Научная статья на тему 'Этнонациональные вызовы в современном российском обществе'

Этнонациональные вызовы в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ДИАСПОРА / НАПРЯЖЁННОСТЬ. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / SOCIAL AND CIVIL IDENTIFI CATION / CONFL ICT / ETHNIC GROUPS / DIASPORA / TENSION / RUSSIAN STATEHOOD / STATE NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышова Людмила Дмитриевна

Рассматриваются состояние, факторы и проблемы этнонациональных отношений в современном российском обществе, формы и особенности их проявлений, методология оптимизации в рамках государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернышова Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnonational challenges in the modern russian

This article studies the state, factors and problems of ethnonational relationships in the modern Russian society

Текст научной работы на тему «Этнонациональные вызовы в современном российском обществе»

Этнонациональные вызовы в современном российском обществе

Чернышова Людмила Дмитриевна — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: chernushova2603@yandex.ru).

Аннотация. Рассматриваются состояние, факторы и проблемы этнона-циональных отношений в современном российском обществе, формы и особенности их проявлений, методология оптимизации в рамках государственной политики.

Ключевые слова: межнациональные отношения, межкультурная коммуникация, национальное самосознание, социальная и гражданская идентификация, конфликт, этническая группа, диаспора, напряжённость. Российская государственность, государственная национальная политика.

Проблема межнациональных отношений в современном российском обществе еще не нашла своего оптимального разрешения. Она существует и проявляется в различных формах, продолжая «провоцировать» социальную напряжённость. Одна из причин данной ситуации - отсутствие конструктивного диалога между наукой и управленческой практикой.

Развитие российской государственности объективно связано с укреплением федеративного устройства. Ключевыми характеристиками России являются многонациональность и поликонфессиональность. По данным Всероссийской переписи 2002 года, в стране проживает около 180 этнически самоопределившихся групп населения. Практика общественного развития России устойчиво демонстрирует культурное многообразие и разнообразие по показателю «национальное - общечеловеческое», их зависимость от социально-экономических и социально-политических, демографических и других факторов. Этнонациональное начало в системе общественных отношений исходит из исторических реальностей. В формировании государственности участвовали не колонисты из других стран, а народы, которые жили на своей земле, сохранившие свою культуру и историческую память. Более того, некоторые из них сохранили атрибуты национальной государственности. Именно они, интегрируясь в процессе общественно-исторического развития, форми-

ровали специфику социокультурного пространства России. В силу этого, несмотря на сложность этнонациональных взаимодействий, они не являются заведомо конфликтными и разрушительными. Этот фактор имеет ключевое значение для национальной политики современной России, социально-политическая жизнь которой с начала 90-х годов ХХ века серьёзно осложняется проявлениями национализма, шовинизма, терроризма, этнокультурного противостояния и т. д., угрожающими целостности и социальной стабильности страны.

По оценке Э. А. Паина, на процессы межнационального общения влияет ряд взаимосвязанных факторов. В числе основных: а) разновременность процессов этнической мобилизации, способность малочисленных общностей консолидироваться быстрее больших и расселённые на протяжённых пространствах; б) политические стратегии федеральной власти в отношении этнических сообществ России, ситуативная ориентация власти на поддержку той или иной группы этнических сообществ; в) «дрейф» представлений о справедливости (несправедливости) этнической политики, распространённость у значительной части практически всех этнических групп осознания социального неравенства, слабой правовой защищённости. Методологически ценным в этом отношении представляется положение П. А. Сорокина о том, что национальное неравенство - это лишь частная форма общего социального неравенства (экономического, политического, правового и др.) народов одного и того же государства1.

В программных выступлениях В. В. Путина и Д. А. Медведева о стратегии развития России до 2020 года вопросы межнациональных отношений не были специально выделены, однако, принципиальный анализ был сделан по совокупности объективных факторов, лежащих в основе этой сферы общественных отношений. В их числе: состояние социальной сферы, уровень и качество жизни населения, деятельность органов власти по реализации жизнен-новажных интересов граждан России, подъем национальной культуры. Особо выделена эффективность региональной политики по обеспечению «не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан»2.

Обострение межнациональных отношений во многом явилось следствием экономического кризиса и политической нестабильности. Сопоставимые результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что в числе наиболее актуальных проблем люди называют дороговизну жизни, расслоение общества на богатых и бедных, углубление социального неравенства, рост без-

1 См. : Сорокин Питирим. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса / Под ред. С. С. Троицкого. - М. , 1994. - С.90- 93.

2 Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М. , 2008. - С.7 -8.

