Научная статья на тему '«Спасибо вам, богоугодные»: служение церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов'

«Спасибо вам, богоугодные»: служение церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история церкви / церковь в СССР / церковные хоры / православие / Пермская епархия / уполномоченный по делам религий / брежневская эпоха / Church History / Church in USSR / church choirs / Orthodoxy / Perm diocese / commissioner for religious affairs / Brezhnev era

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Протоиерей Андрей Сапсай

В статье анализируется деятельность церковных певчих в Пермской области в 1960–1980-е гг. На основании архивных документов автор приводит данные о количественном составе церковных певчих, их возрасте, образовании, социальном положении и уровне материальной поддержки. Деятельность церковных певчих подвергалась пристальному вниманию местной власти. Уполномоченные Совета по делам религий ограничивали численность певчих, препятствовали приему в хоры молодых людей, требовали справок с основного места работы, разрешающих совмещение этой работы с пением в церкви, оказывали давление через советские партийные органы и средства массовой информации. Автор приходит к выводу, что руководство Пермской епархии прилагало особые усилия для улучшения богослужебного пения в храмах. На смену певчим-любителям в церковные хоры приглашали певчих с музыкальным образованием, приходские расходы на хоры регулярно увеличивались. В начале 1980-х гг., после ослабления идеологического воздействия, началось постепенное возрождение церковного пения на приходах. В статье использованы воспоминания участников описываемых событий архим. Льва (Ахидова), певчих В. Д. Дерюшевой и Н. М. Дылдиной из личного архива автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Thank you, God-pleasing ones”: the ministry of church singers of the Perm diocese in the second half of the 1960s — early 1980s

This article is devoted to the study of the activities of church singers in the Perm region in the 1960s and 1980s. Having used archival documents, the author provides data on the number of the church singers, their age, education, social status and level of financial support. It is noted that the church singers’ activities were attentively monitored by the local authorities. Thus, the commissioners of the Council for Religious Affairs limited the number of the singers, prevented the admission of young people to choirs, demanded certificates from their main place of work authorizing them to combine it with church singing, and exerted pressure on them through the Soviet party organs and the media. It was found that the leadership of the Perm diocese made special efforts to improve liturgical singing in the churches. Singers with musical education were invited to replace amateur singers in the church choirs, and parish expenses for choirs were regularly increased. In the early 1980s, after the weakening of ideological influence, a gradual revival of church singing in parishes began. Thanks to the memoirs of Archimandrite Lev (Akhidov), singers V. D. Deryusheva and N. M. Dyldina, the author managed to compile a complete picture of historical events on this subject.

Текст научной работы на тему ««Спасибо вам, богоугодные»: служение церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов»

Научная статья УДК 260.2

https://doi.org/10.25803/26587599_2024_4_52_114

Протоиерей Андрей Сапсай

«Спасибо вам, богоугодные»: служение церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов

Протоиерей Андрей Сапсай

Пермская духовная семинария, Пермь, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1470-9574

аннотация: В статье анализируется деятельность церковных певчих в Пермской области в 1960-1980-е гг. На основании архивных документов автор приводит данные о количественном составе церковных певчих, их возрасте, образовании, социальном положении и уровне материальной поддержки. Деятельность церковных певчих подвергалась пристальному вниманию местной власти. Уполномоченные Совета по делам религий ограничивали численность певчих, препятствовали приему в хоры молодых людей, требовали справок с основного места работы, разрешающих совмещение этой работы с пением в церкви, оказывали давление через советские партийные органы и средства массовой информации. Автор приходит к выводу, что руководство Пермской епархии прилагало особые усилия для улучшения богослужебного пения в храмах. На смену певчим-любителям в церковные хоры приглашали певчих с музыкальным образованием, приходские расходы на хоры регулярно увеличивались. В начале 1980-х гг., после ослабления идеологического воздействия, началось постепенное возрождение церковного пения на приходах. В статье использованы воспоминания участников описываемых событий архим. Льва (Ахидова), певчих В. Д. Дерюшевой и Н. М. Дылдиной из личного архива автора.

© Протоиерей Андрей Сапсай, 2024

ключевые слова: история церкви, церковь в СССР, церковные хоры, православие, Пермская епархия, уполномоченный по делам религий, брежневская эпоха

для цитирования: Сапсай Андрей, прот. «Спасибо вам, богоугодные»: служение церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980 -х годов // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 4 (52). С. 114-136. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_4_52_114.

Archpriest Andrey Sapsay

"Thank you, God-pleasing ones": the ministry of church singers of the Perm diocese in the second half of the 1960s — early 1980s

Archpriest Andrey Sapsay

The Perm Theological Seminary, Perm, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1470-9574

abstract: This article is devoted to the study of the activities of church singers in the Perm region in the 1960s and 1980s. Having used archival documents, the author provides data on the number of the church singers, their age, education, social status and level of financial support. It is noted that the church singers' activities were attentively monitored by the local authorities. Thus, the commissioners of the Council for Religious Affairs limited the number of the singers, prevented the admission of young people to choirs, demanded certificates from their main place of work authorizing them to combine it with church singing, and exerted pressure on them through the Soviet party organs and the media. It was found that the leadership of the Perm diocese made special efforts to improve liturgical singing in the churches. Singers with musical education were invited to replace amateur singers in the church choirs, and parish expenses for choirs were regularly increased. In the early 1980s, after the weakening of ideological influence, a gradual revival of church singing in parishes began. Thanks to the memoirs of Archimandrite Lev (Akhidov), singers V. D. Deryusheva and N. M. Dyldina, the author managed to compile a complete picture of historical events on this subject.

keywords: Church History, Church in USSR, church choirs, Orthodoxy, Perm diocese, commissioner for religious affairs, Brezhnev era

for citation: Sapsay Andrey, archpriest (2024). " 'Thank you, God-pleasing ones': the ministry of church singers of the Perm diocese in the second half of the 1960s — early 1980s". The Quarterly Journal of the St. Philaret's Institute, iss. 4 (52), pp. 115-137. https://doi.org/ 10.25803/26587599_2024_4_52_115.

