Научная статья на тему 'Становление научной традиции: вторая региональная научно-практическая конференция «Проблемы личности и характера» и «Созерцание на Волге - 2»'

Становление научной традиции: вторая региональная научно-практическая конференция «Проблемы личности и характера» и «Созерцание на Волге - 2» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление научной традиции: вторая региональная научно-практическая конференция «Проблемы личности и характера» и «Созерцание на Волге - 2»»

Лица. События

Ксп^современная научно-теоретическая и прикладная проблема

11-12 января 2013 г. в Самаре прошла вторая региональная научно-практическая конференция «Проблемы личности и характера», в которой приняли участие не только состоявшиеся специалисты в области психологии образования, обучения, воспитания и развития из Самары, Уфы, Пензы, Москвы, Тольятти и других городов, но и студенты, аспиранты, соискатели.

Дискуссионной стала одна из актуальных для современной психолого-педагогической науки и практики проблема личности и характера. Уникальность и многоаспектность проблемы, как подчеркнул в своем вступительном слове проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор

Становление научной традиции:

вторая региональная научно-практическая конференция «Проблемы личности и характера»

и «Созерцание на Волге - 2»

Carrying on the tradition:

the second regional research and practice conference "Personality and Character Issues"

and "Contemplation on the Volga - 2"

исторических наук, доцент О. Д. Мочалов (ныне ректор ПГСГА), обусловлена тем, что она представляет глубокий научный (теоретический и практический) интерес для психологов, педагогов, специалистов в области философии, истории, филологии и других наук. Проблема личности в истории современного российского государства и общества как никогда актуальна, что определяет научно-практическую востребованность исследований в этом направлении.

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии и декан факультета психологии Г.В. Акопов отметил, что отечественные исследователи в полной мере в силу ряда объективных причин активно

обратились к проблемам психологии сознания, психологии личности и характера лишь в последней трети ХХ в. Ранее первенство отдавалось доскональному изучению познавательных процессов (2030-е гг.), психофизиологическим проблемам (50-70-е гг.).

Проведение в период 1994-2012 гг. на базе факультета психологии ряда всероссийских и международных научных конференций подтвердило приоритет Самарского региона в разработке актуального направления, каким является психология сознания и личности современного человека. Укреплению позиций сложившейся самарской научной школы психологии сознания способствует и данная конференция, которая ставит перед собой конкретную цель - исследование проблемы личности и характера.

Теоретическим зачином конференции стало высказывание доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования ПГСГА В.М. Миниярова. Будучи инициатором проведения конференции и научным руководителем многих выполненных в русле самарской психологической школы исследований по проблемам личности и характера, он поставил ряд вопросов, не только требующих решения на материале конкретных исследований, но и пересмотра ряда традиционных взглядов на сущность характера.

Очевидно ли определение характера как системы отношений или это определенная для каждого человека форма поведения? Что является первичным в появлении типичного в характере: отношение или поведение? В каком взаимодействии находятся такие широко применяемые в педагогике, педагогической, возрастной и социальной психологии термины, как «становление», «развитие» и «функционирование»? На эти и многие другие вопросы можно дать неоднозначные ответы, что позволяет говорить о необходимости многоаспектного подхода к исследованию личности и характера.

В обсуждении приведенных и ряда сопутствующих им вопросов приняли участие доцент кафедры социальной психологии Р.Ф. Ихсанов («характер нельзя изучить

в отрыве от потребностей, что, в свою очередь, требует обращения к понятию влечения как предполагаемой потребности»), доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Т.В. Семенова («говоря о внутренней деятельности как факторе становления характера, следует уточнить, какие значения при этом будет иметь созерцание как важный этап деятельности»); ведущие специалисты Регионального социально-психологического центра кандидат психологических наук О.К. Сеч-кина и Л.А. Карамаева («Основополагающим фактором формирования характера в дошкольном возрасте является игровая деятельность, но умеют ли взрослые и конкретно воспитатели дошкольных образовательных учреждений организовывать ее так, чтобы она была принята детьми и стала фактором их развития?»); доцент кафедры педагогики и практической психологии СИПКРО Н.А. Соловова («столкновение западноевропейских и российских культур требует уточнений в определении сущности понятий личности и характера») и другие участники.

Подведением итогов круглого стола и мастер-класса, проведенных в рамках работы конференции, стало резюме профессора В.М. Миниярова, который отметил, что настало время активного продолжения разработки характерологии как научного направления, вновь востребованного и теорией, и практикой воспитания и обучения современного человека. Первым шагом в возрождении этого направления может стать коллективный труд, охватывающий все многообразие аспектов рассмотрения характера, к участию в котором приглашаются все заинтересованные лица.

В работе конференции приняли участие сотрудники образовательных учреждений, авторы монографий, статей, учебных книг, коррекционно-развивающих программ. В ходе заседаний шел обмен опытом педагогической деятельности, консультативной практики, просвещения и других форм психолого-педагогического сопровождения процесса становления, формирования и развития личности и характера.

