Научная статья на тему 'Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»'

Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА / ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ / КОНТАКТ / СВОБОДА / СОЗЕРЦАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / УЧЕБНЫЙ КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ / CONSCIOUSNESS PSYCHOLOGY / A SOCIAL AND COMMUNICATIVE PARADIGM / TWO-FACTORIAL MODEL OF CONSCIOUSNESS / CONTACT / FREEDOM / CONTEMPLATION / ACTIVITY / THEORETICAL-EMPIRICAL RESEARCHES / THE ELECTRONIC MANUAL / A TRAINING COURSE IN CONSCIOUSNESS PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопов Гарник Владимирович, Семенова Татьяна Вениаминовна

В статье представлены результаты методической разработки учебного курса по психологии сознания для студентов (магистров) гуманитарных направлений. Позиция Самарской школы (Г.В.Акопов и др.) выдержана в методологическом поле двухфакторной модели сознания: фактор контакта (обратная связь – коммуникация – смысловое общение); фактор свободы (выбор – творчество – созидание); представлен также новый взгляд на «созерцание» как научный термин и определено его место в категориальном аппарате науки сознания («созерцание» понимается как дополнительная к «деятельности» категория сознания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акопов Гарник Владимирович, Семенова Татьяна Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR THE TRAINING COURSE «CONSCIOUSNESS PSYCHOLOGY: SOCIAL AND COMMUNICATIVE PARADIGM»1

In article results of methodical development of a training course in consciousness psychology for students (masters) of the humanitarian directions are presented. The position of the Samara school (G.V.Akopov, etc.) is considered within a methodological field of two-factorial model of consciousness: a contact factor (feedback – communication – semantic communication); freedom factor (a choice – creativity – creation); also a new view on «contemplation» as the scientific term is presented and its place in the categorial device of a science of consciousness («contemplation» is understood as additional to «activity» category of consciousness) is defined.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»»

УДК 159.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА»

© 2012 Г.В.Акопов, Т.В.Семенова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 19.04.2012

В статье представлены результаты методической разработки учебного курса по психологии сознания для студентов (магистров) гуманитарных направлений. Позиция Самарской школы (Г.В.Акопов и др.) выдержана в методологическом поле двухфакторной модели сознания: фактор контакта (обратная связь - коммуникация -смысловое общение); фактор свободы (выбор - творчество - созидание); представлен также новый взгляд на «созерцание» как научный термин и определено его место в категориальном аппарате науки сознания («созерцание» понимается как дополнительная к «деятельности» категория сознания).

Ключевые слова: психология сознания, социально-коммуникативная парадигма, двухфакторная модель сознания, контакт, свобода, созерцание, деятельность, теоретико-эмпирические исследования, электронное учебное пособие, учебный курс по психологии сознания.

Учебный курс «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма» имеет целью ознакомление студентов (магистров) гуманитарных направлений с современной спецификой теоретических основ психологии сознания, развиваемой Самарской психологической школой, особенностями прикладных и практико-ориен-тированных исследований сознания как новых направлений интегрированных исследовательских проектов. В структуру курса включены основные междисциплинарные подходы к изучению сознания; основные академические и новейшие теории сознания отечественной и зарубежной психологии; основные категории, понятия, варианты структурных построений сознания, законы функционирования сознания, факторы его развития, направления практического и прикладного использования теоретических конструктов; основные положения теории сознания Самарской научной психологической школы; основные содержательные моменты материалов Первой1 и Второй2 Всероссийских научных конференций «Психология сознания: современное состояние и перспективы», а также конференций по проблеме сознания за рубежом.

Учебный курс для студентов старших курсов специалитета (или магистров) гуманитарных

Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой социальной психологии, декан факультета психологии. E-mail: info-psy@rambler. ru Семенова Татьяна Вениаминовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии. E-mail: tatvensem@yandex. ru

1 Психология сознания: Современное состояние и перспективы. Материалы Первой Всерос.науч.конф. - Самара: 2007.

2Психология сознания: .... Материалы Второй Все-

рос.науч. конф. - Самара: 2011.

