УДК 159.9
ИНСАИТ И СОЗЕРЦАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ СОЗНАНИЯ
INSIGHT AND CONTEMPLATION IN THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CONSCIOUSNESS RESEARCH
© Т.В. Семенова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© T.V. Semenova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье представлены результаты сравнительных эмпирических исследований инсайта и созерцания как состояний сознания. Проведен содержательный и смысловой анализ феноменологических описаний инсайта и созерцания. В качестве информантов выступили студенты-психологи. Выявлены дескрипторы инсайта и созерцания, их общие черты и различия.
The paper presents the results of comparative empirical studies of insight and contemplation as states of consciousness. It highlights the important ideas obtained by means of the content and semantic analysis of the phenomenological descriptions of insight and contemplation. Students majoring in psychology are presented as interviewees. The author identifies the descriptors of insight and contemplation, their similarities and differences.
Ключевые слова: инсайт; созерцание; психология сознания; эмпирические исследования.
Keywords: insight; contemplation; psychology of consciousness; empirical research.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты» (РГНФ, проект № 12-06-00595).
Инсайт и созерцание являются предметами научных исследований различных направлений. Как правило, это философия, когнитивные науки, общая психология, психология личности, психология творчества и т.п. Социально-психологический акцент представленных в статье исследований заключается в том, что изучаются мнения информантов об этих явлениях, которые включают социальные представления об инсайте и созерцании, ретроспективные отчеты о личном опыте, рефлексивные рассуждения бытийного и научного уровня и пр. К исследованию привлекаются добровольцы (как правило, студенты-психологи), имеющие опыт психологических исследований, из числа заинтересованных в изучении проблемы сознания в психологии. Анкеты с наводящими вопросами (как правило, в каждом пункте содержится несколько альтернативных, уточняющих формулировок) составлены так, чтобы вызвать у информанта различные ассоциативные и рефлексивные реакции. Каждый информант в силу своих личност-
ных особенностей волен выбрать те формулировки, которые ему кажутся более привлекательными и понятными. Предлагается отвечать по-разному - коротко (да/нет) или многословно: в виде примеров, каких-либо формулировок или словесных ассоциаций. Любые пункты анкеты разрешено пропустить; предоставляется возможность вводить дополнительные по своему усмотрению. Весь текст, состоящий из ответов на все вопросы, анализируется методом выявления смысловых единиц и подсчета их частоты встречаемости. В целом по группе из всех феноменологических описаний информантов составляется «групповой портрет» явления (например, инсайта), который имеет два уровня обобщения - сначала более подробный, включающий все смысловые единицы в пределах группы, а затем более сжатый, состоящий лишь из опорных слов и словосочетаний, названных нами «дескрипторами» явления (инсайта или созерцания). Два явления исследовались одинаково - по одному и тому же алгоритму, с помощью анкет одной и той же структуры, в группах с одинаковым количе-
ством человек, что позволяет сравнивать групповые описания между собой и делать выводы о природе исследуемых явлений.
Социально-психологический характер измерений сознания заключаются еще и в том, что в групповых оценках отражаются многие социальные и психологические детерминанты индивидуального сознания участников исследования, такие как личностные смыслы, мотивы, установки, ценности, представления, так или иначе проявляющие себя в письменных самоотчетах информантов. Результаты эмпирических исследований сравнивались с теоретическими, представленными в многоплановых обзорах разных авторов, в которых, как правило, уделяется внимание людям из творческой, научной, религиозной сфер деятельности.
Наши эмпирические исследования отличаются тем, что носителями информации о необычных явлениях сознания (в данном случае - инсайте и созерцании) являются обыкновенные люди с обыденным сознанием, хотя и отобранные из числа тех, кто способен к самоотчету, - психологи.
