Научная статья на тему 'Взаимовлияние этнокультурных и этнополитических процессов в Северной Осетии в постсоветский период'

Взаимовлияние этнокультурных и этнополитических процессов в Северной Осетии в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNOCULTURAL AND ETHNOPOLITICAL PROCESSES / NATIONAL CULTURE / NATIONAL POLICY / POLYETHNICITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суанова Р. Е.

Рассматриваются этнокультурные и этнополитические процессы в Северной Осетии в постсоветский период. Анализируется деятельность культурно-национальных центров в деле стабилизации общественно-политической ситуации и укрепления межнационального мира и согласия в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interference of ethno-cultural and ethno-political processes in the postSoviet period

Interference and ethno-political processes in North Ossetia in the post-Soviet period are examined. Activity of cultural-national centers dealing with stabilization of social-political situation and strengthening of international peace in the republic is analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние этнокультурных и этнополитических процессов в Северной Осетии в постсоветский период»

дискуссия

журнал научных публикаций

Р. Е. Суанова, канд. ист. наук, научный сотрудник

НИЦ этнополитических и социальных проблем,

Северо-Осетинский государственный

университет,

г. Владикавказ, Россия,

ra_ya55@mail.ru

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД конец 80-х гг. ХХ в. - начало ХХ1 в.

Конец 80-х — начало 90-х гг. ХХ в. ознаменовались сложными и противоречивыми событиями. Самым крупным из них стало исчезновение с карты мира Советского государства, являвшегося, безусловно, образованием имперского типа и при этом предельно однотипным в этнокультурном отношении. Для этого периода характерны были глубокие общественные перемены, тревожные ожидания, когда поиск новых исторических перспектив сопровождался болезненной ломкой прежних устоев, а взрывной рост национального самосознания на общем фоне межнациональной толерантности нередко проявлялся в форме этнического радикализма. Новые исторические условия построения правового, гражданского общества предъявляют новые требования к процессам, происходящим в сфере этнокультурных отношений. Однако, как свидетельствует исторический опыт, «удержа- = ние государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире, — на что было обращено особое внимание

Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире -это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа.

в Послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года, — это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа»1.

В исторической науке процесс взаимодействия культур рассматривается с разных точек зрения. Во-первых, как определенный уровень взаимодействия культур: этнический, национальный. Во-вторых, как изучение различных форм и результатов взаимодействия культур. В нашем понимании культура является результатом действия социально-экономических, политических и идеологических факторов. В процессе исторического развития взаимодействие политики и культуры может проявляться как взаимодействие политических, социальных и культурных процессов, причем проявляться по-разному, в зависимости от конкретных условий каждого региона. Политические и социальные процессы могут предшествовать культурным, и, наоборот, культурные процессы могут опережать политические.

Глубокая трансформация в общественно-политической и экономической жизни народов СССР в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. обусловили изменение приоритетов общества в области исторических исследований. Желание осмыслить характер, сущность произошедших преобразований, актуальность определения роли государства в деле сохранения культурной самобытности различных этносов и этнических групп усилили потребность общества в глубоких исторических исследованиях, посвященных изучению проблемы этнокультурной политики.

В частности, новые тенденции в этнокультурных и этнополитических процессах постсоветского периода нашли широкое освещение в монографии В. Д. Дзидзоева и А. М. Кадилаева «В поисках национального согласия», изданной в 1992 г. Впервые в кавказоведении на основе анализа национально-государственного строительства авторами были предложены конкретные пути регулирования этнокультурных и эт-нополитических процессов на Северном Кавказе.

С распадом Советского Союза в 1991 г. мы стали свидетелями того, как происходило обособление одной нации от другой, а интеллектуальные и духовные разногласия становились благоприятной средой для создания конфликтов. Попытка доказать превосходство одной нации над другой становилась причиной обострения межнациональных противоречий. В то же время, наверное, не нужно забывать, что национальное бытие и национальное самосознание существует у каждого народа постольку, поскольку существуют другие наро- = ды. И «национально-этническое» каждого народа проявляет себя благодаря тому, что есть другие народы, отличающиеся языком, культурой, обычаями и т.д.

