Научная статья на тему 'К истории настоятельства епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре'

К истории настоятельства епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОП ИОСИФ / «ИОСИФЛЯНСТВО» / НАСТОЯТЕЛЬСТВО / СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЕ ХРАМЫ / БОГОРОДИЧНЫЕ ПРЕСТОЛЫ / ХРАМ-РЕЛИКВАРИЙ / МОНАСТЫРСКИЙ ГОСПИТАЛЬ / РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЯ МОНАСТЫРСКИХ ПАМЯТНИКОВ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ОБИТЕЛИ / "JOSEPHISM" / BISHOP JOSEPH / ABBACY / THE SPASO-JAKOVLEVSKY MONASTERY / MONASTIC TEMPLES / DEIPAROUS THRONES / A TEMPLE-RELIQUARY / MONASTIC HOSPITAL / REPAIR AND RESTORATION OF MONASTIC MONUMENTS / A MONASTERY ACCOMPLISHMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виденеева Алла Евгеньевна

Одним из наиболее известных настоятелей Спасо-Яковлевского монастыря являлся епископ Иосиф. Настоящая работа посвящена рассмотрению его деятельности, направленной на благоустройство обители основание храмов, построение гостиницы, учреждение госпиталя, реставрация памятников, качественное улучшение технического обеспечение монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the History of Bishop Joseph's Abbacy in the Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

One of the most known priors of the Spaso-Jakovlevsky Monastery was bishop Joseph. The present work is devoted to the consideration of his activity directed onto the accomplishment of the monastery the basis of temples, hotel construction, hospital establishment, restoration of monuments, qualitative improvement of the technical monastery maintenance.

Текст научной работы на тему «К истории настоятельства епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре»

КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 2-9: (470.316);908(470+571)

А. Е. Виденеева

К истории настоятельства епископа Иосифа в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре

Одним из наиболее известных настоятелей Спасо-Яковлевского монастыря являлся епископ Иосиф. Настоящая работа посвящена рассмотрению его деятельности, направленной на благоустройство обители - основание храмов, построение гостиницы, учреждение госпиталя, реставрация памятников, качественное улучшение технического обеспечение монастыря.

Ключевые слова: епископ Иосиф, «иосифлянство», настоятельство, Спасо-Яковлевский монастырь, монастырские храмы, богородичные престолы, храм-реликварий, монастырский госпиталь, ремонт и реставрация монастырских памятников, благоустройство обители.

А. Е. Videneeva

To the History of Bishop Joseph's Abbacy in the Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery

One of the most known priors of the Spaso-Jakovlevsky Monastery was bishop Joseph. The present work is devoted to the consideration of his activity directed onto the accomplishment of the monastery - the basis of temples, hotel construction, hospital establishment, restoration of monuments, qualitative improvement of the technical monastery maintenance.

Keywords: bishop Joseph, "Josephism", abbacy, the Spaso-Jakovlevsky monastery, monastic temples, deiparous thrones, a temple-reliquary, monastic hospital, repair and restoration of monastic monuments, a monastery accomplishment

В первой четверти XX столетия Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь возглавлял викарий Ярославской епархии епископ Иосиф. Он управлял им 17 лет - с 1909 по 1926 г. Срок довольно долгий, но дело не только в количестве лет, прожитых им здесь. Время его настоятельства вместило в себя и грандиозные монастырские празднества, и полное разорение обители. Своими усилиями он всемерно способствовал укреплению и возвышению монастыря, а в послереволюционное время он же оказался свидетелем его гибели.

Епископ Иосиф, в миру - Иван Семенович Петровых, родился в 1872 г. в городе Устюжна Новгородской губернии. В 1899 г., по окончании Московской духовной академии, стал преподавателем кафедры Библейской истории, а в 1903 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры принял монашество с наречением имени Иосиф. Осенью того же года был рукополо-

жен сначала во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1906 г. на протяжении трех лет управлял Яблочин-ским и Юрьевым монастырями.

В 1909 г., по настоянию ярославского архиепископа Тихона, синодальным указом Иосиф был переведен в Ярославскую епархию, возведен в сан епископа, утвержден вторым викарием и определен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря. С 1926 г. в сане митрополита стал во главе Ленинградской епархии, а вскоре возглавил церковную группировку, оппозиционную к патриарху Сергию, официально поддержавшему советскую власть. Деятельность епископа Иосифа впоследствии получила название «иосифлянского раскола». Он был арестован, сослан в Казахстан, а в ноябре 1937 г. - расстрелян [3].

В Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь епископ Иосиф прибыл в начале весны 1909 г. За полгода он, вместе с архиепископом Тихоном, сумел превосходно подготовить и блестяще провести грандиозное празднование 200-летия кончины свя-

© Виденеева А. Е., 2010

тителя Димитрия, ставшее крупнейшим церковным торжеством Ярославской епархии первой четверти XX столетия [4].

За восемь лет - с 1909 по 1917 г. - епископ Иосиф основал в своей обители четыре храмовых престола, три из которых были посвящены почитанию Божией Матери.

Первым из них стала появившаяся в 1909 г. церковь Толгской иконы Богоматери, которая прославляла явленный чудотворный образ, обретенный в XIV столетии в пределах Ростовской епархии. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды. Как писал известный исследователь ростовских древностей А. А. Титов, «окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям» [5]. В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, с которой открывался восхитительный вид на озеро. Во время богослужения в Толгскую церковь допускались богомольцы, для этого в башню снизу был сделан отдельный вход, тогда как с настоятельскими покоями церковь соединялась небольшим переходом по западной монастырской ограде [6].

В 1916 г. в монастыре епископом Иосифом был устроен второй Богородичный престол - придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери, размещенный в левой стороне трапезы Яковлевской церкви. Средства на его создание пожертвовал С. П. Ко-лодкин «в вечный помин» сына Феодора, убитого на войне [7]. Ходатайствуя о его устроении, яковлев-ский настоятель писал ярославскому митрополиту Агафангелу: «Придел этот не будет лишним в нашей обители, ... предполагается посвятить его Богоматери. ... При том местной иконою нового придела должна быть сделана величайшая святыня - чудотворная Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона св. Димитрия, его родительское благословение, весьма почитаемая богомольцами» [9].

Наконец, в ноябре 1917 г., благодаря стараниям епископа Иосифа, в монастыре появилась еще одна церковь - домовой храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, который был устроен в здании монастырской гостиницы, переданном под военный госпиталь. Описание его убранства сохранила опись 1919 г. В храме был установлен дубовый иконостас с резьбою «в старинном стиле». В местном ряду, слева от царских врат, находилась икона Великомученика Пантелеймона с частицею его мощей. Престол имел дубовый оклад, а клиросы были выкрашены под дуб. Храм был расписан, фрагмен-

ты стенописи сохранились до наших дней. В северозападном углу стоял застекленный шкаф с мемориальными вещами, принадлежащими св. Иоанну Кронштадтскому [10].

Между тем, главным храмом, основанным епископом Иосифом в Спасо-Яковлевском монастыре, стала Воскресенская церковь, освященная в апреле 1912 г. , - храм-реликварий, вместивший в себя уникальное собрание подобий наиболее почитаемых святынь христианства - Гроба Господня, Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя и Голгофы [11]. Местом размещения новой церкви стал подклет храма св. Иакова. Средства на ее устроение предоставила монахиня Вероника (Вера Семеновна Волч-кова), которая, согласно завещанию, была в ней похоронена [12].

Копия Гроба Господня располагалась с северной стороны храма, перед алтарем. Для нее была сооружена небольшая камера, которую называли Пещерой Гроба. Внутри, вдоль южной стены, было устроено кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой, на которой, в бронзовой раме под стеклом, располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями. На западной стене - изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем - изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников (33) соответствовало числу лет Спасителя [13].

Символическая копия Вифлеемской пещеры -подобие места рождения Христа - была устроена в небольшой нише южной стены Воскресенского храма, второй от алтаря [14]. Копия Голгофы, по всей видимости, находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены [15]. Темница Христова располагалась в притворе храма, под лестницей, ведущей наверх [16].

Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря предназначалась для ранних литургий. Каждую субботу архиерейским служением, по особо установленному чину, в ней совершались молебен и акафист Воскресению Христову и Гробу Господню. Наиболее торжественные службы проходили в этом храме на Пасху [17].

На протяжении своего настоятельства епископ Иосиф проявлял заботу о благоукрашении и благоустройстве монастырского ансамбля.

В начале 1910-х гг., на протяжении нескольких лет, производилась новая планировка монастырской территории, улучшались имеющиеся дорожки и

прокладывались новые, разбивались цветники, благоустраивались аллеи. К примеру, в 1912 г. была проложена дорога от монастырской гостиницы до ворот, устроена новая посыпанная щебнем дорога через весь монастырь от Въездных до Водяных ворот, а также дорожки, ведущие к храмам. А в следующем, 1913 г., эти дорожки были заасфальтированы. Тогда же асфальтовые тротуары были устроены вокруг храмов центрального двора - Димитриев-ского и Яковлевского с Зачатиевским [18].