Инсайт и созерцание как явления сознания привлекают внимание психологов, как правило, в связи с исследованием феномена творчества и его доступности людям в повседневной жизни (О.В. Василе-вицкая, В.П. Зинченко, Т.В. Семенова, В.А. Юткин и др.) [1 ; 3-6 ; 8 ; 11]. В.П. Ир-жевская, Г.Е. Рупчев, А.Ш. Тхостов, М.А. Морозова изучали инсайт с точки зрения осознания больными своего диагноза [7]. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии рассматривается в теоретических конструктах самарской психологической школы (Г.В. Акопов и др.) [1 ; 9 ; 10].
В теоретических обзорах затрагиваются различные планы проблемы.
Инсайт определяется как результат творческого процесса, когда все вдруг представляется решенным; инсайт синонимичен озарению, чаще приходит не в момент действия и не в споре, а в «активном покое», молчании. В.П. Зинченко для определения основных функций инсайта использует метафору «плавильного тигля», в котором смешиваются смыслы, порождающие нечто новое. Инсайт называют «пло-
дотворным хаосом», в котором ищется и находится ответ на трудный для сознания вопрос; «внутренним голосом души», который порождает произведения искусства и расширяет сферу сознания; «формой форм» («метаформой»), которая порождает иначе оформленное содержание, распавшееся на фрагменты; инсайт сравнивают с рефлексией и соотносят со спонтанностью сознания, проявляющимися не только в творчестве, но и в любом разумном поведении; инсайт рассматривают во взаимосвязях с интеллектом. Для инсайта характерна быстрота (иногда моментальность) принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Осуществление интуитивного процесса достигается за счет действия бессознательного, проникающего в сознание в виде озарения, или инсайта.
В поле анализа, проведенного В.П. Зинченко, включены работы и произведения таких авторов, как А. Белый, Л. Витгенштейн, Л.С. Выготский, И. Гу-берман, В.Ф. Гумбольт, М.К. Мамарда-швили, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак, Г.Г. Шлет и др. Исследуется в основном феномен творчества.
В теоретико-эмпирическом исследовании О.В. Василевицкой проанализированы подходы к изучению инсайта учеными разных лет, такими как Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.В. Брушлин-ский, Д. Гильберт, В.Н. Дружинин, Б.М. Кедров, А.А. Крылов, В. Лейбниц, А.Н. Леонтьев, А.И. Матюшкин, Д.И. Менделеев, А.Н. Налчаджян, В.А. Петровский, Я.А. Пономарев, А. Пуанкаре, Н.В. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, М.А. Холодная и др. Ученые пытаются выявить ресурсные возможности инсайта, гендерные различия инсай-та, стадии индивидуального творческого мыслительного процесса, взаимосвязь ин-сайта и интуитивного творческого процесса, взаимосвязь сознательного и бессознательного в инсайте (чаще речь идет о математическом и поэтическом творчестве), роль фантазии в научном творчестве, роль инсайта в выявлении взаимосвязей между элементами целостной ситуации, процесс выбора «красивой структуры», осознание неосознанных мотивов и причин патологического поведения,
возможности расширения сознания клиента с помощью инсайта и т.п.
Созерцание - довольно новый для психологической науки предмет исследования [1 ; 8 ; 9]. В Самаре проведены две научные конференции, посвященные его изучению. Основные характеристики созерцания выявлены в ходе изучения сознания; по мнению Г.В. Акопова, основные моменты заключены в следующем: созерцание представляет собой важнейшую форму активности человека (мнение С.Л. Рубинштейна) наряду с действием и познанием; обобщая многие идеи, Г.В. Акопов предполагает, что созерцание -это «пауза», «остановка», заполненная бессознательной активностью; явление созерцания представляет один из множества бессознательных механизмов, уникальной особенностью которого является «несодержательная доступность сознанию» (переход из сознательного в бессознательное); теоретический конструкт созерцания довольно точно соответствует идеям разных (часто взаимоисключающих) концепций, например, таких как анизотропность у А.И. Ми-ракяна и интуиция у А. Бергсона. По предположению Г.В. Акопова, созерцание представляет собой процесс порождения нового знания, отношения (смысла), поведенческой стратегии, ценностного или эстетического новообразования. Другие идеи относительно феномена созерцания высказаны такими авторами, как Д.А. Агапов, Л.С. Акопян, В.В. Знаков, Е.В. Бакшутова, В.Д. Балин, А.И. Белкин, И.Н. Карицкий, Т.К. Рулина, В.Ф. Петренко, И.А. Подоров-ская, Н.Б. Шкопоров и др.
