Возможно, несколько сниженные результаты по симбиозу родителями ребенка позволят говорить о наличии значительной психологической дистанции между родителями и ребенком. Родители мало заботятся о нем, проявляют неодобрение его интересов и планов. Все это проводит к появлению у родителей тенденции недооценки необходимых ограничений активности ребенка. Таким образом, можно сделать предположение, что тенденция недооценки соблюдения ограничений является проявлением эмоциональной дистанции со стороны родителей по отношению к ребенку (соблюдение режима дня, своевременного принятия лекарственных препаратов и обращения к специалистам).
По результатам корреляционного анализа тестов родительского отношения Варга, Столина и “ДОБР” Каган В.Е., Журавлевой И.П. в группе родителей детей с СДВГ средней степени проявления симптомов заболевания можно выявить связь между проявлением интернальности - экс-тернальности в отношении болезни ребенка и контролем в отношениях родителей к нему (р=0,04; р=0,01). Родители демонстрируют преобладание экстернального родительского контроля в отношении больного ребенка и низкий уровень контроля в родительских отношениях. Низкие показатели по шкале родительского контроля говорят об отсутствии контроля и снижении требований по отношению к ребенку со стороны его родителей, что свидетельствует о переносе родителями ответственности за болезнь ребенка и улучшение его состояния на других людей (медработников, учителей, воспитателей). Причины болезни воспринимаются родителями как независящие от них и неподдающиеся их контролю. Возможно, демонстрация родителями экстернального типа родительского контроля по отношению к заболеванию ребенка является проявлением сниженного контроля и требования к ребенку в родительском отношении.
В данной группе преобладание гипонозог-нозической и анозогнозической реакции родителей на болезнь ребенка свидетельствует о недооценке родителями тяжести болезни ребенка. Также у родителей преобладает гипонозогнози-ческие и анозогнозические родительское отношение к заболеванию ребенка и отношение к неудачам. Переоценка родителями возможностей ребенка связана с попустительским отношением «все неудачи случайны», с преуменьшением родителями существующих сложностей.
Результаты исследования, описанные выше, имеют практическую значимость. Одним из факторов возникновения и проявления СДВГ являются отношения в диаде «мать - дитя». В семье, где есть ребенок с СДВГ, проявление симптома болезни служит своеобразным способом урегулирования детско-родительских отношений (проявление хаотичной привязанности матери
приводит к чрезмерной возбудимости ребенка). Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье.
Исходя из проведенного исследования, можно говорить о направлениях работы психолога с родителями (матерями) детей с СДВГ:
1. Формирование гармоничного отношения родителей к ребенку.
2. Расширение представления родителей о психологических факторах (эмоциональное отвержение ребенка, снижение требований), обуславливающих заболевание.
3. Работа с родителями детей с СДВГ (легкой степени) над проявлением умеренного отрицания тревоги и стремлением родителей перенести с себя на окружающих ответственность за болезнь ребенка. В этой группе родителей можно работать над тенденцией недооценки необходимых ограничений активности ребенка;
4. Работа с родителями детей с СДВГ (средней степени) над возвращением ответственности за больного ребенка, так как у родителей преобладает экстернальное родительское отношение к заболеванию ребенка;
5. Формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка. Адекватное отношение родителей к болезни ребенка, по мнению
О.Н. Посысоева, это принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка и учитывают связанные с болезнью ограничения.
Психологическая помощь ребенку с СДВГ может быть эффективной только при психологическом сопровождении семьи (родителей) больного ребенка.
В то же время по результатам исследования «мишенями» психологической помощи ребенку с СДВГ могут стать не только гармонизация родительского отношения к ребенку, но и отношения к его болезни.
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АНОРГАЗМИИ У ЖЕНЩИН
И.Н. Иванова, М.А. Козлова, В.Н. Морозова Тюменская ОКПБ
Одним из наиболее тяжело переживаемых расстройств у женщин является аноргазмия. Женщины жалуются на отсутствие оргазма в 4 раза чаще, чем на все другие сексуальные расстройства [3]. В то же время распространенность и важность этого расстройства часто недооценивается.
