Научная статья на тему 'Сознание и дискурс сетевого мира'

Сознание и дискурс сетевого мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сознание и дискурс сетевого мира»

х>тооицве-р

парадигмы и процессы ^ИСКурС Щи

В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников

СОЗНАНИЕ И ДИСКУРС СЕТЕВОГО МИРА

Данилова Вера Софроновна

доктор философских наук, профессор Якутского государственного университета

Кожевников Николай Николаевич

доктор философских наук профессор Якутского государственного университета

Многие направления науки и философии, сталкиваясь в настоящее время с проблемами «сложности», взаимодополнительных взаимодействий, используют для их исследования различные сетевые модели, формируя то, что можно назвать миром сетевых взаимодействий или миром сетей. Соответственно возникает потребность в онтологической концепции сетей взаимодействий, формирующих сферы природы и человека, опираясь при этом на существующие в их пределах относительные равновесия различных уровней. На основе фундаментальных относительных равновесий за счет «связанных» энергии, вещества, информации, возникает естественная система координат, которая обеспечивает оптимальное развитие природы, человека, общества и охватывает все уровни иерархии мира. Формирование сетей соответствует естественному процессу эволюции природы во всех основных онтологических сферах (неживое, живое, душевное, духовное), а также развитию представлений о соответствующих им предметах, процессах и явлениях. Многие из сетей существуют достаточно давно, другие только-только начинают осознаваться, есть и такие появление которых можно только предугадывать. Знания во все времена стремились обрести полноту, целостность, что особенно наглядно видно как раз на примере сетей. В настоящее время формирование сетей проходит через свою «точку сингулярности», поскольку стихийное их формирование начинает дополняться формированием осознанным. Полностью направляться человеком образование сетей никогда не будет, но осознанное воздействие на эти процессы будет возрастать.

Это позволяет по-новому взглянуть на проблему сознания, многочисленные аспекты и грани в последние годы активно исследуется и эксплицируется естественными науками и философией. Сознание не существует вне его содержательной связи с миром и человеком, являясь специфически человеческой формой регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Сознание обеспечивает восприятие человеком мира и в то же время определяет структуру мира, конституирует его. Основой сознания являются нейронные сети из достаточно просто устроенных нервных клеток - нейронов и коллективные процессы, приводящим к согласованной работе ансамблей нейронов. Самоорганизация («самопрограмирование») таких ансамблей, а также каталитические эффекты в процессе их взаимодействий, является ключом к объяснению функций мозга. Вследствие вышесказанного наиболее удобной репрезентацией для развития представлений о сознании становятся сети, сетевой мир, то есть сознание рассматривается как атрибут сетевого мира.

Помимо нейронных сетей лежащих в основании сознания следует подчеркнуть определяющую роль каталитических эффектов в его развитии. «Понимание» в этом контексте будет

означать, что нейронная сеть очень проста и позволяет легко проследить, как устроен соответствующий ей черный ящик, дающий правильные ответы по мониторингу окружающей среды. Нейронные сети потенциально удобны для нахождения маломерных проекций и, вследствие этого очень полезны при решении многих задач не обеспеченных удовлетворительной формализацией.

Мозг содержит около 1012 нейронов - типичных нелинейных элементов, действующим по принципу двоичной дихотомической логики. При превышении некоторого критического значения суммарным сигналом, приходящим от других нейронов, генерируется «стандартный» импульс. В противном случае нейрон нейтрально пассивен. Благодаря исследованию нейронных сетей стало ясно, что восприятие, обучение, мышление, другие функции мозга обусловлены согласованной работой ансамблей нейронов устроенных достаточно просто. Объяснение функций мозга должно исходить из самоорганизации и «самопрограмирование» таких ансамблей. Поскольку до сих пор в мозге человека и животных не выделено ни одной четко локализованной структуры, отвечающей за запоминание, остается предположить, что мы имеем дело с распределенной системой, простым физическим прообразом которой, является голограмма.

Голограмма позволяет записывать и хранить информацию с помощью когерентных пучков света, вследствие записи на фотопластинке интерференционной картины, возникающей при наложении падающего и рассеянного фиксируемого монохроматического излучения. Если осветить зафиксированную на фотопластинке интерференционную картину лучом того же лазера, то при рассеянии возникнет изображение первоначального объекта. То есть информация о данной точке поверхности объекта «рассосредоточена» по всей поверхности фотоплатинки-голограммы. Испорченная часть голограммы не приводит к утрате изображения объекта, а лишь делает его менее четким, что кардинально отличается от организации стандартной «фотографической» памяти, поскольку отсутствующий кусок фотографии приводит к утрате запечатленной на нем информации.