В эмпирическом исследовании ин-cайта, проведенном Т.В. Семеновой в Самаре в 2013 г., приняли участие студенты очного и заочного отделений факультета психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (45 человек от 18 до 38 лет), которым была предложена анкета с рядом вопросов, помогающих описать инсайт как состояние сознания.
Как и в предыдущих наших исследованиях необычных состояний сознания (состояния «контакта» в общении, «созерцания», «интуиции»), ответы на вопросы анкеты анализировались методом сопоставления содержательных единиц [1 ; 8 ; 9].
Далее по тексту курсивом выделены вопросы анкеты, обычным шрифтом - ответы информантов, в скобках указана частота встречаемости смысловой единицы.
Испытывали ли Вы состояние инсайта?
Да (40). Нет (2). Неопределенно (3): «Если бы я это понимала!», «Я не знаю, что это такое».
Если да, то как Вы могли описать это состояние?
«Кажется, что в этот момент замедляются все жизненные процессы в организме: дыхание, сердцебиение... Все ресурсы организма направлены на то, чтобы запечатлеть новое знание, не спугнуть.», «Это состояние спокойствия, умиротворения, кажется, что дыхание замедляется в разы, обостряется слух, обоняние, чувствительность ко всему», «Внезапное (5) возникновение новой идеи» (4), «Это когда для тебя открывается что-то, ранее тебе недоступное», «Происходит внутреннее познание», «Неожиданное понимание» (5), «Это осознание вещей из подсознания», «Инсайт - это состояние восторга, восхищения, озарения, догадки (2) о чем-то», «Озарение (15), вдохновение, внезапный ответ на долго обдумываю-щийся вопрос» (2), «Возбуждение от осознания факта, который не был доступен ранее», «Это когда приходит радость», «Вспышка» (3), «Приятное состояние», «Всплеск эмоций» (5), «Хочется крикнуть, чтобы тебя услышали», «Четкое решение какой-то проблемы» (5), «Информация ниоткуда», «Упорное раздумье», «Интерес, устремленность к определенной задаче», «После мучительных переживаний решение приходит само собой», «Состояние радостное или печальное, в зависимости от сущности инсайта», «Почувствовал, что я гений», «Уверенность в правильности действия», «Удивление», «Спонтанное решение задачи», «Творческий подъем», «Хочется записать, зарисовать, поделиться с кем-либо», «Прилив сил», «Восхищение», «Удовлетворенность», «Покой», «Дошло», «Хождение по лабиринту и выход из него», «Это сложно описать».
Если нет, то хотели бы Вы узнать и пережить это состояние? Да (4).
Как Вы думаете, чем может быть вызвано это состояние?
«Сочетанием разных идей, как пазлов в мозаике... Через несколько или множество неверных ходов, находится верный», «Поглощенностью проблемой, попыткой разрешить ее в течение длительного времени» (8), «Сосредоточением на внутренних переживаниях», «Удовлетворением в своем деле», «Эмоциональным потрясением» (4), «Любопытством», «Интересом», «Переживаниями» (2), «Мыслями», «Активной работой головного мозга» (2), «Эмоциями» (2), «Все части головоломки сложились воедино», «Подсознанием» (2), «Спокойствием и благоприятным эмоциональным состоянием», «Ярким событием», «Сильной умственной загрузкой» (2), «Определенными мыслями и действиями», «Долгим поиском ответа», «Паническим состоянием поиска верного ответа, выхода, решения», «Мысленным напряжением и последующим расслаблением», «Возможно слиянием прошлого опыта с эмоциональными переживаниями в настоящем», «Стремлением к чему-то новому», «Стремлением к совершенствованию», «Актуальностью проблемы и сжатыми временными рамками», «Внутренними переживаниями».
