Научная статья на тему 'Храм-реликварий Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря'

Храм-реликварий Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ / ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ / ГРОБ ГОСПОДЕНЬ / КУВУКЛИЯ / ВИФЛЕЕМСКАЯ ПЕЩЕРА / СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ / ЕПИСКОП ИОСИФ / ХРАМ-РЕЛИКВАРИЙ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / THE SACRED EARTH / CHRISTIAN RELICS / JERUSALEM RESURRECTION TEMPLE / HOLY SEPULCHRE / CUBICULUM / BETHLEHEM CAVE / SPASO-JAKOVLEVSKY DIMITRIEV MONASTERY / BISHOP JOSEPH / A TEMPLE-RELIQUARY / PILGRIMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виденеева Алла Евгеньевна

В начале XX столетия благодаря усилиям епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском монастыре был основан уникальный храм-реликварий, в котором был воссоздан Гроб Господень и символически обозначены другие наиболее почитаемые христианские святыни. Настоящая работа посвящена истории устроения монастырского храма, реконструкции его пространственно-композиционной структуры и воссозданию его убранства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temple-Reliquary of Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

In the beginning of the XX-th century due to the efforts of bishop Joseph in Spaso-Jakovlevsky Monastery was established the unique temple-reliquary where Holy Sepulchre was recreated and other the most honor Christian relics were symbolically designated. The present work is devoted to the history of organization of the monastic temple, reconstruction of its space-composition structure and reconstruction of its decoration.

Текст научной работы на тему «Храм-реликварий Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря»

А. Е. Виденеева

Храм-реликварий Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

В начале XX столетия благодаря усилиям епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском монастыре был основан уникальный храм-реликварий, в котором был воссоздан Гроб Господень и символически обозначены другие наиболее почитаемые христианские святыни. Настоящая работа посвящена истории устроения монастырского храма, реконструкции его пространственно-композиционной структуры и воссозданию его убранства.

Ключевые слова: Святая земля, христианские святыни, Иерусалимский Воскресенский храм, Гроб Господень, кувук-лия, Вифлеемская пещера, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, епископ Иосиф, храм-реликварий, паломничество.

А. Е. Videneeva

Temple-Reliquary of Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

In the beginning of the XX-th century due to the efforts of bishop Joseph in Spaso-Jakovlevsky Monastery was established the unique temple-reliquary where Holy Sepulchre was recreated and other the most honor Christian relics were symbolically designated. The present work is devoted to the history of organization of the monastic temple, reconstruction of its space-composition structure and reconstruction of its decoration.

Key words: the Sacred earth, Christian relics, Jerusalem Resurrection temple, Holy Sepulchre, cubiculum, Bethlehem cave, Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery, bishop Joseph, a temple-reliquary, pilgrimage.

В апреле 1912 г. в Спасо-Яковлевском Димит-риевом монастыре г. Ростова Ярославской губернии произошло освящение Воскресенской церкви [1]. В новом монастырском храме были устроены подобия святынь Воскресенского храма в Иерусалиме (Храма св. Гроба Господня) и церкви Рождества Христа в Вифлееме, а именно: подобие Вифлеемской пещеры [2], Темницы Спасителя [3], Голгофы [4] и Гроба Господня [5]. Таким образом, Воскресенская церковь стала особым реликварием, вместившим в себя уникальное собрание подобий наиболее почитаемых святынь христианства, благодаря чему в Ростове появился своеобразный аналог Храма Гроба Господня.

Воскресенский храм ростовского монастыря не нашел отражения в литературе, краткие упоминания о нем встречаются в отдельных изданиях [6]. В настоящей работе осуществлена реконструкция его внутренней структуры и интерьера. Основой для исследования послужили натурные наблюдения и письменные источники, среди которых главенствующее место заняла монастырская опись 1919 г. [7].

Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой совершенно особый тип храма. Соименная Воскресенскому храму в Иерусалиме, она была устроена как символическое подобие Храма Гроба Господня - верховного святилища христианского мира, главнейшего памятника христианства [8]. По церков-

ной традиции, Воскресенский Иерусалимский храм сооружен на месте смерти и воскресения Христа [9]. Одна из важнейших святынь упомянутого храма - часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия) в подобии была воссоздана в Воскресенской церкви Спасо-Яковлевского монастыря. Следует отметить, что точное соответствие подобия Гроба Господня в Воскресенской церкви, отмеченное в источнике [10] и зафиксированное в литературе [11], подтверждается сравнением размеров данных памятников. Размеры Гроба Господня [15] - 200 х 80 х 60 см [12], размеры его монастырского подобия - 192 х 75 х 60 см. Помимо копии Гроба Господня, в Воскресенской церкви были устроены подобия еще двух святынь Воскресенского Иерусалимского храма: Голгофы - места распятия Спасителя и Темницы Христа. Также в Воскресенской церкви Спасо-Яковлевского монастыря находилось подобие Вифлеемской пещеры - главной святыни храма Рождества Христа в Вифлееме, который, по христианской традиции, построен в месте, где родился Спаситель [13]. При этом подобия Вифлеемской пещеры, Голгофы, Темницы Христа, устроенные в Воскресенской церкви, являлись не точными копиями аналогичных палестинских святынь, а скорее их символическими обозначениями. В этом случае точность следует понимать как не более чем образное подобие.

© Виденеева А. Е., 2010

Итак, копии христианских святынь в Воскресенской церкви Спасо-Яковлевского монастыря устраивались по образу и подобию основных святынь христианства. При этом степень их соответствия оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Второстепенные, по своей значимости, святыни воспроизводились символически, тогда как Гроб Господень - первоос-новная реликвия христианства, был скопирован довольно точно. Важно то, что подобия христианских святынь присутствовали в Воскресенской церкви, являлись значимыми деталями ее интерьера и играли важную роль в пространственно-композиционной структуре храма.

Основание и устроение Воскресенской церкви относится ко второй половине 1911 - началу 1912 г. В то время настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря являлся викарий Росто-во-Ярославской епархии епископ Иосиф - образованный и деятельный человек. Владыка занимался литературной деятельностью, изучал церковные древности, сотрудничал с ростовским Музеем церковных древностей [14]. В сферу интересов епископа Иосифа входили и памятники христианского Востока. Известно, что летом 1911 г. он совершил поездку на Афон с целью исследования греческих церковных напевов [15]. Возможно, следствием этого путешествия явилась идея устроения в Спасо-Яковлевском монастыре реликвария подобий христианских святынь. Во всяком случае, основание Воскресенского храма было положено в том же 1911 г.

В письме, адресованном хранителю ростовского музея и члену Московского археологического общества Ивану Александровичу Шлякову, от 16 декабря 1911 г., епископ Иосиф сообщил о своих планах относительно устройства в монастыре нового храма: «Под Яковлевским храмом нашей Обители имеется подвальное помещение, отчасти занятое печами, согревающими обе верхние церкви. Место это сухое, теплое и весьма удобно для устройства здесь небольшой церкви для ранних литургий. Никаких особых работ тут не требуется. Достаточно лишь поставить иконостас и церковь готова» [16]. Таким образом, Воскресенский храм разместился в подвале церкви св. Иакова. Он устраивался на средства, пожертвованные монахиней Вероникой (Верой Семеновной Волчковой), которая, согласно завещанию, впоследствии была похоронена в нем [17].

Время существования этого храма документы позволяют определить с точностью до дня. Ос-

вящение Воскресенской церкви, приуроченное к Пасхе, произошло в воскресенье, 1 апреля 1912 г.

[18]. Через 16 лет, на одиннадцатом году советской власти, Комиссия по проверке церковного имущества признала эту церковь «нарушенной» и непригодной для пользования. Актом от 27 марта 1928 г. предписывалось «разнести по оставшимся церквям имущество пещерного храма»

[19].

Итак, девяносто лет назад для устройства церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Сегодня почти ничего не напоминает о том, что когда-то там существовал храм. Однако пространственно-композиционную структуру и детали интерьера Воскресенской церкви возможно реконструировать, дополняя показания источников данными натурного обследования современного состояния помещения бывшего храма.

В настоящее время подвальный этаж Яковлев-ской церкви представляет собой низкое, вытянутое по оси запад-восток, прямоугольное в плане помещение, перекрытое коробовым сводом. Его высота - 3 м, длина - около 36 м; ширина колеблется от 5 до 8 м за счет пилонов, расположенных вдоль северной стены, служащих дополнительной опорой своду. Следует подчеркнуть, что Воскресенская церковь занимала не все пространство подвала, а примерно 3/4 его площади, благодаря чему ее алтарь оказался смещен к западу относительно алтаря Яковлевского храма. Оставшаяся свободной восточная часть подвала, по всей видимости, использовалась для хозяйственных нужд, она была отделена от церкви кирпичной стеной и имела отдельный вход. Сейчас восточная стена пещерной церкви отсутствует, но место ее расположения, ее размеры и форма легко восстанавливаются по нарушению в покрытии пола.