работицы и др. Данная ситуация усложняется спецификой политической борьбы. По довольно точной оценке В. Малахова, политтехнологи «догадались слить в один флакон два устремления - одно к социальной справедливости, другое к этническому реваншу»1. Решение задачи усиления политического влияния определённых групп одновременно заложило «мину замедленного действия» в социальные отношения различных национально-этнических групп. В практику обыденного общения устойчиво стали входить понятия: евреи, кавказцы, мусульмане, мигранты. Импульс социального протеста, обусловленный появлением феномена бедности, возрастающей социальной поляризацией, падением уровня жизни и другими негативными признаками кризиса в обществе, целенаправленно направлялся в русло этнического национализма. Общность происхождения рассматривалась как основа социальной солидарности. «Мы» и «Они», «Свои» и «Чужие» по показателям общей истории, общего языка, общей веры и общих традиций - это то, что трансформировало реальные межнациональные взаимоотношения после распада СССР вопреки декларируемым тезисам формирования национальной политики в кардинально изменяющихся условиях общественного развития страны. Вместо необходимой межкультурной и национальной коммуникации наблюдались признаки конфронтации национальных культур. Для массового сознания российского населения эта социально-психологическая нагрузка оказалась настолько большой, что привела к разлому системы ценностей у значительной его части. В этническом поле современной России совмещаются старые и новые неравенства.

Новые меньше связаны с политикой государства, а стимулируются главным образом рыночной конкуренцией, при которой социальная дифференциация определяется для каждого народа доминирующими ценностями. По своим формальным социальным параметрам народы, находящиеся в одинаковых условиях, отличаются несущественно. Разница наиболее значима в представлениях о богатстве, доступе к власти, престиже этнической общности2.

Особенности национального самосознания на постсоветском пространстве всесторонне и глубоко раскрыты Ж. Т. Тощенко. Прежде всего, он отмечает его парадоксальность, которая проявляется в определённых чертах. В их числе: а) процесс потери профессиональной, социальной и культурной самоидентификации интенсивно замещается национальным (этническим) компонентом; б) получил достаточное распространение этноэгоизм; в) в недрах современных межнациональных, межэтнических отношений постепенно вызрели варианты этнофобии3.

1 Малахов В. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. -М. , 2007. - С. 25.

2 См. : Дробижева Л. М. Проблемы неравенства в этносоциальном пространстве России / Россия реформирующаяся. Ежегодник. 2003. - М. , 2003. - С. 192, 210.

3 См. : Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М. , 2008. - С. 278 - 279.

В условиях крупных социальных преобразований «большинство социальных субъектов утратили свою идентификацию с прежними структурами, кроме этнических, которые и приобрели гипертрофированное влияние в обществе»1. В таких условиях происходит «возврат к национальному», поиск ранее невостребованной, находящейся в латентном состоянии, национальной идентичности.

Современные тенденции межнациональных отношений в разной степени интенсивности проявляются в субъектах РФ, наиболее значимым из которых является Москва. В типологии субъектов РФ Москва является крупным регионом, обладающим устойчиво высокими показателями социально-экономического развития, высоким уровнем законодательной активности, экономическим и социальным потенциалом. Все это в совокупности определяет особое место мегаполиса в государственной региональной политике. Вместе с тем, Москва аккумулирует в себе две фундаментальные и одновременно разновекторные тенденции: наличие мощных стимулов интенсивного социально-экономического роста и социальную напряжённость, обусловленную в значительной степени смежной этнонациональной структурой населения. В Москве проживают представители проживают представители более 140 народов и народностей, более 160 национальных диаспор, 60 религиозных конфессий2. Национально-этнические интересы отражают национально-культурные объединения и другие неправительственные структуры.

Сложность национального и конфессионального состава населения города воспроизводится слабо контролируемой этнической миграцией из дальнего и ближнего зарубежья, которая, меняя этнонациональный облик столицы, способствует росту напряжённости в межнациональных отношениях. В Концепции безопасности Москвы конфликты на межнациональной основе отнесены к числу основных социальных угроз для города. Представление о степени благополучия и социальной комфортности столицы является своеобразным индикатором оценки ситуации в России. Прочность и стабильность многонационального государства с федеративным устройством, каким является Россия, во многом зависит от облика Центра, где сосредоточены Федеральные органы власти, деловые, культурно-образовательные и информационные структуры РФ. Анализ межнациональных отношений в Москве имеет большое теоретическое и практическое значение для России потому, что этнокультурная и конфессиональная структура столицы отражает этническое и конфессиональное многообразие России. Здесь исторически пересеклись судьбы народов, принадлежащих к различным этническим и конфессиональным группам, что обеспечивает региону культурное многообразие.