С распадом Советского Союза в 1991 г. мы стали свидетелями того, как происходило обособление одной нации от другой, а интеллектуальные и духовные разногласия становились

благоприятной средой для создания конфликтов.

Достижения национальных культур, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения - вот основные

принципы, которые стали основополагающими для всех этнических групп, проживающих на территории Северной Осетии.

Проблемы национальной политики Российской Федерации в конце 80-х — 90-е годы ХХ века актуализировались и в реальной политике, и в научной среде, но, к сожалению, в стране не были выработаны ни концепция национально-государственно-го устройства, ни четкая программа национальной политики. Не сформировались позитивные общеполитические и общекультурные ориентиры, вокруг которых можно было бы объединить народы России. Позже, как показала практика, роль сохранения межкультурной гармонии в этих непростых вопросах была отведена межкультурному общению, так как в каждой национальной культуре существует ядро духовности, позитивный информационный багаж, который передается от поколения к поколению. И, главный вопрос здесь заключается в том, как найти разумное начало, как повернуть полиэтничность в созидание, а не в разрушение. В решении этой проблемы несомненна роль осетинского народа, одной из особенностей менталитета которого является уважение к культуре, религиям, традициям и обычаям других народов. Достижения национальных культур, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения — вот основные принципы, которые стали основополагающими для всех этнических групп, проживающих на территории Северной Осетии. Более того, представителям других национальностей, проживающим в республике, отводится важная миссия — быть мостами культурного диалога между Север -ной Осетией и другими субъектами Северного Кавказа, государствами ближнего и дальнего зарубежья (съезды осетин-= ского народа, праздник песни в сел. Майрамадаг Алагирского района в 2011, 2012, 2013 гг., Международный конгресс «Этногенез и этническая история осетин» в 2013 г.). Заметным событием, со-

действовавшим укреплению мира в Южном Федеральном округе, явился весьма престижный научно-практический семинар «Мир на Кавказе для нас и для наших потомков», проходивший в городе Ростове-на-Дону в 2001 г.

В рамках данной статьи не представляется возможным проанализировать все факторы, определяющие этнокультурное и этно-политическое взаимодействие в многонациональной Республике Северная Осетия — Алания, поэтому рассмотрим некоторые из них, опираясь на материалы социологических исследований, проведенных нами в 2013 г. во Владикавказе, г. Алагире, в селениях Алагирского района (Хаталдон, Суадаг, Бирагзанг, Црау, Цаликово). Нами было опрошено 380 человек, в том числе учащаяся и студенческая молодежь. В перечень изучаемых проблем в исследованиях включались, в частности, социально-политическая ситуация в Северной Осетии и регионе, межэтнические отношения в прошлом и настоящем, состояние толерантности и нетерпимости, деятельность национально-культурных обществ и их роль в сохранении мира и стабильности в регионе, религиозный экстремизм, ряд других аспектов,

связанных с этноконфессиональной средой. Необходимо отметить, что обращение к проблеме этнической терпимости и национализма обусловлено главным образом представлением о том, что успех политических и социально-экономических реформ, демократизация и федерализация, формирование устойчивой российской идентичности и гражданского общества невозможны в условиях этнонациональной отчужденности и этнона-ционального разногласия. Как показывают результаты исследований, люди старшего и среднего возраста с ностальгией вспоминают советский период нашей истории, когда действительные, а не мнимые межнациональные и интернациональные связи между народами не только Северного Кавказа, но всего Советского Союза способствовали сохранению межнационального согласия и дружбы.

На вопрос «Как, на ваш взгляд, за последний год изменились межнациональные отношения в Северной Осетии после распада СССР?», представители учащейся и студенческой молодежи, а также 10 % опрошенных ответили, что состояние межнациональных отношений не относится к числу наиболее острых проблем. Межнациональ-

Люди старшего и среднего возраста с ностальгией вспоминают советский период нашей истории, когда действительные, а не мнимые межнациональные и интернациональные связи между народами не только Северного Кавказа, но всего Советского Союза способствовали сохранению межнационального согласия и дружбы.

