Научная статья на тему 'Созидательный потенциал региональной национальной политики'

Созидательный потенциал региональной национальной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / STRATEGY OF NATIONAL POLICY IN MOSCOW TILL 2025

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круговых Игорь Эрикович

В статье рассматриваются последствия принятия Правительством г. Москвы Стратегии национальной политики Москвы до 2025 года для системы межнациональных отношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE POTENTIAL OF THE REGIONAL NATIONAL POLICY

The article reveals the consequences of adopting the new Strategy of national policy in Moscow till 2025.

Текст научной работы на тему «Созидательный потенциал региональной национальной политики»

культура регионов россии

УДК 323.212 ББК 60

созидательный потенциал региональной национальной

политики

Круговых Игорь Эрикович,

заместитель председателя Совета по делам национальностей

при Правительстве Москвы, г. Москва, iekrug@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются последствия принятия Правительством г. Москвы Стратегии национальной политики Москвы до 2025 года для системы межнациональных отношений в целом.

Ключевые слова

Стратегия национальной политики, национальная политика региона.

28

Мэр Москвы С.С.Собянин подписал 6 июня с.г. Постановление Правительства Москвы №312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года», что ознаменовало новый этап в консолидации московского многонационального сообщества на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях безопасного, гармоничного и поступательного развития столицы России, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Московская Стратегия явилась практическим воплощением поставленной Президентом В.В.Путиным на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе 22 октября 2013 года задачи: «Сейчас особенно значимы актив-

ные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики - разумеется, с учётом специфики и особенностей территорий». Стратегия национальной политики Москвы является мощным механизмом реализации федеральной Стратегии и, в свою очередь, во многом построена на новых концептуальных подходах с учетом изменений реального состояния и перспектив развития национальных отношений за время, прошедшее после принятия федеральной Стратегии, и во многом формирует современные основы национальной политики.

В ней раскрывается применительно к условиям Москвы исторический цивилизационный код Москвы как центра формирования много-

национального российского государства, общих для всех духовно-нравственных ценностей, объединяющих идеей патриотизма, где многонаци-ональность стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития, благодаря чему Москва не знала межнациональных и межрелигиозных войн и, став столицей, создала великое, исторически успешное многонациональное государство. Это позволяет Москве и сегодня выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.

При решении задач по укреплению общероссийской гражданской нации в Стратегии констатируется, что в Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность - «москвичи». При этом единство городского сообщества достигается на основе исторического многонационального наследия, русской культуры и русского языка как родного языка русского народа, языка межнационального общения народов России и постсоветского пространства.

При характеристике современного состояния межнациональных отношений в Москве в Стратегии отмечается, что, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории города проживает около 12 млн. человек, представляющих многие этнические общности страны, ближнего и дальнего зарубежья, всего более 160 народов. Наиболее многочисленными группами из числа лиц, указавших национальность, являются русские - 91,6 процентов, украинцы - 1,4 процентов, татары - 1,4 процентов, армяне - 1 процент, азербайджанцы - 0,5 процентов, евреи - 0,5 процентов. Остальные группы составляют менее 0,5 процентов населения. В столице зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений, в том числе и национально-культурных автономий.

Единовременно в городе находится до 1,5 млн. иностранных граждан, что непосредственно сказывается на состоянии межнациональных

отношений. У значительной части жителей Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе большого числа мигрантов. Отмечены также проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений.

К тому же, в последнее время сформировался ряд новых внешних и внутренних факторов, непосредственно влияющих на национальную политику в городе Москва, среди которых:

- беспрецедентный по масштабам миграционный кризис в Европе и на Ближнем Востоке;

- рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма в РФ в связи с участием нашей страны в борьбе с террористическим Исламским государством на Ближнем Востоке.

- украинский социально-политический кризис и вооруженный конфликт в Донбассе.

В то же время Стратегия отмечает принципиально важный фактор: в Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, а также механизмы адаптации и интеграции вновь прибывших представителей различных национальных групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в городское сообщество. Это, в конечном счете, важнейший фактор стабилизации и развития московского многонационального сообщества. Как следствие, в настоящее время устойчивое большинство жителей города Москва ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Согласно опросам общественного мнения, около 75 процентов опрошенных москвичей оценили межэтнические отношения в столице как достаточно спокойные, а почти 90 процентов москвичей ответили, что не чувствуют враждебности к людям другой национальности и столько же считают недопустимым использование насилия в межнациональных и межрелигиозных спорах.

