored guests and traditions accompanying their visit are presented. Contemporaries' evidences about the arrival of reigning persons and grand dukes in the monastery are published.

Keywords: emperors, grand dukes and princesses, imperial pilgrimage, worship relics, piety, blessing, a monastery, temples, sacred things, relics, sightseeings, gifts, contributions, prelate Dimitry Rostov, empress Catherine II.

В середине XVIII столетия открывается новый этап в истории Спасо-Яковлевского монастыря -период его стремительного возвышения и великолепного расцвета. Грандиозные перемены, превратившие рядовую небогатую провинциальную обитель в один из самых известных и состоятельных монастырей России, были прямым следствием прославления святителя Димитрия Ростовского.

Причисление митрополита Димитрия к лику святых стало первой канонизацией в императорской России. Это знаменательное событие привлекло внимание представителей царствующего дома и к новоявленному российскому чудотворцу, и к месту обретения новой святыни.

Факты и обстоятельства посещений Спасо-Яковлевского монастыря представителями царствующего дома нашли достойное отражение в литературе. В начале XX столетия ряд публикаций на указанную тему осуществил настоятель Яковлев-ского монастыря епископ Иосиф [1]. Упоминания о прибытии высоких гостей содержат издания о монастыре середины XIX - начала ХХ в. [2]. В дореволюционной историографии известны описания императорских и великокняжеских посещений Ярославской губернии, где отмечены их приезды в Яковлевскую обитель [3]. Записки о пребывании в Ростове венценосных особ появлялись на страни-

цах церковных и губернских периодических изданий [4]. Различные аспекты императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь исследованы в работах современных авторов [5].

Документальные свидетельства о прибытии в монастырь представителей царствующего рода извлечены из «книг для записи достопамятностей» или исторических хроник ростовских монастырей, из делопроизводственной документации (указы и рапорты), из официальных отчетов, опубликованных в Ярославских епархиальных и губернских ведомостях.

Сущность царского богомолья ярко и образно выражена в словах ярославского архиепископа Сергия, с которыми в 1904 г. он обратился к членам императорского дома в Зачатиевском храме Спасо-Яковлевского монастыря: «Благочестивые русские цари и князья в дни радости и скорби, и в те самые дни, когда душа их искала мирного отдохновения и благодатного общения с Богом, всегда имели добрый обычай удаляться от столичного шума и посещать святыя обители, чтобы поклониться нетленным останкам угодников Божиих, там почивающих и найти подкрепление к прохождению своего высокого служения Церкви и Отечеству в молитве и в беседах с современными им пастырями Церкви и иноками - подвижниками веры и благочестия» [6].

© Виденеева А. Е., 2012

Открытие императорского паломничества в Спасо-Яковлевский монастырь было напрямую связано с канонизацией свт. Димитрия Ростовского, совершившейся в 1757 г. По указу императрицы Елизаветы Петровны для святителя Димитрия была изготовлена серебряная рака. Ее преемник, император Петр II, пожертвовал обители 3.000 пудов листового железа - для покрытия храма, где были обретены мощи новоявленного святого [7]. Но из всех венценосных особ более других для этого монастыря сделала императрица Екатерина II. Именно она первой совершила паломничество в Спасо-Яковлевский монастырь, ко гробу покоящегося здесь святителя-чудотворца.

В 1763 г. мощи свт. Димитрия были переложены в елизаветинскую серебряную раку. В этих торжествах принимала участие императрица Екатерина II, незадолго до того восшедшая на Российский престол. Знаменательно, что путешествие в Ростов на поклонение святителю Димитрию стало первым паломничеством новой российской императрицы по огромной стране, правительницей которой она стала.

23 мая 1763 г. в сопровождении свиты и высших церковных иерархов Екатерина II прибыла в Ростов. На следующий день она присутствовала на литургии и всенощном бдении в Зачатиевском храме Яковлевского монастыря. Спустя еще один день, в воскресенье, 25 мая, был совершен большой крестный ход из Успенского собора в монастырь, где после литургии мощи свт. Димитрия были положены в серебряную раку. Подробности пребывания государыни в обители зафиксированы в монастырской летописи [8]. (Тексты наиболее интересных документальных свидетельств о посещении Спасо-Яковлевского монастыря представителями царствующего дома опубликованы в приложении.)