направлений «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма» основан на серии публикаций последних лет, в которых представлен широкий спектр мнений авторов, занимающихся проблемой сознания, начиная с принципа единства сознания и деятельности А.Н.Леонтьева и заканчивая одной из последних теорий сознания В.М.Аллахвердова, который сформулировал некоторые законы работы сознания. Перечень подходов к решению проблемы сознания в Западной Европе и США связан с развитием нейронауки, с исследованием феноменов (например, способность слабовидящих точно угадывать характеристики зрительных стимулов и др.), с работами в области искусственного интеллекта, с формулированием так называемых «легких» (объясняемых с позиций когнитивной науки) и «трудных» (тупиковых, например, связанных с объяснением субъективного опыта) проблем сознания. Самарский подход3 предлагает свою объяснительную версию - принцип контакта и свободы (потребность индивида в установления контакта со средой, самим собой и социальным миром, а также потребность в самостоятельности принятия решений). В двухфак-торной модели сознания каждый из факторов, в свою очередь, может рассматриваться в триа-дичной структуре: контакт - его отсутствие или наличие (по критерию обратной связи), коммуникация (по критерию передачи определенного информационного содержания), а также смысловое общение; свобода - возможность выбора; определение, нахождение субъективно новых целей (творчество); конструирование объективно новых целей (созидание). Каждый из факторов рассматривается также в двух планах - внешнем

3 Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. - М.: 2010.

и внутреннем, что позволяет с учетом трехком-понентной структуры каждого из факторов (контакт, коммуникация, смысловое общение; выбор, творчество, созидание) и различных сочетаний компонентов выстраивать достаточно широкое поле конкретных проявлений сознания.

Особенностью самарских исследований сознания является их консолидирующий характер, объединяющий различные идеи, мнения, версии, подходы и принципы. В наших последних публикациях все чаще артикулируется понятие «консолидация», что можно рассматривать как закономерный этап развития методологических исследований и введение новых терминов в перечень уже имеющихся - «междисциплинар-ность», «интеграция», «конвенция», «толерантность», «либерализм», «схизис» и пр. Не случайно и название научного мероприятия, проведенного в 2010 году факультетом психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии: Первый Поволжский консолидирующий семинар «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема», который заложил начало в изучение одного из удивительнейших явлений сознания - «созерцание», определив тем самым новое научное направление. Категория «созерцание» стала выполнять функцию условного «аттрактора» системы психологических понятий, так или иначе связанных с категорией «созна-ние»4. В разработку нового учебного курса по проблеме сознания вносит свой вклад и студенческий межвузовский научный кружок «Психология сознания», работающий на факультете психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Теоретический раздел учебного курса назван «Наука сознания» - новое направление интегрированных исследований». Термин «наука сознания» появился за рубежом, но и для России он становится все более актуальным. Существует бесчисленное число точек зрения относительно природы сознания - в том числе и позиции тех, кто утверждает, что сознание не может быть объяснено стандартными методами нейрофизиологии и психологии. В решении проблемы сознания учёные условно разделились на тех, кто подходит к данной проблеме с позиции биологии, физиологии, физики, и тех, кто ориентируется на философию и гуманитарные науки. Но основные вопросы, которые решает современная наука, одни и те же, это: вопрос о функциях сознания, о его структуре, о его происхождении и развитии. По основным вехам, представленным в научном обзоре, можно проследить, как

4 Созерцание как современная научно-теоретическая и

прикладная проблема. Материалы Поволжского консолидирующего семинара. - Самара: 2011.

изменялся подход к пониманию сознания в зависимости от уровня развития общества. Так или иначе, говорить о правильности того или иного подхода не корректно, можно предположить, что проблема сознания решится только при комплексном, «консолидирующем» подходе (Г.В.Акопов и др.). В любом случае все теории и попытки исследования сознания представляют огромную важность для науки.

В теоретический раздел учебного курса отдельной темой включены классические теории сознания, к которым отнесены концепции отечественных психологов прошлых лет (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.). Современный взгляд на проблему сознания представлен работами В.П.Зин-ченко (бытийный, рефлексивный, духовный слои сознания), В.М.Аллахвердова (психологика сознания), В.Ф.Петренко (психосемантика сознания, конструктивистская парадигма сознания), А.Ю.Агафонова (когнитивная психомеханика сознания, механизмы осознавания), и др.