С 1909 г. на монастырском дворе разбивались цветники, которые заботливо ограждались деревянными заграждениями. На украшение монастыря цветами ежегодно выделялось 200 руб. В 1910 г. была восстановлена оранжерея для разведения цветов, садовых и огородных растений. В том же году устроены большие цветочные клумбы перед монастырскими соборами [19].

Электрическое освещение монастырской территории впервые упоминается в документах в 1909 г., что позволяет связать электрификацию монастыря с именем епископа Иосифа. Известно, что в октябре 1909 г., когда монастырь отмечал 200-летие кончины св. Димитрия, территория монастыря была празднично иллюминирована [20]. Впоследствии на протяжении нескольких лет электрическое освещение постепенно и последовательно появлялось в отдельных монастырских зданиях. К примеру, в 1912 г. электрические лампочки осветили верхний этаж братских келий [21]. Спустя два года в пролетах колокольни были установлены два больших креста с электрическими лампочками для того, чтобы зажигать их во время всенощных служб по большим праздникам [22].

В 1911 г. стараниями настоятеля в монастыре появился водопровод. От городской водоразборной будки были проложены трубы протяженностью в 300 сажен, и вода пущена в настоятельские кельи, где была установлена ванна, в кухню, баню и гостиницу. Устройство водопровода обошлось обители в 2000 руб. [23]. А уже в следующем году в монастырской бане было установлено оборудование для нагрева воды при помощи электричества.

Кардинальные перемены в благоустройстве монастыря были произведены в 1912 - первой половине 1913 г., когда епископ Иосиф готовил свою обитель к прибытию императора Николая Александровича.

Основное внимание уделялось украшению интерьеров старого и нового монастырских соборов. В Зачатиевском храме - промыта и отреставрирована настенная роспись, устроены новые рамы и заменены входные двери. В Димитриевской церкви уста-

новлен мраморный помост для раки св. Димитрия и изготовлены мраморные облачения для престолов двух придельных храмов в трапезной [24]. По признанию епископа Иосифа, оставившего свои воспоминания об императорском посещении монастыря в мае 1913 г., подготовленный к прибытию государя «богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яра-го, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело» [25].

Завершилась позолота большой главы Зачатиев-ской церкви и звезд на малых главах и полностью заменена кровля храма. Крыши жилых зданий выкрасили медянкой, а купола храмов покрыли ультрамариновой краской [26].

Были вычищены и выбелены заново все монастырские здания - храмы, келейные корпуса и ограда, а также все строения, принадлежавшие обители, но располагавшиеся за пределами ее стен - гостиница, школа, несколько флигелей. Были покрыты асфальтом монастырские дорожки, ведущие от Въездных до Водяных ворот, от келейных корпусов к храмам, а также окружающие храмы, кроме того, каменными плитами были выложены панели вдоль братских корпусов [27].

На монастырской колокольне появился новый колокол весом в 155 пудов для будничного звона, купленный в Борисоглебском монастыре за 2 тысячи рублей [28].

Специально к царскому приезду приобрели новую ризницу: полное архиерейское облачение, 10 священнических одеяний, 1 архидиаконское, 4 диа-конских и 4 пономарских - на сумму в 1400 руб. Монастырь активизировал издательскую деятельность: в свет вышли новое описание обители, полное описание чудес св. Димитрия и акафист св. Иакову [29].

Надо ли говорить, что к прибытию императора Спасо-Яковлевский монастырь преобразился - его главы сияли, а стены белели, храмы стали краше, а двор - чище.

Однако венцом созидательных трудов епископа Иосифа стало сооружение новой монастырской гостиницы - большого, удобного и просторного каменного двухэтажного здания. Для нее не жалели средств, она строилась основательно и качественно, с использованием лучших материалов и применением новых технологий. В гостинице было устроено водяное отопление и вытяжная вентиляция. Воздухообмен поддерживался посредством воздухопроводов и вытяжных камер, а показателем качественной работы системы отопления являлось постоянное

поддержание в жилых помещениях температуры в 20 0С. К зданию был подведен водопровод, оборудованы ванные комнаты, имелась система канализации с туалетами на обоих этажах. Корпус был электрифицирован. В целом, новая гостиница обошлась монастырю более чем в 80 тыс. руб [30].

