Научная статья на тему 'Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие в современном мегаполисе'

Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие в современном мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
451
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ETHNO-CULTURAL / INTER-ETHNIC RELATIONS / CROSS-CULTURAL INTERACTION / CULTURAL IDENTITY / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кандыбович Сергей Львович

Российская Федерация многонациональное государство, в котором проживает около 180 этнически самоопределившихся групп населения. В период перестройки началось возрождение этнического сознания населения. В статье затрагивается проблема становления этнокультурных и межнациональных отношений, основанных на принципах равноправия и самоопределения народов, их политической и правовой защищенности, укреплении общих для всех народов норм и ценностей толерантного поведения. Автор акцентирует внимание на положительном опыте регулирования межэтнических отношений в России, рассказывает о мероприятиях, проводимых Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. Особое внимание автор уделяет круглому столу «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания», состоявшемуся в рамках V юбилейной Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Дискуссия в рамках круглого стола показала, насколько актуальна и сложна проблема межнационального взаимодействия, насколько разнонаправлены стремления различных этносов и как важно транслировать положительный опыт межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кандыбович Сергей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural identity and intercultural interaction in the modern megalopolis

Russia is a multinational state, with a population of about 180 self-defined ethnic groups. During 1990-s the revival of ethnic consciousness of the population took place. The article addresses the issue of the formation of ethno-cultural and inter-ethnic relations based on the principles of equality and self-determination of peoples, their political and legal security, strengthening common to all peoples norms and values of tolerant behavior. The author focuses on the positive experience of regulation of interethnic relations in Russia, presents activities carried out by the Department of the National Policy, Inter-Regional Relations and Tourism of the City of Moscow Government. Particular attention is paid to the round table “The formation of a unified civil identity of preschool-age children, taking into account different national and cultural traditions of family education”, held in the framework of the V Anniversary International Scientific and Practical Conference “Early Childhood Care and Education.” Discussion at the round table showed how urgent and complicated issues of cooperation between nations are and how important it is to translate the positive experience of intercultural interaction.

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие в современном мегаполисе»

0 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

с. Л. Кандыбович

Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие в современном мегаполисе

Кандыбович Сергей Львович - доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, премий Правительства РФ в области образования, в области науки и техники, в области культуры, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, член Экспертно-консультативного совета при Межведомственной рабочей группе Правительства Российской Федерации по вопросам межнациональных отношений, член Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Федеральном агентстве по делам национальностей (Москва, Россия)

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором проживает около 180 этнически самоопределившихся групп населения. В период перестройки началось возрождение этнического сознания населения. В статье затрагивается проблема становления этнокультурных и межнациональных отношений, основанных на принципах равноправия и самоопределения народов, их политической и правовой защищенности, укреплении общих для всех народов норм и ценностей толерантного поведения. Автор акцентирует внимание на положительном опыте регулирования межэтнических отношений в России, рассказывает о мероприятиях, проводимых Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. Особое внимание автор уделяет круглому столу «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания», состоявшемуся в рамках V юбилейной Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Дискуссия в рамках круглого стола показала, насколько актуальна и сложна проблема межнационального взаимодействия, насколько разнонаправлены стремления различных этносов и как важно транслировать положительный опыт межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: этнокультурные и межнациональные отношения, межкультурное взаимодействие, культурная идентичность, национальная политика.

Cultural identity and intercultural interaction in the modern megalopolis

Sergey L. Kandybovich, Doctor of Psychology, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Laureate of the State Prize named after Marshal Zhukov, the Russian Federation Government Prize in the field of Education, Science and Technology, Culture, Member of the Board at President of the Russian Federation on International Relations, Member of the Advisory Council of the Interdepartmental Working Group of the Russian Federation on Issues of International Relations, Member of the Advisory Council for National-Cultural Autonomies of the Federal Agency for Nationalities (Moscow, Russia)

Russia is a multinational state, with a population of about 180 self-defined ethnic groups. During 1 990-s the revival of ethnic consciousness of the population took place. The article addresses the issue of the formation of ethno-cultural and inter-ethnic relations based on the principles of equality and self-determination of peoples, their political and legal security, strengthening common to all peoples norms and values of tolerant behavior. The author focuses on the positive experience of regulation of interethnic relations in Russia, presents activities carried out by the Department of the National Policy, Inter-Regional Relations and Tourism of the City of Moscow Government. Particular attention is paid to the round table "The formation of a unified civil identity of preschool-age children, taking into account different national and cultural traditions of family education", held in the framework of the V Anniversary International Scientific and Practical Conference "Early Childhood Care and Education." Discussion at the round table showed how urgent and complicated issues of cooperation between nations are and how important it is to translate the positive experience of intercultural interaction.

Keywords: ethno-cultural, inter-ethnic relations, cross-cultural interaction, cultural identity, national policy.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В

Актуальность проблемы

Современное состояние России определяется социально-экономическим и культурным своеобразием субъектов Федерации и народов, их населяющих. Традиционно русская государственность формировалась как общность особого типа, основанная на многонациональном межкультурном диалоге. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в стране проживает около 180 этнически самоопределившихся групп населения, поэтому гармоничное развитие государства напрямую связано с качественно новым подходом к становлению этнокультурных и межнациональных отношений. К настоящему моменту в процессе реализации государственной политики сформулированы ключевые показатели устойчивого развития России, среди которых: равноправие и самоопределение народов, их политическая и правовая защищенность вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности, развитие культур и языков, укрепление общих для всех народов норм и ценностей толерантного поведения.

Москва является одним из крупнейших многонациональных мегаполисов мира, в ней проживают представители более 140 народов и народностей, она является средоточием миграционных потоков. Ключевые тенденции межнациональных отношений и национальной политики Российской Федерации проходят апробацию именно здесь. По сути, Москва выполняет роль общероссийской пилотной площадки, поэтому наряду с реализацией федеральной Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. было важно принятие соответствующего документа на региональном уровне - Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 г., который был разработан усилиями Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы при непосредственном и самом активном участии москвичей.