На наш взгляд (Г.В.Акопов и др.)5, предельно широкую форму выделения (различения) реальности (будь то действительность или виртуальность) представляет дихотомия: объединение - разъединение. Предпочтительнее более широкий вариант первого обозначения в этой паре - «контакт», допускающий также стадии предшествования, не обязательно влекущие к объединению; в отношении второго члена дихотомической пары в качестве синонимической замены был избран более узкий по значению термин «свобода». Таким образом, дихотомия приобретает в большей степени антропный характер. Вместе с тем члены модифицированной пары приобретают детерминирующий по динамике их сочетания характер, т.е. характер факторов. Следствием привлечения мало активируемой в современной психологии категории «свобода» может стать, с одной стороны, отход от абсолютного детерминизма в концептуальных психологических построениях (отчего уже ушло современное естествознание), с другой, также отход от абсолютного утилитаризма (адаптация, функциональность, рефлекторность, системность и т.д.). Психологической альтернативой утилитаризму является ценностный и в, частности, нравственно-этический и эстетический подходы. С учетом новых исследований Н.Д.Гордеевой (обнаружение аналогов рефлексии даже в элементарных движениях и действиях), можно говорить и о более высоких уровнях контакта (коммуникация на основе содержания обратной связи, смысловое общение и взаимодействие). Что касается собственных операциональных ре-

5 Акопов Г.В. Психология сознания.....- М.: 2010.

сурсов двухфакторной модели сознания, то каждый из факторов, в свою очередь, может рассматриваться в триадичной структуре: контакт -его отсутствие или наличие (по критерию обратной связи), коммуникация (по критерию передачи определенного информационного содержания), а также смысловое общение; свобода -возможность выбора; определение, нахождение субъективно новых целей (творчество); конструирование объективно новых целей (созидание). Каждый из факторов рассматривается также в двух планах - внешнем и внутреннем6.

В содержание курса включены темы и краткое изложение исследовательских проектов, посвященных проблеме сознания, разрабатываемых на факультете психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии под руководством доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Гарника Владимировича Акопова. В лекционном материале использованы фрагменты научных статей Д.А.Агапова, Г.В.Акопова, Т.В.Семеновой, диссертационных исследований А.С.Беловой, О.В.Василевицкой, дипломной работы В.С.Чернышова и курсовой работы Ф.А.Кечаева. Разработчики учебного курса выражают благодарность соавторам и исполнителям за возможность обсуждения со студентами и магистрами совместно полученных результатов7.

Содержательные моменты новых исследований сознания, включенные в учебный курс «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма», далее представлены в трех разделах и заключаются в следующем.

1. Блок контакта: саногенное общение. Периодически активизирующиеся процессы дифференциации и интеграции научного знания отчетливо прослеживаются и в сфере психоло-гии.Такие, достаточно новые отрасли, как психологическая санология и психология здоровья, на первый взгляд, представляются практически совпадающими областями современных знаний. Однако, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что специфика предмета санологии заключается в её процессуальности, в то время как содержание психологии здоровья носит объектный характер, т.к. включает целокупное множество психологических вопросов, развития, укрепления и сохранения здоровья человека. Отчасти совпадающей (пересекающейся) частью обеих рассматриваемых отраслей является, на наш взгляд, подобласть психологического здоровья, хотя разъединяющих границ последней с

6 Акопов Г.В. Психология сознания.....- М.: 2010.

7 Сознание в актуальных измерениях: Академический проект / Отв. ред. Г.В.Акопов, Т.В.Семенова - Самара: 2010.

телесным (физическим) и социальным здоровьем никто никогда не проводил. Не случайно, что первые значительные исследования в области отечественной психологической санологии, предпринятые Ю.М.Орловым, были посвящены процессам мышления (саногенное мышление). Впоследствии эта линия была продолжена в работах Н.Д.Твороговой.

Следует отметить, что саноцентрический подход в психологии может встретить следующие две основные трудности. Первая трудность связана с теорией барьеров или препятствий (Р.Х.Шакуров), благодаря которым и происходит любое развитие, определяющее стратегические ресурсы индивида в континууме: приспособление (адаптивное поведение) - преодоление (сверхнормативное поведение). В технологическом плане сложность здесь носит объективно-субъективный характер, т.к. предусматривает, с одной стороны, известный принцип «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), с другой - явления «выученной беспомощности» (М.Селигман). Поэтому, планируя тот или иной вид психологической помощи (развитие, формирование, коррекция, ресоциализация и др.), необходимо существенным образом учесть исходное состояние индивида и релевантно дифференцировать подбираемый диагностический инструментарий. В любом случае важно учесть, что ни недостаток, ни, тем более, избыток барьеров (препятствий в жизнедеятельности субъекта) не отменяет саноцентрического подхода, органично выстраивающего бидоминантную активность человека в пределах неэкстремальных (форсмажорных) диапазонов; бидоминантность понимается как безусловное сопряжение целевой (профессиональной, учебной и др.) доминанты с доминантой субъективно-объективного благополучия. С благополучием взаимосвязана вторая главная технологическая трудность - это сложное комбинационное соотношение телесного, психологического и социального здоровья. Несомненно, объективный (измеримый) критерий тройственного (физического, психического и социального) благополучия не определяет полной картины благополучия человека без субъективной составляющей. В этом контексте на роль универсального объективно-субъективного «измерителя» вполне может претендовать определённая модель общения, а именно, саногенного общения.