Дневной свет не проникал внутрь Воскресенского храма. Церковь освещали два небольших посеребренныХ паникадила, а также - светильники, лампады, свечи. Пол был выложен метлахской плиткой [20]. Ныне покрытие пола сохранилось в алтарной части и фрагментарно - в притворе. Стены и своды были расписаны маслом. Храм, посвященный Воскресению Христа, украшали изображения сцен страданий, смерти и воскресения Спасителя [21]. Сюжеты отделялись друг от друга живописными рамами, следы которых различимы до сих пор. В росписи важное место занимал орнамент. В настоящее время сте-

нопись храма, за исключением нескольких незначительных фрагментов, утрачена.

Внутреннее пространство Воскресенской церкви разделялось на алтарь, помещение для молящихся и притвор. Все упомянутые части выделялись архитектурно. Алтарь отделяла алтарная преграда, ныне утраченная. Притвор до сих пор отгораживает кирпичная стена с широким дверным проемом и в центре. При описании интерьера последовательно рассмотрим каждую из названных частей храма.

Алтарь был небольшим по площади. Солея выделялась двумя невысокими ступенями. Кирпичная алтарная преграда была облицована искусственным мрамором. Иконостас состоял из двух икон местного ряда - изображений Христа и Богоматери. Перед иконами висели лампады и стояли два медных подсвечника. Завеса в царских вратах была из голубого шелка [22]. На царских вратах помещалось изображение Благовещения [23]. Северная и южная двери были украшены сценами явления Христа Богоматери и Марии Магдалине по Воскресении. На горнем месте находилось выполненное на стекле изображение Воскресения Христа [24]. Воскресенская церковь была электрифицирована, следовательно, витраж в алтаре имел подсветку, что в условиях темного храма, безусловно, создавало особый эффект.

В алтаре располагались мраморные престол и жертвенник. На лицевой стороне престола в бронзовой раме под стеклом помещалась икона Знамения Богоматери. На престоле находились антиминс, беломраморная дарохранительница, два Евангелия, напрестольные кресты, два медных трехсвечника. Над престолом располагалось семь подвесных лампад. На жертвеннике хранился набор священных сосудов для совершения евхаристии [25]. В настоящее время из всего перечисленного сохранились лишь ступени солеи. Следы нарушенного покрытия пола позволяют установить места расположения и размеры престола, жертвенника и алтарной преграды.

Помещение для молящихся - пространство от алтаря до притвора. Его западную часть занимали три печи, которые обогревали не только Воскресенскую церковь, но и верхние этажи. В настоящее время печи отсутствуют, однако места их расположения возможно определить по отверстиям для дымоходов в сводах.

Во сточная часть храма играла главенствующую роль в его композиционной структуре, поскольку именно там, ближе к алтарю, были расположены подобия христианских святынь. Мас-

сивные, прямоугольные в плане выступы у северной стены образуют две глубокие ниши. Одна из них использовалась для устроения копии Гро -ба Господня. С этой целью была сооружена небольшая камера, со всех сторон изолированная от пространства храма. В источниках она называется Пещерой Гроба. Это тесное, почти квадратное в плане помещение (192 х 172 см). С западной стороны - узкий дверной проем, с восточной -небольшое квадратное окно. Вдоль южной стены устроено кирпичное ложе. Прежде его покрывала мраморная плита. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями. На западной стене - изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем - изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников - 33 - соответствовало числу лет Спасителя. Важно подчеркнуть, что на плите, покрывающей ложе, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Рядом с ложем стояли подсвечники. По свидетельству современников, помещение гробницы украшалось живыми цветами. Площадка перед входом в Пещеру символизировала придел св. Ангела в часовне Гроба Господня Иерусалимского Воскресенского храма. На северной стене находилось изображение Ангела, рядом стояли две кипарисные хоругви [26].

Для сравнения здесь уместно привести описание подлинного Гроба Господня. Часовня Животворящего Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме - небольшое, прямоугольное в плане помещение, облицованное мрамором, которое разделяется на придел Ангела и Пещеру Гроба. Последняя представляет собой тесную камеру с низким сводом, часть которой занимает каменное ложе, покрытое мраморной плитой - «место, где Он был положен» (Мр. 16, 6). Рядом на стене - беломраморный барельеф с изображением Воскресения Христа и двух ангелов. Пещера освещалась многими лампадами и украшалась цветами [27].

