ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
17
2014. Вып. 2
Психология
УДК 159.9
Г.В. Акопов, Л. С. Акопян
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗЕРЦАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ1
Созерцание рассматривается как психическое явление, существующее в формах процесса, состояния и свойства личности - индивидуальности. Констатируется нетождественность созерцания и базовых психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление и т.д.). Показана реальность феномена созерцания в ретроспекциях учащихся общеобразовательных школ и студентов. Выявлены базовые и основные функции созерцания в возрастно-критическом и смысловом аспектах. Определены некоторые направления экспериментальных исследований созерцания.
Ключевые слова: созерцание, философские и психологические дефиниции, психические процессы, ретроспекция, учащиеся, студенты, экспериментальные исследования.
Значительный рост научного интереса к проблеме сознания в последние годы и увеличение доверия к этой категории (Агафонов, Акопов, Аллахвердов, Зинченко, Петренко и др.) позволяют надеяться, что понятие созерцания займет достойное место в категориальной системе теоретической и прикладной психологии, а также в современной науке. В определенном контексте (бинарность, дихотомия), одну из базовых оппозиций современной психологии сознания задают не деятельность и сознание, а деятельность и созерцание в любом диахроническом плане, выводимом из диалектического дискурса «субъект и сознание» [1].
В связи с тенденциями новых трактовок понятия «созерцание» [2; 3] обратимся к устоявшимся словарным значениям.
Широкое поле значений приводится в словаре В.И.Даля: созерцать, то есть «внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им // вникать во что-то мысленно, разумом, духом». «Созерцая природу, созерцаем и величие создателя» [6. С. 261].
В словаре С.И. Ожегова [10] созерцание (созерцать, созерцатель, созерцательный) определяется как пассивное наблюдение, бездеятельность, рассматривание.
В Философском энциклопедическом словаре: созерцание - «непосредственное отношение сознания к предмету», «проникновение через видимость явлений к их сущности» или (в диалектическом материализме) «целостное осознание предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению» [15. С. 596].
В Краткой философской энциклопедии в трех группах значений созерцания фиксируются процессуальные и результирующие аспекты; внешняя и внутренняя, перцептивная и смысловая стороны созерцания; «эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности» и др. [9. С. 422].
В одном из новых словарей философских терминов «созерцание сущности» определяется через отсылку к термину «идеация» (феноменология Э. Гуссерля), интерпретируемому в свою очередь как «направленность сознания непосредственно на «всеобщее» ("сущность", "эйдос", "априори"), а также метод созерцания всеобщего». Здесь «созерцание сущности» сближается с понятиями «категориальное созерцание» и «эйдетическая интуиция» [14. С. 182].
В этом же словаре со ссылкой на С. Рубинштейна приводится весьма интересное утверждение, что «созерцание есть равноправное взаимодействие двух реальностей, субъекта и объекта» [14. С. 525].
Соотнося приведенные определения и характеристики созерцания с понятийным аппаратом психологии, можно прийти к следующим заключениям. Созерцание как философское понятие соотносится с релевантным психическим явлением, потенциально выступающим в формах процесса, состояния и свойства субъекта (индивида, личности, индивидуальности). Характеризуемое как отраже-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-06-00595.
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ние, оно может как приобретать, так и терять активность (свободу, интенциональность, направленность, опосредованность и т.д. и т.п.), будучи равноправным выражением «реальности субъекта» и «реальности объекта» (С.Л. Рубинштейн). Инверсируя от внешнего к внутреннему и наоборот, созерцание может охватывать своим «вниманием» самые разнообразные предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния и др., создавая и разрушая типологии, классификации, соединения, разъединения, целое и составные части, композиции и деконструкции.
Отметим, что источником, средством или «орудием» созерцания выступает не только визуальная система: определенное соотношение звуков (шум ветра, звуки леса, птичий гомон, протяжная песня, симфоническая или иная композиция и др.), внутрителесных и поверхностно-мышечных гармоничных ощущений (легкое насыщение, посильное физическое напряжение, первичное утомление и др.), спокойное длительное движение, полет и т.д. и т.п. Созерцание в синхронии можно обозначить как состояние необремененности прошлым и неозабоченности будущим в благоприобретенном настоящем.
В возрастно-психологическом плане созерцание приобретает доминантную роль (А. Ухтомский) в периоды возрастных и иных кризисов, наиболее явно обнаруживаясь во младенчестве, юности и в преклонном возрасте.
Некоторые заболевания «благоприятствуют» актуализации созерцания (см. повесть Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»), посредством которого проявляются скрытые контексты и обнажаются иные смыслы. В этом плане важно отчетливо дифференцировать явления созерцания и переживания. В последнем случае неотъемлемой и существенной характеристикой является эмоциональная составляющая. Для созерцания же эмоциональная сторона вовсе не обязательна, если она вообще имеет место.