Важной составляющей православного богослужения является церковное пение. Партесный стиль, распространившийся на Руси в середине XVII в., закрепил гармоническое многоголосное пение по партиям и сформировал тип профессионального певчего, который сохранился до настоящего времени. В 1920-1930-х гг. в СССР в результате гонений на верующих и массового закрытия православных храмов многие певчие были вынуждены оставить свое служение. Лишь в 1943 г., в связи с изменением политики государства по отношению к Русской православной церкви и массовым открытием храмов, их деятельность вновь оказалась востребованной. С 1958 г., после назначения Н. С. Хрущева на должность Председателя Совета министров СССР, начался новый период гонений, ставший причиной существенных изменений во внутренней жизни приходских храмов. С середины 1960-х гг. государственное давление на церковь было несколько ослаблено, однако любая деятельность религиозных организаций строго контролировалась и ограничивалась советскими органами. В связи с этим представляет интерес вопрос, как складывалась деятельность церковных певчих на протяжении идеологически насыщенного периода истории СССР — со второй половины 1960 -х до начала 1980-х гг. Поскольку историческая динамика деятельности церковных певчих в советский период (в частности, на территории Пермской области) до сих пор не становилась предметом исследования, освещение этой темы представляется весьма актуальным.

Историография трудов, посвященных служению церковных певчих в Прикамье в советский период, к настоящему времени не сформирована. Однако некоторые российские исследователи затрагивали этот вопрос в своих статьях и монографиях. Так, деятельность регентов и церковных хоров в различных регионах СССР исследовали А. В. Шадрина [Шадрина 2016; Шадрина 2021], М. В. Красова [Красова], М. П. Рахманова [Рахманова], Е. В. Дро-ботушенко [Дроботушенко]. Репрессивную деятельность советского государства против церковных певчих проанализировали Н. А. Дмитрук [Дмитрук], Т. А. Чернышева [Чернышева 2017;

Чернышева 2021], А. Г. Подмарицын [Подмарицын]. Особенности богослужебной и клиросной практики Русской православной церкви в ХХ в. рассмотрел А. А. Туманов [Туманов 2017]. Воспоминания современников о выдающихся церковных регентах и певчих опубликовали архим. Матфей (Мормыль) [Мормыль], игум. Силуан (Туманов) [Туманов 2013], Н. А. Земцов [Земцов].

Настоящее исследование построено на изучении архивных источников. Их основу составили неопубликованные документы из Государственного архива Пермского края, относящиеся к фонду Уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР Пермской области, документы из Пермского государственного архива социально-политической истории (фонд Пермского областного комитета КПСС) и документы из архива Пермской епархии Русской православной церкви (служебная документация епархиального управления, переписка с Московской патриархией, списки церковных певчих, финансовые документы). Данные архивных источников дополнены воспоминаниями певчих Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми В. Д. Де-рюшевой (1936 г. р., певчая большого хора с 1961 по 1995 гг.) и Н. М. Дылдиной (1950 г. р., певчая малого хора с 1977 по 1990 гг.).

В период «застоя» 1964-1984 гг. советское государство отказалось от планов уничтожения церкви и религии в СССР. Однако достижение локальных целей «приходской реформы» 1961 г., в результате которой власть на приходах перешла от священников-настоятелей в руки выборных исполнительных органов, было использовано для решения другой глобальной задачи — создания эффективного механизма государственного надзора за деятельностью духовенства и религиозных организаций в стране в целом. В 1960-1980-е гг. местные советские органы получили возможность влиять на все направления и стороны церковной жизни. Они осуществляли подбор кадров приходского актива и обслуживающего персонала, стремились контролировать их умонастроения, препятствовали приобщению молодого поколения к религиозной жизни, учитывали совершаемые на приходах религиозные обряды и способствовали уменьшению их количества [Марченко, 49].

Деятельность церковных певчих рассматривалась властью как один из элементов пропаганды религии и также подвергалась пристальному контролю. Приходские органы управления передавали местному уполномоченному по делам религий все данные о церковных певчих. В ежегодных отчетах советского чиновника

перед Советом по делам религий при Совете министров СССР содержалась информация о количестве церковных певчих, их возрасте, образовании, социальном положении и стаже работы на приходе.

В 1964 г. в 41 православном и 4 старообрядческих приходах, расположенных на территории Пермской области, общее количество церковных певчих составляло 331 человек. Церковными хорами управляли 29 регентов [Доклад 1964. Л. 11]. В старообрядческих приходах число певчих было незначительным, их деятельность не оплачивалась, поэтому уполномоченный размещал статистические данные о них вместе с информацией о православных религиозных организациях.

Количество церковных певчих в православном приходе зависело как минимум от двух факторов: финансовой состоятельности храма и наличия желающих петь в церковном хоре. Так, в 1968 г. в 24 храмах епархии было от 1 до 10 певчих, в 4 храмах — от 11 до 20, в 5 храмах — более 21. В крупных приходах существовало разделение на большой (правый, профессиональный) хор и малый (левый, любительский) хор. В восьми небольших приходах хористов не было. Скорее всего, их функции выполнял штатный псаломщик или любительский хор. Работа таких певчих не оплачивалась, поэтому их не было в штатном расписании прихода. Например, в Осинском приходе было 4 штатных певчих и 43 заштатных, которые не были официально оформлены и не получали зарплату. В 1974 г. количество приходов, в которых штатных певчих не было, увеличилось до девяти. Сокращение количества певчих коснулось и других приходов епархии. В 26 храмах было от 1 до 10 певчих, в 4 храмах — от 11 до 20, в 2 храмах (кафедральном соборе и храме Всех святых г. Перми) — более 21. Согласно ежегодному отчету уполномоченного, общее количество певчих в епархии не уменьшалось и составляло 360 человек, однако в справке о составе церковных хоров Пермской области в 1974 г. указывалась другая цифра — 284 певчих [Документы 1951-1984. Л. 1-2, 89-90].