Состояния сознания различаются объёмом информации, её организованностью, типом динамического равновесия, информационным взаимодействием. Информационное взаимодействие представляет собой сложный целостный комплекс, обрабатывающий воздействия внешней среды, реализующий программы поведения живых существ на основе целей, установок, потребностей, реальной ситуации и активно влияющий на развитие сознания.

Большинство современных исследователей убеждено, что прямого тождества между сознанием и функциональными

pN \ L/j&G&iifjsz-p \f j

ШСКУОС flu парадигмы и процессы

схемами, реализованными в мозге или каком-либо другом носителе, нет, однако можно представить ментальные состояния как особую реальность, коррелирующую с функциональными схемами. Например, Д. Чалмерс признает зависимость ментальных состояний от физических функциональных схем, но, однако отрицает возможность обратного влияния ментальных состояний на физические процессы, протекающие в мозговых структурах [1, с. 12].

Наиболее наглядно связь между состояниями сознания может быть продемонстрирована на примере самопознания и его высшего проявления - рефлексии. Самопознание - это особого рода активность, специфический вид критического творчества, выполняющая функцию отражения и включающая в себя отражение взаимодействий, борьбу и диалог, в которые вступают реальности разного типа. В рамках развиваемого подхода самопознание, рефлексия - это встречные хаотические процессы познания, которые замыкают основное упорядоченное взаимодействие в единый цикл, что обеспечивает его устойчивость, делая весь процесс познания равновесным. Таким образом, если на рациональное мышление возникает хаотическая реакция, то восприятия художественное или мистическое обычно дополняются упорядоченным откликом. В качестве примера можно отметить, что мировые религии в значительной степени рациональны. Мистические догматы и символы веры развиваются далее в их пределах на основе логики, также как и все остальные религиозные представления и концепции.

В настоящее время формируется новая парадигма, суть которой заключается в том, что на смену человеку в современном его понимании придет «человек сетевой», который сознательно растворит себя в культурных и других сетях. Культурные сети, если они станут заботой всего человечества, вернут человека в систему координат наиболее гармонично связанную с природой. Растворение человека в сетях культуры будет происходить осознанно, добровольно, однако это единственный выход для него сохранить свое реальное существование в будущем. Культурные сети будут способствовать развитию человека и всего человечества, предстанут как необходимый этап их эволюции. Только благодаря подобным сетям человек сможет понять свое высшее предназначение и в максимально возможной степени освоить его. «Человек сетевой» - «Homo web» является важнейшим этапом эволюции человека, и только такая перспектива спасет человечество от неминуемой деградации и гибели. Концепция формирующихся взаимодополнительных сетей опирается на существующие относительные равновесия различных уровней природы. Ячейки соответствующих сетей определяются универсальными трансцендентальными пределами: идентификационным - выявляющим их сущность, и коммуникативным, соответствующим динамическому равновесию ячеек определенного типа среди мира остальных сетей.

Это позволяет сформировать представления о сетевом дискурсе, который в процессе своего развития отделяет все лишнее, деструктивное. В настоящее время девяносто пять процентов информации является избыточной, а большинство критериев для выделения истинной оригинальной информации весьма расплывчаты. Сами процессы самоорганизации научных и культурных сетей обеспечивают необходимый отсев. Сетевые модели и репрезентации «прозрачны» за счет своей оптимальности. Им не нужны искусственные

надстройки, различные «складки» и прочие образования, где человек путается, теряет свои цели, силы, жизненную опору. Человечество в процессе своего развития будет стремиться к простоте, но не к упрощению, и сетевой дискурс будет одним из главных инструментов в этой работе.

Возникает потребность в непрерывном уточнении словарей, составлении глоссариев, формированию новых терминов, таким образом, чтобы было обеспечено их непрерывное взаимодействие друг с другом. Множество понятий окажутся лишними, вторичными, искажающими необходимые смыслы. Философские категории, общенаучные понятия сохранят свое значение, однако на первый план выдвинутся культурные (мировоззренческие) универсалии. Сетевой дискурс будет иметь когнитивное ядро и обширную четко классифицированную периферию. Его значение в жизни человечества будет возрастать, углубляться, наполняясь все новыми смыслами.

Для формирования сетевого дискурса могут быть использованы: общенаучные понятия, метанаучные понятия, трансценденталии, экзистенциалы (бытия), философские категории, мировоззренческие (культурные) универсалии. Тенденции синтеза и универсализма, развитие которых начинает набирать силу в современной философии, формируют глубокое воздействие этих понятий друг на друга, вовлекает их в трансформацию новых целостностей, конструктов, регулятивов.