27 октября 1914 г. епископ Иосиф со старшей братиею произвели осмотр построенного здания и дали ему удовлетворительную оценку. По их мнению, оно было сооружено «прочно и основательно» и оказалось «вполне пригодно, удобно и безопасно для жилья». С особой гордостью подчеркивалось, что новая гостиница весьма благоустроенна: имеет электрическое освещение, водопровод, канализацию, водяное отопление и систему вентиляции воздуха» [31].

Между тем, первоначальное назначение здания пришлось существенно скорректировать. Его постройка еще не была окончательно завершена, когда епископ Иосиф решил разместить в нем военный госпиталь. Вступление России в войну в июле 1914 г. привело, в частности, к необходимости развертывания сети госпиталей и лазаретов для раненых воинов. И тогда Спасо-Яковлевский монастырь по инициативе его настоятеля «решил самостоятельно и непринужденно проявить самое горячее и возможное по его средствам участие к жертвам возникшей жестокой войны» [32]. Открытие военного лазарета в новопостроенной монастырской гостинице, приуроченное ко дню памяти святителя Димитрия Ростовского, произошло 28 октября 1914 г. [33].

Итак, период настоятельства епископа Иосифа явился важной вехой в истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Памятниками его благоуст-роительной и созидательной деятельности в Яков-левской обители остались основанные им храмы, воздвигнутая им гостиница и открытый там военный госпиталь, электрификация монастыря и устроение водопровода. Не забыты неустанная забота настоятеля о выдающихся монастырских памятниках и его стремление к поддержанию всего архитектурного ансамбля в достойном состоянии.

Примечания

1. РФ ГАЯО. - Ф. 126. - Оп. 1. - Д. 30. - Л. 79.

2. РФ ГАЯО. - Ф. Р-6. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 5, 32.

3. Шкаровский М. В. Митрополит Иосиф Петровых и иосифлянское движение. - Режим доступа : http://www.rocor.de

4. Виденеева А. Е. О деятельности епископа Иосифа по организации торжеств, посвященных 200-летию кончины св. Димитрия Ростовского в 1909 г [Текст] // Исто-

рия и культура Ростовской земли. 2004. - Ростов, 2005. -С. 210-219.

5. Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губернии [Текст]. - Ростов-Ярославский, 1913.

6. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 2. - Д. 9. - Л. 32, 35.

7. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 3.

8. Здесь уместно напомнить об одной исторической параллели. На Афоне, в Благовещенском храме Ватопед-ского монастыря, чудотворная икона Богородицы находится в особом приделе, посвященном ее имени. Возможно, епископ Иосиф устраивал Ватопедский придел для того, чтобы в Яковлевской обители монастырская святыня хранилась по подобию ее афонского первообраза.

9. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 3.

10. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 107 об. - 108.

11. Степень соответствия подобий святынь их оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Второстепенные по своей значимости святыни воспроизводились символически, тогда как Гроб Господень - пер-воосновная реликвия христианства, был скопирован довольно точно, вплоть до совпадения размеров и деталей убранства.

12. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

13. Там же. - Л. 81 об.

14. Там же. - Л. 82.

15. Пребывание Их Императорских Величеств в Ярославской губернии в лето 1913 мая 21-23 день [Текст]. - [Ярославль]. 1913. - С. 35.

16. ГМЗРК. - А-1035. - Л. 82.

17. Успенский Н. А. Путеводитель по святыням и древностям Ростова Великого [Текст]. - Сергиев Посад, 1912. - С. 26.

18. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1241. - Л. 3 об. , -Д. 1242. - Л. 3 об.

19. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1201. - Л. 37 об.

20. Димитриевы дни в Ростове-Великом. Празднование 200-летия со дня кончины Св. Димитрия Митрополита Ростовскаго [Текст]. - Ярославль , 1909. - С. 11, 16.

21. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1241. - Л. 3 об.

22. ГАЯО. - Ф. 230. - Оп. 1. - Д. 3257. - Л. 3 об.

23. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1240. - Л. 3.

24. Там же. - Л. 3-3 об.

25. Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря и г. Ростова государем императором Николаем II Александровичем и его августейшею семьею [Текст]. - Ярославль, 1913. - С. 3.

26. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1242. - Л. 3-4.

27. Там же. - Л. 3 об. , 4.

28. Там же. Л. 3 об.

29. Там же. Л. 4.

30. Виденеева А. Е. Гостиница Спасо-Яковлевского монастыря 1914 года [Текст] // СРМ. - Ростов, 2006. Вып. XVI. - С. 345-364.

31. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 615. - Л. 12-12 об. , 13.

32. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 463. - Л. 69.

33. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 617. - Л. 11, 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.