В 1976 г. общее число певчих в Пермской епархии уменьшилось на 26 % (265 человек), что было отражено в ежегодном отчете [Отчеты 1974-1977. Л. 137]. Причиной этого, по мнению В. Д. Дерюшевой, был престарелый возраст многих певцов, из-за чего они не могли продолжать петь в храме, а также кончина некоторых из них. Количество певчих также значительно уменьшалось из-за прихода в хоры профессиональных певцов, которые

заменяли собой сразу нескольких певцов-любителей [Дерюшева]. Другой причиной было вмешательство в деятельность приходов местного уполномоченного. Так, А. Сонько запрещал приходским советам брать на работу новых певчих. Даже в кафедральном соборе епархии, в архиерейском хоре, постоянно не хватало певчих. В 1970 г. епископ Пермский и Соликамский Иоасаф (Овсянников) потребовал от старосты собора принять в хор новых певчих. Тем не менее, староста И. Ф. Байдаров, ссылаясь на установленный райсполкомом лимит по количеству певчих, отказал ему в этом [Документы 1966-1975. Л. 77-78].

В большинстве церковными певчими были женщины. В 1968 г. в церковных хорах Пермской епархии было 309 (84 %) женщин и 61 (16 %) мужчина. В последующие годы соотношение мужчин и женщин практически не менялось. Исключениями были крупные городские приходы, которые могли позволить себе пригласить в хор мужские голоса. Например, в кафедральном соборе г. Перми в штате архиерейского хора было 10 мужчин и 13 женщин [Документы 1951-1984. Л. 1-2].

Наибольшее количество певчих, по статистике, составляли люди старшего возраста. Многие из них пришли в открывшиеся храмы в середине 1940-х — 1950-х гг. и имели большой стаж работы на приходе. В 1964 г. в Пермской епархии было 12 певчих в возрасте от 21 до 40 лет, 13 человек в возрасте от 40 до 45 лет, 33 человека — от 45 до 50 лет, 112 человек — от 50 до 60 лет, 161 человек старше 60 лет [Доклад за 1964 г. Л. 15]. В конце 1960 — 1970-х гг. средний возраст церковных певчих начал снижаться. С 1969 г. в отчетах уполномоченного, вероятно, чтобы скрыть этот факт, объединили две возрастные категории — «50-60 лет» и «старше 60 лет» — в категорию «старше 50 лет». Благодаря этому количество певчих в возрасте 21-50 лет снизилось до 10,4 % (1964 г. — 17,5 %), а старше 50 лет — увеличилось и составило 89,6 % (1964 г. — 82,5 %) [Отчеты 1969. Л. 3]. В последующие годы возраст певчих продолжал снижаться. В 1976 г. в отчете уполномоченного указывается лишь 62 % певчих старше 50 лет. Соответственно, количество певчих моложе 50 лет увеличилось до 38 % [Отчеты 1974-1977. Л. 137]. Несмотря на многочисленные искажения и неточности в ежегодных отчетах, в них указывался реальный возраст певчих, который совпадает со списками из приходских храмов [Документы 1951-1984. Л. 1-2, 89-90]. Например, в 1974 г. в кафедральном соборе Перми количество певчих в возрасте до 50 лет составляло 10 человек, старше

50 лет — 13 человек [Документы 1966-1975. Л. 136-137], в 1981 г. в возрасте до 50 лет — 19 человек, старше 50 лет — 7 человек [Документы 1980-1990. Л. 21]. В 1960 — начале 1980-х гг. молодые певчие испытали большие притеснения. Часто молодой возраст был причиной отказа при приеме на работу в церковный хор. Обо всех молодых людях, работавших в храмах, местные уполномоченные собирали информацию и передавали в Пермский областной комитет КПСС [Информационные отчеты. Л. 113; Документы 1980-1990. Л. 31].

Таблица 1. Сведения о певчих православных и старообрядческих приходов Пермской области с 1964 по 1974 гг.

Возраст 1964 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974

Число певчих

21-40 лет 12 28 38 47 47 47 47 48

40-45 лет 13 20

45-50 лет 33

50-60 лет 112 84 326 295 298 295 298 312

старше 60 лет 161 238

Всего 331 370 364 342 344 342 344 360

Образование

Среднее н/среднее 28/8 30/8 28/12 30/8 28/12 27/15

начальное 328 304 304 304 304 318

Род занятий

Рабочие 21 27 31 30 31 30 30

колхозники 17 3 3 5 3 5 7

служащие 12 6 8 5 8 5 8

пенсионеры 72 328 300 304 300 304 315

домохозяева 183

Стаж в церкви

до 5 лет 32 44 40 44 40 42

5-10 лет 78 63 67 63 67 70

свыше 10 лет 254 235 237 235 237 248

Большинство певчих не имели специального музыкального образования. В отчетах уполномоченного многие певчие представлены как малограмотные или имеющие только начальное образование люди. Среднее образование было у 10 % певчих, а высшее отсутствовало. Однако в приходских списках у большинства певчих указано общее среднее образование 7-8 классов, которое нельзя назвать начальным. В действительности, многие певчие имели среднее профессиональное и даже высшее образование [Документы 1970-1989. Л. 29]. Так, в кафедральном соборе г. Перми долгие годы партию баритона исполнял Б. С. Удников, работавший врачом в одном из медицинских учреждений города [Дерюшева]. Профессиональная подготовка певчих в большинстве случаев действительно отсутствовала. По воспоминаниям архим. Льва (Ахидова), служившего с 1955 по 1968 гг. в п. Орел, большинство певчих были воспитаны с детства в церковной среде. Многие из них были детьми репрессированных священнослужителей. Специального музыкального образования они не имели, но были научены церковному пению и хорошо разбирались в уставе [Ашдов].

По социальному положению наибольшее количество певчих составляли пенсионеры и неработающие люди; в 1969 г. их было 90 % (328 человек) [Отчеты 1969. Л. 3]. Согласно информации уполномоченного, преобладание этой категории лиц сохранялось и в последующие годы. Т. А. Чернышева считает, что именно благодаря старшему поколению церковное пение в оставшихся действующих храмах продолжало звучать в советский период. Долгие годы в церковных хорах пели те, кто не боялся за свою «карьеру» на гражданской работе. Однако из-за этого наблюдалось снижение профессионального уровня церковных хоров [Чернышева, 172 ]. В городах многие певчие совмещали служение в храме со своей светской работой. Так, в 1974 г. в кафедральном соборе г. Перми из 23 певчих большого хора 6 человек были пенсионерами. Остальные хористы работали на предприятиях города, в медицинских учреждениях, в детских садах, в управлении Пермской епархии [Документы 1966-1975. Л. 136-137]. Необходимо отметить, что информация о приходских певчих в отчетах уполномоченного отражалась только до 1974 г. Можно предположить, что информация о молодых и профессиональных певцах нарушала общую статистику, поэтому ее перестали учитывать.

