Сексуальные нарушения у мужчин и женщин известны с давних пор, однако ученые заинтересовались этим вопросом лишь немногим более одного столетия назад. Крупный вклад в развитие сексопатологии внесли работы С. Фрейда, Р. Крафт-Эбинга, А. Кинзи, В. Мастерс и В. Джонсон. Типология и патогенез аноргаз-мии хорошо исследованы, их описание можно найти у многих авторов (Старшенбаум Г.В., Свядощ А.М., Кон И.С., Васильченко Г.С. и др.).
Существует несколько причин аноргазмии, одна из которых - это психогенная аноргазмия, обусловленная нарушениями индивидуального психосексуального развития [5]. Здесь следует отметить, что, рассматривая психогенный фактор, авторы пишут только о влиянии собственной семьи женщины, то есть о влиянии ее мужа, а родительскую семью не рассматривают как источник проблемы.
Таким образом, основным вопросом нашей работы является обосновать гипотезу о наличии или отсутствии влияния родительской семьи на формирование аноргазмии у женщины. В дальнейшем наша работа может быть использовать психологами, сексологами для составления кор-рекционной программы для женщин с аноргаз-мией.
Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психологического климата в семье и тактик воспитания, выбранных родителями. Неблагоприятный психологический климат является препятствием не только к личностному, но и к сексуальному развитию. В ситуации постоянного стресса и тревоги у девочки может сформироваться замкнутость, комплекс неполноценности, низкая способность к доверию и самоотдаче. Перечисленные качества могут препятствовать появлению оргазма, так как известно [1], что для женщины важна не только биологическая готовность к половому акту, но и эмоциональный и психоэротический настрой.
От тактики воспитания, принятой в семье, от установок родителей зависит и восприятие девушки интимных отношений. Именно родители задают первые и основные образцы поведения. Отношение к противоположному полу формируется исходя из отношений, как с отцом, так и с матерью. Мы предполагаем, что наибольшее влияние оказывает диктат в семье. Данная тактика не удовлетворяет одну из базовых потребностей - потребность в эмоциональной близости. Девочка, выросшая в такой семье не умеет любить, дарить свои чувства партнеру.
Женщине, у которой наблюдаются замкнутость и низкая самооценка сложно поделится с партнером своими интимными желаниями, ей трудно быть откровенной. В итоге возникает напряженность в отношениях, недовольство, а затем и раздражение и обиды. Все это может
привести к потере интереса к сексу, снижению желания и как следствие к аноргазмии.
Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская деприва-ция [2]. Мать является первым объектом получения удовольствия. По теории психоанализа - и сексуального удовольствия в том числе. Если у девочки не было опыта переживать удовольствие при удовлетворении потребностей непосредственно от матери, то последствия могут повлиять и на формирование аноргазмии - как невозможности получать удовольствие в виде оргазма от полового акта. То есть отсутствие опыта удовольствия в детстве приводит к отсутствию его во взрослом возрасте, а в нашем случае конкретно в сексуальной сфере [4].
Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, что родительская семья оказывает влияние на формирование аноргазмии. В дальнейшем мы организуем исследование для проверки данной гипотезы.
Литература:
1. Акимова Л.Н. Психология сексуальности. - Одесса: СМИЛ, 2005. - 198 с.
2. Лаврентьева М.В. Родительские установки и стили воспитания. / ИПр^/^^м'.ройа!-slovo.ru/pre_school_education/36730.php
3. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003 . - 300 с.
4. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия / http://www.psymama.ru/articles/f7.html
5. Аноргазмия / Медицинский портал www.medportal.ru (http://medportal.rU/enc/sexology/sextrablewomen/9/ -актуально на 20.02.2010).
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
А.В. Приленская, Б.Ю. Приленский Тюменская ГМА
В основу предлагаемой концепции дифференцированных психотерапевтических программ положено представление К. Уилбера (1998) о человеческой личности как о многоуровневой конструкции. Основная задача психотерапевтической программы - последовательное расширение границ осознания имеющейся проблематики путем последовательной проработки невротического конфликта на его различных уровнях.
Поведенческая психотерапия лиц с нарушениями пищевого поведения. Первый этап кор-
Тюменский медицинский журнал № 1, 264
рекции зависимого пищевого поведения был направлен на осознание неадаптивного пищевого поведения. Пациенты обучались ежедневно контролировать собственный вес и калорийность потребляемой пищи в рамках индивидуально подобранного «коридора» калорийности. Представляется важным восстановление стереотипов здорового пищевого поведения. Задача нормализации эмоционального состояния достигалась путем эмоционального отреагирования в атмосфере эмоционального принятия. Для преодоления различных вариантов сопротивления наступающим переменам пациентам предлагалось ведение дневника, в котором фиксировались все происходящие изменения.