Ряд основополагающих положений Стратегии являются ее безусловной новацией.

29

30

Прежде всего, в Стратегии повышается роль и значение национальной политики в социально-экономическом развитии Москвы, при этом поддержание межнационального согласия рассматривается в качестве ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Москвы в системе глобальной экономики.

Вместо разрозненных, мало скоординированных структур Стратегия предусматривает создание единой системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества. В такой системе наряду с государственными органами исполнительной и законодательной власти взаимодействуют научно - исследовательские центры, федеральные и региональные национально - культурные автономии, неправительственные и общественные объединения, образовательные учреждения, средства массовой информации, гражданское общество в целом. Из сферы преимущественно узковедомственной национальная политика реально становится действенным фактором общественного развития, делом общенародным.

Впервые ставится задача необходимости гармонизации отношений национального «большинства» и национальных «меньшинств», учета интересов представителей всех проживающих в городе народов, вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности, что является практическим выполнением задачи необходимости «учета интересов всех», поставленной В.В.Путиным 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма. При этом все права национальных меньшинств безусловно выполняются в полном объеме, говорится и о необходимости уважения интересов национального большинства, что также соответствует принципиальному положению, высказанному заместителем руководителя Администрации Президента РФ М.Магомедовым на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Ярославле 23 октября 2014 года: «Вопросы самочувствия русского на-

рода, состояния русского языка и русской культуры являются ключевыми в современной государственной национальной политике».

Такой подход, к тому же, делается строго в соответствии с Европейской Рамочной Конвенцией по защите прав национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года где, наряду с меньшинствами, говорится и о правах большинства, и поскольку Россия ратифицировала эту Конвенцию, то сегодня она - часть нашего правового поля и в этом качестве учитывается в Стратегии. Это позволяет в полной мере сформировать в обществе обстановку неприятия идей экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности, нацизма, расизма, шовинизма и русофобии, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, межнационального мира и согласия. Московская Стратегия, развивая положения федеральной Стратегии и учитывая российский и зарубежный опыт прошедших со времени ее принятия лет, идет дальше, формирует по существу новую «матрицу» межнациональных отношений, которая, в отличие от предыдущей, включает не только «национальные меньшинства», но и «национальное большинство», что ставит национальную политику «на две ноги», делает ее более стабильной и адекватной вызовам XXI века.

В Стратегии национальной политики Москвы разработан новый, отвечающий требованиям современного информационного общества понятийно-категориальный аппарат, где нет места «мультикультурализму» (говорится о «духовном и культурном единстве российского народа»), а вместо «толерантности» речь идёт о «межнациональном согласии» и т.д.

Стратегия делает возможным разработку новых смыслов и образов на основе исторического многонационального культурного наследия, и это - ключевой момент, что особенно важно в современных условиях, когда весь мир переходит в оценке своего развития с количественных на качественные параметры. Другими словами - на соответствие «экономического и технологического роста» духовно-нравственным представлениям народов о ценностях жиз-

ни. Для укрепления безопасности москвичей впервые вводятся понятия о недопущении изменения национального состава города, о демографической политике, направленной на стимулирование рождаемости московских семей всех национальностей, сохранение межнационального баланса в городе. Московская Стратегия, тем самым, вносит свой достаточно весомый вклад в разработку общего, на основе Стратегии национальной безопасности для всех документов стратегического планирования понятийно-категориального аппарата, что особенно значимо, учитывая отсутствие терминологического сопровождения федеральной Стратегии.

Стратегия предусматривает развитие не только государственно-частного, но и общественно-государственного партнерства в реализации национальной политики города Москвы, создание механизма общественной дипломатии, общественного контроля, включающего функционирование общественной инспекции по делам национальностей, а также заключение общественных договоров с целью обеспечения межнационального согласия и конструктивного межэтнического взаимодействия. В соответствии с ней оказывается содействие общественным инициативам по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях профилактики и выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.