Какие переживания у Вас возникают при инсайте?
«Радость» (24), «Счастье», «Ликование», «Восторг» (3), «Желание начать творить» (2), «Интуитивная уверенность», «Облегчение» (4), «Спокойствие», «Гармония с собой», «За эти мгновения организм будто отдохнул», «Возбуждение» (3), «Сознание расширяется», «Душевная удовлетворенность» (2), «Повышение самооценки», «Бодрость», «Интерес», «Боль», «Страх», «Задумчивость», «Смятение», «Волнение» (2), «Тревога», «Печаль», «Грусть», «Сильное нервное напряжение», «Буря эмоций» (3), «Все люди как люди, а я богиня!», «Ощущение себя как части чего-то сверхъестественного, недоступного большинству», «Чувство, что не найдется выхода из данной ситуации», «Удивление (2) от того, что не знала раньше этого единственно правильного решения», «Восхищение открытием нового в давно знакомом», «Суетливость», «Непредсказуемость», «Неопределенность», «Никаких переживаний», «Все проблемы решены», «Мне нравятся эти чувства».
Как долго состояние длится?
«Мгновенно» (4), «Быстро», «Кратковременно», «Недолго» (4), «Доли секунды», «Секунды» (5), «Несколько минут» (4), «Минут 30», «От двух минут до часа», «Час», «От нескольких минут до нескольких часов», «От нескольких минут до нескольких дней», «Весь день» (3), «Годами», «Продолжительно», «Пока не решится вопрос», «По-разному».
Можно ли утверждать, что состояние инсайта и творческого вдохновения (озарения) - это одно и то же? Почему?
Черты сходства (30): «Инсайт и есть творческое озарение» (2), «Инсайт более широкое понятие (2), а озарение - его ответвление, направленное на одну идею», «Открываются новые знания», «Оба состояния происходят неожиданно (4), в результате образуются новые идеи», «Если творческий процесс не является заранее спланированным», «Это вдруг возникшая мысль (2), которой хочется поделиться», «Оба спонтанны», «Творческое вдохновение длится дольше» (2), «Хочется творить», «Радость самого за себя», «Человек осознает некую новую информацию, которую своеобразно переживал в этот момент», «В обоих случаях происходит разрешение проблемы», «Не одно и то же, вызывают похожие эмоции», «Инсайт не всегда вдохновляет творить, он решает прагматические задачи», «В обоих случаях вспышка».
Различия (8): «Инсайт - это другое состояние» (2), «Инсайт может быть не связан с творчеством», «Вдохновение -процесс, направленный на создание чего-либо, а инсайт - это успешная подсознательная обработка чего-либо», «К озарению ближе, но не к вдохновению», «Разные внутренние ощущения», «Инсайт более глубокий процесс».
Различны ли состояния инсайта и задумчивости? Поясните.
Черты сходства (7): «Человек задумывается о проблеме - сознательно или бессознательно», «Задумчивость вызывает меньше эмоций».
Различия (27): «Задумчивость - это процесс, который предшествует инсайту» (7), «Задумчивость - это один из факторов,
который вызывает инсайт», «Задумчивость - раздумывание над проблемой, ин-сайт - мгновенное решение, вспышка» (2), «При инсайте человек сосредоточен на себе», «Состояние инсайта более активно, эмоционально насыщено, ярко», «Инсайт -ликование, задумчивость - покой» (2), «Инсайт - продуктивное озарение (2), а задумчивость часто непродуктивна», «Инсайт - моментальный всплеск (2), а задумчивость - длительное состояние» (2), «Во время инсайта ни о чем не думаешь», «Задумчивость - это внутреннее обдумывание проблемы, а инсайт - это внезапный (2) ответ или решение задачи», «Задумчивость можно вызвать, инсайт приходит неожиданно», «Задумчивость - это то, что следует после инсайта, когда начинаешь анализировать» (2), «Задумчивость - это оцепенение, грусть, а инсайт - подвижность, всплеск», «Инсайт наступает редко», «Это совсем разные области».