В настоящее время в бывшей Воскресенской церкви Спасо-Яковлевского монастыря сохранены стены Пещеры Гроба и кирпичное основание ложа. Фрагменты росписи южной стены - часть сцены Воскресения, лицо правого ангела, а также часть декоративной живописи в верхней части композиции - служат единственными хорошо

сохранившимся образцами стенописи Воскресенского храма. Упомянутые фрагменты росписи позволяют сделать вывод о том, что живописное оформление интерьера Пещеры Гроба в деталях воспроизводило внутреннее убранство подлинной часовни Гроба Господня.

В южной стене Воскресенского храма до сих пор сохранены две ниши. Первоначально они имели небольшую высоту и, вероятно, использовались для хозяйственных нужд. При устроении храма наружные края ниш были растесаны, благодаря чему ниши значительно расширились. На скосах ниш прослеживаются остатки масляной живописи - изображения серафимов.

В ближайшей к алтарю нише находилось мраморное надгробие основателя Спасо-Яковлевского монастыря, ростовского епископа Иакова [28]. Мощи святителя и ныне хранятся под спудом [29]. В глубине ниши, за надгробием, помещалась икона, изображающая св. Иакова, почивающего в гробу. Над надгробием располагались две лампады [30].

В соседней нише, также освещенной лампадами, была устроена копия Вифлеемской пещеры - символическое подобие места рождения Христа. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова [3].

Некоторые источники свидетельствуют, что в Воскресенском храме имелось подобие Голгофы [32], но ее описание и указание о месте ее расположения отсутствуют. Вероятно, копия Голгофы находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены, поскольку этот угол был выделен повышением уровня пола точно так же, как места расположения подобий Гроба Господня и Вифлеемской пещеры. Восточную стену ниши занимала икона Архангела Михаила. Перед ней находилась лампада и стоял подсвечник. Мраморная доска на северной стене обозначала место захоронения благотворительницы храма -монахини Вероники. В северо-восточном углу располагался клирос для певчих, огражденный железной решеткой [33].

Вдоль северной стены и около ниши, в кото -рой было устроено подобие Вифлеемской пещеры, уровень пола был поднят и соответствовал уровню алтаря. Возможно, это является свидетельством того, что подобия Голгофы, Вифлеемской пещеры и Гроба Господня по своей значимости приравнивались к алтарю. Во всяком случае, повышение солеи объединяло алтарь и подобия христианских святынь в единый комплекс.

Притвор Воскресенского храма, выделенный в самостоятельный объем, по своим размерам соответствует притвору Яковлевской церкви. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней было устроено подобие Темницы Христовой, которая представляла собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью в южной стене и окном с восточной стороны, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный) [34]. Это помещение символизировало Темницу Христа Воскресенского Иерусалимского храма, место, где Спаситель ожидал приготовления к казни [35]. В правой части притвора находилось традиционное Распятие с предстоящими, перед ним - семь подвесных лампад [36].

Таковым, в общих чертах, было устройство и украшение Воскресенской церкви. Храм имел четкую христологическую направленность. Церковь названа в честь Воскресения Христа, освящена на Пасху, детали ее интерьера и система ее росписи посвящались культу Спасителя. В подобиях христианских святынь, воссозданных в Воскресенской церкви, подробно и последовательно раскрывалась, наглядно демонстрировалась жизнь Христа, его рождение и смерть, искупление и воскресение. Подобие Гроба Господня, максимально приближенное к оригиналу, являлось зримым воплощением слов Евангелия: «подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28, 6). Таким образом, в храмовом пространстве воссоздавалась Евангельская история, воссоздавалась реально, зримо, не в отвлеченных символах, а с помощью существовавших в данной церкви подобий христианских святынь.

Воскресенская церковь предназначалась для ранних литургий [37]. Каждую субботу после литургии там архиерейским служением, по особо установленному чину, совершался молебен и акафист Воскресению Христову и Гробу Господнему [38]. Наиболее торжественные службы происходили на Пасху. В великую субботу в храме полагалась плащаница, по совершении крестного хода ее возвращали, на пасхальную утреню в храм допускались богомольцы [39]. Таким образом, Воскресенская церковь служила местом проведения регулярных и весьма торжественных богослужений.