Принципиальное значение уделяется в Стратегии информационно - пропагандисткой работе. Ставится задача воспитания в духе многонационального единства на всех этапах по линии «семья - детский сад - школа - вуз». В их основе - пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики в целях укрепления и поддержки семьи, повышения уровня рождаемости жителей Москвы, что, в конечном счете, ставит цель укрепления мировоззрения цивилизационного единства народов России и сохранения национальной и региональной идентичности многочисленных народов в рамках единой нации.

В этом контексте рассматривается и реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей. Ставится задача оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран - участников Союзного государства Белоруссии и России, Евразийского экономического союза.

В Стратегии определена задача совершенствования нормативно-правовой базы города в сфере реализации национальной политики, что возможно только во взаимосвязи с федеральным законодательством. Целесообразным, в этой связи, представляется подкрепить Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года Федеральным законом «Об основах государственной национальной политики», на основании которого субъекты РФ могут самостоятельно принимать свои региональные законы. Данный подход позволит разрабатывать не просто «систему взглядов, целей и приоритетов», но и сформировать прочный каркас государственно-правовых мер по всем направлениям стратегического планирования, являющихся не просто «ориентирами», но и носящими обязательный характер.

Московская Стратегия, сохраняя связь времен и основные национально - культурные ценности в рамках единого цивилизационного кода, позволяет не только их констатировать, но и активно продвигать за рубеж, пропагандировать.

О взаимосвязи национальной и внешней политики, в частности, говорил глава российского МИДа Сергей Лавров 22 июля 2016 года в рамках форума «Территория смыслов на Клязь- 31 ме»: «Эта тема сейчас становится одной из наиболее острых в мировой политике. Практически любой кризис, так или иначе стоящий на повестке дня в международных отношениях, связан с обострением межнациональных, межрелигиозных, межэтнических противоречий. Это

приходится учитывать в практической политике буквально повседневно».

И России есть что сказать мировому сообществу о своем опыте национального строительства, таком, как сохранение национальной и региональной идентичности многочисленных народов в рамках единой нации, превращение многонациональности в мощный фактор общественного развития и создание одного из немногих в мире исторически успешных многонациональных государств. Но мы фактически молчим, не имея адекватного механизма внешнеполитической пропаганды и контрпропаганды в сфере национальной политики, в то время как наши «партнеры» небезуспешно проталкивают свои планы «национального строительства» в России, такие, как образование на территории страны «новых суверенных государств» - «Сибирь», «Московия», «Казакия» и т.п. И это в условиях, когда в Европе на самом деле не проблема «мигрантов», а проблема самих европейских наро-

дов, потеря ими своей самобытности, отсутствие понятия «национального большинства», его интересов, безусловное подчинение интересам «меньшинств» всех видов. Московская Стратегия учитывает подобный европейский «опыт». Первостепенная в этой связи задача -формирование эффективной системы пропаганды и контрпропаганды в сфере национальной политики, что необходимо делать, что называется, «всем миром».

В целом Стратегия национальной политики Москвы объективно повышает качество управления этнополитическими процессами в городе как на государственном, так и общественном уровнях, вносит свой весомый вклад в консолидацию совместных с федеральными органами власти усилий по многонациональному сплочению российского общества в общенародное дело сохранения национального суверенитета и территориальной целостности России.

Список литературы

1. https://www.mos.ru/upload/documents/docs/07.06.2016 64-02-643 16 Собянин С.С. Горбенко A.H..pdf

2. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/19474

3. https://www.youtube.com/watch?v=ymRvsdTa074

4. http://yarcenter.ru/news/obshchestvo/magomedsalam-magomedov-v-yaroslavskoy-oblasti-mnogoe-delaetsya-dlya-sokhraneniya-istoriko-kult-76917/

5. http://dochronika.ru/load/lekcii/lekcija sergeja lavrova na forume territorija smyslov na kljazme 22 07 2016/16-1-0-19451

32

CREATIVE POTENTIAL OF THE REGIONAL NATIONAL POLICY

Krugovih Igor Erikovich,

Deputy Chairman of Council of nationalities Affairs at the Government of Moscow,

iekrug@yandex.ru

Abstract

The article reveals the consequences of adopting the new Strategy of national policy in Moscow till 2025.

Keywords

Strategy of national policy in Moscow till 2025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.