Гипнотические техники, применяемые в работе с пациентами, мы рассматривали не только с позиций поведенческой психотерапии, но и как позволяющие раскрыть доступ к ресурсам организма и личностному потенциалу. При использовании этих технологий не только формировалось желательное поведение (возможность получать больше наслаждения от меньшего количества качественной, вкусной еды) с выработкой здоровых доминант образа здорового, стройного тела, но и активизировался личностный потенциал. Формировалось представление о возможных изменениях, о собственных ресурсах, которые подключаются для достижения поставленной цели.
Личностно-ориентированная психотерапия пациентов с нарушениями пищевого поведения. Этап коррекции внутриличностной проблематики - это процесс осознания конфликта в системе собственно личности. Схема личности, предложенная трансактными аналитиками (Берн Э., 1994, 1998), представляется достаточно простой, логичной и удобной для практического применения. Пациентам давалась возможность проанализировать, как для уменьшения чувства собственной тревоги в связи с неразрешимыми противоречиями между чувством долга, целесообразным поведением и желаниями ими использовались различные психологические защиты. Кроме того, в процессе работы с личностью пациентам предоставлялась возможность осознать механизм развития собственного жизненного сценария (Берн Э., 1997). С учетом вышесказанного можно говорить об особенностях так называемого жизненного сценария зависимого пищевого поведения, для которого была характерна чрезмерная, доминирующая многие годы неосознаваемая пищевая фиксация.
Коррекция межличностных конфликтов у лиц с нарушениями пищевого поведения. Следующим уровнем проработки психологического конфликта у лиц с зависимым пищевым поведением был межличностный уровень. В основу анализа межличностных отношений была поло-
жена концепция трансактного анализа (Берн Э., 1997, 2000; Литвак М. Е., 1998, 2000). В этой системе можно наблюдать следующие стороны психологического конфликта: конфликт между Я и Ты; конфликт между Я и Они; конфликт между Я и Труд.
В процессе анализа межличностных проблем пациентам давались различные подходы предотвращения и выхода из конфликтных ситуаций, в том числе метод амортизации (Литвак М. Е., 1999) с целью оптимизации межличностных отношений и осознания собственных здоровых потребностей. Особенно важно способствовать развитию «Я» через творческий рост. Для этого пациентам рекомендовалось чтение специально подобранной психологической литературы.
Телесно-ориентированная психотерапия у лиц с нарушениями пищевого поведения. Нами был разработан дифференцированный комплекс технологий телесно-ориентированной психотерапии (Приленский Б.Ю. и др., 2006; Федорова И.И., 2007). В этом комплексе применялись подходы В. Райха (1997, 1999, 2000), А. Лоуэна (1997, 1998, 1999), М. Фельденкрайса (2000), В. Баскакова (2007) в виде 1,5-2-часовых разминок перед сессиями трансперсональной психотерапии.
Главным положением было то, что работа с телом позволяет осознать психологический конфликт в системе «личность - тело». Здоровая личность не строит границ внутри себя и не окружает себя неприступной стеной психологических защит, которая бы отделяла её от тела.
При пищевой зависимости отсутствие «мышечной радости» приводит к тому, что гедонистические стимулы поступают лишь в результате избыточного потребления пищи (Чухрова М.Г. и др., 2008). Для лиц с зависимым пищевым поведением возведение подобных границ и создание невротически искаженного «образа тела» являются обычным явлением, что приводит к неизбежным конфликтным взаимоотношениям.
Трансперсональная психотерапия лиц с нарушениями пищевого поведения. Следующий блок нашей работы - это непосредственно холо-тропная психотерапия. В процессе холотропной психотерапии широко применялись музыкальные программы, составленные сотрудниками С. Грофа, а также музыкальные произведения из собственной коллекции ритуальной этнической и трансовой музыки. Состояние измененного сознания (транса) позволяло пациентам отреагировать заблокированные, погребенные под невротическими психологическими защитами эмоции, вновь пережить травматические эпизоды, которые всплывали из глубин бессознательного.
