Научная статья на тему 'Самарское региональное отделение Российского психологического общества: история и современность'

Самарское региональное отделение Российского психологического общества: история и современность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самарское региональное отделение Российского психологического общества: история и современность»

САМАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

SAMARA REGIONAL DEPARTMENT OF RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SOCIETY:

PAST AND PRESENT

Своим становлением и развитием Самарское региональное отделение Российского психологического общества в немалой степени обязано историческому прошлому, связанному с появлением в Самарском крае в начале XX в. первых образовательных учреждений - сначала краткосрочных педагогических курсов (1901), а затем сети светских и церковных учебных заведений (1911-1913) [1].

Именно педагогическая практика потребовала не только внедрения в образовательный процесс этих структур блока психолого-педагогических дисциплин, но и объединения усилий школы и семьи для решения проблем воспитания подрастающего поколения. Уже тогда у первых организаторов образовательных учреждений возникла мысль о создании профессионально направленного объединения педагогов и родителей, способного консолидировать разрозненные проявления зарождающейся психологической науки и достижения современной для того времени педагогической практики. Объединение начало активно действовать в виде семейно-педагогического кружка, открытие которого 11 октября 1902 г. провозгласил возглавивший его преподаватель мужской гимназии Н.А. Челноков. О том, что в кружке ведущим стало психологическое направление, говорит тот факт, что в том же году по инициативе Н.А. Челнокова была создана Психологическая комиссия «для изучения детей в целях более рационального воспитания детской души» [2, с. 12].

В 1903 г. состоялось 13 заседаний Психологической комиссии, на которых обсуждались насущные вопросы психологического обоснования предпринимаемых родителями, педагогами, представителями различных общественных организаций, земств, государством мер в деле воспитания подрастающего поколения. С созданием в Самаре в 1908 г. Общества народных университетов Психологическая ко-

миссия активизировала свою деятельность по пропаганде психологических знаний. До момента открытия в 1911 г. женского педагогического института, преобразованного позже в Высший женский педагогический институт, было прочитано более 40 публичных лекций по проблемам физиологии (профессор В.И. Вартанов), психологии (профессор А.П. Нечаев), патологической педагогики и др.

Дальнейшему укреплению психологической мысли и педагогической практики в г. Самаре и сплочению небольшой группы психологов в значительной степени способствовал созданный в 1911 г. педагогический институт, который возглавил известный в те годы в России и за рубежом ученый-психотехник А.П. Нечаев. Начали действовать Психологический семинарий и Лаборатория по педагогической психологии, объединившие группу (30 человек) студентов и преподавателей института и школ. Группа сосредоточила внимание на изучении «реальных представлений у детей младшего школьного возраста и связанных с ними эмоций страха, развитии памяти и внимания, психической утомляемости» [3, с. 15]. Собирался эмпирический материал и о психическом развитии взрослых, успешно реа-лизовывался опыт самого А.П. Нечаева по созданию коллекции простейших приборов для преподавателей психологии, велась большая для того времени просветительская работа по пропаганде психологических знаний.

Дальнейший период деятельности самарских психологов был непосредственно связан с развитием педагогического образования в рамках педагогического института. Создавались и в последующем преобразовывались кафедры педологии (1936), психологии (1951), психологии и физиологии (1955) и др. Дело, начатое А.П. Нечаевым, нашло свое продолжение в профессиональной и просветительской деятельности группы самар-

ских психологов, в которую вошли профессора С.М. Василейский и М.В. Сергиевский, преподаватели психологии А.А. Гайворовский, М.С. Петербургская, Н.Г. Лепешинская и др.

Вторая половина прошлого века для самарских психологов стала периодом существенных организационных преобразований, направленных на усиление общественного признания их деятельности не только в Самарской (Куйбышевской) области, но и в стране. Идея продолжения сложившихся традиций и усиления консолидации сил в целом немногочисленного состава специалистов-психологов, работавших в то время в основном в Куйбышевском государственном педагогическом институте, в созданном в 60-е гг. Куйбышевском государственном университете, на единичных промышленных предприятиях Куйбышева и Тольятти, принадлежала проректору по научной работе КГПИ кандидату педагогических наук, доценту Л.Н. Кадочкину. Основанием идеи объединения специалистов стала мысль о том, что научно-исследовательская, опытно-экспериментальная, научно-методическая и просветительская работа, которую успешно осуществляли первые самарские психологи, должна найти свое продолжение в ходе активного обмена мнениями, замыслами, обсуждения актуальных вопросов и делового общения специалистов-психологов на более высоком уровне. Идея была реализована путем создания секции Куйбышевских психологов при существовавшем с конца 60-х гг. Ульяновском отделении Общества психологов СССР. В состав секции вошли преподаватели кафедры педагогики и психологии КГПИ Л.Н. Кадочкин (руководитель секции), А.П. Архипов, Н.В. Генина, аспиранты той же кафедры В.Е. Сидорова (Кадочкина) и М.Н. Акимова. В начале 80-х гг. состав секции пополнился новыми участниками. Деятельность этой группы психологов не ограничивалась преподаванием цикла психолого-педагогических дисциплин. Они принимали активное участие в просветительской работе, в пропаганде психологических знаний в основном среди педагогов училищ, техникумов, учителей, в том числе на курсах повышения квалификации при Областном инсти-

туте усовершенствования учителей (ныне Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования - СИПКРО). Одним из надежных источников получения научной информации в области психологии стало активное участие этой группы в качестве делегатов в работе XVIII Международного конгресса психологов, проходившего в Москве в августе 1966 г., и III съезда Общества психологов СССР, проходившего 9-12 июля 1968 г. в Киеве.