В память о своем ростовском паломничестве Екатерина II пожаловала монастырю три тысячи рублей, покров на раку и богатую церковную утварь [9]. Однако ее главные благодеяния невозможно свести к денежному эквиваленту: она подарила монастырю нечто более дорогое, чем любые деньги и драгоценности - сохранила ему жизнь, а также на долгие годы обеспечила достойное материальное состояние.

В 1764 г. императрица Екатерина II осуществила в России монастырскую реформу, в ходе которой архиерейские дома и монастыри были лишены земельной собственности и поставлены на государственное содержание, при этом более трети монастырей были упразднены или оставлены без средств к существованию [10]. К Яковлевскому монастырю была проявлена особая милость - решением учрежденной императрицей Комиссии о

церковных имениях его упразднение было запрещено [11].

Спустя год, также именным высочайшим указом, Спасо-Яковлевский монастырь был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода [12].

В том же году обитель была причислена к монастырям второго класса, что гарантировало ей стабильное государственное содержание (сообразно статусу второклассного монастыря он ежегодно получал от казны около 1300 рублей) [13].

Тогда же настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита [14].

Показательно, что все эти счастливые перемены, произошедшие с монастырем и кардинально изменившие его духовный статус и материальное благосостояние (сохранение его существования в ходе монастырской реформы, предоставление ему титула ставропигии, причисление его ко второму классу и учреждение в нем архимандритии), были произведены по воле императрицы Екатерины II, которая почитала свт. Димитрия и поэтому проявляла внимание к обители, хранящей его мощи.

В XIX столетии посещения Спасо-Яковлевского монастыря представителями царствующего дома приобрели регулярный характер. Все императоры, правящие в России в XIX - начале XX в., за исключением Александра III, почтили его своим присутствием, причем император Александр II побывал здесь дважды (в мае 1837 г. и в августе 1858 г.).

К настоящему времени документально подтверждены 17 фактов посещений Спасо-Яковлевского монастыря членами императорской фамилии: 5 раз сюда приезжали правящие государи и государыни, 1 раз - вдовствующая императрица, 11 раз - великие князья и княгини. В период с 1763 по 1916 г., то есть за 150 лет, здесь побывали четыре императора, три императрицы и более двадцати представителей великокняжеского рода. Дважды монастырь посещали император Александр II и великий князь Сергей Александрович, трижды -великая княгиня Елизавета Федоровна.

Ниже приведен составленный в хронологической последовательности список посещений Спа-со-Яковлевского монастыря представителями Российского царствующего дома.

24-25, 31 мая 1763 г. в Яковлевский монастырь приезжала императрица Екатерина II для участия в торжествах переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку [15].

10 мая 1818 г. в Ростов на богомолье прибыла императрица Мария Федоровна - супруга Павла I.

Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, открывшей ее паломничество к ростовским святыням [16].

23 августа 1823 г. Спасо-Яковлевский монастырь встречал императора Александра Павловича [17].

17 ноября 1831 г. обитель посетил император Николай Павлович [18].

11 мая 1837 г. сюда прибыл наследник престола великий князь Александр Николаевич [19].

6 августа 1850 г. на Преображение в здешней обители побывали великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич [20].

3 сентября 1851 г. сюда приезжала великая княгиня Мария Александровна [21].

13 августа 1858 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил император Александр Николаевич с супругой Марией Александровной и дочерью Марией [22].

24 апреля 1860 г. здесь побывала великая княгиня Александра Петровна с великим князем Николаем Николаевичем [23].

4 июня 1885 г. сюда приезжал великий князь Владимир Александрович [24].

5 июня 1892 г. в обитель посетили великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна [25].

25 мая 1901 г. сюда прибыл великий князь Константин Константинович [26].

5 июня 1904 г. монастырь принимал великого князя Сергея Александровича и великую княгиню Елизавету Феодоровну, великого князя Димитрия Павловича и великую княгиню Марию Павловну [27].

9 ноября 1909 г. в монастырь приезжал великий князь Дмитрий Константинович [28].

22 мая 1913 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил император Николай Александрович со своими детьми - великим князем Алексеем, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией [29].

16 декабря 1913 г. сюда вновь, в третий раз, приезжала великая княгиня Елизавета Феодоровна [30].

4 июня 1916 г. здесь побывал великий князь Ни-ко лай Михайлович [31].