1 Лапин Н. И. Тяжёлые годы России // Мир России. - 1992. - № 1. - С. 28.

2 См. : Национальный состав Москвы. Диаграмма. - Аргументы и факты. - 2004. - № 7.

В силу перечисленных и других особенностей государственная национальная политика столичного мегаполиса даёт ориентиры для разработки государственной национальной политики РФ. Именно здесь чётко обозначены две фундаментальные проблемы межнациональных отношений современной России: многообразие и единство. По данным мониторинговых исследований Института этнологии и антропологии РАН, уже в начале 90-х годов XX века Москва была отнесена к регионам с негативной динамикой межнациональных отношений.

Вместе с тем, как свидетельствует практика общественного развития многонациональных государств, этническая неоднородность населения региона не обрекает его фатально на конфликтность межнациональных отношений.

По результатам социологических исследований, в целом российское население идентифицирует себя с Россией, отмечая такие общезначимые ценности, как любовь к Родине и преданность своей стране (72,9 %), уважение к истории страны и памяти прошлых поколений (65,4 %), бережное отношение к культуре своего народа (37,6 %). Всего лишь около 4 % опрошенных связывают патриотизм с попыткой поставить традиции (религиозные, национальные и др.) выше общероссийских интересов1. Подобные суждения характерны и для москвичей. Это черты общероссийской идентичности. Они сложились в результате позитивного опыта межнационального общения в рамках единого многонационального государства - СССР. Однако сосуществование разных этнических идентичностей наряду с общероссийской, а в данном случае и с московской (как частного вида общероссийской) - это сложная социально-политическая проблема, которая все большую научную и практическую значимость.

Это особенно важно для Москвы, единственного в России мегаполиса, совмещающего в себе уникальные по сравнению с другими регионами, факторы развития, влияющие на социальную идентичность. Город, обладающий сложной социально-культурной организацией, погружен во множество конфликтующих и конкурирующих между собой пространств: исторического, политического, культурного и соответствующих практик.

Ряд исследователей правомерно акцентирует своё внимание на том, что поведение этнических групп ориентируется на сохранение своей национальной идентичности и одновременно на расширение и даже захват новых позиций (экономических, политических и др.) в принимающем обществе. При этом нередко игнорируются интересы принимающего общества, доминирует тенденция выявления и максимально полного использования слабых сторон окружающего мира»2.

1 См. : Мнения о прошлом, настоящем и будущем России / Материалы социологического исследования, проведённого Социологическим центром РАГС по общероссийской выборке 9-16 ноября 2007 г. (Руководитель - В. Э. Бойков).

2 ГельбрасВ. Китайская миграция и китайские землячества в России / Мир в зеркале международной миграции. Сб. статей / Под ред. В. А. Ионцева. - М. , 2002. - С. 21.

Москва, полиэтничная по составу, исторически обладала довольно высоким потенциалом толерантности и комплементарности по отношению к различным этническим группам.

При характеристике этнических мигрантов «последней» волны в основном из Средней Азии существенное значение имеют их качественные характеристики, во многом определяемые культурными основаниями социальной организации. Для народов Средней Азии и Кавказа характерны два уровня самоидентификации. Первый уровень - этнический, отражающий осознание принадлежности к своему народу и конфессиональный.

На втором уровне - осознание субъэтнических (тейповых, жузовых, родовых и иных) различий1. Этот уровень связан с социально-клановой организацией общества. Это уровень субъэтнических взаимоотношений, где семейно-родственные связи сохраняются во многом в первозданном виде.

Адаптация национальных общин представляет собой сложный процесс. Однако в нем в качестве тревожной для социальной ситуации в городе тенденции можно отметить слабую включенность в культурный контекст города, как принимающей стороны, во многом обусловленную отсутствием потребности придерживаться общепринятых в городе ценностных норм и правил поведения, незнание и нежелание их знать. Это обусловливает интолерант-ность поведения с обеих сторон.

Специфику столичного мегаполиса определяет уникальное сочетание культур, этнических и вероисповедальных характеристик, социальных, духовных и нравственных особенностей. Любая форма национальной замкнутости представляется опасной, тем более в современных условиях в связи с интенсивными и слабо контролируемыми миграционными перемещениями. Среди наиболее распространённых линий поведения этнических мигрантов следующие: а) ориентация этнических мигрантов на ассимиляцию; б) уважительное отношение к культурным нормам и ценностям принимающего общества; в) поддержание этнокультурной обособленности; г) попытки навязать принимающему обществу свои правила и ценности; д) курс на замкнутость, культурный изоляционизм2. Эти варианты имеют место в столице, они взаимно переплетены и актуализируются в зависимости от конкретной ситуации социального взаимодействия.

