нести их на символический уровень обсуждения. Что позволяет комбатанту на определенный период времени снять с себя ответственность и совместно с консультантом анализировать не свое поведение, а ответы на тестовый материал. Консультанту же такой подход позволяет избежать страха отвержения, который является характерной причиной сопротивления пациентов (Perls F., 1973).
Обсуждение проекций-ответов участников войн, позволяет контролировать и такие явления как перенос, который считается основным внутри-психическим процессом сопротивления в психоанализе (Freud S., 1968), имеющего бессознательную природу и не осознающегося клиентом. Обычно выражается в двух формах, первая -стремление оставаться в ситуации зависимости (жертвы), вторая является «травматической» и включает перенос на терапевта ощущений, связанных с обидчиком, или обстоятельств, связанных с травматическим переживанием (Koller P. и соавт., 1992; Решетников М.М., 2006). При Роршах консультировании значительная часть энергии этого негативного трасфера переходит на тестовый материал, что значительно облегчает коммуникацию с психологом, а также последующий анализ и осознание внутренних конфликтов.
Невербальная форма интервенции, используемая при этом методе, позволяет получить доступ к воспоминаниям или образам, которые вытеснены в бессознательную область. Этот процесс клинически выражается в гипомнестической деперсонализации, характерной для комбатантов (Колов С. А., Остапенко А.В., 2009), а не гипермнезии, как принято считать. Травматический опыт и связанные с ним искаженные когнитивные и поведенческие схемы сохраняются памятью в имплицитном, скрытом виде, обрабатываемым обычно недоминантным (нелексическим) полушарием головного мозга. Роршах тестирование обеспечивает символические средства самовыражения, обеспечивая доступ к этой травматической невербальной информации и части личности. Этот подход также позволяет обойти сопротивление, так как в Роршах тесте нет и намека на возможную правильность ответов и, следовательно, человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.
Таким образом, психотерапевтическая методика Роршах консультирования может быть эффективной при коррекционной работе с участниками войн, она позволяет нивелировать многие личностные механизмы сопротивления лечению.
СОЗНАНИЕ - СЛАБОЕ ЗВЕНО В ПСИХОТЕРАПИИ?
Б.Ю. Приленский, А. В. Приленская
Тюменская ГМА
E-mail авторов: [email protected]
Современная психотерапия уделяет недостаточно внимания чрезвычайно интересному и очень объемному понятию сознания. Это во многом обусловлено тем, что «психоанализ, наиболее теоретически разработанное направление в психотерапии, отказался от определения психики через сознание» (Ьар1апеЬе I, Ройа^ 1.-Б., 1996). Между тем, обыденное состояние сознания, по утверждению кибернетиков, выводит в поле активного осознавания лишь 2% содержания психики - оно ситуативно-функционально, в нем возможна версификация, но поэзия невозможна. Сознание среднего человека является главным образом «ложным сознанием», ибо составлено из вымыслов и иллюзий, тогда как именно то, что он не осознает, и есть реальность (Фромм Э., 1998).
Однако еще У. Джеймс (2001), предвосхищая трансперсональное направление в психологии, писал: «каждый из нас постоянно переживает те или другие состояния сознания. В нас есть некоторый поток, некоторая последовательность «состояний».
Видный американский специалист в области трансперсональной психотерапии К. '^1Ьег (1998) выделяет несколько базовых уровней человеческого сознания:
1. Уровень маски (персоны). Индивид отождествляет себя лишь с некоторыми сторонами своей психики (маской), остальная ее часть воспринимается как «не-я» («тень»), чуждая и пугающая. Благодаря этому человек становится в той или иной степени «не в своем уме».
2. Уровень «Эго». Человек чувствует тождественным себе, включает не весь организм, но лишь одну из его сторон - «Эго». Граница проводится внутри целостного организма.
3. Уровень организма в целом. Пограничной линией является граница кожи, одна из наиболее фундаментально принятых границ между «я» и «не-я».
4. Надличностные (трансперсональные) диапазоны
В основе этой модели, «спектра сознания», лежит представление о человеческой личности как многоуровневом проявлении единого Сознания, подобно тому, как в физике электромагнитный спектр рассматривается как многополосное выражение одной определенной электромагнитной волны. Это многомерный подход к человеческой личности: каждый уровень спектра соответствует определенному, легко узнаваемому чувству индивидуальной самотождественности, простирающейся от Верховной Личности космического сознания через ряд ступеней, или зон, до чрезвычайно ограниченного чувства самотождественности, связанного с эго-сознанием (К^ПЬег, 1996).