2010 Тюменский медицинский журнал
Сексуальные нарушения у мужчин и женщин известны с давних пор, однако ученые заинтересовались этим вопросом лишь немногим более одного столетия назад. Крупный вклад в развитие сексопатологии внесли работы С. Фрейда, Р. Крафт-Эбинга, А. Кинзи, В. Мастерс и В. Джонсон. Типология и патогенез аноргаз-мии хорошо исследованы, их описание можно найти у многих авторов (Старшенбаум Г.В., Свядощ А.М., Кон И.С., Васильченко Г.С. и др.).
Существует несколько причин аноргазмии, одна из которых - это психогенная аноргазмия, обусловленная нарушениями индивидуального психосексуального развития [5]. Здесь следует отметить, что, рассматривая психогенный фактор, авторы пишут только о влиянии собственной семьи женщины, то есть о влиянии ее мужа, а родительскую семью не рассматривают как источник проблемы.
Таким образом, основным вопросом нашей работы является обосновать гипотезу о наличии или отсутствии влияния родительской семьи на формирование аноргазмии у женщины. В дальнейшем наша работа может быть использовать психологами, сексологами для составления коррекционной программы для женщин с аноргаз-мией.
Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психологического климата в семье и тактик воспитания, выбранных родителями. Неблагоприятный психологический
климат является препятствием не только к личностному, но и к сексуальному развитию. В ситуации постоянного стресса и тревоги у девочки может сформироваться замкнутость, комплекс неполноценности, низкая способность к доверию и самоотдаче. Перечисленные качества могут препятствовать появлению оргазма, так как известно [1], что для женщины важна не только биологическая готовность к половому акту, но и эмоциональный и психоэротический настрой.
От тактики воспитания, принятой в семье, от установок родителей зависит и восприятие девушки интимных отношений. Именно родители задают первые и основные образцы поведения. Отношение к противоположному полу формируется исходя из отношений, как с отцом, так и с матерью. Мы предполагаем, что наибольшее влияние оказывает диктат в семье. Данная тактика не удовлетворяет одну из базовых потребностей - потребность в эмоциональной близости. Девочка, выросшая в такой семье не умеет любить, дарить свои чувства партнеру.
Женщине, у которой наблюдаются замкнутость и низкая самооценка сложно поделится с партнером своими интимными желаниями, ей трудно быть откровенной. В итоге возникает напряженность в отношениях, недовольство, а затем и раздражение и обиды. Все это может
привести к потере интереса к сексу, снижению желания и как следствие к аноргазмии.
Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация [2]. Мать является первым объектом получения удовольствия. По теории психоанализа - и сексуального удовольствия в том числе. Если у девочки не было опыта переживать удовольствие при удовлетворении потребностей непосредственно от матери, то последствия могут повлиять и на формирование аноргазмии - как невозможности получать удовольствие в виде оргазма от полового акта. То есть отсутствие опыта удовольствия в детстве приводит к отсутствию его во взрослом возрасте, а в нашем случае конкретно в сексуальной сфере [4].
Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, что родительская семья оказывает влияние на формирование аноргазмии. В дальнейшем мы организуем исследование для проверки данной гипотезы.
Литература:
1. Акимова Л.Н. Психология сексуальности. - Одесса: СМИЛ, 2005. - 198 с.
2. Лаврентьева М.В. Родительские установки и стили
воспитания. / http://www.portal-
slovo.ru/pre_school_education/36730.php
3. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003 . - 300 с.
4. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия / http://www.psymama.ru/articles/f7.html
5. Аноргазмия / Медицинский портал www.medportal.ru (http://medportal.ru/enc/sexology/sextrablewomen/9/ -актуально на 20.02.2010).
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
А.В. Приленская, Б.Ю. Приленский Тюменская ГМА
В основу предлагаемой концепции дифференцированных психотерапевтических программ положено представление К. Уилбера (1998) о человеческой личности как о многоуровневой конструкции. Основная задача психотерапевтической программы - последовательное расширение границ осознания имеющейся проблематики путем последовательной проработки невротического конфликта на его различных уровнях.
Поведенческая психотерапия лиц с нарушениями пищевого поведения. Первый этап кор-
Тюменский медицинский журнал № 1, 264