* * *

1 мая 2013 г. в рамках исследовательского проекта, поддержанного РГНФ, «Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты» (проект № 12-0600595) на факультете психологии ПГСГА состоялась конференция «Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема», которая продолжила линию Поволжского консолидирующего семинара 21 мая 2010 г. Конференция имеет статус всероссийской, поскольку и присланные материалы, и приехавшие гости были не только из городов Поволжья, но и из Москвы, Калуги, Санкт-Петербурга, Кирова, Уфы и даже Франции. 90 человек приняли участие в конференции в качестве докладчиков, авторов статей, слушателей и критиков. Программный доклад был сделан Г.В. Акоповым, по инициативе которого с 2007 г. ведется исследовательская работа по проблеме созерцания в психологической науке.

В своем докладе профессор Г.В. Акопов обратился к наследию отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, которое сегодня может быть творчески переосмыслено и развито в контексте агломерации различных методологических подходов: в частности, Г.В. Акопов предлагает контаминацию субъектного, деятель-ностного и трансцендентного подходов. В связи с понятием созерцания Г.В. Акопов использует слово «остановка» внешней или внутренней деятельности как процессов целенаправленной, сознательной активности. Пауза созерцания (выражение Г.С. Померанца) - это не абсолютная остановка, не оцепенение; она заполнена более или менее интенсивной, иногда «избыточной» бессознательной активностью, сохранет статус процесса или состояния, возможно, переходящего в свойство личности-индивидуальности.

В докладе Т.К. Рулиной (Самара) был представлен анализ понятия созерцания в исторической динамике - в трудах Платона, Плотина и других философов вплоть до Канта.

Феномен созерцания на конференции рассматривался в методологическом и ка-

тегориальном аспектах. По отношению к внешнему трансцендированию (высший, запредельный объект) - в двух аспектах: как метод, путь к восприятию высшей (божественной, духовной, космической и т.д.) реальностии и как способность, которая высвобождается теми или иными способами: аскетизм, самогипноз, чтение и восприятие мантр и молитв, размышление над коанами, активность в танце и ритмических движениях. «Остановка» предшествовавшей деятельности может осуществляться как намеренно, искусственно, так и спонтанно, без использования специальных практик, но тем не менее через посредство какого-то физического средства, делающего доступным созерцаемое «духовному зрению» - этой идее был посвящен доклад В.Ф. Петренко (Москва). По его мнению, психопрактики работы с визуальными образами станут со временем для каждого человека такой же естественной формой внутренней гигиены по обновлению личного ментального пространства, как повседневные и привычные гигиенические процедуры. Релевантный обстоятельный доклад И.Н. Карицкого (Москва) был посвящен практике созерцания в Адвайта-веданте.

Состояние созерцания резонно рассматривать и как цель трансцендирования посредством сверхусилий человека, как «дар» со стороны силы, стоящей выше человека. Таково понимание созерцания в православной аскетике, чему был посвящен доклад И.А. Подоровской (Самара). В сообщении Н.Б. Шкопорова (Тольятти) были сопоставлены идеи созерцания в дискурсах веры (православная традиция) и индийской философии, определенное соответствие которым автор находит в отечественной психологии: «В древней индийской литературе самодоказательность созерцания именуется трансцендентностью, что означает, что созерцание является совершенным, полным в самом себе, иначе говоря, не требующим какого-либо дополнения извне». Докладчик отметил, что если и может быть какая-то полная теория отражения, то это теория созерцания, поскольку «Я - это созерцание себя».

Оппонирующим и одновременно консолидирующим было выступление В.В. Знакова. Не противопоставляя созерцание как «остановку» категории деятельности, В.В. Знаков также призвал «не уходить» в пространство изысканий, выходящих за пределы поля научной психологии. Докладчик выделил новый аспект созерцания, сопряженный с переживанием тайны, что позволяет рассматривать созерцание наряду с постижением и пониманием в пространстве экзистенциального опыта.

Выступление А.П. Назаретяна показало динамику развития человеческого вида. По мысли ученого, уже к середине XXI в. мы окажемся перед «конечным» результатом предыдущего развития. Человечество погибнет, если не найдет нового (обновленного) смыслопорождающего пути. Следовательно, «остановка», или «пауза созерцания», - крайне важный вопрос (или ответ). Его актуализации также послужила статья Г.С. Померанца, высказывания которого оказались удивительно со-

звучными конференции: «Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания... Когда Моцарта спросили, что всего важнее в его музыке, он ответил: паузы! Паузы, в которых он слышал - мы услышим, если вслушаемся - божественное дыхание. Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите -омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен. Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века» (Поме-ранцГ.С. Пауза созерцания // Дружба народов. 2002. № 2. URL: http://maga-zines.russ.ru/druzhba/2002/2/pom.html).

* * *

По материалам конференций в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии выпущены сборники объемом 244 и 232 страницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.