МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070
Суда РФ. 2004. №8. с.24
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Агешкина Н.А., [и др.]. - Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г./ Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
© Климанов А. М., 2018
УДК 321(091); 34(091)
Сагиндыков А. Н.
аспирант кафедры истории государства и права юридического факультета АНО ВО «Гуманитарный университет»,
г. Екатеринбург, Россия.
E-mail: victoria777pobedina@yandex.ru тел. 89012012337
СОЗНАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ, ФОРМИРУЮЩИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ X - НАЧАЛО
XX ВВ. В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ РУССКОГО ПРАВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В «ФОРМУ ПРАВА» С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
Аннотация
Исследование законодательных актов X - начало XX вв. в системе источников русского права является важной задачей в науке истории государства и права, рационалистический, романтический, позитивистский периоды развития источниковедения. Психологические парадигмы в данной сфере важные составляющие сознания, т. е. как когнитивная основа обозначенных актов, так и явления и феномены, с помощью которых создавались законодательные акты обозначенного исторического периода, последние представлены с позиций различных психологических концепций (Д. Беркли, Р. Авенариуса ).
Ключевые слова
«интроекция», «эвристика», «законодательные акты», «форма права», «источник права», «субъективный
идеализм», «сознание».
Sagindykov Ainibek, Nurolluly
postgraduate student of the Department of history of state and law, faculty of law, ANO AT "Humanitarian University",
Ekaterinburg, Russia.
E-mail: victoria777pobedina@yandex.ru tel. 89012012337
CONSCIOUSNESS AS THE FOUNDATION FOR FORMING THE LEGISLATIVE ACTS OF THE X -BEGINNING OF XX CENTURIES. IN THE SYSTEM OF SOURCES OF RUSSIAN LAW, TRANSFORMS INTO A "FORM OF LAW" FROM THE STANDPOINT OF PSYCHOLOGICAL
PARADIGMS
Abstract
А study of legislative acts of the X - beginning of XX centuries in the system of sources of Russian law is an important task in the science of history of state and law, the categories in the definitions of "source of law" and "form rights" to the problems of their correlation, as well as the rationalistic, the romantic, positivist periods of the development of source. The psychological paradigm in this field an important part of consciousness, i.e. as a cognitive basis of identified acts and events and phenomena, which were created by legislative acts designated historical period, the latter is represented with the positions of the various psychological concepts (D., Berkeley, R. Avenarius, etc.),
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
features similar qualities and properties of phenomena that are directly or indirectly took place in the legislative acts, i.e. the legislator specifically copied natural phenomena and put them in the form of legislation.
Key words
«introjection», «heuristics», «legislation», «permissions form», «source of law», «subjective idealism»,
«consciousness»
Законодательные акты XVII - начала XX вв. представляют научно-теоретический и практический интерес для исследования их с комплексных позиций: психологической, правовой и исторической и др. Более детализированный акцент, считаем целесообразным, сделать на его когнитивную составляющую. Особенно более глубоко исследовать две категории в виде дефиниции «источник права» и «форма права», проблемы их соотношения, и другие вопросы. В настоящее время в юридической науке - теории государства и права господствуют три концепции по проблемам соотношения понятий «источник права» и «форма права»: они идентичны (к примеру, сторонник исследователь М. И. Байтин [5]; вместе высказываются за не идентичность, акцентируя внимание на различия (сторонник - исследователь Н. Н. Вопленко) [2, с. 13]; другие учёные отмечают их идентичность, но носящую половинчатый характер (сторонник - исследователь С. В. Бошно) [1, с. 83]. Вместе с тем, наибольшая часть исследователей являются сторонниками применения категории в виде дефиниции «источники (формы) права».