Довольно сложен и характер отношений созерцания с базовыми психическими процессами. Оно конгруэнтно вниманию, не совпадая с ним (ненаправленное сосредоточение, задумчивость). Созерцание может быть обращено из настоящего в прошлое или наоборот, дезориентируя работу памяти. Оно может быть восприятием явного (реального) и ирреального, контаминируя перцепцию с воображением. Чуждое опосредованию, оно (созерцание) не мыслит и, вместе с тем, постигает сущность. Не откликаясь ни на одну из поименованных в науке эмоций, созерцание, возможно, несет в себе магию Леонардо-вой Джоконды и вместе с ней - полное отсутствие мотивации и видимого действия.
Уравнивая реальности субъекта и объекта (С.Л. Рубинштейн), созерцание выступает оппозицией (антиномией) деятельности, подтверждая либо разрушая единство деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн). Созерцание противостоит также прагматизму (утилитаризму, корысти, ангажированности и т.д.) не только в одной из своих разновидностей - эстетическом созерцании (И. Кант). В своей «неподвижной» противоположности любому вектору движения (действия) созерцание подобно светоносному (озаряющему) состоянию. Вместе с тем оно не тождественно состояниям озарения или инсайта; то и другое выступают итоговыми фазами целенаправленного поиска, ожидаемого решения заранее поставленной задачи. Созерцание абсолютно свободно, так как неподвластно регуляции.
Как отмечают В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, «концентрируясь "здесь и сейчас" на вид величественной горной гряды или глядя на горизонт великого океана, мы испытываем состояния, близкие к тем, что испытывал другой человек, стоявший на этом месте и погруженный в созерцание столетия назад. В этот момент времени прошлое и настоящее, а также будущее (в восприятии еще не родившегося человека) сливаются, и мы чувствуем бездну вечности» [12].
Свобода или случайность (спонтанность) выражаются в том, что это состояние может актуализироваться, а возможно, и нет, так же, как и его смысловое оформление.
Соотнося созерцание с явлениями измененных состояний сознания (ИСС), можно, на наш взгляд, включить его в класс ИСС как необычное состояние сознания, если последнее определяется как разновидность ИСС. В этом случае в классе ИСС созерцание занимает особое место, не совпадая с известными другими (медитация, транс, молитва, затворничество, мантрическое или янтрическое сознание и др.). Вместе с тем некоторые ИСС тесно взаимосвязаны с созерцанием, стимулируя либо продуцируя друг друга (см. состояния Самадхи, Випассана) [12]. В связи с этим вывод, к которому приходят В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, на наш взгляд, можно отнести не только к состояниям медитации, но и к созерцанию. Конгруэнтное качество одного (созерцание) и другого (медитация) состояний, связано с «изменением форм категоризации мира, себя, других, со снятием субъект-объектной оппозиции «Я» и мира», то есть «снятием двойственности» (Петренко). Однако, при всем сходстве обозначенных механизмов (декатегоризация, изменение качества оппозиции «Я» - «не Я»), состояние созерцания, в отличие от медитации, не обязательно и не часто ассоциировано с исчезновением «Я», «растворением его в едином сознании мира». Созерцающее «Я» одновременно и «в се-
Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме созерцания... 19
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2
бе», и «в объекте» (мире); оно сохранно, хотя и со слабо различимыми границами, что, по-видимому, более характерно для западной ментальности в сравнении с восточной. Более общим механизмом регуляции состояний в той и другой культуре является представленный нами в контексте факторной структуры сознания, механизм соотношения контакта (коммуникации, смыслового общения) и свободы (выбора, созидания) в сочетании с внутренним или внешним планами бытия. Общие для обеих культур (Запад-Восток) предикторы созерцания - ситуации экстремальных ограничений во внешней коммуникации (различные формы уединения). В этом случае процессы внутренней коммуникации в формах аутокоммуникации или транскоммуникации (по Кабрину) одинаково возможны, но не равновероятны для обозначенных культур. Иное соотношение - в случае экстремального ограничения внешних свобод, субъективно принимаемых в одной ментальности (Восток) и лишь более или менее ограничиваемых - в другой (Запад). Здесь, на наш взгляд, пролегает граница между медитативным (трансовым) и созерцательным состояниями. Как подтверждающие иллюстраций, альтернативные примерам из буддистской литературы, можно привести созерцающий персонаж в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» или ранний литературный этюд Ф. Кафки «Созерцание».
Более дифференцированные кросскультурные исследования моментов созерцания (созерцательности) в орнаменталистике, архитектурных формах, садово-парковом искусстве, в протяжных песнях и в определенных жанрах музыкального фольклора, поэзии и др. позволят выявить многообразие модусов и структур, запечатленных как органичные сознательно-бессознательные дополнения в разных видах человеческой деятельности.