Посещение монастыря венценосными особами, в представлении и оценке современников, являлось для обители в высшей степени выдающимся событием и служило предметом особой гордости. Это отношение прекрасно выразил яковлевский настоятель епископ Иосиф, который в 1913 г. в преддверии прибытия в обитель императора Николая II писал: «В нынешнем году незарастающая царская тропа к обители великих угодников Божиих Иакова

и Димитрия готовится принять паломническия стопы и ныне благополучно царствующаго государя императора Николая Александровича со всем богохранимым семейством его. Летопись монастырская обогатится еще одною светлою и незабвенною страницею, которую с любовью и умилением будут перечитывать отдаленнейшие потомки и преемники Ростова и монастыря» [32].

Атрибутами традиционной церемонии встречи царствующих особ в Спасо-Яковлевском монастыре являлись торжественный колокольный звон, шествие в монастырь через святые врата, служение молебнов свт. Димитрию у раки святителя. Высоким гостям демонстрировались достопримечательности монастыря: храмы, святыни, сокровища ризницы. На память им вручались подарки, чаще всего - иконы и финифтяные миниатюры с изображением небесных покровителей монастыря. Известны случаи, когда посещение монастыря сопровождалось путешествием гостей по озеру на прогулочном пароходе, что давало возможность полюбоваться самым живописным видом на монастырский ансамбль, который открывался с воды. Как правило, высочайшие особы находили возможность щедро отблагодарить обитель. К наиболее распространенным вкладам относились покровы на раку святителя Димитрия, лампады к его гробу, священнические облачения, богослужебная утварь, а также значительные денежные пожертвования [33].

В качестве примера можно привести прибытие в Яковлевский монастырь императора Александра I в августе 1823 г. Его пребывание здесь было продолжительным, а программа встречи - торжественной и обширной. В 10 часов утра архимандрит Иннокентий с братиею встретили государя у святых врат с крестом и святой водою. В соборный храм процессия шествовала под пение тропаря ростовскому чудотворцу. В Зачатиевском соборе была отслужена литургия. Император прикладывался к ракам свт. Иакова и Димитрия и из рук настоятеля принял в дар и благословение икону с изображением святителей. Затем, по приглашению архимандрита Иннокентия, посетил настоятельские покои. Во второй половине дня Александр I побывал в Успенском соборе, Богоявленском и Петровском монастырях и двух приходских церквях, удостоив своим вниманием те храмы и монастыри, в которых покоились мощи ростовских святых, а вечером государь вернулся в Яковлевский монастырь. Он присутствовал на соборном молебне свт. Димитрию, после чего осмотрел Зачатиев-ский собор с приделом свт. Иакова и новый Димит-риевский храм, а потом наедине беседовал с иеромонахом Амфилохием - известным и почитаемым

монастырским старцем. Впоследствии, в память о своем пребывании, и император пожаловал в монастырь полную ризницу для соборного служения из бело-золотой парчи [34].

Известны случаи, когда высокие гости, прибыв в Ростов, невзирая на обилие в городе прославленных и древних святынь, посещали только Спасо-Яковлевский монастырь. Так, в ноябре 1831 г., проездом из Москвы в Ярославль, в Ростове побывал император Николай Павлович и «из здешних святых обителей ... изволил удостоить своим посещением одну только Яковлевскую» [35]. Также показательным в этом отношении является приезд императора Александра Николаевича с супругой и дочерью в августе 1858 г. Прибыв в Ростов в 5 часов вечера, императорская семья побывала только в Яковлевском монастыре и через три часа покинула город [36].

Документально зафиксированы некоторые, весьма лестные, отзывы высоких гостей о Спасо-Яковлевской обители. Записка о посещении монастыря императором Николаем I в 1831 г., написанная современником, сохранила впечатление государя от святынь и памятников монастыря: «.когда настоятель всенижайше донес, что обитель сия начала облекаться в настоящий вид со времени явления святых мощей святителя Димитрия, тогда его величество изволил отозваться таковыми словами: «Я еще такой прекрасной обители не видел» [37].

Последним царствующим монархом, побывавшим в Спасо-Яковлевском монастыре, стал император Николай Александрович. Это случилось в 1913 г., когда Россия отмечала 300-летие династии Романовых. В связи с этим была организована поездка императора с семьей по Костромской, Ярославской и Московской губерниям для посещения мест, связанных с избранием на царство первого представителя дома Романовых [38].