Но, на наш взгляд, нельзя соотносить законодательные акты с «источниками права». Так как в многочисленных исследованиях ученые пришли к осознанию факта, что сейчас критерии, которые должны служить классификаторами не классифицированы, из-за этого в науке нет общего представления о данной проблеме. Мы придерживаемся парадигмы, которая представляет «источник права» и «форму права» как совершенно различные по содержанию понятия, так «источник права» это воля (государя, царя, императора или народа), которая является в рамках психологических парадигм потребностью, и порождает «форму права» (законодательный акт). «Форма права» - это внешнее выражение, (в виде материального объекта законодательного акта, а по истечении большого количества времени столетий или тысячелетий памятники права, (к примеру, Русская правда, Договоры Руси с Византией 907 - 988 гг., Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.) материализованная воля, которая, в свою очередь, составляет часть сознания, являющееся внутренним состоянием человека или группы людей (его чувства, переживания, опыт, эмоции и т.д.). В связи с этим, считаем необходимым и очень важным, рассмотреть роль сознания в создании законодательных актов. В силу вышеизложенных фактов рассмотрим ряд психологических теорий, изучающих сознание.
Вместе с тем, необходимо учесть что, в рамках источниковедения есть периоды (рационалистический, романтический, позитивистский). Лаконично рассмотрим их:
A) Рационалистический этап (XVIII в.):
«Историческая наука основана в XVIII веке. Мышление являлось основным в методологии, носящее рационалистический характер. Зерном, которого являлся разум и действующее государство, оно считалось основным предметом в исследовании истории.
К сожалению, данная концепция в дальнейшем была вытеснена, но несколько позже вернёмся к этому периоду, одновременно рассмотрев концепцию Беркли и др.).
Б) Романтический этап (первая половина XIX в.).
В первой половине XIX столетия в практике широко применялся и развивался историко-критический метод. Была усовершенствована методология в источниковедении вместе с критическими методами и приёмами исторических источников. В содержании укреплялись зёрна рационализма. Основная идея отражала целостность и органичность общества в динамике. Безусловный учёт природы человека, его духа имели место, а также народных обычаев и нравов. Таковы закономерности возникновения методологии действительной критики истории.
B) Позитивистский этап (вторая половина XIX в.).
Данная парадигма господствовала до середины века. Однако сильное влияние оказало позитивное мышление в дальнейшем усовершенствовании методики источниковедения. Впервые историческая наука
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
получила такую парадигму: она не признавала строительство собственных выводов на основе конструкций из философии. Квинтэссенцией является опыт познания посредством фиксирования, описательности и обобщения фактов из истории. [21].
На наш взгляд, необходимо рассматривать данную проблему под более широким углом зрения, учесть потоки феноменов из вне, оказывающих влияние на сознание и формирующих его, физиологические особенности строения тела человека.
Для более лучшего восприятия и осознания обозначенной проблемы, рассмотрим концепции Д. Беркли и Р. Авенариуса.
Д. Беркли (1684-1753 гг.) - сформулировал концепцию устоев защиты религии: эмпирической базой атеизма, по его мнению, является материализм, который, в свою очередь зиждется на объектах материального мира. Парадигма Д. Беркли ставит своей целью низложение постулатов материализма, опираясь на учения Дж. Локка. Знания, которыми мы руководствуемся, исходят из опыта. Опыт дают разрозненные знания о вещах, которые являются лишь отдельными частями бытия. Следуя вышеизложенному, это обобщенные понятия, состоящих из отдельных слов, которые обозначают категории тех или иных отдельных вещей. Бытие изучает онтология (окружающий мир), состоящий из автономных вещей. Знания о вещах весьма ограничены их физическими характеристиками (длина, величина, форма, плотность и т.д.). Иных сведений, исходящих из опыта нет. По мнению Беркли, вещь - сумма соответствующих ощущений, воспринимаемых субъектами. Он идентифицировал ощущения с предметом, которые, в рамках его парадигмы, не могли быть разделены между собой. Являлись одним целым. Беркли утверждал: я есть, я существую, значит, я воспринимаем, поэтому мир - это совокупность моих ощущений. Это и есть концептуальная конструкция субъективного идеализма. [4, с. 135].