Продолжая линию сопоставлений, отметим, что созерцание не тождественно также мистическим состояниям. Опираясь на материалы книги У. Джеймса, которая, по мнению П.С. Гуревича, «до сих пор остается непревзойденной по проникновению в тайны мистического опыта», и на комментарии П.С. Гуревича [5], можно констатировать, что в обоих случаях имеет место психопрактика обретения живого (рационально-иррационального) опыта, будь то восприятие и понимание мира и себя, или частное отношение, или система отношений. И если мистика - это целенаправленное «погружение» в иное сознание или в бессознательное, то созерцание - это спонтанно обретаемая точка (область) схождения сознания и бессознательного.
Таким образом, введение категории созерцания в предметную область современной психологии позволяет исследовать соответствующие явления и в теоретико-методологическом, и в прикладном планах, в частности, в приложении к таким отраслям психологии, как возрастная, педагогическая, клиническая, психология личности; этническая, кросскультурная психология и др.
В рамках общей проблемы психологического исследования созерцания, в связи с задачей изучения возрастной динамики проявлений созерцания (содержание, функции, индивидуальные особенности и др.), были выявлены представления студентов о феномене созерцания (ранее школьники и студенты данную проблему не изучали): респондентам предлагалось в письменной форме (самоотчеты) изложить свое представление и о самом явлении созерцания, и о его возрастных характеристиках [4]. Обращение к проблематике созерцания позволяет амплифицировать не только трактовку самого понятия, но и многосторонние связи соответствующего явления, в частности, важнейшую роль созерцания и его различных проявлений в психологическом взрослении человека. В возрастно-психологическом плане созерцание обретает доминантную роль в периоды возрастных и иных кризисов, наиболее явно обнаруживаясь в младенчестве, юности и в преклонном возрасте, в частности - в обретении, становлении, трансформации идентичности [2]. Наши респонденты указывали на первые запомнившиеся им проявления созерцания, которые приходились именно на период кризисов (7-8 лет; 11-14 лет), то есть на тот период, когда осознается и фиксируется состояние созерцания. Проиллюстрируем данное утверждение высказываниями респондентов: «Созерцание - это может быть просто взросление, и с каждым пережитым временем оцениваешь себя и то, что с тобой происходит»; «происходит развитие личности и задумываешься о прошлом и будущем»; «когда возникают какие-то проблемы или нужно бывает принять серьезные решения» и др. В состоянии созерцания, как указывают респонденты-студенты, происходит оценка или переоценка себя, своей жизни, каких-либо событий, ситуаций, что в конечном счете помогает самоопределиться в различных жизненных ситуациях и, возможно, найти правильное решение: «это видение своих жизненных этапов, особенно запомнившихся, которые чем-то выделились в прошлом, настоящем и будущем», «в состоянии созерцания в голову приходят умные вещи, решение каких-либо жизненных задач», «осознавание себя, когда вспоминаешь себя в прошлом и соотносишь с собой в настоящем», «это оценка своего внутреннего мира».
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Как отмечает В.В. Знаков, «в созерцании как усмотрении непостижимого в явном осознаваемом или в неявном бессознательном виде представлено ценностное отношение субъекта к миру, регулирующее процессы решения им познавательных и экзистенциальных проблем» [7. С. 57].
Школьники дополняют вышесказанное следующими определениями: «осмысление своих поступков», «полет синей птицы, расслабление», «я чувствую отключение мозга», «останавливаются мысли и только смотришь на предметы» и др. В состоянии созерцания большинство респондентов-школьников отмечает, что они не испытывают никаких эмоций, а только «расслабление и чувство пустоты», «спокойствие» или «умиротворенность»; другая группа вмещает в себя ответы «не помню», «не знаю», «не могу описать словами». Отметим, что ответов такого типа гораздо больше у школьников, чем у студентов. В нашем исследовании встречаются ответы школьников, определяющих свое эмоциональное переживание в состоянии созерцания: «ощущаю грусть», «легкая печаль», «ощущение пустоты», «радость», «свободу» или «уныние». Но, вполне допустимо, что в некоторых случаях имеет место наложение предыдущего и последующего состояния на состояние созерцания «здесь и сейчас». В отличие от студентов, школьники чаще указывают на переживание негативных ощущений в постсозерцательный период: «хожу загруженная, с не очень хорошим настроением», «иногда кружится голова», «тяжесть на душе» и т.д.