С какими другими состояниями, известными Вам, сопоставимо состояние инсайта? На что оно похоже? Поясните.
«Оргазм», «Озарение» (8), «Инсайт -это не интуиция, где знания наверняка, в инсайте новое знание точно», «Эйфория», «Восторг», «Интуиция» (5): «Инсайт - высшая степень интуиции, в интуиции больше присутствует неуверенность», «Неожиданное осознание того, как нужно действовать», «Интуиция с глубоким погружением», «Идея» (2), «Мысль», «Открытие», «Гордость за себя», «Удар, активация таких чувств, как радость, удивление, смех, возбуждение», «Вдохновение» (3), «Вспышка», «Выброс адреналина», «Сильные ощущения», «Ни с чем не сравнимо» (3).
Можно ли вызвать состояние инсайта по своему желанию? Как? Что ему способствует?
Да (10): «Это сложно» (3), «Но у меня не получается самостоятельно», «Можно к этому стремиться», «Это спонтанное явление» (2), «Не хватает уровня интеллекта». Этому способствует: «Состояние задумчивости» (2), «Спокойная обстановка», «Надо иметь цель», «Если настроиться на решение чего-либо, сосредоточиться, часто об этом думать и это должно быть актуально», «Определенный порядок мыслей», «Надо озадачить себя чем-то, что ин-
тересно (2)», «Необходимо затратить на решаемую задачу определенное количество усилий, потом нужно расслабиться, переключиться на другой вид деятельности, не требующей сильных мысленных затрат, и тогда, возможно, решение придет в голову», «Перед сном подумать о том, что не можешь решить, и вполне возможно, что решение приснится», «Путем медитации».
Нет (25): «Это слишком неконтролируемо», «Зависит от ситуации» (2), «Пусковым механизмом является внешний фактор», «Все происходит случайно», «Это происходит, когда уже отчаялся или не ждал», «При бурной умственной деятельности возможно», «Надо сосредоточенно думать», «Не знаю, не пробовала».
Что больше, на Ваш взгляд, способствует инсайту - одиночество, изоляция от окружающих людей или жизнь, насыщенная событиями, впечатлениями?
Жизнь, насыщенная событиями (16): «Дает толчок для инсайта». Одиночество (16). «Когда как» (4). «Изоляция после насыщенных впечатлений» (2), «Не имеет значения», «Не зависит от образа жизни», «Не знаю».
Считаете ли Вы, что инсайт наступает (происходит, необходим, возможен, неизбежен...) не только в творческой деятельности (науке, искусстве и т.д.), но и в повседневной жизни? Почему?
Да (30): «Мы не знаем всего на свете», «Все наши способности должны быть использованы в любой деятельности», «Мыслительный процесс идет постоянно». Нет (3).
Что Вы делаете после переживания инсайта?
«Прокручиваю много раз новую мысль» (3), «Делюсь открытием, идеей с друзьями» (2), «Работаю с тем, что снизошло в процессе инсайта» (2), «Рассматриваю все за и против» (3), «Улыбаюсь» (2), «Радуюсь» (8), «Расслабляюсь», «Записываю» (2), «Зарисовываю», «Воплощаю идею в жизнь» (5), «Зависит от ситуации», «Чувствую удовлетворение», «Переключаюсь на другие дела» (2), «Бросаю все дела», «Удивляюсь простоте открытия», «Удивляюсь тому, что не ведала об этом раньше».
Хотелось бы Вам вновь переживать (ощущать) состояние инсайта? Как часто? Почему?
