Научная статья на тему 'Роршах консультирование ветеранов боевых действий'

Роршах консультирование ветеранов боевых действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роршах консультирование ветеранов боевых действий»

трудностей во мне самом» (43,44±10,05) и «Источники трудностей в социальной сфере» (24,33±7,59).

Фобический синдром при невротических расстройствах.

Для этих больных более типичны Темы: «Отношение к детям» (средний ранг - 75,77), «Семья» (средний ранг - 73,35), «Отношение к мужу» (средний ранг - 71,59), отражающие значимость микроокружения и среды, в которых у человека возникают невротические расстройства с фобиями. Наибольшая выраженность у этих больных отмечена относительно «Положительного» (средний ранг - 56,31) Эмоционального тона. Типичен «Деятельностный» (средний ранг - 64,07) и «Оценочно-характеризующий» (средний ранг - 40,89) Типы отношений. Значимыми сферами Конфликта являются «Источники трудностей во мне самом» (39,44±15,36) и «Источники трудностей в социальной сфере» (25,44±13,33).

Обсессивный синдром при невротических расстройствах.

Основной тематикой в группе пациентов с об-сессиями являются: «Любовь» (средний ранг — 67,20), «Внешность, внешний вид» (средний ранг -64,22), «Мотив достижения» (средний ранг -62,29). Близкие значения «Положительного с отрицательным моментом» (средний ранг - 58,21) и «Отрицательного с положительным моментом» (средний ранг - 58,74) Эмоционального тона у больных с обсессивными расстройствами характеризуют двойственность и противоречивость эмоциональной составляющей психологических связей. Наибольшее значение имеет «Оценочно-характеризующий» (средний ранг - 63,86) Тип отношений. Повышенные значения уровня Конфликта (50,77), также как и в группе с фобически-ми расстройствами, отмечены в блоках «Источники трудностей во мне самом» (41,75±9,20) и «Источники трудностей в социальной сфере» (23,82±8,35).

Таким образом, по результатам дискрими-нантного анализа можно сделать вывод о том, что МИЗО позволяют отличать здоровых от больных с невротическими расстройствами. Также получаемые с помощью МИЗО данные, фиксируют динамику состояния больного в процессе лечения. Методика позволяет осуществлять дополнительную дифференциацию испытуемых по типам невротических расстройств. Она валидна для решения задач клинической диагностики отдельных аспектов невротических состояний и может использоваться в практической деятельности, являясь эффективным инструментом исследования системы отношений личности больных с невротическими расстройствами.

РОРШАХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. В. Остапенко, С.А. Колов

Волгоградский областной клинический госпиталь ветеранов войн

E-mail авторов: kind20@mail.ru

Ветераны боевых действия (ВБД) значительно выделяются на фоне остальных пациентов психотерапевта и/или психолога-консультанта и часто являются для него профессиональным и личностным вызовом, что требует применения нестандартных терапевтических и консультативных подходов (Shay J., Munroe J., 1999). Многими клиницистами категория комбатантов признается «неудобной» для терапии (Решетников М.М., 2006), в результате рандомизированных клинических исследований, проведенных на ветеранах войн некоторыми исследователями (Фоа Э., 2005) был сделан вывод, что для этого контингента психотерапевтическое лечение было менее эффективно по сравнению с людьми, не участвовавшими в боевых действиях. Одновременно ВБД относятся к пациентам, которые особенно нуждаются в психологической помощи, при этом отмечается их низкая обращаемость к специалистам и высокий процент раннего выхода из программ психологической коррекции и лечения (Yalom I.D., 1995). Противодействие терапии часто настолько сильно выражено, что позволило S. Freud (1964) назвать сопротивление при психической травме «демоническим», делающим аналитическую работу невозможной, он считал его одним из проявлений влечения к смерти. Трудности, возникающие в процессе лечения и коррекции реакций на боевой психический стресс, в консультативной и психотерапевтической практике обычно определяются как сопротивление, и обусловлено оно несколькими причинами.

Целью нашего исследования было провести теоретическое обоснование применения психотерапевтической методики Роршах консультирования у комбатантов в отдаленном периоде боевого стресса.

Результаты и их обсуждение.

Исследование научной литературы по данной проблеме выявило, что тест Роршаха уникален тем, что кляксы - это совершенно неструктурированный материал, а значит и проявление личности при проведении обследования бывает обычно максимальным. При анализе данных большое значение имеет не только что человек «увидел» в кляксе, то есть содержание, но и как именно он это «увидел», то есть механизм возникновения. Таким образом, это тестирование позволяет в полной мере проявиться всем особенностям, психопатологическим, личности участников локальных конфликтов.