Вышеизложенные концептуальные взгляды Д. Беркли чётко определяют, что сознание и опыт человека формируют ощущения. Данная гипотеза даёт возможность сделать следующие промежуточные выводы в исследовании. В древние времена, когда у человека, а в нашем случае древнего руса не была высоко развита письменность и не было методологии, описательно-понятийного научного знания, он наблюдал за различными феноменами, которые его окружали. Но не мог достаточно их описать и поэтому обожествлял их, особенно явления природы. К примеру: Перун - главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец [14, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81]. Хорс - олицетворённое солнце [12, с. 56, 36, 23]. Стрибог -божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром) [16, с. 56, 12]. Макошь - женское божество, покровительница прядения и ткачества [17, с. 56]. Волос - Велес - «скотий бог», покровитель скота [15, с. 25, 52]. Сварожич - олицетворённый огонь [17].
Общеизвестно, что Перун был покровителем княжеской дружины и олицетворялся с грозой, т.е. природным явлением, которое наблюдали древние восточно-славянские племена, из которых потом образовались Русы. Надо обратить внимание на следующий факт, что эти обожествленные древними руссами феномены находили отражения в первых памятниках права Древней Руси: к примеру -
Договор Руси с Византией 907 года.
Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу... Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия. Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху... Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун - с оружием. [15].
Вышеизложенная летописная реконструкция отражает имена богов, олицетворяющих природное явление и предмет (или феномен), которые занимали важное место в жизни древних русов. Князья идеологически опирались на богов т.к. они были избраны ими на престол и через волхвов являлись их и материализованной волей, и это находило отражения в первых законодательных актах, в дальнейшем после череды договоров (911, 944, 971) и установления культурных связей с Византийской империей, Русь принимает как государственную религию христианство (Крещение Руси) в 988 г. В этом контексте уместно изложить концепцию Р. Авенариуса: суть заключается в познании - как отдельном, индивидуальном
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
моменте в жизнедеятельности, воедино содержащимся в нём. В организме постоянно происходят процессы трансформации внешних явлений во внутрь сознания, и обратно. По мнению Авенариуса, поведенческие акты являются одновременно деятельностью по осознанию мира, которые интегрированы с внешней средой, с активной деятельностью человека. Совокупность объективного, субъективного, психического, физического единства постоянно присутствует в опыте. Впоследствии идёт процесс преобразования. Противопоставления субъекта и объекта, материи и сознания, тела и души. Только такой опыт, носящий чувственный оттенок обозначается как психическое состояние души. Авенариус акцентирует внимание на том, что такой опыт, его усвоение другими лицами представляют процессы вбрасывания ощущений, входящих и воспринимаемых моей душой и телом. Всю исследованную и названную конструкцию истолкования Авенариус называет термином «интроекция» (от лат. intro - внутрь, iacere - бросать). Впоследствии термин получит широкое применение в психоанализе, в содержании психики того или иного лица войдут взгляды, мотивы, образы, установки других окружающих индивида людей. В основе последующих интроекций, по мнению Авенариуса, заложены мифологические и метафизические разъяснения, начиная с обычаев первобытного анимизма (фундаментом выступают воля, чувства, мысли, которыми наделены вещи, различные явления соответствующей окружающей среды) и заканчиваются метафизическими представлениями о материальных и духовных субстанциях как фундаменте явлений. [9, с. 7].
Выше речь шла о внешних факторах из концепции Р. Авенариуса. Однако рассмотрим и субъективные факторы. И так, в древние времена каждое сословие почитало бога, покровительствующего его ремеслу (Перун бог князя и дружины, Хорс бог солнца и Стрибог бог ветра очень важны для земледельцев, процесс созревания пшена и создание хлеба с помощью мельниц). Всё это вело к расколу в обществе т. к. одно сословие стремилось возвысить своего бога над другим сословием (так Перун стал верховным богом, он был покровителем князя и его дружины и войны) и вставал вопрос о необходимости сплотить общество перед лицом сложно разрешимых задач, которые ставило перед князем время (войны, эпидемии, бунтов и т.д.). И эта задача была довольно сложна, решить её смог только великий князь Владимир Святославович, креститель Руси, Владимир Красно Солнышко в 988 г. В процессе взаимодействия Руси и Византии произошла идеологическая «интроекция» христианской персоно-центричной конструкции законодательства. И русы благоприятно восприняли правовые обычаи Византии при создании законодательных актов. Как пример, приведём церковные уставы Владимира и Ярослава, которые послужили в дальнейшем основой одного из древнейших памятников права Русской Правды. Прокомментируем эти акты.