Эти и другие обстоятельства, связанные со сложностями в области национальной политики, выдвигают на передний план взаимоотношения этно-конфессиональных групп, актуализируя для науки и управленческой практики проблему толерантности в представителей иных этнических общностей

1 См. : Тузов Н. В. Этнос и общество России: к вопросу об этапах изучения. -Социология власти. - 2007. - № 1. - С. 55.

2 См. : Петров В. Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия // Социс. - 2005. - С. 76.

и иных культур при одновременном сохранении позитивного отношения к людям своей национальности.

С 90-х годов XX века постепенно и устойчиво развивается тенденция роста национального самосознания москвичей, значимости для них этнической идентификации. Правда, здесь необходимо учитывать определённую размытость понятия «этническая идентичность русских». Речь скорее всего может идти о гражданской национальной идентичности. В Москве жили и живут люди разных национальностей и религий. Этот город - исторически русский, многовековая столица России, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся, образ жизни. В этом проявляется и осознание русскими своей этнической идентичности, стремление отстоять свою культуру.

Эти и другие факторы, действующие в сфере межнациональных отношений, формируют представления москвичей не только о своём городе и о ситуации, связанной с массами инокультурных приезжих, но также и о себе самих.

Поиск пути, способствующего межкультурному диалогу и национальному согласию в рамках единой страны, сопряжён с философией развития, которая складывалась в процессе исторического опыта. Стратегия на сохранение мно-гонациональности и многоконфессиональности Российского общества определяет современную национальную политику не только внутригосударственную, но и международную. Это проблема глобального значения. Организация объединённых наций в числе приоритетных задач на ближайшие годы выдвинула проблему налаживания диалога между цивилизациями и культурами, чтобы сохранить современное мировое сообщество в своём уникальном этнокультурном многообразии.

В 2001 году была принята «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии». В марте 2007 года вступила в силу «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм художественного самовыражения».

Ценный опыт в этом направлении накапливает межпарламентская ассамблея СНГ по созданию правовой базы межкультурного и межрелигиозного общения стран Содружества Независимых Государств. В рамках диалога культур, религий и цивилизаций работает общественный форум «Диалог цивилизаций» со штаб-квартирой в Москве и в Вене. В марте 2007 года в штаб-квартире в ЮНЕСКО в Париже состоялся международный форум «Диалог культур и цивилизаций»: мост между правами человека и нравственными ценностями»1.

Выбор Россией своего пути цивилизационного развития связан с учётом достижений других цивилизаций. Исторический опыт общественного развития при этнокультурном многообразии и приверженности к цивилизационно-

1 Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М. , РАГС. 13 - 16 сентября 2007 года / Под общ. ред. В. К. Егорова. - М. , 2008. - С. 37.

му единству свидетельствует о мощном потенциале межнационального взаимодействия в Российском обществе.

Российская модель федерации с объективной необходимостью предполагает, во-первых, сохранение исторически сложившегося единства и целостности Российского государства; во-вторых, учёт интересов всех наций и этнических групп, проживающих на территории РФ в соответствии с Конституцией и, в-третьих, обеспечение гарантий прав и свобод российских граждан независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. В Концепции государственной национальной политики эти аспекты нашли своё отражение. Однако в реальной практике управлять соответствующими процессами достаточно сложно. «Национальный вопрос», понимаемый как состояние национальных отношений в определённых исторических условиях, является одним из важнейших показателей внутренней безопасности и политической стабильности в любом полиэтническом государстве.

Позитивным для методологии изучения данного вопроса является учёт взаимосвязи понятий: «национальный интерес - государственность». Практика общественного развития неоднократно выявляла социальную опасность игнорирования этой взаимосвязи. В многонациональном государстве, особенно в таком как Россия, скрытые национальные интересы оживают в период социальных перемен и вспыхивают в конфликты, напрягающие общество. Нация -это объективно обусловленный социальный феномен.