Почему у японцев такая сложная система приветствия? Почему китаец при встрече непременно спросит: «Ты ел?». Речь идет об очень важной составляющей общения - обращении. Оно специфично и разнообразно по формам и содержанию у разных народов, но выполняет, на наш взгляд, одну и ту же функцию «смягче-

ния» ситуации общения за счет отсрочки целевых установок общающихся. Если даже общающиеся весьма негативны в отношениях друг с другом, то, будучи вынуждены соблюдать ритуальные элементы общения, они дают возможность друг другу найти оптимальный, т.е. не унижающий до крайней степени достоинство личности, ответ. Сегодня приобщаемые к технической цивилизации народы теряют эту условность. Сказывается не только современный ритм жизни, но и менее резкая, чем раньше, дифференциация населения по уровню жизни (культура, материальный достаток, общественное положение). При этом этикетность общения может приводить и к противоположной крайности. Так, известная церемония приглашения в дом, например, у адыгов. По традиции, один из собеседников приглашает другого в дом погостить, во многих случаях это акт вежливости, особенно сегодня, и собеседник, ориентируясь в ситуации, улавливает условность приглашения, благодарит и вежливо отказывается. Но приглашение в дом настолько прочно вошло в привычку адыгов, что многие, даже не будучи готовы к приему гостей, всё же зовут их к себе и порою весьма настойчиво. Приглашение в дом - акт приличия. Если кто-то хочет, чтобы его приглашение приняли, следует повторить его несколько раз в различных вариантах, со все большей настойчивостью. Не следует смешивать лицемерие как форму индивидуального поведения с этикетом традиционного поведения. Так, при рассаживании гостей у адыгов все стараются занять место, которое не соответствует их возрасту и рангу; возникают споры и препирательства, каждый стремится уступить наиболее почетное место, что является признаком воспитанности и скромности. Это зафиксировано в ряде адыгейских пословиц: «Не стремитесь к почетному месту, заметят, каков ты есть» и другие. Акт вставания - один из самых распространенных атрибутов приветствия у всех народов, особенно в отношениях между мужчинами и женщинами. Он означает взаимное уважение и благожелательность. Некоторые преподаватели разрешают студентам на занятиях отвечать на вопросы, не вставая, и это проявление вежливости со стороны преподавателя. Однако вежливость проявляют и те студенты, которые, соглашаясь с разрешением, тем не менее встают, быть может, за исключением тех, кто придерживается правил вежливости папуасов Новой Гвинеи, которые садятся в знак приветствия.

Фатическое общение не случайно закрепилось во многих этнокультурах, реализуя, помимо вышеуказанной, также функцию «психологического поглаживания». В научной психологии эти аспекты интерактивной стороны общения-обращения (А.А.Бодалев) мало изучены. Другая

малоисследованная характеристика общения -его уровневая структура. В большинстве структурных описаний общения (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев) мы не находим уровневой градации актов общения, за исключением работы Б.Д.Парыгина. К уровневым характеристикам общения трудно отнести выделенные Н.В.Казариновой описания: ритуальный или социально-ролевой, деловой или манипуля-тивный, интимно-личностный; это, скорее, виды или типы общения. Предложенное Б.Д.Па-рыгиным параметрическое описание общения, включающее психологический контакт, обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние, наиболее адекватно для уровневого рассмотрения. Как отмечает Б.Д.Парыгин, общение может варьировать от высоких уровней взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов. Действительно, любые акты общения предполагают установление контакта, т.е. такую взаимообусловленную психическую активность двух иди более людей (аутокоммуникация или внутренний диалог требует отдельного рассмотрения), в процессе которой атенционные, мнемические, перцептивные и т.д. процессы находятся в совокупно регулируемом состоянии, обеспечивающем возможность установления тем или иным способом обратной связи между общающимися. Контакту предшествует коммуникативная установка, подразделяемая на три типа: директивная (авторитетная), конвенциональная и консолидирующая.