С целью обобщения положительного опыта регулирования межэтнических отношений, Департамент инициировал и осуществляет проведение ставших авторитетными и ожидаемыми в научной и общественной среде Международной научно-практической конференции «Единство в различиях», Московского Международного форума «Религия и мир», создание Московского информационно-аналитического портала «Дружба народов. Палитра московских диаспор, землячеств, автономий,

национально-культурных общественных организаций», оказывает всестороннюю поддержку ежегодным общегородским мероприятиям, проводимым по инициативе и с привлечением представителей различных национально-культурных объединений столицы, таких как Межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле», «Сабантуй», «Навруз», «Тбилисоба», «Абрикос», «Купалье», «Гербер», Международный фестиваль «Казачья станица Москва» и др.

Успешное проведение этих праздников объединяет москвичей, Москву и многие регионы России, Россию и страны ближнего зарубежья и являет собой конкретный пример реализации Стратегии национальной политики РФ и Москвы.

Развитие нормативной базы межкультурных отношений в России

Период перестройки в России и последующей дезинтеграции СССР характеризовался возрождением этнического самосознания его населения. В различных регионах страны стали образовываться общественные движения, по национальному признаку начали формироваться объединения, землячества, общества.

Наряду с позитивным началом этого процесса, неминуемо возникали и деструктивные организации, в идеологии которых существовали элементы экстремизма и сепаратизма. С целью разграничить эти два течения национального движения и стараясь вывести на новый уровень организации, которые стремились к сохранению собственной этнической идентичности, к развитию своей национальной культуры не в противовес, а в поддержку российской государственности, правительство России пошло на беспрецедентное решение и 17 июня 1996 г. приняло Федеральный закон «О национально-культурной автономии».

Этот закон предоставил народам России возможность для самоорганизации и саморазвития, стал первым шагом к формированию государственной национальной политики.

Именно поэтому уникальный опыт Российской Федерации в гармонизации межэтнических отношений, накопленный за 25 лет независимого существования, привлекает внимание мирового научного сообщества. Все чаще проходят международные симпозиумы, конференции и круглые столы, целью которых

в

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

является создание новых механизмов работы в сфере межнациональных отношений в условиях появляющихся новых внешних угроз и вызовов, связанных с международным терроризмом или экономическими санкциями. Очередным примером такого научного общения и обмена мнениями стала V Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Круглый стол «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания»

12-14 мая 2016 г. в Москве в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась V юбилейная Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Конференция ежегодно проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российского психологического общества, Общественной палаты РФ, Всемирного банка.

В этом году при участии Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы в рамках этого мероприятия 14 мая 2016 г. состоялся круглый стол «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания», руководила которым председатель комиссии по развитию

науки и образования Общественной палаты РФ Л.Н. Духанина.

Мероприятие вызвало живой интерес у разных участников конференции - представителей ведущих вузов страны, всероссийских общественных организаций, специалистов системы дошкольного образования, родителей, студентов. Присутствовавшие на круглом столе не только слушали представленные доклады, но и задавали вопросы, развернули научную дискуссию, высказывали свою гражданскую точку зрения.

В ходе работы круглого стола были представлены доклады, посвященные специфике воспитания детей у различных народов, проживающих в России. Так, сообщение о феномене «переселенца» в практике воспитания детей у белорусов Москвы в начале XXI в. показало высокую степень интегрированности белорусов в жизнь современного российского мегаполиса. Доклад об особенностях воспитания в чеченских семьях показал сохраняющиеся сегодня традиционные яркие особенности национальной специфики этого народа. Не менее интересным был доклад об элементах национально-культурной традиции в семейном воспитании детей в армянской диаспоре Москвы в начале XXI в. Сообщение о значении фольклора в формировании этнической самоидентификации у детей дошкольного возраста в удмуртских семьях Москвы показало основные направления возможной интеграции различных национальностей при сохранении их культурных особенностей. Доклад об элементах традиционного воспитания детей дошкольного возраста у табасаранцев показал культурное своеобразие отношения к детям и роль в этом процессе преданий и сказок.

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

0

Участники круглого стола единодушно признали важность сохранения многообразия культур российского народа с точки зрения основы для формирования гражданской идентичности, а также необходимость обобщения и распространения лучших педагогических практик по формированию гражданской идентичности дошкольников. Очевидно, что подобные мероприятия способствуют развитию межнационального диалога, раскрывают специфику построения воспитательного процесса в различных культурах, что позволяет специалистам дошкольного образования, в конечном итоге, лучше понимать родителей и детей различных национальностей, находить с ними общий язык.

Дискуссия в рамках круглого стола показала, насколько актуальна и сложна проблема межнационального взаимодействия, насколько разно-направлены стремления различных этносов.

Подобные мероприятия позволяют выявить и сохранить для науки и для системы образования особенности национальной жизни современной России. Но не менее значим и прак-

тический вклад прошедшего круглого стола в реализацию положений Стратегии национальной политики России и Стратегии национальной политики города Москвы. Мониторинг и обобщение эмпирических данных, аналитические доклады и экспертные оценки, выявление не только узловых проблемных моментов межэтнических отношений, но их исключительно позитивных исторических особенностей взаимодействия многонационального сообщества москвичей и России как многонационального государства, популяризация этого исторического пути Российского государства среди учащейся молодежи - все это несомненное достояние нашей страны и нашей столицы, знать, изучать, гордиться которым у нас есть полное историческое право! ■

На фото: участники круглого стола «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания».

Статья поступила в редакцию 20.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.