Для того чтобы привлечь певчих в церковные хоры, им выплачивали ежемесячную заработную плату. В 1964 г. на содержание

331 церковного певчего приходы Пермской епархии потратили 135 156 руб. [Доклад за 1964 г. Л. 31]. Из таблиц № 1 и 2 следует, что количество певчих в последующие годы не увеличивалось, однако в 1975 г. расходы на певчих, по сравнению с 1964 г., увеличились на 45,7 %, в 1982 г. — на 77 %. Несомненно, это было связано с увеличением доходов на приходах Пермской епархии. В 1975 г. доходы приходов, по сравнению с 1964 г., увеличились на 64,6 %, в 1982 г. — на 112,7 % [Доклад 1964; Доклад 1965; Отчеты 1966-1968; Отчеты 1969; Отчет 1970; Отчет 1971; Отчет 1972; Отчеты 1974-1977; Отчеты 1978-1980; Документы 1951-1984; Комитет 1938-1991. Оп. 329]. Увеличение доходов приходов было связано с улучшением благосостояния прихожан. В середине 1970-х гг. доходы СССР от экспорта нефти существенно возросли. Благодаря этому, советским правительством было принято решение увеличить гражданам заработную плату. С ростом зарплат у населения СССР возрос и спрос, на который промышленность СССР никак не отреагировала, и у населения стали копиться деньги, которые некуда было потратить [Копылова, Запольская, 129]. Подтверждением того, что прихожане делали больше пожертвований в храмах, является постоянный спрос на церковные свечи и их нехватка, поскольку их производство ограничивал уполномоченный. При этом увеличивалась реализация приходами самых дорогих по стоимости свечей [Отчеты 19741977. Л. 85].

Таблица 2. Доходы и расходы приходов Пермской епархии с 1963 по 1982 гг.

На содержание хоров На содержание духовенства Общий доход за год Общий расход за год

1 2 3 4

1963 139 532 316 521 1 379 709 1 342 730

1964 135 156 333 289 1 421 941 1 388559

1965 124 253 400252 1 550 940 1 403 687

1966 134 613 317 457 1 645 616 1 571 520

1967 144 378 319 193 1 813 141 1 652 060

1968 144 378 312 123 1 863 080 1 839 467

1969 149 526 309 261 1 958 267 1 971 754

1970 2 080 804 2 043 660

1971 163 720 314 352 2 130 274 2 172 062

Таблица 2. Продолжение

1 2 3 4

1972 174 513 314 563 2 160 857 2 209 619

1973 183 000 315 846 2 232 634 2305593

1974 184 000 2335980 2379270

1975 196 900 310 900 2 340 750 2344200

1976 196 400 300 000 2 472 700 2 545 200

1977 186 800 302 000 2510000 2533600

1978 197 000 313 500 2 753 100 2 754 100

1979 204500 312 800 2 982 400 2886800

1980 3078000

1981 228 700 301900 3071000 3081200

1982 239 200 316300 3 025 100 2962500

При увеличении приходских доходов увеличивались и расходы. В 1964 г. расходы на певчих составляли 9,7 % (135 156 руб.) от общих расходов приходов, в 1975 г. — 8,4 % (196 900 руб.), в 1982 г. — 8,1 % (239 200 руб.). При сравнении расходов на певчих с расходами на духовенство можно заметить, что расходы на духовенство уменьшались. В 1964 г. расходы на духовенство составляли 24 % от общих расходов приходов, в 1975 г. — 13,3 %, в 1982 г. — 10,7 % [Доклад 1964; Отчеты 1974-1977; Комитет 1938-1991. Оп. 329].

Расходы на певчих во многом зависели от доходов храма. Крупные городские общины тратили значительные средства, сельские — небольшие. Так, в 1964 г. в 19 городских храмах расходы на певчих составляли 129 394 руб., в 22 сельских и деревенских храмах — 5 362 руб. [Доклад 1964. Л. 43]. В 1965 г. в городских храмах — 117 833 руб., а сельских — 6 370 руб. [Доклад 1965. Л. 19 ]. В 1968 г. в кафедральном соборе расходы на 23 певчих большого хора составили 31 948 руб. (1 349 руб. на певчего в год), а в с. Телес на 24 певчих расходы составили 119 руб. (4,95 руб. на певчего в год) [Документы 1951-1984. Л. 1-2].

Среди пермских приходов выделялась Нижнекурьинская община. В 1972-1976 гг. расход на певчих в этом храме увеличился в 4 раза. В 1972 г. расходы составляли 4 535 руб., в 1976 г. — 18 300 руб. [Переписка 1977-1978. Л. 257], в 1982 г. — 21 000 руб. [Комитет 1938-1991. Оп. 329. Л. 34]. Увеличение расходов на церковный хор, несомненно, было связано с назначением в 1972 г.

в этот храм свящ. Серафима Ведерникова, который являлся большим ценителем хорошего церковного пения.

При увеличении общих расходов на хоры возрастали и оклады певчих. Размер зарплаты певчих зависел от материальных возможностей храма, количества совершенных богослужений и профессиональных качеств певца. Самые высокие оклады у певчих были в крупных городских приходах, где совершались ежедневные богослужения. В 1965 г. оклады певчих кафедрального собора г. Перми варьировались от 40 до 100 руб. в месяц [Документы 1966-1975. Л. 1-2]. В 1974-1976 гг. оклады певчих больших хоров кафедрального собора и храма Всех святых г. Перми составляли от 80 до 150 руб., а малых — от 55 до 200 руб. [Документы 19661975. Л. 136-137; Переписка 1976-1977. Л. 194]. В 1981 г. — от 100 до 200 руб. в обоих хорах [Документы 1980-1990. Л. 21; Документы 1970-1989. Л. 166]. По воспоминаниям В. Д. Дерюшевой, для многих певчих размер зарплаты не имел значения. Большинство из них пели, испытывая большую любовь к церковному пению. При этом певчие, как и духовенство, уплачивали высокие налоги — около 20 % от заработанных средств [Дерюшева]. Лишь с 1 января 1981 г. произошли изменения в сторону уменьшения в налогообложении, и певчие стали облагаться налогом по ставкам, предусмотренным статьей 18 Указа Президиума Верховного совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» [Переписка 1980-1990. Л. 1].