Императорская семья прибыла в Ростов 22 мая 1913 г. накануне дня празднования Собора Ростово-Ярославских святых. В первой половине дня император с детьми и многочисленной свитой посетил Успенский собор, бывший архиерейский дом и Ростовский музей церковных древностей.

Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем. Под торжественный колокольный звон императорский автомобиль въехал в монастырь и остановился у входа в Зачатиевский собор, на ступенях которого Николая II встретил епископ Иосиф.

У мощей свт. Димитрия был отслужен краткий молебен. В Зачатиевском храме особое внимание императора привлекли древняя стенопись собора, каменный иконостас и серебряная рака святителя

Димитрия. На паперти царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, 40 лет служившего гробовым иеромонахом при мощах свт. Димитрия.

Из Зачатиевского собора император с детьми спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Основанная за год до описываемых событий, эта церковь была устроена как своеобразный храм-реликварий, содержащий копии самых почитаемых христианских святынь. Подобие Гроба Господня, по свидетельству епископа Иосифа, вызвало особый интерес государя: «Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Спасителя» [39].

После обозрения Воскресенского храма император Николай Александрович через Водяные ворота вышел на берег озера, затем, в сопровождении детей и свиты, посетил Димитриевский собор. Здесь находились перенесенные из ризницы реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи свт. Димитрия. Наряду с прочими историческими раритетами, государю был показан небольшой четырехпудовый колокол, называемый «царским», подаренный обители в середине XVII в. царем Алексеем Михайловичем.

В память о посещении монастыря императору были поднесены иконы, финифтяные портреты, фотографии и книги. После осмотра Димитриев-ского храма царская семья, под колокольный звон, покинула монастырь [40].

Следует отметить, что не всегда посещения монастыря высокими гостями совершались в торжественной обстановке и сопровождались большим стечением народа. Бывали случаи, когда члены императорской семьи приезжали в монастырь «без оглашения». Именно таким, тайным и скрытым, был приезд великой княгини Елизаветы Феодоров-ны в 1913 г., причем главной и единственной целью ее прибытия в Ростов являлось посещение Спасо-Яковлевского монастыря. Рано утром 16 декабря на вокзале Елизавету Федоровну встретил епископ Иосиф. В монастыре великая княгиня отстояла утреню, раннюю литургию и молебен свт. Димитрию. С особой гордостью настоятель показал ей устроенную им полтора года назад пещерную церковь Воскресения и познакомил с раритетами монастырской ризницы [41].

Для двух представителей царствующего дома свт. Димитрий Ростовский являлся тезоименитым святым - его имя носили великие князья Дмитрий Константинович и Димитрий Павлович. Оба они считали свт. Димитрия своим небесным покровителем, чему имеются убедительные подтверждения. В 1860 г., в год рождения великого князя Димитрия Константиновича, его отец, великий князь Константин Константинович, отправил в монастырь золотую лампаду. Впоследствии Димитрий Константинович сам пожертвовал большую серебряную лампаду ко гробу своего тезоименитого святого и сделал вклад на неугасимое масло к ней [42].

Великий князь Димитрий Павлович (род. 18 сентября 1891 г.) - первый сын великого князя Павла Александровича и внук императора Александра II. В 1904 г., в возрасте 13 лет, он посетил Яковлевский монастырь - приемные родители привезли его на поклонение мощам тезоименитого святого. В речи, обращенной к нему, произнесенной у гроба ростовского святителя, ярославский архиепископ Сергий дал ему такое напутствие: «Преклони твои колена пред этою святою ракою, прими эту святую икону как из рук самаго святителя Димитрия, ... да хранит тебя угодник Божий на всех путях жизни твоей» [43].

Случалось, что день рождения членов царствующей фамилии приходился на день памяти свт. Димитрия, и это совпадение также не оставалось незамеченным. Например, великий князь Павел Александрович, сын императора Александра II, родился 21 сентября 1860 г. - в день обретения мощей свт. Димитрия. В связи с этим в ростовский монастырь к раке святого была пожертвована большая серебряная лампада [44].

Итак, открытие паломничества представителей дома Романовых в Спасо-Яковлевский Димитриев-ский монастырь явилось прямым следствием канонизации и массового прославления свт. Димитрия Ростовского.

Основательницей императорского паломничества в Яковлевскую обитель была императрица Екатерина II, а последним российским государем, посетившим этот монастырь, стал император Николай II. Символично, что между первым прибытием царствующей императрицы в мае 1763 г. и последним императорским посещением в мае 1913 г. прошло ровно 150 лет, день в день.