Роршах консультирование при обсуждении проблем участника боевых действий позволяет временно деперсонализировать их проблемы, вы-

№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал

39

нести их на символический уровень обсуждения. Что позволяет комбатанту на определенный период времени снять с себя ответственность и совместно с консультантом анализировать не свое поведение, а ответы на тестовый материал. Консультанту же такой подход позволяет избежать страха отвержения, который является характерной причиной сопротивления пациентов (Perls F., 1973).

Обсуждение проекций-ответов участников войн, позволяет контролировать и такие явления как перенос, который считается основным внутри-психическим процессом сопротивления в психоанализе (Freud S., 1968), имеющего бессознательную природу и не осознающегося клиентом. Обычно выражается в двух формах, первая -стремление оставаться в ситуации зависимости (жертвы), вторая является «травматической» и включает перенос на терапевта ощущений, связанных с обидчиком, или обстоятельств, связанных с травматическим переживанием (Koller P. и соавт., 1992; Решетников М.М., 2006). При Роршах консультировании значительная часть энергии этого негативного трасфера переходит на тестовый материал, что значительно облегчает коммуникацию с психологом, а также последующий анализ и осознание внутренних конфликтов.

Невербальная форма интервенции, используемая при этом методе, позволяет получить доступ к воспоминаниям или образам, которые вытеснены в бессознательную область. Этот процесс клинически выражается в гипомнестической деперсонализации, характерной для комбатантов (Колов С. А., Остапенко А.В., 2009), а не гипермнезии, как принято считать. Травматический опыт и связанные с ним искаженные когнитивные и поведенческие схемы сохраняются памятью в имплицитном, скрытом виде, обрабатываемым обычно недоминантным (нелексическим) полушарием головного мозга. Роршах тестирование обеспечивает символические средства самовыражения, обеспечивая доступ к этой травматической невербальной информации и части личности. Этот подход также позволяет обойти сопротивление, так как в Роршах тесте нет и намека на возможную правильность ответов и, следовательно, человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.

Таким образом, психотерапевтическая методика Роршах консультирования может быть эффективной при коррекционной работе с участниками войн, она позволяет нивелировать многие личностные механизмы сопротивления лечению.

СОЗНАНИЕ - СЛАБОЕ ЗВЕНО В ПСИХОТЕРАПИИ?

Б.Ю. Приленский, А. В. Приленская

Тюменская ГМА

E-mail авторов: prilensk@mail.ru

Современная психотерапия уделяет недостаточно внимания чрезвычайно интересному и очень объемному понятию сознания. Это во многом обусловлено тем, что «психоанализ, наиболее теоретически разработанное направление в психотерапии, отказался от определения психики через сознание» (Ьар1апеЬе I, Ройа^ 1.-Б., 1996). Между тем, обыденное состояние сознания, по утверждению кибернетиков, выводит в поле активного осознавания лишь 2% содержания психики - оно ситуативно-функционально, в нем возможна версификация, но поэзия невозможна. Сознание среднего человека является главным образом «ложным сознанием», ибо составлено из вымыслов и иллюзий, тогда как именно то, что он не осознает, и есть реальность (Фромм Э., 1998).

Однако еще У. Джеймс (2001), предвосхищая трансперсональное направление в психологии, писал: «каждый из нас постоянно переживает те или другие состояния сознания. В нас есть некоторый поток, некоторая последовательность «состояний».

Видный американский специалист в области трансперсональной психотерапии К. '^1Ьег (1998) выделяет несколько базовых уровней человеческого сознания:

1. Уровень маски (персоны). Индивид отождествляет себя лишь с некоторыми сторонами своей психики (маской), остальная ее часть воспринимается как «не-я» («тень»), чуждая и пугающая. Благодаря этому человек становится в той или иной степени «не в своем уме».

2. Уровень «Эго». Человек чувствует тождественным себе, включает не весь организм, но лишь одну из его сторон - «Эго». Граница проводится внутри целостного организма.

3. Уровень организма в целом. Пограничной линией является граница кожи, одна из наиболее фундаментально принятых границ между «я» и «не-я».

4. Надличностные (трансперсональные) диапазоны

В основе этой модели, «спектра сознания», лежит представление о человеческой личности как многоуровневом проявлении единого Сознания, подобно тому, как в физике электромагнитный спектр рассматривается как многополосное выражение одной определенной электромагнитной волны. Это многомерный подход к человеческой личности: каждый уровень спектра соответствует определенному, легко узнаваемому чувству индивидуальной самотождественности, простирающейся от Верховной Личности космического сознания через ряд ступеней, или зон, до чрезвычайно ограниченного чувства самотождественности, связанного с эго-сознанием (К^ПЬег, 1996).

40

Тюменский медицинский журнал № 1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.