Для того чтобы материально поощрить певчих и компенсировать высокие налоги, приходы выплачивали им премии и лечебные пособия. Так, 20 мая 1964 г. 21 певцу архиерейского хора Свято-Троицкого собора г. Перми за отличное исполнение песнопения в Неделю Православия была выплачена премия 10 руб. и более на общую сумму 235 руб. Премии в размере 10-30 руб. выплачивались в праздники Рождества Христова и Святой Троицы [Документы 1960-1965. Л. 199, 211, 234]. В 1970-е гг. размеры премий певчих Свято-Троицкого собора г. Перми были значительно увеличены и составляли сумму ежемесячного оклада хористов. Чтобы не платить налоги с этих средств, премии выдавались неофициально в конвертах [Дерюшева; Дылдина]. Несомненно, данные выплаты скрывались от государственных финансовых органов и при проверках попадали в раздел приходских финансовых нарушений. Так, в 1975 г. при проверке храма Всех святых г. Перми проверяющие отметили:

Церковь в дни больших религиозных праздников преподносит вознаграждения пенсионеркам — фанатично настроенным старушкам, которые активно участвуют в деятельности церкви, «помогают» и бесплатно поют в хоре. Ра-достевой А. М., Воробьевой П. С. и Сбоевой в Пасху выплачено 400 руб. вознаграждения и в Рождество — 450 руб. [Переписка 1975-1976. Л. 22].

Другой формой материальной поддержки певчих были выплаты лечебных пособий в период отпуска. Духовенство ежегодно получало такие выплаты, но певчие сталкивались с большими трудностями при получении пособий. Так, в кафедральном соборе Перми, несмотря на поддержку руководства Пермской епархии, им категорически отказывали в выплате пособий. 21 июня 1971 г. коллектив хора был вынужден обратиться с жалобой к председателю Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедову:

Мы обратились к председателю церковного исполоргана пермского кафедрального собора о выплате нам указанных пособий на лечение, по постановлению Совета министров СССР. Председатель нам ответил, что нужно разрешение уполномоченного церквей Пермской области. Когда мы обратились к уполномоченному т. Сонько, он нам ответил, что Вам не полагается, но когда ему задали вопрос, а почему полагается и получает хор в Новосибирском кафедральном соборе у епископа Павла, на это уполномоченный ответил нам, что епископ Павел — француз. Во-первых он (епископ Павел) — не француз, — лишь только учился в институте на Богословском отделении в г. Париже. Допустим даже, что он и (француз), значит его хору полагается, но ведь хор — (не французы). Выходит, по мнению уполномоченного, нам русским не положено использовать постановление Совета министров СССР от 16 марта 1961 г. № 263 <...>. Мы работаем почти все с 1943 г. на твердом окладе и так же облагаемся подоходным налогом по 19 ст. на равных правах, как и служители культа [Документы 1966-1975. Л. 99-101].

Несмотря на то, что во многих регионах страны, например, в Москве и Ленинграде, выплаты совершались, итогом данной переписки был отказ в выплате пособия из приходских средств Свято-Троицкого собора Перми. 28 декабря 1971 г., чтобы уладить конфликтную ситуацию, члены епархиального совета поддержали инициативу еп. Иоасафа о выплате певчим кафедрального собора пособия на лечение за 1971 г. в размере месячного оклада из средств епархиального управления [Документы 1968-1986. Л. 11]. В последующие годы пособие не выплачивали.

В 1960-х — начале 1980-х гг. церковные певчие испытывали постоянное давление со стороны советских органов власти. В этом местному уполномоченному по делам религий помогали подконтрольные ему приходские исполнительные органы, комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, доверенные лица среди прихожан приходских общин и даже сотрудники комитета государственной безопасности. Так, 10 марта 1968 г. в рапорте уполномоченному регент кафедрального собора г. Перми А. Д. Тарантин отметил, что между архиерейским хором и исполнительным органом храма сложились ненормальные отношения.

В течение ряда лет церковным советом собора был запрещен прием певцов в архиерейский хор «по приказу уполномоченного» (так объясняет исполнительный орган нежелание принимать новых певцов). Количество певчих постепенно редело, ввиду смерти одних, старости вторых и болезни третьих [Документы 1966-1975. Л. 30-33],

что привело к безобразному звучанию хора. Данная проблема оставалась актуальной и в последующие годы. 25 декабря 1975 г., во время беседы помощника уполномоченного С. Работкина с секретарем Пермского епархиального управления прот. И. Сексяе-вым, вопрос бесцеремонного вмешательства приходского исполнительного органа в дела архиерейского хора был поднят вновь. Тем не менее, С. Работкин заявил:

Если хор состоит на содержании собора, то исполнительный орган вправе следить за количественным составом и денежным содержанием его, а также по согласованию с регентом принимать и увольнять хористов. Если такой порядок не устраивает епископа, то мы не будем возражать, если он возьмет хор на свое содержание и будет полностью заниматься им, освободив от этого исполнительный орган [Переписка 1975-1976. Л. 208].

Другим способом притеснения певчих было требование о предоставлении с основного места работы справки о возможности работы по совместительству. В 1975 г. общественная комиссия содействия Ленинского района г. Перми при проверке деятельности Свято-Троицкого собора отметила в отчете: «Было обращено внимание на более строгий подход к подбору певчих хора, чтобы требовали предъявления справок с основного места работы о согласии на совместительство» [Переписка 1975-1976.

Л. 225-226]. Пытаясь противостоять произволу местной власти, руководство Пермской епархии, при поддержке юридической службы Московской патриархии, заявило о незаконности таких требований. Однако получило от уполномоченного следующий ответ:

Ввиду того, что церковь отделена от государства, мы не требуем от ее должностных лиц согласия на совместительство, а требуем его только от администрации, в учреждениях которой постоянно работают лица, устраивающиеся по совместительству на работу в церковь. Делаем это законно и будем требовать и в дальнейшем согласия администрации на совместительство, так как работа этих лиц в церкви может повлиять на ухудшение работы последних по основному месту работы (например, артисты театра, рабочие бойлерной и др.) [Переписка 1975-1976. Л. 208].