Несмотря на относительную строгость в определениях большинство из общенаучных понятий неоднозначны. Имеются различные подходы к определению энергии, организации, десятки определений - для энтропии, информации, сложности. Все это обуславливает существование различных подходов исследования общенаучных понятий. Перспективно использование взаимосвязанной системы элементов в определенной области исследований. Так сделал, например в XVII веке И. Ньютон, одновременно введя инертную и гравитационную массы, абсолютные пространство и время, сформулировав три закона динамики, закон Всемирного тяготения, исходные понятия дифференциального и интегрального исчислений. Подобный подход нацелен на формирование сетей в условиях, когда приходится синтезировать материальное и духовное, виртуальное и реальное, исследовать взаимодействие различных видов реальности.

С общенаучными понятиями тесно коррелируют метапонятия, формирующие метаязык для описания структуры свойств, характерных черт какого-либо «языка-объекта». Эти исследования принадлежат области метатеории, развивающей необходимый для неё искусственный язык. Метатеории имеют определяющее значение для логики, математики, философии и методологии науки.

Философские категории в различные эпохи трактовались в очень широком диапазоне: от всеобщих форм бытия (натуралистическая онтологизация категорий) до их связи с формами предицирования, характеристиками фундаментальных отношений, способами соотнесения чувственно данного с мышлением.

Существует три критерия философской категории. 1) Рассматриваемое понятие должно раскрывать определённую и важную грань проблемы «мир-человек». 2) Понятие должно быть универсальным, всеобщим по объёму и по содержанию. 3) Понятие должно занять определённое место в уже сложившейся

парадигмы и процессы

взаимосвязи общепринятых категорий (Методология..., 1996, с. 197-198). В ХХ столетии наиболее яркие онтологические теории разработали Н. Гартман, М. Хайдеггер, С. Франк. Современная онтология переходит от субстанционализма к потенцианализму, и сам этот процесс является важнейшей онтологической характеристикой формирующихся сетей.

Трансценденталии - также как и философские категории, высшие роды бытия, наиболее общие характеристики всякого сущего. В поздней схоластике все трансценденталии оказались сведенными к трем: «единому», «истинному» и «благому», и несмотря на всю их критику в Новое время три этих основных трансценденталии сохраняют значение и в философских системах настоящего времени, особенно в направлениях связанных с христианскими идеями (персонализм, неотомизм) и могут быть востребованными современными онтологиями и аксиологиями.

Экзистенциалы (экзистенциалии) - были введены М. Хайдеггером и выражают собой модусы бытия мира в их неразрывной связи с бытием человеческого сознания, то есть модусы человеческого существования рассматриваются в их слиянности с жизненным миром. Экзистенциалами у Хайдеггера являются «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-к-смерти», «страх», «решимость» и т.д. Совокупность экзистенциалов обеспечивает расчленение единой целостности «человека-мира» на её различные аспекты и описание каждого из них так, чтобы не терялась из вида вся целостность.

Мировоззренческие (культурные) универсалии наиболее гибкие и перспективные для дальнейшего развития среди всех рассмотренных выше типов наиболее широких философских и научных понятий, поскольку на их основе может быть осуществлен синтез различных видов реальности. Они обладают наибольшим эвристическим потенциалом и способствуют объединению различные форм гуманитарного и научного знания. В постнеклассической философии мировоззренческие универсалии начинают рассматриваться в виде замкнутой системы, на основе которой возможно построение современной научной картины мира и формирование направляющих вех для дальнейшего допустимого развития человечества.

Универсалии выполняют три основные функции в культуре и социальной жизни. Во-первых, они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно

развивающегося социального опыта. Во-вторых, усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания. И в-третьих, в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением.

Мировоззренческие универсалии являются предельными основаниями культуры - фундаментальными динамическими равновесиями, обеспечивающими её самоидентификацию. Совокупность всех этих характеристик и формирует направление развития мировоззренческих универсалий в современной философии.

Выделим три основных уровня мировоззренческих универсалий. 1. Уровень отдельной личности как совокупность понятий направляющих деятельность по формированию и развитию личности. 2. Уровень фундаментальных ячеек системы планетарно-цивилизационных оболочек, тесно связанный с ноосферой и ноосфергенезом. 3. Планетарно-космический уровень, направленный на выявление инвариантов для совместного развития земных оболочек и человечества в целом.

В современных условиях все эти три уровня оказываются тесно переплетенными. Фундаментальные понятия трех этих уровней становятся в то же время и основными понятиями постнеклассического универсализма.

Связь мировоззренческих универсалий с процессом ноосферогенеза представляет важнейший аспект мировоззренческих универсалий в современных условиях. Это связано с тем в процесс формирования ноосферы вносят вклад все возможные виды реальности, выделяемые в постнеклассической философии: объективная (природа, физический мир), эмпирическая, теоретическая (мир конструктов, теорий и моделей). Сеть гомоморфных нообиогеосфере понятий направляет трансформацию системы цивилизационно-планетарных оболочек, наиболее известной репрезентаций которой является ноосфера.

Литература

1. Chalmers D. The Conscious Mind - Oxford, 1997, P. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.