Церковный устав Владимира (конец X века).
В содержании Устава ... закреплена грамота об отделении десятины церкви Богородицы в 995-996 гг., которая была переработана в начале XI века в Устав (до 1011 г.) в соответствии с созданием епископских кафедр, широким оповещением на них церковной десятины и преобладанием церковной юрисдикции. Акт получил своё дальнейшее развитие и чёткое установление в XI - XII вв., совместно с распространением и устоявшими основами церковной организации. Устав дополнился перечнем церковных судов, церковных людей. Тогда как, архетипический текст установился в содержании действующих редакций в середине или второй половине XII века. [10, с.103].
Устав сдержал 3 части - вступительную, установительную, заключительную.
Вводная часть содержала название её Десятинной, в соответствии с чем имели место тексты о крещении Руси, первой Русской митрополии, о строительстве церкви во имя Пресвятой Богородицы самим князем Владимиром и был определён десятинный сбор со всех доходов князей, в честь чего и названа церковь. По принципам Номоканона светская власть не имела права вмешиваться в дела духовных судов. Однако Владимир установил, что судьи должны обязательно присутствовать на заседаниях светских судов для осуществления надзора за уплатой десятинного сбора с доходов судебных, их необидной правильностью.
Установительная часть состояла из списка дел, разграничивающихся по подведомственности дел между судами церкви и светскими. А также брачные, семейные дела, о наследстве, о преступлениях против церкви и веры, об оскорблениях действием и словом, о прелюбодеянии и противоестественном разврате.
Послесловие (заключение) «Устава» содержало заклятия, обращенного Владимиром к нарушителям церковных прав, закреплённых в Уставе [19].
Церковный устав Ярослава XII века. Во введении определено, что князь Ярослав Владимирович и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
митрополит Илларион, посоветовавшись, рассмотрел этот акт, отца своего, сопоставляя с Номоканоном и утвердил его. Но в содержании «Устава» было не только подтверждение «Устава князя Владимира», но имели место дополнения судной части устава обновленными постановлениями, широко определившими сферу церковной подсудности. В тексте есть подробное описание установительной части, имеющей такие разделы: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».
Послесловие, носившее общий характер, заклятие указывали, что всякие дела и тяжбы в отношении людей церкви, подведомственны исключительно суду епархиального архиерея. Князю, его потомкам, захотевшим нарушить устав предка, определялось заклятие, носящее нравственный характер и правовую ответственность, которые были адресованы нарушителю - чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону. [11].
Монарх опирался на христианскую идеологию, начались процессы консолидации общества, формирования государственного аппарата и законодательства на основе высоко гуманистической христианской религии. В вышеприведенных актах чётко прослеживается тенденция: князья опирались на церковь и конструкции, которые были в христианской культуре на тот исторический период и в дальнейшем были обоснованы в научно-теоретическом плане более детализировано.
Афористическая форма: «Москва - третий Рим» обрела своё рождение в XV в. в условиях сформировавшейся идеологии самодержавной монархии на Руси. Основателем данной концепции являлся монах Псковского Великопустынского монастыря Филофей. Фундаментальной, нераздельной для всей русской земли идеей в концепции выступала верховная власть. Содержание и Сущность, которой выражалась в сакрализации царя, поставленного Богом, являющимся слугой Божьим. Жёсткое наказание отступников, забота о подданных - главное направление в деятельности царя. Основным принципом являлось безоговорочное подчинение царской власти. Основной идеолог православной самодержавной монархии считал, что только Россия является единственным законным наследником православной империи. Ядром православия являться может суверенное государство, обладающее всеобщим уважением и силой для защиты своих святынь. Максимом Греком подчёркнуто было о том, что верховная власть должна быть ограничена и Советом, и законом. Совместно царь позиционировался как претворение в жизнь государства и общества Божественной воли. [3, с. 96-97].