Эти требования советских чиновников верующие пытались обойти. 22 августа 1984 г. исполнительный орган кафедрального собора доложил уполномоченному Н. Ф. Суворину, что регент большого хора Т. П. Целебровская требовала от них оформить в хор под чужой фамилией (или оформить вместо него другого человека) артиста камерного хора Пермской филармонии С. Н. Насонова. «Она уже требует всех не возможных оформлений кого она хочет принять в хор» [Документы 1980-1990. Л. 71], — жаловались члены церковного совета. 12 октября с регентом была проведена беседа в Ленинском райисполкоме г. Перми, в ходе которой выяснилось, что оформление певчих по чужому паспорту было привычным делом.

Раньше так было, да и сейчас есть один в малом хоре, поет по паспорту матери. Во-первых я не знала, что так нельзя (ведь работает мой муж в д/саду по моему паспорту), а во-вторых, так делалось всегда [Комитет 1938-1991. Оп. 334. Л. 64-65], —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говорила регент. После обещания больше не нарушать законодательство и не повышать голос на членов церковного совета, она была отпущена.

Донесения уполномоченному о действиях хористов поступали и от «бдительных» прихожан. 7 февраля 1983 г. М. В. Зыкова в письме сообщила о недостойном поведении певчих кафедрального собора:

Довожу до вашего сведения, что старшая по нижнему хору, из слудской церкви, Лялина Надежда Петровна берет взятки со штатных певчих по 3 руб. 50 коп. за каждую неделю, сбор денег ведет в субботу днем, вечером и, бывает, в воскресенье утром; обычно составляет список плательщиков, и несмотря на то, что совершается служба, просит: «Гони 3 руб. 50, девочки: 3,50, 3,50...» <...> Это продолжается года три, четыре, если не более [Документы 1980-1990. Л. 42-43].

В конце письма автор дала свою оценку действиям регента хора:

Посудите сами, на ее месте должен быть человек кристально чистый, исполнять церковные уставы и не пренебрегать гражданскими законами, должен быть везде мир и особенно, порядок [Документы 1980-1990. Л. 42-43].

По воспоминаниям Н. М. Дылдиной, являющейся живым свидетелем данных событий, собранные регентом средства передавались служащему священнику для поминовения живых и усопших родственников певчих в течение недели. Такая практика была широко распространена на приходах и являлась одним из средств материальной поддержки духовенства.

В некоторых случаях притеснения певчих переходили в настоящие гонения за веру. Певчая кафедрального собора Н. М. Дылди-на, являясь педагогом по образованию, работала в детском саду воспитателем и в свободное время пела в храме. В 1980 г. в детском саду случайно узнали о том, что она поет в церковном хоре. «Скажи, что ты ради „интереса" ходишь в церковь. Ты педагог, ты должна учить детей и родителей не верить в Бога!» [Дылдина] — отчитывала ее заведующая детским садом. После этого Н. М. Дылдину вызывали на собрание во 2-е грузовое транспортное предприятие, к которому было прикреплено детское учреждение, воспитывали в партийной организации и районном отделе образования. Тем не менее, пройдя нелегкие испытания, Нина Михайловна продолжила работать в детском саду и петь в храме [Дылдина].

В 1960-х гг. существенную поддержку местному уполномоченному в деле давления на певчих оказывали сотрудники КГБ. Певчая В. Д. Дерюшева вспоминала, что ее неоднократно вызывали в гостиницу «Центральная» г. Перми на встречи с представителем советской спецслужбы. Сотрудник органов задавал ей вопросы о священнослужителях храма, а также о родном брате, который обучался в Московской духовной академии. Представителя органов безопасности интересовала обстановка в храме,

кто с кем дружит, где собираются верующие, какие вопросы обсуждают, не критикуют ли советскую власть. После трех регулярных встреч и отказа от дальнейшего сотрудничества В. Д. Де-рюшева подписала документ о неразглашении информации об этих встречах. По прошествии многих лет другие певчие также признавались в подобных встречах с представителями КГБ [Дерюшева].

Большую помощь в атеистической пропаганде и давлении на верующих, в том числе певчих, оказывали советские средства массовой информации. 16 марта 1983 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Подпевалы» о пении артистов Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского и Пермской государственной филармонии в церковных хорах. По мнению автора статьи В. Хлыстуна, главным стимулом, который заставлял профессиональных певцов работать в храме, были деньги. При этом журналист обвинял в бездействии руководство областного управления культуры, театра и других организаций, которые закрывали глаза на «увлечения» артистов. «Всякая наша идеологическая уступка есть одновременно усиление чуждой идеологии, и хористы, поющие в храме, хотят они или нет, проповедуют Слово Божье», — писал В. Хлыстун. Подтверждение своим словам он видел в реакции прихожан храма после окончания богослужения:

На улицу повалил народ. Впереди шли певчие, и верующие почтительно расступались перед ними, сгибались в низком поклоне: — «Спасибо вам, богоугодные» [Хлыстун].

Статья вызвала определенный резонанс в городе, а ее содержание было истолковано местной властью как плохая работа уполномоченного по делам религий. Несмотря на это, певчие из хора театра и филармонии продолжали свое служение в городских храмах.

В. Д. Дерюшева вспоминала:

В театре очень маленькая зарплата была у хористов, а в храме они пели с удовольствием. Те, которым церковное пение на душу не ложилось, быстро уходили. Придут, несколько служб пропоют, смотришь — уже нету. А кто вник сердечно в церковное пение, те оставались [Дерюшева].

У каждого певца-солиста были сольные произведения, которые, кроме него, никто не исполнял. Например, драматический тенор

Борис Сейгель исполнял песнопение «Кому возопию, Владычице», Татьяна Ласкова — «Разбойника благоразумного», Зинаида Гладких — «Воскресни Боже». Послушать церковное пение и поучиться управлять хором приходили даже театральные дирижеры и хормейстеры [Дерюшева].