Следует отметить, что Воскресенский храм находился под Яковлевской церковью, которая была построена над местом погребения основателя монастыря еп. Иакова, освящена в его честь

и являлась своеобразным памятником местноч-тимому святому. В верхнем этаже упомянутого храма располагалась монастырская ризница -сокровищница монастыря и собрание реликвий обители. Таким образом, комплекс ризницы и двух храмов - Яковлевского и Воскресенского, в пределах единого сооружения, являлся музеем-реликварием обители, особой достопримечательностью Спасо-Яковлевского монастыря. Сохранились свидетельства, что именно в таком качестве Воскресенская церковь, в составе данного комплекса, демонстрировалась почетным гостям обители [40].

Идея устроения копий христианских святынь не нова. Она освящена церковной традицией и зафиксирована в церковном уставе. Согласно христианской традиции, алтарь каждого храма, помимо прочих символических обозначений, являет собой место, «где Господь страдал, претерпел крестную смерть, где было Его воскресение», а престол в алтаре изображает Гроб Христов [41]. Следовательно, каждый христианский храм можно рассматривать как символическое подобие Гроба Господня.

Однако в данном случае нас интересует иная традиция - устроение более или менее точных копий, реальных подобий подлинного Гроба Гос -подня. Наиболее известным примером реализации этой идеи в России является основание патриархом Никоном в середине XVII столетия Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, согласно свидетельству самого основателя, «по образу того великого Иерусалима святое ограждение (монастырь), на видение и вспоминание приснопамятного святого Иерусалима, а в нем же спасительные страсти нашего ради спасения о содеяшася» [42].

С середины XIX века в широких общественных кругах России наблюдается повышение интереса к христианским святыням Святой Земли. С 1880-х гг. разворачивается массовое русское паломничество в Палестину. Возможно, это связано с ориентацией русской внешней политики, направленной во второй половине XIX в. на Ближний Восток. В начале нашего столетия одновременно в разных регионах России - на севере и в центре, в Валаамском Спасо-Преображенском и в Ростовском Спасо-Яковлевском монастырях устраиваются подобия Гроба Господня.

Сопоставление этих памятников, сравнение подходов к устроению подобий христианских святынь в том и другом случае, выяснение сход-

ства и различия реликвариев названных монастырей должно стать темой отдельного исследования. Здесь же позволим высказать самые общие замечания.

Храмы-реликварии Валаамского и Спасо-Яковлевского монастырей объединяет единовре-менность их устроения. Сооружение Воскресенского скита производилось в Валаамском монастыре в период с 1891 по 1906 г. [43]. Подобие кувуклии располагалось в нижнем этаже Воскресенского храма, устроенном в скальном углублении [44]. На Валааме, как и в НовоИерусалимском монастыре, благодаря устройству новых Воскресенского и Гефсиманского скитов, был образован огромный архитектурно-ландшафтный комплекс, воссоздающий Иерусалимскую топографию, в результате чего Валаамский монастырь получил имя и славу Северного Иерусалима.

В Валаамском монастыре замысел создания подобий предшествовал процессу сооружения здания. Воскресенский храм обители изначально был задуман как подобие Иерусалимского храма св. Гроба. В отличие от него, Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря не строилась, а лишь устраивалась по образу Воскресенского Иерусалимского храма. В этом случае идея была приспособлена к готовым формам уже существующего помещения. Кроме этого, подобия христианских святынь, устроенные в Валаамском монастыре, представляли собой целые комплексы сооружений, занимавшие значительные территории. В процессе их создания производились сложные работы по преобразованию ландшафта. В Спасо-Яковлевском монастыре все ограничилось пределами подвала одного из храмов, при этом, по признанию настоятеля, «не потребовалось никаких особых работ» [45]. Набор христианских святынь, в подобиях воссозданных в Воскресенских храмах монастырей, был различен. Валаамский реликварий имел копии Гроба Господня и камня помазания [46], тогда как Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря содержала большее количество подобий святынь, их состав был иным.

Итак, Воскресенский храм Ростовского Спа-со-Яковлевского монастыря является уникальным памятником, продолжающим традицию воссоздания в подобиях христианских святынь. Произведенная в настоящей работе реконструкция Воскресенского храма, воспроизводящая в основных чертах убранство церкви, поясняет композиционную структуру памятника. В на-

стоящее время интерьер церкви имеет огромные утраты, но сохранилось главное - храмовый объем, то пространство, в котором прежде располагалась церковь и где она может быть восстановлена. Возобновление Спасо-Яковлевского монастыря позволяет надеяться на возрождение ростовского подобия Храма Гроба Господня.