В вышеизложенной концепции глава государства был сакрализирован и статус был определен как слуга Божий, следовательно, его указы есть воля Божья. Это было необходимо для стабилизации государства и создании более прочного фундамента для законодательства. Во времена абсолютной монархии эти положения были развиты в более широком спектре. Симеон Полоцкий, создав свой «Жезл правления» к Церковному Собору (1666-1667) впервые обосновал теорию установления абсолютной просвещённой монархии. В труде указано: царская особа - «царь солнце», имеющее божественное происхождение, запрещена критика или осуждение в её адрес. Он идентифицируется со своим государством. [3, с. 218].
Прокомментируем законодательные акты времен рассвета и зенита абсолютной монархии:
Соборное Уложение 1649 г.
В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и 67 великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором ... . [8, с. 67].
Высочайший манифест об отмене крепостного права 1861 г.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол . .
Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. [13, с. 283-290].
Высочайший манифест «О незыблемости самодержавия 1881 г.».
«... Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного». [20].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Вышеприведенные законодательные акты фиксируют чёткую «интроекцию» - взглядов, мотивов, образов, установок православного христианского мировоззрения в законодательных актах. Важно отметить, что данные акты являлись действующими на начало XX. Довольно большой период времени, начиная с X -до начала XX вв. наблюдается доминирование религии в идеологии и в законодательстве России. Она была необходима в силу различных причин, внешних (были приведены выше), и внутренних, как в рамках физического мира, так и психического (сознания). Существует довольно много парадигм, исследующих внутренние процессы в сознании, но наиболее органично в данный контекст, вписываются в теории, описанные в вышеприведенном исследовании. Список использованной литературы
1. Бошно С. В. Правоведение. Учебное пособие для неюридических вузов - М.: Право и закон, 2002. - 416 с.
2. Вопленко Н. Н. Источники и формы права: учебное пособие. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2004. - 102 с.
3. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.
4. Философия: учебник для курсантов, слушателей и студентов очной и заочной форм обучения вузов МЧС России. - Изд. 3-е, доп. / Под общей ред. В. С. Артамонова, Г. А. Гриненко, Б. К. Джегутанова, Хабибуллина К. Н. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. - 597 с.
5. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. - М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. - 544 с.
6. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. Спб., 1905. - 277 с.
7. Писаренко Ю. Г. Велес-Волос в язичницькому свiтоглядi давньо1 Русг. - Кшв: 1нститут археологи НАН Украши, 1997. - 240 с.
8. Тихомиров М. Н., Епифанов. П. П. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 348 с.
9. Лесевич В. В. Эмпириокритицизм (Рихард Авенариус, Эрнст Мах. Критика Вундта. Соч. Ж.Э, Кодис) // Русская мысль. 1901. Кн.: IX. - 187 с.
10. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996. - 397 с.
11. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Я. Н. Щапов. М., 1976. - 314 с.
12. Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве; Хождение Богородицы по мукам // ПВЛ. - 1950. - Т. 1.
13. Источникъ: Всемилостив'Ьйшш Манифестъ и начальственныя распоряжешя по Ведомству православнаго исповЪдашя. // Журналъ «Хриспанское чтеше, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академш». -1861 г. - Часть I.
14. Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др. // ПВЛ. - 1950. - Т. 1.
15. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира // ПВЛ. - 1950. - Т. 1.
16. Слово о полку Игореве // ПВЛ. - 1950. - Т. 1.
17. Слово некоего христолюбца; Слово св. Григория... о том, как поганые кланялись идолам и др. // ПВЛ. -1950. - Т. 1.
18. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др. // ПВЛ. - 1950. - Т. 1.
19. Церковный устав св. Владимира (пространная редакция) // Мрочек-Дроздовский П. Н. История русского права. Приложение 1. - М., 1892.