Контакт - минимально необходимое условие общения, позволяющее реализовать общение на самом поверхностном его уровне. Контакт может обеспечиваться как в знаковой (речевой) форме, так и с использованием тех или иных незнаковых (невербальных) средств. Ни в том, ни в другом случае нет передачи какой-либо содержательной информации, а всего лишь некий аналог сигнализации в формах характерных для человека выразительных средств. Критерием установления контакта является наличие обратной связи, т.е. взаимообусловленный либо взаимосогласованный и, соответственно, взаимопонятный (релевантно интерпретируемый) обмен знаками той или иной формы. В случае намеренного или случайного осознания (рефлексии) контакта, последний может трансформироваться в целенаправленную активность, т.е. в более или менее полную форму деятельности педагога-психолога. Во всех случаях неотъемлемым атрибутом контакта является психологический момент (интенция, мотив, установка, направленность и т.д.). В противном случае невозможен следующий уровень общения - коммуникация, в процессе кото-

рой осуществляется передача и, соответственно, прием определенной информации. На этом уровне общение вполне соотносимо с деятельностью.

«Сильный» эмоциональный (личностный) момент выводит коммуникацию на третий уровень общения, связанный с необходимостью определения смысла вступления в контакт и коммуникации. Содержание коммуникации, в свою очередь, может в той или иной степени раскрывать те или иные смысловые ориентации общающихся, что может также, в определенных случаях, запускать механизм произвольности, переходящей, в ряде случаев, в деятельностную форму. В процессе коммуникации исходные смыслы могут трансформироваться в зависимости от устойчивости контакта или других динамических особенностей, связанных с рефлексией коммуникации или общения, что определяет следующий уровень метакоммуникации или ме-таобщения.

Таким образом, уровневая градация (структура) общения складывается из коммуникативной установки, общения-контакта, общения-коммуникации, общения-обращения, смыслового общения (раскрытие смысла), метакоммуника-ции (метаобщения). Такое структурирование процесса общения, не отменяя другие подходы (функциональный, динамический и т.д.) позволяет разрешить как проблему соотношения объективных и субъективных (личностных) сторон общения в деятельности, так и проблему соответствия субъективно необходимого и объективно возможного в достижении тех или иных целей посредством включения рефлексивных механизмов метакоммуникации и метаобщения. Таким образом, может быть реализован принцип саногенности общения.

2. Блок свободы: на пути к пониманию. Тема свободы анализируется в методологических традициях самарской психологической школы -посредством сравнений отечественной и зарубежной направленности научных исследований. Из отечественных работ внимание, прежде всего, привлекли идеи свободы русских философов -Н.А.Бердяева, В.Соловьева, Н.О.Лосского, Л.Шестова, П.Е.Астафьева, И.А.Ильина, Н.Я.Грота, которые рассматривали свободу как общепсихологическую проблему, однако не привнесли сколько-нибудь значимых смыслов в ее психологическую трактовку. Последующие исследования психологического толка подарили науке интересные словосочетания: «свобода выбора» (Л.С.Выготский), «степень свободы» (Н.Н.Бернштейн), «активный характер» свободы (С.Л.Рубинштейн), «преодоление установки» (Грузинская школа), свобода как волевой процесс (В.И.Селиванов), «надситуативная активность» (В.А.Петровский) и др.

В концепции Е.И.Кузьминой свобода соотносится с самоопределением человека. Три аспекта свободы: чувственный (субъективное переживание свободы), рациональный (рефлексия границ возможностей) и действенный (способность реально изменять границы виртуальных возможностей) связаны с возрастными этапами развития, зависят от формирования интеллекта, индивидуальных особенностей и качеств личности. Для разработки концепта свободы немаловажны представления о личностной или внутренней свободе, которые определяются, по словам Г.А.Балла, через условия, способствующие гармоническому развертыванию и проявлению разносторонних способностей личности. По мнению Д.А.Леонтьева, свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности, в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера и психологических комплексов.

Для методологического обоснования самарской версии целостного концепта свободы личности была использована концепция свободной причинности В.А.Петровского. Личностное «Я» выступает в этом подходе как субъект свободы, а сама свобода оказывается выходом за пределы предустановленного в деятельности человека - в сферу беспредельного. С точки зрения социально-психологического подхода к рассмотрению проблемы свободы исследовательский интерес привлекли работы К.А.Абульхановой, в которой она описывает типичное для российского менталитета понимание свободы, а также работы Б.С.Алишева по психосемантике понятия свободы.