«Да» (29): «Это интересно» (2), «Это необычное ощущение», «Много неразгаданных вопросов», «Поднимает жизненный тонус», «Помогает при решении жизненных и рабочих задач» (2), «Если слишком часто, то теряется ощущение удовлетворенности от этого», «Это продуктивно», «Не часто» (3), «Тогда, когда нахожусь в тупике», «Здорово чувствовать, что голова работает», «Только когда это необходимо» (2).
Связан ли инсайт с творческими способностями человека, с талантом, с гениальностью? Как? Или это доступно любому человеку?
Доступно любому (19): «Открытия гениальных людей будут гениальными», «Гениальные люди научились использовать это состояние в полной мере» (2). Связан с творческими способностями (12): «Доступен только тому, кто умеет думать», «Ин-сайт чаще проявляется в процессе творческой деятельности» (2), «С помощью ин-сайта могут появиться идеи по реализации вдохновения», «Человек должен быть образован и иметь опыт в том направлении, где ожидается инсайт», «Связан с особой чувствительностью, с организацией нервной системы», «Интеллект и объем знаний должны присутствовать» (2), «Имеет сходство с воображением».
Можно ли развивать способности к инсайту или они врожденны? Если развиваемы, то как развивать?
«Развивать можно» (13): «Не всегда нужно, чтобы не быть одержимым какой-то идеей», «При большой силе воли», «Нужно учиться концентрироваться на какой-либо проблеме», «Решением нестандартных задач, требующих гибкости мышления». «Способности врожденны» (8). «Это не связано со способностями» (1). Способы развития (1): «Медитация», «Было бы интересно узнать» (2), «Надо заниматься саморазвитием».
Доверяете ли Вы своему инсайту? Часто ли он Вас обманывает?
Доверяю (26), Никогда не обманывает (9).
К каким последствиям приводит? Приносит пользу или вред? Как Вы используете опыт?
«Ни пользу, ни вред» (3), «Приносит пользу» (17), «Приводит к новым знаниям», «Улучшаю свою жизнь» (2), «Извлекаю положительные эмоции», «Замечаю творческие продвижения», «Зависит от проблемы» (2), «Опыт бесполезен, потому что проблемы всегда разные».
Опишите ситуацию(и), в которой Вы полагались на инсайт.
«События забылись, но помню состояние внезапного решения, все чувства, которые испытала», «Во время работы с методикой "Рисунок человека" не могла понять кое-что, вдруг - как гром с ясного неба - я поняла, что это значит!», «Расстановка персонала, главное - не ошибиться в совместимости», «Перестановка мебели в комнате». «В школе, при решении математических задач» (2), «Когда проводила тренинг». «Когда нужно было сочинить рекламу».
Вам интересно? Вы отвечаете искренне? Какой еще вопрос вы могли бы предложить? Ваши замечания? и др.
Ответы на подобные «пробуждающие» вопросы не анализировались, их включение обусловлено желанием поддержать интерес к теме и внести элемент интеракции в процедуру сбора данных.
На основании содержательного и смыслового анализа систематизированных эмпирических данных были выделены дескрипторы инсайта. При выделении единиц содержания письменных повествований информантов учитывались основные формальные требования, предъявляемые к обработке текстовых данных типа «повествование» (разбиение текста на фрагменты, уточнение значений единиц содержания, объединение их в аналитические категории, объединение аналитических категорий в более широкие понятия, соотнесение их с общенаучными теориями состояний сознания) [2].
Дескрипторы инсайта
Эмпирическое исследование проведено Т.В. Семеновой в 2013 г. (анкета «Инсайт», 45 человек, возраст от 18 до 35 лет, 32 женщины, 3 мужчин, студенты-психологи). В скобках указана частота встречаемости дескриптора.
1. Общие дескрипторы.