ные отношения становятся проблемой, когда оказываются предметом какой-то политической игры или провокации. Что касается межконфессиональной сферы, можно с уверенностью отметить, что разногласий на религиозной почве не существует. В республике созданы равные условия для развития всех традиционных религий. Социально-политическую ситуацию в Северной Осетии и в целом в регионе 12 % считают достаточно спо- =

койной, 6 % — взрывоопасной. Результаты опроса показывают, что основными причинами напряженности 9 % процентов респондентов считают рост социального расслоения, безработицы, коррупции. Набирающей силу бедой общества, по мнению 5 % опрошенных, являются наркомания и преступность. В сфере государственных и социальных услуг наибольшее недовольство вызывают органы социальной защиты, пенсионного обеспечения, здравоохранения.

На основании итогов исследования можно сделать вывод, что в республике вероятность возникновения конфликта на национальной почве считается маловероятной. В настоящее время в Северной Осетии отсутствуют какие-либо влиятельные силы для создания конфликтов в межнациональной и межконфессиональной сфере. Уверенность в завтрашнем дне респонденты связывают с решением экономических и социальных проблем.

Тем не менее, мир и стабильность сами по себе не приходят, они являются результатом ежедневной и систематической работы со стороны общества и государства, школы, семьи, общественности. Заслуживает внимания и то, что эти вопросы были озвучены на третьем съезде осетинского народа: «Извратив суть великой идеи интернационализма, мы стали воспитывать по существу безродных, ничейных космополитов, забыв элементарную истину, что человек —

В настоящее время в Северной Осетии отсутствуют какие-либо влиятельные силы для создания конфликтов в межнациональной и межконфессиональной сфере. Уверенность в завтрашнем дне респонденты связывают с решением экономических и социальных проблем.

патриот начинается с колыбельной песни матери на родном языке, — отмечалось в выступлении Председателя Всеосетин-ского национального движения «Стыр Ны-= хас» М. И. Гиоева. — Что этнические проблемы пришли к нам из глубин веков и не поддаются искусственным передел-

Только познавая ту или иную культуру, можно уважать ее, брать для себя то ценное, которое становится в конечном итоге общечеловеческой ценностью.

кам по указам и решениям властей»2.

Таким образом, только познавая ту или иную культуру, можно уважать ее, брать для себя то ценное, что становится в конечном итоге общечеловеческой ценностью. Сегодня общество и основная его часть, молодежь и ее лидеры нуждаются в системных, комплексных и дифференцированных знаниях по формированию навыков снятия возможного потенциала напряженности в социальной сфере. В целом нужно отметить, что для Северной Осетии характерна собственная модель мира и согласия, и основным принципом в политике регулирования этнопо-литических процессов является доминирование культуризации этнополитики над ее политизацией.

Успех политических и социально-экономических реформ, демократизация и федерализация, формирование устойчивой российской идентичности и гражданского общества невозможны в условиях этнона-циональной отчужденности и этнонацио-нального разногласия. Поэтому диалог между культурами, дискуссии по поводу взглядов на «свое» и «чужое» становятся одними из важнейших требований современности.

Диалог культур позволяет видеть всю полноту культурного многообразия разных этнических групп. Необходимо особо подчеркнуть роль традиционных ценностей для наведения мостов и нахождения точек соприкосновения в межкультурном диалоге. Здесь большую роль играют всестороннее духовно-нравственное возрождение, сохранение культурно-исторической самобытно-

дискуссия

журнал научных публикаций

сти каждого этноса, воспитание чувства национальной гордости, патриотизма.

Пробуждение национального самосознания у народов, населяющих нашу республику, выражается в их стремлении возродить национальную культуру, родной язык. Для Северной Осетии, где проживают представители около 112 национальностей, эти вопросы всегда имели первостепенное значение и поэтому находились и находятся под пристальным вниманием общественности, органов исполнительной власти.