Самарский подход рассматривает понятие «свобода» в контексте проблемы сознания. В концепции двухфакторной структуры сознания, свобода определяется как одна из сущностных характеристик сознания, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, как его функция и понимается как выбор (произвольность), творчество и созидание8.

В отечественной психологии разных направлений проблема свободы рассматривается многоаспектно. Термин «свобода» определяется через понятия: осознанной необходимости, свободного выбора, творчества и созидания, спонтанности, воли, независимости, самоопределения, самодетерминации, активности, возможности преодоления, выхода за рамки собственных границ.

В зарубежной психологии изучение свободы связано с понятием самодетерминации и использовано у таких экзистенциалистски ориентированных авторов, как Э.Фромм, В.Франкл, Р.Мэй и др. Идеи Э.Фромма интересны, прежде

8 Акопов Г.В. Психология сознания.... - М.: 2010.

всего, тем, что он отмечает амбивалентность свободы, считая «свободу для» главным условием роста и развития человека, и рассматривая свободу как бремя (одиночество и бессилие, чувство собственной ничтожности). Многие бегут от свободы, выбрав тем самым наименьший путь сопротивления. Из идей В.Франкла взят тезис учения о свободе воли, который заключается в том, что человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными причинами. Невозможно обойти вниманием экзистенциальную психологию (Р.Мэй), которая рассматривает личностную свободу как осознание возможностей в рамках судьбы, под которой понимаются те данности, неизбежности и ограничения, которые образуют пространство детерминизма человеческой жизни. Свобода - это способность человека управлять своим развитием, тесно связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. С позиций когнитивной психологии свобода определяется способностью человека предвосхищать, воспринимать и структурировать надежную, релевантную информацию. В основе человеческой свободы, с этой точки зрения, лежит воздействие на себя, которое возможно благодаря двойственной природе «Я» - одновременно как субъекта и объекта. У представителей гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерса взята идея определять свободу как силу, способствующую самоактуализации и самореализации личности. Для выявления структурных компонентов свободы оказалось возможным позаимствовать идеи У.Тейджсона. Он выделяет три параметра свободы: 1) уровень когнитивного развития, 2) объем внешних ограничений, 3) подсознательные внутренние детерминанты и ограничения. В теории субъектности Р.Харре интересна трактовка понятия «субъектность»: чтобы человеческое существо можно было считать субъектом, необходимо, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Автономия, согласно Харре, предполагает возможность дистанцирования как от воздействий окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. Харре характеризует систему регуляции человеческих действий в кибернетических понятиях многоуровневости и многовер-шинности. С точки зрения самодетерминации понятие автономия понимается не просто как одна из тенденций личности, а как универсальный механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития. Таким образом, при определении свободы акцент ставится на психологическом понимании, а именно на отношениях между индивидом и его окружением. Это свобода как

осознание и самосознание, свобода как самодетерминация и автономия, свобода как мотиваци-онное образование, свобода как составляющая самоактуализации личности, свобода как свободный выбор, свобода как позиция и др. Так или иначе, признается важная роль процессов осознания и самосознания, общего развития интеллектуальной сферы человека в целом и в расширении свободы в том числе.

3. «Созерцание» и его определение в категориальном аппарате науки сознания: новый взгляд. Наиболее полный обзор исторического пути исследований созерцания сделан в недавних работах Г.В.Акопова и Д.А.Агапова9. Созерцание определяется как пассивное наблюдение, бездеятельность, рассматривание, изучение, любование, молчание, остановка, постижение смысла разумом, духом, нерациональное постижение действительности и т.п.

Предметом созерцания могут быть предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния и т.д., не только визуальные (например, в орнаменталистике, архетектурных формах, в садово-парковом искусстве, жанрах музыкального фольклора, поэзии и т.п.). В качестве характеристик созерцания выделены следующие: длительность (хотя время в этих состояниях необходимо оценивать иначе); интуитивность, непосредственность, либо отсроченность последствий; слитность, неразделенность субъекта и объекта (альтернативное суждение - созерцание предполагает некоторую дистантность между субъектом и объектом, Я и предметом созерцания); анизотропность созерцания внешних объектов и внутреннего созерцания; спонтанность, свобода и др. В качестве сравнительных, близких по смыслу понятий, использованы: «эйдетическая интуиция», «идеация», «рефлексия сосредоточения», «нулевое положение» и пр. К разновидностям созерцания можно отнести рекреационное и эстетическое созерцание, ретро- и про-созерцание, чувственное созерцание, созерцание сущности и т.п. Созерцание может выступать в формах процесса, состояния и свойства субъекта (индивида, личности, индивидуальности). Созерцание так или иначе связано с сознанием, претендуя на его