Паломничество представителей царствующего дома в Спасо-Яковлевский монастырь, ко гробу покоящегося здесь святителя-чудотворца, служит одним из явных показателей высокого статуса этой обители, ставшей значительным и известным духовным центром.

С 60-х гг. XVIII в. по начало XX в. на богомолье в этом монастыре побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини. Его не посетили императоры Павел I и Александр III, зато император Александр II приезжал сюда дважды.

Посещения Ростова представителями царствующей фамилии порой совершались попутно, проездом, однако в самом городе в XIX - начале XX столетия в качестве главного объекта императорского паломничества выступал Спасо-Яковлевский монастырь.

Каждое посещение монастыря представителями императорского дома способствовало возвышению статуса обители. По словам яковлевского настоятеля епископа Иосифа, духовный авторитет монастыря укреплялся благодаря «всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией» [45].

В новое время Спасо-Яковлевский монастырь попадает в сферу особого внимания царствующего дома. Со второй половины XVIII в. он посещался членами императорской фамилии чаще, чем Успенский собор и другие старинные монастыри города. В целом это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в городе и шире - в епархии, явился Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, ставший новым духовным центром и Ростова, и Ярославо-Ростовской епархии.

Приложение

В приложении приведены документальные свидетельства о пребывании в Спасо-Яковлевском монастыре представителей российского императорского дома.

Императрица Екатерина II -1763 г.

«Книга для записок достопамятностей» Спасо-Яковлевского монастыря так повествует о прибытии в обитель императрицы Екатерины II:

«Мая 23-го числа [1763 г.] изволила прибыть в Ростов для поклонения святым мощам святителя Димитрия благочестивейшая государыня императрица Екатерина Алексеевна с своею царскою свитою и Святейшаго Синода члены преосвященные: Димитрий митрополит Новгородский, Гавриил архиепископ Санкт-петербургский, Амвросий епископ Крутицкий, Лаврентий архимандрит Святотроицкой Сергиевой Лавры и духовник протоиерей Федор Яковлевич Дубянский.

Встречали ея императорское величество при кафедральном Успенском соборе, за небытием тогда епархи-альнаго архиерея, четыре архимандрита: Богоявленский Иосиф Всесвятский, Борисоглебский Амвросий, Спасский что на Песках Иосиф и Спасо-Ярославский Тихон (Якубовский), который приветствовал ея величество речью (он после был епископом постепенно Севским, Воронежским и Суздальским).

24-го числа ея императорское величество изволила прибыть в сей монастырь за литургию, где в святых вратах встречали вышеозначенные Преосвященные архиереи с братиею, с хоругвями и животворящим крестом, и настоятель обители иеросхимонах Лука приветствовал речью.

В вечеру того ж числа на 25-е паки изволила прибыть ко всенощному бдению, которое отправляли все преосвященные архиереи; и мощи святителя Димитрия митрополита из прежней гробницы вынуты были и поставлены среди церкви во гробе на приуготовленном амвоне, покрытые покровом золотой парчи; на месте ж прежней гробницы поставлена вышепомянутая новая серебряная рака.

На утро 25-го числа мая, в день воскресный, ея императорское величество изволила шествовать из Ростов-скаго собора в монастырь за литургию в крестном ходе, // предшествуема архиереями и прочим духовенством, при стечении безчисленнаго множества народа, и прибыв в церковь, мощи святителя Димитрия во гробе по-чивающия, на приуготовленном постаменте Архиереи на раменах своих, при поддерживании рукою ея величества, обнеся с обыкновенной) процессиею вокруг церкви, положили в новую серебряную раку. По совершении ж литургии, при окончании которой проповедь говорил прежде помянутый архимандрит Спасо-Ярославскаго монастыря Тихон, и по отправлении молебнаго пения, [императрица] благоволила удостоить посещением своим настоятеля в кельях его.

Тогда ея императорское величество изволили пожаловать монастырю вкладу суммою две тысячи рублей и настоятелю с братиею тысячу рублей. Да в церковь риз-ничныя облачения из богатых золотых и серебреных парчей, а именно: две ризы и два стихаря со всеми к ним принадлежностями. Равно на мощи обоих святителей покровы, и на престолы двух церквей одежды с покровами, воздухи и налойныя одежды с пеленами, обложен-ныя золотными гасами.