Радость, радуюсь (36). Эмоции (26). Озарение (30). Активная работа головного мозга, умственная загрузка (30). Решение, ответ, выход (28). Недолго, секунды, минуты (24). Внезапно, вдруг, неожиданно (23). Потрясение, возбуждение, восхищение, восторг (22). Вспышка, всплеск, подъем (21). Расслабление, облегчение, спокойствие, умиротворение (20). Новые идеи, знания (14). Проблема, задача, затруднение (13). Подсознание, внутреннее познание (10). Удивление, любопытство, интерес (10).
2. Определение феномена инсайта.
Озарение (30). Отсутствие сомнений, уверенность в правильности или правоте (3). Особая чувствительность (4). Интуиция (3).
3. Дескрипторы причины состояния инсайта (чем вызвано).
Активная работа головного мозга, умственная загрузка (30). <Необходимость найти> Решение, ответ, выход (28). Подсознание, внутреннее познание (10).
4. Дескрипторы объектов (ситуаций) инсайта.
Решение, ответ, выход (28). Новые идеи, знания (14). Проблема, задача, затруднение (13). Описания ситуаций (8).
5. Дескрипторы состояний (ощущений) инсайта.
Недолго, секунды, минуты (24). Внезапно, вдруг, неожиданно (23). Потрясение, возбуждение, восхищение, восторг (22). Вспышка, всплеск, подъем (21). Расслабление, облегчение, спокойствие, умиротворение (20).
6. Дескрипторы чувств и эмоций.
Радость, радуюсь (36). Эмоции (26).
Удивление, любопытство, интерес (10).
7. Дескрипторы действий в состоянии инсайта.
Активная работа головного мозга, умственная загрузка (30).
Дескрипторы созерцания
Под нашим руководством В.И. Не-водовой в 2012 г. проведено исследование по выявлению дескрипторов созерцания на примере сравнения представлений о созерцании в различных возрастных группах респондентов [3]. Для сравнения инсайта и созерцания приведем дескрипторы созерцания, выявленные в группе из 45 человек в возрасте 20-25 лет (в скобках указана частота встречаемости дескриптора).
1. Общие дескрипторы. Задумчивость (36). Спокойствие (32).
Одиночество (20). Наблюдение (19). Чувство (19). Интерес (15). Мысли (13). Гармония (13). Расслабление (8). Изоляция (8). Насыщенность жизнью (8). Отрешенность (7). Медитация (6). Умиротворение (5). Отсутствие мыслей (4). Чувственность (4). Наслаждение (4). Стресс (3). Любование (3). Интуиция (3).
2. Определение феномена созерцания. Мысли (13). Отрешенность (7). Умиротворение (5). Отсутствие мыслей (4). Наслаждение (4). Чувственность (4). Интуиция (3).
3. Дескрипторы причины состояния созерцания (чем вызвано).
Одиночество (20). Изоляция (8). Насыщенность жизни (8). Интерес (15). Стресс (3).
4. Дескрипторы объектов созерцания. Предмет, явление (6). Города, картины, дети, музыка (6). Природа (3). Красота (3). Вода (3). Огонь (3).
5. Дескрипторы состояния созерцания.
Задумчивость (36). Спокойствие (32). Гармония (13). Расслабление (8). Медитация (6). Удовлетворение (6).
6. Дескрипторы чувств и эмоций. Чувства, эмоции (15). Радость (12).
Восторг (8). Удовлетворение (6). Грусть (3).
7. Дескрипторы действий в состоянии созерцания.
Наблюдать (19). Удивляться (4). Любоваться (3). Чувствовать (3). Любопытствовать (3).
