Научная статья на тему 'Созерцая время. . . к 65-летию Г. В. Акопова'

Созерцая время. . . к 65-летию Г. В. Акопова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ихсанова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Созерцая время. . . к 65-летию Г. В. Акопова»

Лица. События

СОЗЕРЦАЯ ВРЕМЯ...

К 65-летию Г.В. Акопова

ON CONTEMPLATING THE TIME.

To 65th Birthday of G.V. Akopov

Летом 2014 года Гарнику Владимировичу Акопову, профессору, заведующему кафедрой социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктору психологических наук, исполнилось 65 лет. Круглая дата. Круглые даты всегда к чему-то обязывают - подвести итог, оценить результаты, взвесить достижения. В них есть некий геометрический парадокс: круглые даты всегда подразумевают черту.

Из событий и поступков складывается жизнь, из впечатлений и отношений -образ. В конце 1970-х - начале 1980-х молодой преподаватель Г.А. Акопов читал лекции по психологии. Его тогдашние студенты признаются, что так и не смогли разгадать этого человека: безупречно корректный и не допускающий ни малейшей фамильярности, увлеченный своей наукой и никогда не опускающийся до популяризации. Самое подходящее слово для того, чтобы выразить впечатление о нем, - заин-тригованность. Эту способность озадачивать, вызывать замешательство недосказанностью, удивлять наброском мысли он сохранил до сих пор. И дело даже не в манере вести любую беседу так, будто бы великое открытие родится прямо сейчас, и не в сверхъестественной дипломатично-

сти Гарника Владимировича, а в том, что его замыслы и планы становятся понятны только тогда, когда воплощаются в результаты. И только в свете достигнутого любая беседа оказывается не случайной и каждое открытие запланированным.

Чем измерить достижения? Может быть, датами? В 1981 году Г.В. Акопов защитил кандидатскую диссертацию, в 1985-м стал заведующим кафедрой психологии Куйбышевского педагогического, в 1989-м организовал факультет практической психологии, в 1991-м участвовал в открытии психологической специальности на факультете дефектологии, в 1993-м начал заведовать отделением психологии тогда уже Самарского педагогического университета, попутно открыв кафедру социальной психологии и психологии образования. В 1995 году Гарник Владимирович защитил докторскую диссертацию, заложив основы нового раздела психологии - социальной психологии образования. Тогда же им был открыт первый в Самаре факультет психологии, деканом которого Гарник Владимирович был почти двадцать лет.

Это были не самые легкие годы в истории отечественной науки и образования. На рубеже веков российская психология

была очарована менеджментом. Кому-то могли показаться странными и несовременными темы конференций, которые настойчиво организовывал Гарник Владимирович: «Провинциальная ментальность России» (1994-й и 1997 годы), «А.С. Пушкин и российское сознание» (1999 год), «Психология искусства» (2000-2002 годы). Насколько важно было об этом говорить именно тогда, понятно становится только сейчас. Сохранить традиции гуманитарной науки, уберечь культурные основы образования, уловить в новых тенденциях то действительно вечное и истинное, что и составляет сокровищницу знаний, - такова, наверное, была миссия декана.

Чем измерить биографию? Может быть, делами? Руководство факультетом, организация работы Самарского регионального отделения Российского психологического общества и самарского отделения Лиги профессиональной психотерапии, работа в Международной академии психологических наук и Международной академии социальных и педагогических наук, деятельность в Общественной палате при самарской Администрации - это не полный перечень дел, лишь штрихи. Но легко представить себе плотный график декана, руководителя, председателя, общественного деятеля. И всегда и во всем -ученого.

Чем измерить отношения? Может быть, благодарностью? Тысячи студентов, любознательных и не очень. Сотни коллег, добросовестных и не очень. Десятки диссертантов, гениальных и не очень. Какими бы они ни были, участие Гарника Владимировича в их судьбе возместило недостаток таланта, усердия или вдохновения. И их совокупная благодарность оттеняет его портрет лучше, чем регалии и звания.

Чем измерить личность? Этот вопрос самый трудный. В психодиагностике нет на него ответа, как нет и инструмента, способного оценить калибр личности. Поэтому сделаем открытие прямо сейчас: личность измеряется дерзостью идей. Научные замыслы Г.В. Акопова поражают именно своей дерзостью, они всегда не в тренде и всегда экзистенциального масштаба. Но, наверное, только так и можно

понять личность ученого - описав эволюцию и взаимопроникновение его идей.