Итак, во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. советское государство отказалось от планов уничтожения церкви, однако создало эффективные механизмы государственного контроля над ней и ограничения деятельности религиозных организаций. Деятельность церковных певчих, как и других церковных служителей, подвергалась пристальному вниманию местной власти. Уполномоченные Совета по делам религий через подконтрольные им приходские советы ограничивали численность певчих, препятствовали приему в хоры молодых и образованных людей, требовали у певчих справок о согласии на совместительство с основного места работы, оказывали давление через советские партийные органы, средства массовой информации и органы государственной безопасности. Тем не менее, руководство Пермской епархии и некоторые приходские общины прилагали большие усилия для повышения количественного и качественного состава церковных хоров, улучшения богослужебного пения в храмах. Постепенно средний возраст певчих начал снижаться, а на смену певчим-любителям в церковные хоры стали приходить певчие с музыкальным образованием. Для привлечения хороших певцов им выплачивали ежемесячную зарплату и праздничные премии. В связи с увеличением общих приходских доходов, существенно увеличивались и расходы на церковных певчих. Для большинства церковных певчих материальный вопрос был не на первом месте. Певчих объединяла любовь к красоте православного богослужения, а пение в церковном хоре воспринималось как служение Богу и людям. Их деятельность имела важное культурно-просветительское значение для жизни церкви и общества и может служить примером для современных церковных певчих.

Источники

1. Переписка 1980-1990 = Переписка с управляющим делами Московской Патриархии 1980-1990 гг. // Архив Пермского епархиального управления. Ф. 1. Д. 2-24.

2. Документы 1968-1986 = Документы канцелярии Пермской епархии 1968-1986 гг. // Архив Пермского епархиального управления. Ф. 1. Д. 4-26.

3. Документы 1960-1965 = Кассовые расходные документы 19601965 гг. // Архив Пермского епархиального управления. Ф. 1. Д. 9-03.

4. Ахидов = Лев (Ахидов), архим. Воспоминания (09.07.2023). Личный архив автора.

5. Информационные отчеты = Информационные отчеты, планы работы Совета и уполномоченного, статотчеты // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 5.

6. Доклад 1964 = Информационно-отчетный доклад Уполномоченного Совета по Пермской области и информационный отчет Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Пермской области за 1964 г. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2.

Д. 15.

7. Доклад 1965 = Информационно-отчетный доклад и информационно-статистический отчет Уполномоченного Совета по религиозным культам Пермской области за 1965 г. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 16.

8. Отчеты 1966-1968 = Отчеты-информации Уполномоченного Совета по Пермской области за 1966-1968 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 19.

9. Отчеты 1969 = Отчеты аппарата Уполномоченного Совета по Пермской области за 1969 г. // Государственный архив Пермского края.

Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 21.

10. Отчет 1970 = Отчет аппарата Уполномоченного Совета по Пермской области за 1970 г. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 24.

11. Отчет 1971 = Отчет аппарата Уполномоченного Совета по Пермской области за 1971 г. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 27.

12. Отчет 1972 = Отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1972 г. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2.

Д. 29.

13. Отчеты 1974-1977 = Годовые информационные отчеты о деятельности аппарата Уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Пермской области за 1974-1977 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 32.

14. Отчеты 1978-1980 = Годовые информационные отчеты о деятельности аппарата Уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Пермской области за 1978-1980 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 33.

15. Переписка 1975-1976 = Переписка с райгорисполкомами 19751976 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 16.

16. Переписка 1976-1977 = Переписка с райгорисполкомами 1976-1977 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 17.

17. Переписка 1977-1978 = Переписка с райгорисполкомами 19771978 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 20.

18. Документы 1951-1984 = Документы (отчеты, сведения о доходах и расходах, списки) Пермско-Соликамской епархии 1951-1984 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 66.

19. Документы 1966-1975 = Документы (свидетельства о регистрации, уставы, обращения, информации) о деятельности Свято-Троицкого кафедрального собора 1966-1975 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 110.

20. Документы 1980-1990 = Документы (свидетельства о регистрации, уставы, обращения, информации) о деятельности Свято-Троицкого кафедрального собора 1980-1990 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 111.

21. Документы 1970-1989 = Документы (свидетельство о регистрации, уставы, обращения, информации) о деятельности Всехсвятской Ново-Кладбищенской церкви 1970-1989 гг. // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 119.

22. Дерюшева = Дерюшева В. Д. Воспоминания (16.03.2024). Личный архив автора.

23. Дылдина = Дылдина Н. М. Воспоминания (14.03.2024). Личный архив автора.

24. Комитет 1938-1991. Оп. 329 = Пермский областной комитет КПСС 1938-1991 гг. // Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 105. Оп. 329. Д. 124.

25. Комитет 1938-1991. Оп. 334 = Пермский областной комитет КПСС 1938-1991 гг. // Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 105. Оп. 334. Д. 164.

26. Хлыстун = Хлыстун В. «Подпевалы» // Комсомольская правда. 1983. 16 марта. № 61.

Литература / References

1. Дмитрук = Дмитрук Н. А. Репрессированные регенты и певчие на Урале, 1918-1938 гг. // Православие на Урале: связь времен. 2023. № 1 (14). С. 36-45.

Dmitruk N. A. (2023). "Repressed regents and choristers in the Urals, 19181938". Orthodoxy in the Urals: the connection of times, n. 1 (14), pp. 36-45 (in Russian).

2. Дроботушенко = Дроботушенко Е. В. Сравнительный анализ количественного состава православных священнослужителей, псаломщиков, регентов и певчих церковных хоров в регионах Сибири в 1946 г. // Зыря-новские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курган, 01-02 декабря 2022 года. Курган : Курганский государственный ун-т, 2022. С. 19-20.

Drobotushenko E. V. (2022). "Comparative analysis of the quantitative composition of Orthodox clergy, psalmists, regents and choristers of church choirs in the regions of Siberia in 1946", in Zyryanov readings: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (Kurgan, December 01-02, 2022). Kurgan : Kurgan State University, pp. 19-20 (in Russian).

3. Земцов = Земцов Н. А. Гурьянов А. И. — регент Старо-Печерской церкви г. Горького в 70-е годы XX столетия // Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы : Сборник материалов Всероссийской студенческой научной конференции, Нижний Новгород, 26 февраля 2020 г. Вып. 1. Нижний Новгород : Нижегородская духовная семинария, 2020. С. 58-67.