Согласно подходу П. И. Ковалевского, российского социолога начала ХХ века, ключевые характеристики феномена нации раскрываются и одновременно воспроизводятся через определённую систему ценностей. В их числе: патриотизм, личное достоинство гражданина, семейные формы солидарности на основе православия. Эти и другие аналогичные ценности в своём развитии - реальная основа формирования солидарности общегосударственной, национальной и социальной как понимание жизни общества в его современных формах. Для современных исследователей представляется значимым вклад Ковалевского в определение социальной сущности таких понятий как нация, национальность, народ, народность, представляется в эту исследовательскую область. По Ковалевскому, словом «русский народ» обозначают в основном состав жителей всего Российского государства, и тогда в это государственное понятие входит 150 наций, составляющих Российскую империю1. В работах П. Ковалевского поставлен еще один методологически важный для многонациональной России вопрос - специфика взаимодействия наций и народностей в зависимости от уровня их национальности (имеется в виду национальное самосознание и национальная самоидентификация). В основе взаимодействия - процесс национализации, внедрения национальных свойств одной нации другой нации. Эффективность этого процесса зави-

1 Там же. - С. 52.

сит от стойкости, древности и культурности контактирующих наций. При этом, учёный весьма обоснованно отмечал «слабую национальность» русской нации, которая в силу различных общественно-исторических факторов постепенно теряла те свойства, которые присущи ей.

С этим, чрезвычайно актуализированным положением можно согласиться. Русский народ, подвергаемый постоянным тяжёлым испытаниям, вынужден основную энергию отдавать адаптации к повседневности и только в особо критические для страны периоды задумываться о таких сущностных и фундаментальных вопросах как, православная вера, отечество, патриотизм, общие интересы, тесной связи в своей жизни прошлого, настоящего и будущего. В преодолении этой проблемы Ковалевский возлагал основную ответственность на правительство, наипервейший долг которого - «поднятие условий жизни, человеческого самосознания и материального бытия простых людей»1. Залогом сильного, мощного, культурного и самобытного государства Ковалевский рассматривал способность коренной нации направлять жизнь во всем государстве, управлять всеми ее сторонами, сочетая интересы и культуру своей нации с интересами и благополучием наций более мелких, побочных.

Как зарубежные, так и отечественные учёные отмечали очень сложный Механизм достижения согласия различных национально-этнических групп во имя сохранения целого - своей Родины выстраивать сложно. В современной управленческой практике активно используется понятие «россиянин». Оно имеет гражданское звучание и подразумевает любого гражданина России независимо от его национально-этнической принадлежности. И возникло оно не сразу (в конце 80-х - начале 90-х годов XX века), а явилось логическим следствием научных поисков в этой области.

Одним из вариантов работы в данном направлении является научное внимание к понятию толерантности. Среди представителей различных наук (психологии, социологии, политологии и др.) неоднозначны толкования данного понятия, его эффективности как инструмента анализа межнационального взаимодействия. В словаре иностранных слов толерантность определяется как терпимость, как снисходительность к кому - или чему либо2. Толерантность как инструмент этнонационального согласия имеет реальную силу тогда, когда предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Основу толерантности составляет принцип диалога, распространяемый в сферу межкультурной коммуникации, реализуемого в контексте уважения

1 Там же. - С. 51.

2 Словарь иностранных слов. - М. , 1990. - С. 510.

и признания всех национальных культур в структуре современной мировой культуры.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на встрече с В. В. Путиным методологически точно озвучил основу согласия, отметив то, что « мы являемся коренными гражданами своего Отечества», многонационального и многорелигиозного государства1.

Ключевым условием социальной стабильности и конструктивности общественного развития полиэтнического государства является не толерантность (это скорее предпосылка), а гражданская идентичность, отождествление каждого «себя» с обществом, государством (гражданство), своей большой и малой родиной (гражданственность). Как показывает практика социальных отношений, и отражают результаты социологических исследований, идентичность является универсальной потребностью человека. Аккумулируя в себе такие фундаментальные ценности как патриотизм, уважение к своим предкам, истории, культуре и интересам своей страны, забота о благополучии и процветании своей Родины, гражданская идентичность является реальной объединяющей силой, основой социальной интеграции всех народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Формирование гражданской идентичности - сложный процесс, охватывающий все уровни социализации. Не терпение кого - либо и адаптация, а уважение на основе межкультурной коммуникации к иным народам способно сформировать в обществе доверие в отношениях между российскими гражданами.

Список литературы

1. Дробижева Л. М. Проблемы неравенства в этносоциальном пространстве России / Россия реформирующаяся. Ежегодник - 2003. М. , 2003.

2. Малахов В. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М. , 2007.

3. Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М. , РАГС. 13 - 16 сентября 2007 года / Под общ. ред. В. К. Егорова. М. , 2008.

4. Россия 2020. Главные задачи развития страны. М. , 2008.

5. Россия - государство евразийское // Этносфера. 2010. № 10.

6. Сорокин Питирим. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса / Под ред. С. С. Троицкого. М. , 1994.

© Чернышова Л. Д., 2011

1 Россия - государство евразийское // Этносфера - 2010. - № 10. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.