26-го числа ея императорское величество изволила отбыть в Ярославль. ... //

Мая 31-го числа ея императорское величество государыня императрица на возвратном из Ярославля в Москву пути изволила паки быть в сей обители для поклонения святым мощам».

РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 8-9.

Император Николай I -1831 г.

В монастырском архиве сохранилось свидетельство современника о посещении монастыря императором Николаем I:

«Здешний Яковлевский ставропигиальный монастырь имел щастие удостоиться сего числа высочайшаго посещения его величества всемилостивейшаго государя императора Николая Павловича.

Августейший монарх проездом от Москвы в Ярославль благоволил по пути прибыть в сей монастырь по полудни в половине втораго часа. Его императорское величество встречен был онаго монастыря настоятелем архимандритом Иннокентием с братиею у святых монастырских врат в самом лучшем царском облачении, со святым крестом, освященною водою, свещами и кади-

лами, при колокольном звоне, и, когда благоволил приложиться ко св. кресту и принять окропление священною водою, приветствован был настоятелем самою краткою речью, потом изволил шествовать в соборную церковь, по входе же в оную и по прочтении обычныя экте-нии, провозглашено было его величеству и всей августейшей фамилии многолетие.

После чего государь император паки // приложась к св. кресту, изволил прикладываться к местным святым иконам Спасителя и Божией Матери, так же к мощам святителей Иакова и Димитрия с троекратным до земли поклонением; причем поднесена Его Величеству настоятелем от гроба святителя Димитрия приуготовленная к тому святая икона и другия две на финифте для вручения августейшей супруге и наследнику государю цесаревичу, кои его величеством приняты с благоволением.

Благочестивейший государь при выходе из церкви, заметя в паперти надгробный памятник, изволил спросить «чей сей памятник», на что всенижайше ответство-вано, что тут погребено тело гробоваго старца иеромонаха Амфилохия, известнаго в бозе почившим августейшим вашей родительнице и братцу, на сие изволил сказать «и я наслышан о нем», и паки обратясь к памятнику, почтил оный своим поклонением.

По выходе из паперти на монастырь и при обозрении онаго, когда настоятель всенижайше донес, что обитель сия начала облекаться в настоящий вид со времени явления святых мощей святителя Димитрия, тогда // его величество изволил отозваться таковыми словами «я еще такой прекрасной обители не видел». По изшествии ж из монастьгря, изъявив настоятелю с братией всемилостивейшее свое благоволение, изволил благополучно отправиться в предназначенный путь свой.

По провождении его величества и возвращении в храм в тот же час настоятелем с братиею принесено было Господу Богу о здравии его императорскаго величества и всей высочайшей фамилии благодарственное мо-лебное пение».

РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1394. - Л. 45-46.

Великие князья Николай и Михаил Николаевичи -1850 г.

В донесении архимандрита Поликарпа в Московскую Синодальную контору от 8 августа 1850 г. представлен подробный отчет о посещении Спасо-Яковлевского монастыря великими князьями Николаем и Михаилом Николаевичами:

«Сего августа 6-го дня [1850 г.] их императорския высочества великие князья Николай и Михаил Николаевичи, следуя из Углича, прибыли в город Ростов в пятом часу утра и остановились в приготовленном для них доме.

Потом, отслушав в градском соборе литургию и по табели положенный молебен, благоволили в первом часу пополудни удостоить своим посещением Спасо-Яковлевский Димитриев монастыгрь. Высокие путешественники встречены были мною, со всею братиею в лучшем священном облачении, в св. вратах, с животворящим крестом и св. водою.

По входе в соборную церковь и возглашении перво-диаконом сугубой эктении и потом многолетия государю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

императору и всей августейшей фамилии, изволили прикладываться к местным иконам Спасителя и Богоматери и к мощам святителей Иакова и Димитрия, при пении братиею тропарей, и баговолили принять поднесен-ныя мною с мощей Святителя Димитрия финифтяные иконы.

Из соборной церкви, по предложению моему, изволили войти в стоящую с нею теплую церковь, устроенную, по большей части, усердием графини Анны Алексеевны Орловой и из оной в ризничную, находящуюся над нею, палату, где // благоволили разсматривать: митру святителя Димитрия, в которой он почивал в земле сорок два года, посох его, ризы, из саккоса сделанныя, поло-тенцо, от патриарха Иерусалимскаго в 1705-м году ему присланное; слово, говоренное Святителем Димитрием в Московском Успенском соборе в 22 день августа 1708-го года, писанное собственноручно им самим и другия его же в книгах рукописи; диплом, поднесенный ему от Московских учителей при жизни его, на полотне печатанный.