После интенсивного блока психотерапевтической работы в течение 4 дней психотерапия продолжалась в процессе ежемесячных встреч,
2010 Тюменский медицинский журнал
до достижения пациентом желаемых результатов (от 6 до 12 месяцев и более). Кроме психологического консультирования на этих встречах осуществлялась необходимая психотерапевтическая работа с группой по конкретной проблематике.
СТАДИЙНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Б.Ю. Приленский, А. В. Приленская Тюменская ГМА
В основу данной работы легли результаты комплексного исследования 200 пациентов с нарушениями пищевого поведения в процессе использования дифференцированного многоуровневого психотерапевтического комплекса.
Исследование проводилось во взрослом психотерапевтическом отделении ТОКПБ, на кафедре медицинской психологии и психотерапии ТГМА. Поводом для обращения выступает недовольство своей внешностью и неспособность похудеть и/или поддерживать нормальный вес тела самостоятельно. В результате анализа собственных клинических данных мы пришли к выводу, что при формировании пищевой зависимости можно отметить определенную стадийность ее развития.
В качестве доклинического этапа развития пищевой зависимости целесообразно выделение стадии формирования аддиктивных пищевых реакций. Формирование аддиктивных пищевых реакций на этой стадии может быть достаточно продолжительным. Большую роль играет родительское программирование аддиктивного пищевого поведения. Нормальные показатели индекса массы тела могут сохраняться длительное время - имеют значение возраст и физическая активность потенциального аддикта. Несмотря на внешне «нормальные» показатели, для пищевого поведения уже на этой стадии были характерны утрата чувства насыщения, быстрый темп еды, отсутствие получение удовольствия от съедаемой пищи. В случае переедания у таких пациентов возможно очистительное поведение, которое мы рассматриваем как проявление защитной реакции. Переедание носило несистематический характер, было связано с пищевыми традициями общества (праздники, дни рождения, прием гостей). У пациентов начинала формироваться психологическая зависимость от объекта аддикции. Эти больные, тем не менее, довольно критически относились к своей фигуре, были обеспокоены возникающей потенциальной угрозой их стройности, предпринимали
различные способы предотвратить появление избыточного веса.
Постоянное беспокойство о фигуре, недовольство собой определяло и аффективную симптоматику - чаще отмечались тревога, внутреннее напряжение, неустойчивый или сниженный фон настроения, идеи физической неполноценности. Выделение этой стадии важно с профилактической целью, поскольку эти пациенты имели наибольшую мотивацию, были достаточно личностно гибкими.
Этап формирования клинических проявлений мы предлагаем называть гиперфагической стадией. Психологическая зависимость достаточно сформирована. В клинической картине отмечались следующие черты:
1) дальнейшее повышение толерантности к количеству съедаемой пищи (за счет растяжения стенок желудка, утраты остроты ощущений и снижения чувства удовольствия от еды);
2) потеря контроля над количеством съедаемой пищей (особенно на фоне просмотра телепередач, разговоров или чтения). Пациенты не могут сказать, сколько они съели - «ем, как все, непонятно, почему полнею». Лежащую на тарелке пищу редко отказываются доесть - «чтобы не выбрасывать»;
3) утрата ситуационного контроля (пациенты едят даже тогда, когда не голодны - за компанию, просто так, от нечего делать, ради хозяйки, «которая так старалась»);
4) симптом «опережения круга» - пациенты с зависимым пищевым поведением едят, как правило, очень торопливо. Нередко аддикты начинают есть, не дожидаясь, когда будет накрыт стол. Оправдывая свое поведения, сообщают, что снимают пробу или сильно проголодались. Высокий темп поедания пищи мешает получить полноценное удовольствие от еды. В результате человек не осознает свои ощущения, у него часто отсутствует чувство насыщения;
5) явления, напоминающие «амнезии» периодов насыщения - «не помню, ел сегодня или нет» (явления вытеснения), что может быть связано с тем, что внимание во время еды сконцентрировано на разговорах, на просмотре телепередач;
6) утрата защитного рвотного рефлекса (в случае переедания у них нет дискомфорта и тошноты в желудке, в отличие от детей, которые в случае переедания срыгивают излишки пищи);
7) явления «пищевой» анозогнозии - когда пациенты утверждают, что едят, как все, а прибавка в массе тела связана с возрастом, конституцией или наследственностью (попытки рационализации).
Кроме того, целесообразно выделить этап булимического развития - по аналогии с невротическим развитием (Лакосина Н. Д., Трунова М. М., 1994). На этой стадии к выявляемым ра-
Тюменский медицинский журнал № 1, 2610