9 Акопов Г.В. Сознание и время. Апология ментальности и поэтического сознания. - Самара: 2010; Он же. «Созерцание» и его определение в категориальном аппарате науки сознания: новый взгляд // Сознание в актуальных измерениях: академический проект .... - С.89 - 103; Акопов Г.В., Агапов Д.А. На подступах к полифонической психологии // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы Первой Все-рос.конф. - Самара: 2007. - С. 16 - 17; Агапов Д.А. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии // Агапов Д.А. Психология в системе современных гуманитарных наук. - Самара: 2008. - С. 167 - 179.

место в качестве более значимой оппозиции к деятельности. Созерцание проявляется в периоды возрастных кризисов (младенчество, юность, преклонный возраст), иногда оно может быть вызвано заболеванием. Созерцание уникально, свободно, неподвластно регуляции, не тождественно состояниям инсайта и озарения, мистическим состояниям, а также измененным состояниям сознания (таким как медитация, транс, молитва и др.). Вместе с тем, имеет много общего с состоянием медитации и мистическим состоянием, может выступать в виде внутренней коммуникации, аутокоммуникации и транскоммуникации. Отличительной чертой созерцания является неизреченность, невозможность изложить ощущения и впечатления на обычном языке, это спонтанно обретаемая точка (область) схождения сознания и бессознательного.С позиции полифонической психологии, возможно созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту, при этом каждый созерцатель может быть потенциальным участником, исполнителем, автором и т.д., но может занять и метапозицию. По сути, это и есть не просто диалог как обмен информацией, а полифонический диалог или диалогическая полифония.

Разработки самарских психологов в последние годы связаны с эмпирическим изучением необычных состояний сознания, например, таких как «контакт» в межличностном общении10, «контакт с вещью» в материальном мире ве-щей11, «созерцание», интуиция, инсайт и др.12. Новым исследовательским приемом можно считать групповое соавторство студентов, выступающих в теоретико-эмпирических исследованиях в роли испытуемых-информантов, делящихся не только своими субъективными интраспектив-ными переживаниями, но и результатами рефлексивных рассуждений, предположений, трактовок своих объяснительных версий работы механизмов сознания. Таким образом, в рамках учебного курса также проводится в жизнь консолидирующий подход, который служит двум целям: обучению студентов (магистров) тому, что уже известно науке о сознании, а также сбору «первичных данных» и попытке объяснить то, что еще не известно науке или строго научно

10 Семенова Т.В. Социально-психологическая феноменологии состояний «контакта» в общении студентов-психологов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012.- Т. 14. № 2. - С. 155 - 159.

11 Акопов Г.В., Семенова Т.В. Человек и вещи: психология контакта // Креативная экономика и социальные инновации. - 2012. Электронный международный научный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://f.samш.ru/cesi/issue 1(2012).pdf (Дата обращения 12.04.2012).

12 Сознание в актуальных измерениях: академический

проект....

не доказано. Совместное творчество преподавателя и студентов приносит плоды в виде интересных курсовых, дипломных, диссертационных проектов и совместных публикаций13.

Примеры творческих заданий к учебному курсу «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»14. 1) Разработайте оригинальную структуру нового учебника по психологии сознания (удобного и интересного с Вашей точки зрения). 2) Подготовьте презентацию теории сознания известного автора, выбрав из нее наиболее важные, с Вашей точки зрения, положения. 3) Сравните несколько теорий сознания (найдите общее и/или разное...). 4) Сформулируйте несколько критических замечаний по поводу основных положений теории сознания известного автора («Найдите 10 несоответствий действительности... , противоречий или поводов для возражения»). 5) Разработайте и представьте в виде презентации, статьи или доклада свою, «авторскую» теорию сознания. 6) Выберите несколько тем научных исследований из спектра направлений и содержания докладов Материалов Первой Всероссийской (Второй всероссийской... , и/или любой Международной) конференции по проблеме сознания. Что Вы считаете интересным? Может быть, эти темы близки к теме вашей курсовой, дипломной или диссертационной работы? 7) Если Вы хорошо владеете английским языком, поищите интересные темы в англоязычных текстах «Материалов для штудий». Прокомментируйте прочитанное.