Потом обратили внимание на царския вклады: риз-ничныя облачения, одежды напрестольныя, воздухи и покровы, пожалованныя от государынь императриц Елисаветы Петровны, Екатерины П-я Александра Ьго, и также приложенныя от графа Николая Петровича Шереметева, графини Анны Алексеевны Орловой и других знаменитых лиц.

Отсюда проходя обратно церквами, любовались в теплой церкви стенною живописью, особливо на плафоне в церкви и олтаре, а в холодной соборной - златошвей-ными в полный возраст многоценными образами.

По выходе из церкви обратили внимание на памятники погребенных в паперти известных царскому дому старцев гробоваго иеромонаха Амфилохия и архимандрита Иннокентия, потом изволили пройти в храм святителя Димитрия, устроенный усердием графа Николая Петровича Шереметева и, осмотрев оный, благоволили посетить кельи настоятеля и из оных в исходе третьяго часа, при изъявлении благоволения, изволили отправиться в свою квартиру при звоне колокольном и при приветственных криках наполнившаго монастырь народа.

По провождении высоких посетителей, мы всебрат-ственно, возвратясь в церковь, отправили благодарственное Господу Богу, сподобившему нас такой радости, молебствие, с провозглашением государю императору и всему августейшему дому многолетия».

ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 171. - Л. 209-210.

Примечания

1. Иосиф, еп. Посещение государыни императрицы Екатерины II г. Ростова и Спасо-Яковлевского монастыря в 1763 г. [Текст] / епископ Иосиф // Ярославские епархиальные ведомости (ЯЕВ). Неофиц. часть. 1912. - Ст. 960-964; Е[пископ] И[осиф]. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря высочайшими особами в начале прошлаго столетия [Текст] / епископ Иосиф. - Ярославль, 1913; Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею [Текст] / епископ

Иосиф. - Ярославль, 1913; Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря ея императорским высочеством великой княгиней Елизаветой Федоровной [Текст] / епископ Иосиф // ЯЕВ. 1914. Неофиц. часть. - С. 25-29.

2. [Селецкий, Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Ди-митриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках [Текст] / Д. С. Селецкий. - СПб., 1849. -С. 39-40, 48, 58-59, 62-66, 68-70; Титов, А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губернии. [Текст] / А. А. Титов. - Ростов-Ярославский, 1913. - С. 22-27.

3. Случевский, К. О пребывании великого князя Владимира Александровича в Ярославской губернии 2, 3 и 4 июня 1885 г. [Текст] / К. Случевский. - Ярославль, 1885. - С. 18-19; Пребывание их императорских величеств великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны в пределах Ярославской губернии 2-6 июня 1892 г. [Текст]. - Ярославль, 1892. - С. 104-105; Пребывание их императорских величеств в Ярославской губернии в лето 1913-е месяца мая в 21-23 день [Текст]. - [Ярославль, 1913]. - С. 33-36.

4. См., напр.: Пребывание его императорского высочества, великого князя Константина Константиновича в Ярославле и Ростове [Текст] // ЯЕВ, 1901. Часть неофиц. - С. 364-368; Посещение их высочествами великим князем Сергеем Александровичем, великою княгинею Елисаветою Феодоровною, великим князем Димитрием Павловичем и великою княгинею Мариею Павловною г. Ростова [Текст] // ЯЕВ. 1904. Офиц. часть. № 25. -С. 240-241.

5. Зякин, В. В. Романовы на Ростовской земле [Текст] / В. В. Зякин // Ростовский вестник. 1993 г., 1 июня. - С. 2. [Ростовская старина. Вып. 37]; Виденеева А. Е. Паломничества в Яковлевский монастырь [Текст] / А. Е. Виденеева // Ростовский вестник. 1993 г., 1 июня. -С. 3. [Ростовская старина. Вып. 37]; Виденеева, А. Е. Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь [Текст] / А. Е. Виденеева // Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии : материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. - СПб., 2006. - С. 26-28; Виденеева, А. Е. Посещение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря императором Николаем II в 1913 г. [Текст] / А. Е. Виденеева // XIV научные чтения памяти И. П. Болотцевой. - Ярославль, 2010. - С. 193-209; Ким, Е. В. Святая преподобномуче-ница Елисавета Феодоровна в Ростове Великом [Текст] / Е. В. Ким // ЯЕВ. 2011, апрель. - С. 23-25.