Смысл жизни - это одна из любимых тем Г.В. Акопова. Обучение на факультете психологии начинается с вводного курса, который много лет традиционно читает неразгаданный профессор. Негромким голосом он обрушивает на головы первокурсников вопрос о смысле жизни, мягко и неотвратимо подталкивая их, возможно, к первым в их жизни серьезным размышлениям. Неоперившиеся студенты озадаченно молчат, возбужденно кричат, спорят и противоречат сами себе. А профессор поглаживает интеллигентскую бородку и очень серьезно слушает наивные речи начинающих мыслителей.

Сознание - самая важная категория в интеллектуальных конструкциях Гарника Владимировича. Тема сознания, вопросы, связанные с ней, являются для психологии краеугольным камнем. Понимание сознания, отношение к этому феномену, включение или невключение сознания в свой предмет определяют различия между психологическими школами, делая их позиции порой непримиримыми. Были времена, когда психология «теряла сознание», отказываясь от попыток постичь непостижимое. Были моменты, когда казалось, что тайна почти раскрыта и с помощью клинических экспериментов или кибернетических моделей можно воспроизвести работу человеческого мозга и искусственно создать сознание. Пока не удалось, да и удастся ли? Занимаясь проблемой сознания, Г.В. Акопов не рассчитывает на окончательные ответы, он рассматривает сознание как бесконечно развивающуюся сущность, причем в той самой, столь любимой русскими философами огласовке: со-знание. А со-знание нельзя воспроизвести ни в клинических экспериментах, ни в кибернетических моделях. Потому что со-знание - это таинство совместного постижения, непрекращающийся акт соучастия в творении и понимании бытия.

С 2007 года на факультете психологии проводятся конференции по психологии сознания. Профессор Г.В. Акопов ставит перед участниками вопрос о природе сознания, и как в прежние времена университетская публика спорила до хрипоты о природе души, сегодняшние светила пси-

души, сегодняшние светила психологической науки ломают копья о проблему сознания. Они ярко спорят, уныло настаивают, вдохновенно полемизируют, безжалостно критикуют. А профессор поглаживает свою бородку и незаметно улыбается, потому что знает, что только так - через со-знание - можно постичь смысл жизни.

Созерцание - недавнее интеллектуальное детище Гарника Владимировича и, возможно, самое дерзкое. До последнего времени в психологии вообще не было такого понятия, в лучшем случае это слово употреблялось в описаниях измененных состояний или редких персонологи-ческих склонностей. И действительно, созерцание даже трудно отнести к какой-либо базовой категории: это преходящее состояние? Или универсальное свойство? Его можно описать, но нельзя зафиксировать, трудно вызвать и невозможно осознать. Загадочности достаточно, чтобы Г.В. Акопов увлекся этой темой.

Первая конференция по психологии созерцания состоялась в 2010 году и теперь становится регулярной. В неизменной манере, негромким голосом, присутствующим сообщается тема и вопросы конференции, и начинаются выступления и обсуждения. Участники конференции отчаянно дискутируют, самоотверженно медитируют, приводят цитаты из Ка-станеды и призывают в свидетели Будду. А профессор молча поглаживает бородку и на его лице можно заметить улыбку авгура, который знает: истинное со-знание доступно только созерцателю.

Время - категория, все чаще появляющаяся в нынешних работах Г.В. Акопова. Тончайшая ткань бытия, воплощающаяся в человеческую жизнь, - рано или поздно каждый сталкивается с непреодолимостью этой ткани. В работе ученого время - самый главный противник, единственный фактор, который нельзя контролировать. Даже если удастся поставить идеальный эксперимент, в котором учтены все свойства пространства, время останется неуправляемым и неизбежно, фатально изменчивым. Попытаться учесть время, включить его в свой концептуальный аппарат - для Г.В. Акопова это достойный научный вызов еще и потому, что без этого компонента формула, соединяющая смысл жизни, сознание и созерцание, была бы неполной.

_ СОЗНАНИЕ + СОЗЕРЦАНИЕ

Смысл жизни =---

ВРЕМЯ

Формула, выведенная научной биографией Г.В. Акопова, расшифровывается легко: чем интенсивней работа со-знания, чем глубже созерцание, тем ярче и насыщеннее смысл жизни.

Ученым, особенно ученым-психологам, иногда удается реализовать свои идеи в собственной жизни, стать самому себе доказательством. Гарнику Владимировичу удалось.

.Круглые даты подразумевают черту. о когда калибр личности не вмещается в круглую дату, черта обретает свойства бесконечности и становится линией. Линией жизни, которая пренебрегает итогами и интригует новыми планами и замыслами.

С. Ихсанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.