К концу 80-х годов в СССР повсеместно стихийно начали создаваться общественные национальные движения и общества, многие из которых преследовали экстремистские цели и понемногу даже стали вооружаться, а другие, наоборот, имели культурно-просветительский и благородный характер. К числу последних можно отнести и появившиеся в нашей республике в конце 80-х — начале 90-х прошлого века национально-культурные центры и общества. Первыми организациями, учрежденными в 1988 году, стали греческое общество «Прометей», грузинское — «Эртоба», армян- -ское — «Наири», которое в 1991 г. было переименовано в национально— культурное общество «Эребуни».

Еврейское культурно-просветительское общество «Шолом» основано в марте 1989 г. во Владикавказе по инициативе учителя истории Ефима Эйдельмана. С первых дней создания общества его бессменным председателем является Марк Петрушанский.

Постоянное взаимодействие культурных центров, проведение

совместных мероприятий способствуют распространению

идей толерантности в многонациональном обществе республики.

Основная деятельность общества «Шо-лом» связана с изучением языка, культуры и истории своего народа, организацией коллективных форм проведения досуга еврейского населения3.

С момента создания общественной организации «Русь» прошло 23 года. Деятельность этого объединения была направлена на сохранение и развитие тех ценностей, которые обеспечили выживание и развитие всего многонационального народа Республики Северная Осетия — Алания. Вместе с другими национально-культурными центрами представители «Русь» сделали немало для дальнейшего развития в республике гражданского общества, учреждения гражданских институтов народного самоуправления. Защита прав и свобод граждан на сегодня и на будущее были и являются приоритетом ее деятельности.

«Стыр Ныхас» (осет. «Большой Совет») по праву считается одной из самых авторитетных общественных организаций, распространяющих свою деятельность не только на Северную и Южную Осетию, но практически на многочисленные диаспоры соотечественников в регионах Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. С первого дня существования (1993 г.) «Стыр Ныхас» уверенно вписался в достаточно представительную и влиятельную в республике систему национально-культурных центров, способствуя возрождению во многом неповторимых традиций и обычаев осетинского народа, укре-

плению межнационального и межконфессионального согласия в Северной Осетии. Возникший в переломный исторический момент, в период трудных для России поисков новых общественных отношений, «Стыр Ныхас», бесспорно сыграл позитивную роль в утверждении благородных идей добрососедства и мира, используя для этого веками сложившиеся на Кавказе формы и методы института народной дипломатии.

По инициативе председателя грузинского общества «Эртоба» Алексея Бучукури и азербайджанского — «Азери» Гусейна Ма-миева представители национально-культурных обществ объединились в республиканское общественно-политическое движение «Наша Осетия». В те годы в условиях постепенного распада государства и возросшей роли политических партий и движений стала очевидной необходимость создания объединяющей и консолидирующей общественной организации, способной отстаивать интересы нации и помочь в этом государственным органам власти. В настоящее время эта организация объединяет 29 национально-культурных центров и обществ.

Деятельность национальных общественных организаций нацелена на мирное и дружеское существование разных национальностей на североосетинской территории. Этому способствует наличие в двух городах Северной Осетии — Владикавказе и Моздоке «Домов дружбы», где расположены представительства наиболее крупных национальных общественных объединений4. Постоянное взаимодействие культурных центров, проведение совместных мероприятий способствует распространению идей толерантности в многонациональном обществе республики.

Успешная работа на протяжении двух десятилетий межнационального движения «Наша Осетия» является ярким подтверждением правильности и эффективности проводимой в республике национальной политики. Наличие национальных объединений играет важную роль в сохранении культурного многообразия и единства населения,

Сегодня представители всех этнических групп стоят перед общими проблемами, носящими социально-экономический характер и обусловленными сложностями в процессе трудоустройства и профессиональной реализации.

поскольку они предоставляют возможность выразить этнические особенности посредством творчества. Кроме того, они помогают в решении социальных проблем, что снижает уровень напряженности в обществе, помогает сохранить стабильную политическую ситуацию в многонациональной Северной Осетии. И, несмотря на то, что в начале 90-х Республика Северная Осетия — Алания, в силу своего геополитического положения, оказалась в центре разрушительных процессов, благодаря общности ценностей и культурно-нормативному пространству, общие проблемы выживания оказались более значимыми, чем межэтнические разногласия. Сегодня представители всех этнических групп стоят перед общими проблемами, носящими социально-экономический характер и обусловленными сложностями в процессе трудоустройства и профессиональной реализации. В этнокультурной сфере это, прежде всего, сохранение и развитие родного языка и самобытной культуры и воспитание гражданина-патриота.