6. Речь его высочеству, великому князю Димитрию Павловичу, произнесенная высокопреосвященнейшим Сергием архиепископом Ярославским и Ростовским при мощах святителя Димитрия Ростовского [Текст] // ЯЕВ. 1904. Офиц. часть. № 25. - С. 235-236.

7. [Селецкий, Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Ди-митриева монастыря ... [Текст]. - С. 25, 39-40.

8. Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области (РФ ГАЯО). - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. -Л. 8-9.

9. Иосиф, еп. Посещение государыни императрицы Екатерины II г. Ростова и Спасо-Яковлевского монастыря в 1763 г. [Текст] / епископ Иосиф // ЯЕВ. Неофиц. часть. 1912. - Ст. 960-964.

10. Смолич, И. К. История русской церкви 17001917 гг. [Текст] / И. К. Смолич. - М., 1996. Т. 1. - С. 244262.

11. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Тит. 4613. - Л. 3.

12. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 10.

13. [Селецкий, Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Ди-митриева монастыря ... [Текст]. - С. 71-72.

14. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 10.

15. Иосиф, еп. Посещение государыни императрицы Екатерины II ... [Текст]. - Ст. 960-964.

16. В монастырской исторической хронике об этом сказано так: «Мая с 9-го на 10-е число в ночи изволила прибыть в Ростов вдовствующая государыня императрица Мария Федоровна, собственно, для поклонения святым местам, остановилась в доме купца Мясникова и, во-первых, благоволила посетить здешнюю обитель, слушать раннюю литургию и смотреть потом ризницу, которую показывал и объяснял, какия и кем приложена, отец ризничий иеромонах Иннокентий, а после изволила быть в градском Успенском соборе и в монастырях: девичьем, Богоявленском и Петровском, а к вечеру благоволила вызвать к себе от сюда гробоваго старца Амфи-лохия и с ним беседовать» (РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 24).

17. Государственный музей «Ростовский кремль» (ГМЗРК). - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 89. - Л. 67.

18. ГМЗРК. - Р-455. - Л. 42 об.

19. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1394. - Л. 45-46.

20. ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 171. - Л. 209210.

21. ГМЗРК. - Р-455. - Л. 57.

22. Там же. - Л. 65.

23. Ярославские губернские ведомости (ЯГВ). 1860. Часть неофиц. № 18.

24. ГМЗРК. - Р-455. - Л. 73 об. ; Случевский, К. О пребывании великого князя Владимира Александровича в Ярославской губернии. [Текст]. - С. 104-105.

25. ГМЗРК. - Р-536. - Л. 76-77.

26. ЯЕВ. 1901. Часть неофиц. - С. 364-368.

27. ГМЗРК. - Р-536. - Л. 86 об.; ЯЕВ. 1904. Офиц. часть. № 25. - С. 240-241.

28. ГМЗРК. - Р-536. - Л. 86 об.

29. Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II. [Текст]. 1913. - С. 3-8.

30. Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря ея императорским Высочеством великой княгиней Елизаветой Федоровной. [Текст]. - С. 25-29.

31. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 31.

32. Е[пископ] И[осиф]. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря высочайшими особами. [Текст]. - С. 4.

33. Виденеева, А. Е. Императорское паломничество в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь // Феномен паломничества в религиях. [Текст]. - С. 26-28.

34. [Селецкий, Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря. [Текст]. - С. 63-66.

35. ГМЗРК. - Р-455. - Л. 42 об.

36. Там же. - Л. 65.

37. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1394. - Л. 45-46.

38. Виденеева, А. Е. Посещение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря императором Николаем II в 1913 г. [Текст] // XIV научные чтения. - С. 193-209.

39. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II. [Текст]. - С. 6.

40. Там же. - С. 3-8.

41. Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря императорским высочеством великой княгиней Елизаветой Федоровной. [Текст]. -С. 25-29.

42. Титов, А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. [Текст]. - С. 27.

43. ЯЕВ. 1904. Офиц. часть. № 25. - С. 235-236.

44. Титов, А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. [Текст]. - С. 27.

45. Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II Александровичем. [Текст]. -С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.