Примечания

1. Успенский Н. А. Путеводитель по святыням древнего Ростова Великого [Текст]. - Сергиев Посад, 1913. - С. 24.

2. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

3. Там же.

4. Пребывание Их Императорских Величеств в Ярославской губернии в лето 1913 мая 21-23 день [Текст]. - [Ростов], 1913. - С. 35.

5. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

6. Титов А. А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в г. Ростове Ярославской губернии [Текст]. -Ростов, 1913. - С. 12-13; Успенский Н. А. Путеводитель... [Текст]. - С. 24-26; Баниге В. С., Брюсова В. Г., Гнедовский Б. В., Щапов Н. Б. Ростов Ярославский [Текст]. - Ярославль, 1957. - С. 132.

7. ГМЗРК. - А-1035, - Л. 64-65; 74-88. После революции архитектурные памятники Спасо-Яковлевского монастыря стали достоянием Советской Республики. Весной 1919 г. Ростовский уездный Совдеп передал монастырские церкви гражданам Ростова в «бессрочное» пользование. В связи с этим была составлена подробная опись богослужебных предметов всех семи храмов обители.

8. Кондаков Н. П. Иерусалим христианский. Исторический очерк и памятники [Текст]. - СПб., 1905. -С. 27.

9. Михайловский В. Я. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме [Текст]. - СПб., 1887. - С. 10.

10. ГМЗРК. - А-1035, - Л. 82.

11. Титов А. А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь... - С. 13.

12. Кондаков Н. Л. Иерусалим христианский. -С. 63.

13. Путеводитель в Палестину, по Иерусалиму, Святой Земле и другим святыням Востока [Текст]. -Одесса, 1908. - С. 506.

14. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 2. - Д. 8. - Л. 40-41; - Д. 5. Л. 51.

15. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 2. - Д. 7. - Л. 60.

16. ГМЗРК. - А-57. - Л. 74.

17. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

18. Там же. - Л. 75 об.

19. Там же. - Л. 28.

20. Там же. - Л. 81 об.

21. Иосиф, еп. Посещение Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова Го -сударем Императором Николаем II Александровичем и Его Августейшею семьею [Текст]. - Ярославль,

1913. - С. 6.

22. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 81 об.

23. Успенский Н. А. Путеводитель... - С. 24.

24. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 81 об.

25. Там же. - Л. 81 об.-82.

26. Там же. - Л. 81 об.

27. Путеводитель в Палестину... - С. 396-401.

28. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

29. Титов А. А. Св. Иаков, епископ Ростовский и основанный им монастырь [Текст]. - Ростов, 1896. -С. 8. Серебряная рака св. Иакова располагалась наверху в сквозной нише стены, разделяющей Зачатиевский и Яковлевский храмы и, таким образом, являлась достоянием обеих церквей. (ГМЗРК. - А-1035. - Л. 79).

30. ГМЗРК. - А-1035, - Л. 82.

31. Там же.

32. См., напр. Пребывание Их Императорских Величеств... - С. 35.

33. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

34. Там же.

35. Кавелин Л. Старый Иерусалим и его окрестности [Текст]. - М., 1873. - С. 93.

36. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

37. ГМЗРК. - А-54. - Л. 74.

38. Успенский Н. А. Путеводитель . - С. 26.

39. Титов А. А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь... - С. 13.

40. См., напр. Посещение Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной [Текст] // Ярославские епархиальные ведомости. 1914. Ч. неофиц. - С. 25.

41. Никольский К., прот. Пособие к изучению Ус -тава Богослужения Православной Церкви [Текст]. -СПб., 1888. - С. 4-5. В этой связи интересно отметить, что при богослужении в кувуклии Воскресенского Иерусалимского храма престолом для совершения евхаристии служит Гроб Господень (Арсений И. Путеводитель во Святой град Иерусалим ко Гробу Господню и прочим святыням Востока [Текст]. - М. , 1908).

42. Цит. по: Леонид, архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемаго монастыря [Текст] // ЧОИДР, 1874. кн. III. - С. 1.

43. Рывкин В. Р. По Валааму [Текст]. - Петрозаводск, 1990. - С. 200.

44. Воскресенский скит на Валааме и в нем ку-вуклия с подобием Гроба Господня [Текст]. - СПб. , 1915. - С. 19.

45. ГМЗРК. - А-54. - Л. 74.

46. Воскресенский скит на Валааме... - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.