В деле сохранения этнических культур и формирования духовного единства многонационального народа Северной Осетии, безусловно, огромная роль принадлежит государству, его институтам, в том числе и не в последнюю очередь — учреждениям культуры. Свои просветительские и воспитательные функции в этом деле они реализуют, опираясь на науку, образование, семью, средства массовой информации, многонациональную литературу, искусство, музейную, архивную, краеведческую работу, туризм, спорт и т.д. — каналы, по которым идет процесс приобщения населения к историческому прошлому, к культуре общества в целом5.

Примечательно, что после тридцатипятилетнего перерыва возобновился радиожурнал «Зори Кавказа», задачей которого является сохранение и развитие исторического и культурного наследия каждого из народов Юга России, восстановление и укрепление добрососедских экономических и культурных связей на всем Северном

Кавказе, последовательное использование нравственного, эстетического потенциала культур народов северокавказского региона. Такая форма радиодиалога, по нашему мнению, необходима, чтобы снять межэтническую напряженность, регулировать социально-политические противоречия, стихийное развитие которых и приводит к конфликтным ситуациям. Как показывает советский опыт, именно через культуру достигается более высокий уровень понимания, терпимости, уважения особенностей и интересов друг друга. Уместно здесь привести мнение историка и политолога В. Д. Дзид-зоева: «Опыт народов Российской Федерации, бывшего СССР в историческом творчестве новых интернациональных форм общежития имеет большое, если не особое значение. Давняя общность исторических судеб русских, кабардинцев, осетин, украинцев, совместная борьба за Родину в годы Великой Отечественной войны, богатый интернациональный опыт социалистического строительства, союзно-федеративная форма государственного устройства, которое, несмотря ни на что, не могло допустить межнациональных и межреспубликанских войн внутри страны...»6.

На сегодняшний день мир столкнулся с серьёзными межэтническими конфликтами, с натиском неуправляемых миграционных потоков, и поэтому предстоит сделать немало, чтобы найти оптимальные модели решения этих сложных задач, основанные на взаимном уважении всех национальностей и культур, языков, обычаев и духовных традиций.

В последнее время в связи с миграционными процессами резко меняется и этнический состав Северной Осетии, это заметно по Алагирскому и Моздокскому районам. Вопросы миграции особенно актуальны для Моздокского района — территории, населенной представителями более 60 национальностей, и, прежде всего для сохранения исторической самобытности, местных традиций. Вновь прибывшие в республику люди не всегда стремятся в своем поведении учитывать сложившиеся на новом месте по-

рядки и устои. Поэтому необходимо находить новые подходы в регулировании такой тонкой и деликатной сферы, какой являются межнациональные отношения.

Вопросы всестороннего развития национальных культур народов России, межнациональных и международных культурных связей и обменов занимали и занимают важное место в политике многонационального российского государства и являются одним из необходимых условий стабилизации межнациональных отношений. Об этом говорится и в статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», основные положения которой очень актуальны и должны послужить своего рода ориентиром для эффективного решения национального вопроса. «Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям, — отмечает он. — К обычаям русского и всех других народов России. Для нашей страны, которая возникла и веками развивалась как многонациональное государство, национальный вопрос всегда был первостепенным. И нынче он актуальный»7. ^

1. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.

2. От съезда к съезду: Хроника / Сост. Гиоев М. И. — Владикавказ: Иристон, Вып. 1-й: 1993 — 1996 гг. — 2003. С. 223.

3. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: wikipedia.org. (дата обращения: 12.08.2013).

4. Там же.

5. Там же.

6. Дзидзоев В. Д. Национальные отношения на Кавказе (Издание третье). Владикавказ, 2000. С. 7.

7. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.