40
Тюменский медицинский журнал № 1, 2011
Сразу возникает вопрос - нужно ли производить в процессе психотерапии столь глубокие и целостные, системные изменения в человеке? Не слишком ли расплывчаты, непредсказуемы и, быть может, опасны для общества последствия расширения сознания? Почему в системе оказания психотерапевтической помощи порой игнорируется психотерапия, направленная на расширение границ сознания? Индивид при такой работе начинает осознавать собственную личность, межличностные отношения и отношения между группами людей, смысл жизни (свой, а не тот, что ему предписан в процессе сценарного программирования), постижение духовности. Есть ли социальный заказ на такую психотерапию? Какой уровень расширения сознания можно допускать? Да и нужно ли психотерапевту, практикующему в соматическом стационаре или в психоневрологическом диспансере, ставить такие грандиозные задачи!
В.Ю. Завьялов (1999) отмечает, что изменение сознания происходит во всех случаях реорганизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Способность сознания человека непрерывно меняться есть гарантия непрерывной адаптации к изменениям мира. Наиболее примечательной и полезной функцией транса является временное выключение обычной защитной системы личности.
В защитную систему входят различные психологические маневры, защищающие человека от «лишней информации» о мире и о самом себе. Психологическая защита спасает личность от переживаний и чувств, но при этом значительно ограничивает возможности человека, стандартизирует его поведение, тормозит творчество.
Поэтому транс можно рассматривать как вполне естественное и необходимое состояние обновления нервно-психической картины мира. Транс переносит человека в иную реальность, где нет жестких ограничений, которые сознание наложило на него, где есть возможность для переструктурирования опыта, понимания окружающего мира, где есть необходимые условия для нового восприятия окружающего мира и своего места в нем (Гордеев М.Н., 2001).
Наиболее эффективная психотерапевтическая работа строится на использовании различных состояний измененного сознания. И, наоборот, в случае эффективной психотерапевтической работы происходит изменение сознания. Измененное состояние сознания - это возможность, предусмотренная человеческой природой, расширить границы осознания, это возможность перейти на более высокий уровень сознания за очень короткое время. Измененное состояние сознания - это качественный скачок сознания, подобный тому, который совершает электрон, получивший дополнительную энергию, переходя на более высокий уровень.
ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА
В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Н.А. Русина
Ярославская ГМА
E-mail автора: [email protected]
По мнению Г.В. Дьяконова (2009), «важнейшими психологическими механизмами, регулирующими процессуальность диалога являются отношения и процессы идентификации (отождествления) и индивидуации (обособления)». Эти процессы реализуются посредством проекции и ин-троекции, которые можно рассматривать как их внутренние механизмы.
Поскольку идентификация не приветствуется в психотерапии, даже в клиент-центрированной, то можно предположить, что в психотерапии нет места диалогу. В то же время утверждается, что открытая позиция в общении предполагает самораскрытие психотерапевта, но оно противопоказано, если «Я» пациента является незрелым или у него наблюдается негативное отношение к психотерапевту.
На наш взгляд, секрет кроется в том, что процесс идентификации неотделим от процесса инди-видуации. Поэтому философское и психологическое понимание диалога может расширить границы психотерапевтической практики. Возможно, идентификация должна происходить на мыслительном уровне, а обособление на эмоциональном. Известны исследования процесса эмпатии у врачей, в которых выявлено, что преобладающими являются интуитивный (способность действовать в условиях дефицита информации) и рациональный (непредвзятость выявления сущности партнера) каналы эмпатии. Для врача важно владение «когнитивной», «действенной» эмпатией (Васильева Л.Н., 2010). Эмоциональный канал имеет самую низкую выраженность, именно потому, что врач должен сохранять свой энергетический потенциал, он не должен «умирать» с каждым пациентом. Психотерапевт, работая с пациентом, должен соблюдать границы перехода идентификации и индивидуации с учетом своего энергоинформационного потенциала и уровня духовного развития. Показатель эмпатийности не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно.
Просматривается некая аналогия 7 уровня эмпатии по Айви (когда психотерапевт не теряет своей индивидуальности и не растворяется как личность) и взаимосвязи идентификации и индиви-дуации. Но задача психотерапевта работать на таком уровне не всем по силам. Профессиональная
№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал
41