Сравнительный анализ дескрипторов инсайта и созерцания как необычных (творческих) состояний сознания
Сходство
Оба состояния приносят пользу; они врожденны и развиваемы; связаны в той или иной степени с творчеством; присутствуют в повседневной жизни людей; несмотря на свою необычность, отмечаемую респондентами, знакомы многим и поддаются словесному описанию. Созерцание и инсайт способствуют появлению новых идей, знаний, отношений, однако при созерцании этот процесс происходит гораздо более эмоционально спокойно, чем при ин-сайте. И в случае инсайта, и в случае созерцания, актуализируются состояния расслабления, облегчения, спокойствия, умиротворения, однако при инсайте этому, как правило, предшествует период напряжения, возбуждения и активной умственной работы. И инсайт, и созерцание имеют существенную связь с бессознательным и являются формами «внутреннего познания». Оба явления чаще наступают неожиданно, однако информанты не исключают возможности овладения осознанными и предсказуемыми способами управления ими. И при инсайте, и при созерцании преобладают положительные эмоции, и информанты хотели бы их испытывать довольно часто. Оба явления вызывают любопытство, интерес и способствуют саморазвитию.
Различия
Общее количество дескрипторов преобладает в описаниях инсайта, это состояние информантам более известно и они находят больше слов для его описания, чем для созерцания. Созерцание по времени более длительно и эмоционально менее выражено, чем инсайт. Почти не пересекаются
объектные области: в случае созерцания это предметы и явления, в случае инсайта -проблемы, задачи, затруднительные ситуации. Самая выраженная эмоция, по частоте проявления которой различаются два явления, - радость, которую при описании ин-сайта указывает практически почти каждый информант, а в описаниях созерцания радость второстепенна, хотя частотно также значима. Для инсайта характерно проявление как мыслительной, так и эмоциональной сферы сознания, а для созерцания более характерна эмоционально-чувственная сфера, чем мыслительная. Созерцанию более способствуют одиночество и изоляция, а инсайту - в равной степени и одиночество, и жизнь, наполненная событиями. Созерцание в большей степени связано с отдыхом, а инсайт - с работой сознания.
Таким образом, инсайт и созерцание как необычные состояния сознания имеют много смысловых пересечений и общих черт, проявляющихся в познавательной сфере развивающейся личности. В то же время как инсайт, так и созерцание - это уникальные психические явления, имеющие свои характерные особенности и своеобразное предназначение. Инсайт и созерцание с точки зрения двухфакторной модели сознания (Г.В. Акопов и др.) в большей степени связаны с фактором свободы (выбора, творчества, созидания), чем с фактором контакта (общения, обмена информацией между людьми, порождения смысла); инсайт и созерцание - в большей степени «вертикальны» (глубинны), чем «горизонтальны» (поверхностны) с точки зрения измерений векторов сознания.
Литература
1. Акопов Г.В., Семенова Т.В. Созерцание: современное теоретико-эмпирическое исследование // Креативная экономика и социальные инновации [Электронный ресурс]. 2013. Вып. 3. № 1(4). С. 67-80. URL: www.cesi-journal.com.
2. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. М. : Смысл, 2010.
3. Василевицкая О.В. Социально-перцептивные особенности переживания инсайта студентами гуманитарных и естественнонаучных специальностей вузов : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Самара, 2007.
4. Василевицкая О.В., Семенова Т.В. Инсайт в структуре сознания // Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара : ПГСГА, 2010. С. 104-113.
5. Зинченко В.П. Метафора плавильного тигля // Сознание и творческий акт / В.П. Зинчен-ко. М. : Языки славянской культуры, 2010. С. 509-514.
6. Зинченко В.П. Таинство творческого озарения (К 100-летию Б.М. Кедрова) // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 96-101.
7. Проблема инсайта в современной патопсихологии / В.П. Иржевская и др. // Вопросы психологии. 2008.№ 2. С. 145-150.
8. Семенова Т.В. Дескрипторы созерцания // Проблема индивидуальности в современной психологии : материалы второй всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Виничук. Владивосток : Морской гос. ун-т, 2012. С. 133-136.
9. Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема : материалы всерос. конф. Самара : ПГСГА, 2013.
10. Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара : Офорт, 2010.
11. Юткин В.А. Основная направленность эпохи и мудрость «озарения» // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1. С. 16-20.
Сведения об авторе
Семенова Татьяна Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.