В результате освоения дисциплины «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма» студент (магистр) должен знать: современные тенденции и перспективные направления развития российской и зарубежной психологии сознания; содержание основных проблем психологии сознания как целостной науки и направлений интеграции и консолидации многомерного и многоаспектного психологического знания; современные тенденции и перспективные направления развития социально-коммуникативной парадигмы психологии сознания; основы двухфакторной модели сознания как теоретической платформы социально-коммуникативной парадигмы психологии сознания (содержание блока «контакта» и блока «свободы» двухфак-торной модели сознания); основные этапы развития взаимодействия фундаментальной, прикладной психологии и психологической практики с позиции социально-коммуникативной пара-

13 Семенова Т.В., Чернышев В.С. В театре сознания: Подходы к исследованию. - Самара: 2010.

14 Семенова Т.В. К проблеме разработки учебного курса «Психология сознания» // Научные материалы V Съезда Общерос. общест. орг. «Российское психологическое общество».- Т. 1. - М.: 2012. - С.96 - 97.

дигмы психологии сознания; основные идеи психологических исследовательских технологий («измерений сознания»), лежащих в основе актуальных научных проектов по изучению различных аспектов (общепсихологических, акмео-логических, социально-психологических, инте-гративно-консолидирующих и др.) феноменологии сознания.

Сфера умений включает: использование тезауруса современной психологии и представлений об основных ее теоретических конструктах; использование консолидирующего подхода к сопоставлению информации, полученной из различных источников, согласно научным традициям Самарской психологической школы; применение объяснительной версии - принципа контакта и свободы (потребность индивида в установлении контакта со средой, самим собой и социальным миром, а также потребность в самостоятельности принятия решений) в научных исследованиях различных направлений; умение анализировать источники по проблеме диссертационного исследования с позиции социально-коммуникативной парадигмы психологии сознания и различных других научных направлений; использование саноцентрического подхода социально-коммуникативного направления психологии сознания в преодолении проблем профессионального и межличностного общения, позво-

ляющего партнерам по коммуникации осознавать свою свободу и индивидуальность личности; использование опыта предшествующих поколений исследователей, осознание возможности вносить свой посильный вклад в развитие теоретических идей и технологических алгоритмов в соответствии с областью профессиональной практики.

Перечень навыков включает: ведение профессиональных дискуссий по поводу современных научных направлений исследований в психологии; культуру ведения профессиональных обсуждений тем «науки сознания» с учетом теоретических разногласий методологического уровня; владение фактологией анализа материалов двух Всероссийских конференций «Психология сознания: современное состояние и перспективы», проведенных на базе ПГСГА и Самарской психологической школы; корректную формулировку разделов («методологическая основа», «степень проработанности проблемы» и пр.) конкретного теоретического, прикладного и практического психологического исследования (диссертации) с учетом ссылок на результаты самарских исследовательских проектов; использование известных и апробирование новых методов и методик отечественной и зарубежной психологии сознания, адекватных задачам прикладного (практического) исследования.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR THE TRAINING COURSE «CONSCIOUSNESS PSYCHOLOGY: SOCIAL AND COMMUNICATIVE PARADIGM»

© 2012 G.V.Akopov, T.V.Semenova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In article results of methodical development of a training course in consciousness psychology for students (masters) of the humanitarian directions are presented. The position of the Samara school (G.V.Akopov, etc.) is considered within a methodological field of two-factorial model of consciousness: a contact factor (feedback - communication - semantic communication); freedom factor (a choice - creativity - creation); also a new view on «contemplation» as the scientific term is presented and its place in the categorial device of a science of consciousness («contemplation» is understood as additional to «activity» category of consciousness) is defined.

Keywords: consciousness psychology, a social and communicative paradigm, two-factorial model of consciousness, contact, freedom, contemplation, activity, theoretical-empirical researches, the electronic manual, a training course in consciousness psychology.

Garnik Vladimirovich Akopov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, managing the chair of Social Psychology, Dean of Faculty of Psychology of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities: E-mail: info-psy@rambler. ru

Tatyana Veniaminovna Semenova, Doctor of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Professor of the chair of Social Psychology of Faculty of Psychology. E-mail: tatvensem@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.