Можно говорить и о положительном влиянии постсостояния созерцания на принятие личностью различных решений: «после созерцания, я понимаю, что нужно изменить в себе, в своем поведении и в какую сторону», «у меня складывается впечатление, что я знаю, что нужно делать и как правильно жить»; у школьников мы наблюдаем такие ответы: «я чувствую, что в голове своей решила все вопросы и проблемы», «чувство удовлетворенности в познании себя», «когда смотришь на мир определенными глазами, взглядом. У каждого человека оно свое» и др. Как считает В.Ф. Петренко, «созерцание открывает возможность появления новых идей, новых креативных образов, новых этических представлений [11. С. 9]. Таким образом, в юношеском возрасте становление идентичности непосредственно связано со «спонтанно обретаемой точкой (созерцание) схождения сознания и бессознательного» [2].
Планируются и другие направления экспериментально-психологических исследований созерцания: ретроспективные описания респондентами состояния созерцания в зависимости от пола, возраста, рода деятельности, этно-конфессиональной принадлежности и др.; анализ фото (видео) презентаций в Интернете с целью категоризации (классификация) содержания кадров, смыслов, контекстов, коммуникативных актов и др.; непрерывное отслеживание КГР (кожно-гальванической реакции), с периодическим отслеживанием эмоциональных и других психических состояний в течение продолжительных отрезков времени; психодиагностическое обследование пациентов с установленной ад-дикцией (алко-, нарко-, игро-) и/или социо-, психо-девиациями по методике Г.В. Акопова, Т.В. Семеновой «Деятельностный - созерцательный тип личности»; сравнительная психосемантическая оценка (Д. Осгуд, В.Ф. Петренко) слов: созерцание, восприятие, мышление, интуиция, инсайт, медитация и др.; созерцание у зеркала («Смотрю на себя, вижу...»); психологический анализ различных фаз утомления (усталости) и созерцание (мышечное, перцептивное, интеллектуальное.); сопоставление состояний «предзасыпания», противодействия засыпанию (сну) и борьбы с бессонницей; исследование соотношения понятий созерцание, немгновенный инсайт, инсайт - и другие исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопов Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010.
2. Акопов Г.В. Созерцание как предмет психологических исследований // Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Поволжского консолидирующего семинара (21 мая 2010 г.). Самара, ПГСГА, 2011.
3. Акопов Г.В. Глобализация и самоопределение личности в современном обществе // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. /отв. ред. А.В. Капцов. Самара: СамЛюксПринт, 2013.
4. Акопян Л.С. Обыденные представления студентов о феномене созерцания // Сборник статей по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». 18 февраля 2013 г. МОСИ, Йошкар-Ола, 2013.
5. Гуревич П.С. Роптание души и мистический опыт (Феноменология религии У.Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С.411-424.
Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме созерцания... 21
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2
6. Даль В. Толковый словарь живаго великорусского языка. Т.4. С.-Пб., М, 1882.
7. Знаков В.В. Понимание, постижение и созерцание// Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Всерос. конф. / под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой. Самара, 21 мая 2013. Самара: ПГСГА, 2013.
8. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2006.
9. Краткая философская энциклопедия. М.: АО «Издательская группа "Прогресс"», 1994.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 6 изд. М.: Сов. энцикл., 1964.
11. Петренко В.Ф. Духовно-психологическое и естественнонаучное обоснование созерцания // Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Всерос. конф. / под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой. Самара, 21 мая 2013. Самара: ПГСГА, 2013.
12. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредованное познание // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1: Январь-Март. С.164-190.
13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под обш. ред. В.А. Петровского. М.:ПЕР СЭ, 2005.
14. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2007.
15. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С.Аверинцева, Э.А.Араб-Оглы и др. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989.
Поступила в редакцию 15.04.14
G. V. Akopov, L.S. Akopian
THEORETICAL AND EXPERIMENTAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF CONTEMPLATION IN MODERN PSYCHOLOGY
Contemplation is regarded as a mental phenomenon that exists in the forms of process, state and personality characteristics - individuality. The non-identity of contemplation and basic mental processes (attention, memory, perception, thinking, etc.) is stated. The reality of the phenomenon of contemplation in retrospects of comprehensive school students and academicians is proved. The main and basic functions of contemplation in age-critical and semantic aspects are revealed. Some trends in experimental investigation of contemplation are identified.
Keywords: contemplation, philosophical and psychological definitions, mental processes, retrospection, pupils, students, experimental investigations.
Акопов Гарник Владимирович,
доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой общей и социальной психологии
Акопян Любовь Суреновна,
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия»
443099, Россия, г. Самара, ул.М. Горького, 65/67
Akopov G.V.,
Doctor of Psychology, Professor,
Head of Department of general and social psychology
Akopyan L.S.,
Doctor of Psychology, Professor, of Department of age and pedagogical psychology E-mail: [email protected]
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, M. Gorkogo st., 65/67