20. <Й1р://док.история.рф> /http://док.история.рф/19/o-nezyЫemosti-samoderzhaviya-vysochayshiy-maшfest-29-арге1уа-1881^/(дата обращения: 07.07.2017)
21. Никулин П. Ф. Учебное пособие "Теория и методика источниковедения в отечественной истории X -начала ХХ вв.". Часть I. Теория и методология источниковедения // Портал гуманитарное образование // http://www.humanities.edu.ru //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/25642/(дата обращения: 04.04.17)
Bibliographic references:
1. Boshno S. V. Jurisprudence. Study guide for non-high schools - M.: the law and the law, 2002. - 416 p
2. Voplenko, N. N. Sources and forms of law: textbook. - Volgograd: Publishing House Volgu, 2004. - 102.
3. Isaev I. A. History of state and law of Russia: Textbook. - 3rd ed. Rev. and extra - M.: Yurist, 2004. - 797 p.
4. Philosophy: a textbook for cadets, students of internal and correspondence forms of education of the universities
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
of EMERCOM of Russia. - Ed. 3-e, DOP. / Under the General editorship of V. S. Artamonova, A. Grinenko, B. K. Dzhegutanova, Khabibullin K. N. - SPb.: Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia, 2008. - 597 p.
5. The essence of law (Modern regulatory law on the verge of two centuries). Monograph. - M.: OOO ID "law and state", 2005. - 544 p.
6. Petrazhitsky L. I. introduction to the study of law and morality. Fundamentals of emotional psychology. SPb., 1905. - 277 p.
7. Pisarenko, Yu. G. Veles-Volos to atechnician swoggled downlo Rusi.. - Kyiv: Institute of archeolog of NAS of Ukraine, 1997. - 240 p.
8. Tikhomirov, M. N., Epifanov. P. p. Sobornoe ulozhenie of 1649. M., Izd-vo Mosk. University press, 1961. - 348 p
9. Lasevich Vladimir Empiric (Richard Avenarius, Ernst Mach. Criticism Of Wundt. Op. J. e, Kodis) // Russkaya Mysl'. 1901. Book: IX. - 187 p.
10. Tsypin, V. A. Ecclesiastical law. - M., 1996. - 397 p.
11. The ancient princely charters XI-XV centuries / J. N. Shchapov. - M., 1976. - 314 S.
12. The conversation of the three saints; the Word about Igor's regiment; the Circulation of the virgin on torments // PVL. - 1950. - Vol.1.
13. Source: the Gracious, the Manifest and the authoritative orders of the Department of Orthodox confession. // The magazine "Christian reading, published at St. Petersburg Theological Academy". - 1861 - Part I.
14. The Novgorod I chronicle (989), IV Novgorod and Sofia first chronicle, the Conversation of the three saints; the Circulation of the virgin on torments, etc. / / PVL. - 1950. - Vol.1.
15. PVL 1950 I, p. 25, 52; Prologue the life of St. vol. Vladimir // PVL. - 1950. - Vol.1.
16. The word about Igor's regiment // PVL. - 1950. - Vol.1.
17. The word of a lover of Christ; the Word of St. Gregory... how nasty worshipped the idols. / / PVL. - 1950. - Vol.1.
18. The word of a lover of Christ and the zealot on the right faith etc. / / PVL. - 1950. - Vol.1.
19. The Charter of the Church of St. Vladimir (extensive edition) // Mrochek-Drozdovsky P. N. The history of Russian law. Appendix 1. - M., 1892.
20. <http://док.история.рф> /http://док.история.рф/19/o-nezyblemosti-samoderzhaviya-vysochayshiy-manifest-29-aprelya-1881 -g/(date ask 07.07.17)
21. Nikulin, P. F. the textbook "Theory and methodology of source studies of Russian history X - beginning of XX centuries". Part I. the Theory and methodology of source study // Portal humanitarian education // http://www.humanities.edu.ru / http://www.humanities.edu.ru/db/msg/25642/(date ask04.04.17)
© Сагиндыков А. Н., 2018 г.
УДК34
Чапурко Т. М.
к.ю.н., д. полит. н., профессор «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина»,
г. Краснодар, РФ Колодкина А. А.
студентка,
«Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина»,
г. Краснодар, РФ
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Аннотация
Приемлемая деятельность органов власти важнейшим составом в составе развития и