Zemtsov N. A. (2020). "Gur'yanov A. I. regent Staropesherskiy Church in the Gorky Sity in the 70s of the XX century", in Current issues of church scientific discourse: history, modernity, prospects: Collection of materials of the All-Russian student scientific conference, Nizhny Novgorod, February 26, 2020, issue 1, Nizhny Novgorod : Nizhny Novgorod Theological Seminary, pp. 5867 (in Russian).

4. Копылова, Запольская = Копылова Д. С., Запольская Ю. А. Особенности инфляции в СССР // Наука молодых — будущее России: сборник научных статей 8-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 12-13 декабря 2023 года. Курск : Университетская книга, 2023. С. 129-131.

Kopylova D. S., Zapolskaya Yu. A. (2023). "Features of inflation in the USSR", in Science of the young — the future of Russia : collection of scientific articles of the 8th International Scientific Conference of promising developments of young scientists (Kursk, December 12-13, 2023). Kursk : University Book, pp. 129-131 (in Russian).

5. Красова = Красова М. В. Проповедник Слова Божия: регентское служение протодиакона Павла Герасимова (1930-2002) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 188-204.

Krasova M. V. (2023). "Preacher of the Word of God: the regency ministry of Protodeacon Pavel Gerasimov (1930-2002)". Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy, n. 4 (20), pp. 188-204 (in Russian).

6. Марченко = Марченко Алексий, прот. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) — участник движения за отмену «приходской реформы» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2 : История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 2 (39). С. 48-62.

Marchenko Alex, archpriest (2011). "The Archbishop of Perm and Solikamsk Leonid (Polyakov) — the Participant of the Movement for the Parish Reform Cancellation". St. Tikhon's University Review. Series II: History. The history of the Russian Orthodox Church, n. 2 (39), pp. 48-62 (in Russian).

7. Мормыль = Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании я никогда ничего не строил // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль). Материалы. Воспоминания. Исследования. Санкт-Петербург : Пушкинский Дом, 2017. С. 10-38.

Matfey (Mormyl), archimandrite (2017). "I have never built anything on someone else's foundation", in Knight of the Regency Service. Father Matthew (Mormyl). Materials. Memories. Research. St. Petersburg, pp. 10-38 (in Russian).

8. Подмарицын = Подмарицын А. Г. Дискриминация советским законодательством церковных певчих в послевоенное время // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений : Материалы Международной научно-практической конференции, Самара, 22-23 мая 2014 года. Часть 2. Самара : СГАКИ, 2014. С. 181-186.

Podmaritsyn A. G. (2014). "Discrimination of church singers by Soviet legislation in the post-war period", in Modernization of culture: ideas and paradigms of cultural changes: Proceedings of the International scientific and practical conference, Samara, May 22-23, 2014, part 2, pp. 181-186 (in Russian).

9. Рахманова = Рахманова М. П. Русское православное церковное пение советской эпохи // Межрегиональные Пименовские чтения. 2010. № 7-1. С. 61-85.

Rakhmanova M. P. (2010). "Russian Orthodox church singing of the Soviet era", in Interregional Pimenov readings, n. 7-1, pp. 61-85 (in Russian).

10. Туманов 2013 = Силуан (Туманов), игум. Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. № 2 (11). С. 205-211.

Siluan (Tumanov), hegumen (2013). "Archimandrite Matfej (Mormyl') as Musician and Holy Man on his own memories and on the memories of his contemporaries". St. Tikhon's University Review. Series 5: Problems of History and Theory of Christian Art, n. 2 (11), pp. 205-211 (in Russian).

11. Туманов 2017 = Силуан (Туманов), игум. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в ХХ веке // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 27. С. 122-134.

Siluan (Tumanov), hegumen (2017). "On some changes in the clerical and liturgical practice of the Russian Orthodox Church in the twentieth century". St. Tikhon's University Review. Series 5: Problems of History and Theory of Christian Art, n. 27, pp. 122-134 (in Russian).

12. Чернышева 2017 = Чернышева Т. А. Пойте Богу нашему, пойте. Страницы истории церковно-певческого подвижничества // Судьба русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX — начала XXI века. 1917-2017. Т. 2: 1935-1964. Санкт-Петербург : Петрополис, 2017. С. 366-387.

Chernysheva T. A. (2017). "Sing to our God, sing. Pages of the history of church singing asceticism", in The fate of the Russian spiritual tradition in domestic literature and art of the 20th — early 21st centuries. 1917-2017, v. 2 : 1935-1964. St. Petersburg: Petropolis Publ., pp. 366-387 (in Russian).

13. Чернышева 2021 = Чернышева Т. А. «Тайная свобода» духовно-певческой традиции советского периода // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. Т. 224. С. 166-178.

Chernysheva T. A. (2021). "'Secret freedom' of spiritual singing tradition during the Soviet period". Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, v. 224, pp. 166-178 (in Russian).

14. Шадрина 2016 = Шадрина А. В. Церковные хоры и регенты Дона 1920-1950-х гг.: к проблеме осмысления культурного наследия региона // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе : Сборник материалов международной научной конференции, Майкоп, 19-22 сентября 2016 года. Майкоп, 2016. С. 211-233.

Shadrina A. V. (2016). "Church choirs and choirmasters of the Don in the 1920s-1950s: towards the problem of understanding the cultural heritage of the region", in Liturgical practices and religious arts in a multi-ethnic region: Collection of materials from the international scientific conference, Maykop, September 19-22, 2016. Maykop, pp. 211-233 (in Russian).

15. Шадрина 2021 = Шадрина А. В. Церковно-певческая культура Ростовской области в конце 1950-1980-х гг. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4 (45). С. 124-132.

Shadrina A. V. (2021). "Church-singing culture of the Rostov region at the close of the 1950-1980s". South-Russian Musical Anthology, n. 4 (45), pp. 124-132 (in Russian).

Информация об авторе

Протоиерей Андрей Сапсай, канд. теологии, заведующий отделения дополнительного религиозного образования, Пермская духовная семинария.

Information about the author

Archpriest Andrey Sapsay, Cand. Sci. (Theology), Head of the Department of Additional Religious Education, Perm Theological Seminary.

Поступила в редакцию / Received 19.02.2024 Поступила после рецензирования / Revised 18.07.2024 Принята к публикации / Accepted 19.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.