С начала 70-х гг. и в последующее десятилетие руководство секцией Куйбышевских психологов перешло к доценту кафедры педагогики и психологии КГПИ М.Н. Акимовой. В секцию были вовлечены новые участники Г.В. Акопов, В.Е. Суботин, О.В. Турусова, Г.Н. Казанцева, В.Д. Агейкин, Т.В. Харитонова, А.М. Полуэктова, Л.М. Головина. Одновременно продолжалось укрепление связей с ведущими научными психологическими центрами страны, чему способствовали защиты кандидатских диссертаций и получение ученых степеней кандидатов психологических наук Г.В. Акоповым, М.Н. Акимовой, Г.Н. Казанцевой. Пополнившаяся группа Куйбышевских психологов по-прежнему принимала активное участие в исследовательской, научно-методической и просветительской работе. Издавались методические рекомендации для педагогов-практиков в основном по вопросам индивидуального подхода к обучению и воспитанию школьников, наметилось новое направление исследований, связанных с изучением вопросов формирования личности, мотивации, ценностных ориентаций, мировоззрения, сознания и т.д. Многие из этих вопросов обсуждались не только на заседаниях секции. Результаты своих исследований куйбышевские психологи представляли в трудах, опубликованных в сборниках материалов V (Москва, 27 июня - 2 июля 1977 г.) и VI (Москва, 18-22 августа 1983 г.) съездов Общества психологов СССР, делегатами которых они были.

Бурный период перемен в сфере образования середины 80-х и особенно 90-х гг. для самарских психологов сопровождался открытием первой кафедры

психологии в Поволжье на базе Куйбышевского государственного педагогического университета (1985 г., заведующий кафедрой Г.В. Акопов), а затем созданием факультетов психологии на базе Самарского государственного педагогического университета (1993), Самарского государственного медицинского университета (1993) и Самарского государственного университета (1994).

Эти знаменательные события требовали серьезных шагов в профессиональном совершенствовании вузовских преподавателей, обеспечивавших психологическую подготовку будущих специалистов системы образования. Вновь стали востребованными активное взаимодействие и взаимоподдержка в профессиональном, научном, исследовательском росте преподавателей, работавших на факультетах психологии СГПУ и СамГУ.

В 1988 г. было решено ходатайствовать перед Президиумом Общества психологов СССР о преобразовании секции Куйбышевских психологов при Ульяновском отделении Общества психологов СССР в самостоятельное областное отделение. В связи с тем, что 22 ноября 1994 г. Общество психологов СССР было преобразовано в Российское психологическое общество (РПО), Самарское областное общество психологов СССР официально стало именоваться «Самарское областное (региональное) отделение Российского психологического общества». Состав обновленного отделения стал ежегодно пополняться новыми активными участниками.

С 1988 г. и по настоящее время Самарское региональное отделение Российского психологического общества возглавляет доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Гарник Владимирович Акопов. Базируется отделение на факультете психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета (декан -кандидат педагогических наук, доцент Нина Ивановна Буковцова).

В состав Самарского регионального отделения РПО входят психологи, представляющие следующие образовательные и исследовательские учреждения:

- Самарский государственный социально-педагогический университет;

- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева;

- Самарский государственный медицинский университет;

- Самарскую гуманитарную академию;

- Самарский государственный технический университет;

- Самарский институт повышения квалификации работников образования;

- Самарский филиал Московского городского педагогического университета;

- Региональный социопсихологический центр;

- Тольяттинский государственный университет.

Такое представительство значительно расширило диапазон вопросов, обсуждаемых на заседаниях Самарского регионального отделения РПО. Растет и профессиональное мастерство членов СРО РПО, в составе которого на сегодняшний день более 40% кандидатов наук и около 20% докторов наук.

Несомненным достижением самарских психологов является оформившаяся в Самарском регионе научная школа психологии сознания, существование которой подтверждает ряд прошедших международных, всероссийских и региональных научных конференций, в числе которых можно назвать следующие:

- «Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем» (1994, 1996, 1999, 2004) - победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального сообщества России» в 2004 г.;

- «Психология искусства» (2002) -грант РГНФ;

- «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (2007) -грант РГНФ;

- «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (2011) -грант РФФИ; лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России» в 2011 г.;

- «Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема» (2010, 2013);

- «Художественное сознание: консолидация естественно-научного и гуманитарного подходов» (2014) - грант РФФИ;

- «Сознание. Рефлексия. Созерцание» (методологический симпозиум) (2014, Черногория, г. Будва);

- «Психология сознания: этнонаци-ональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты» (2015) - госзадание Минобрнауки РФ.

Эти конференции, как и ряд монографических работ по психологии сознания, выполнених самарскими исследователями, признаны российским сообществом психологов как достойный вклад в фундаментальную психологическую

науку. Теоретические разработки вопросов психологии сознания и новые прочтения понятий «контакт», «свобода», «созерцание», «рефлексия» обогащают традиционное понимание сознания как «спе-

цифически человеческой формы субъективного отражения объективной реальности, <...> как продукта тех отношений и опосредований, которые возникают в ходе становления и развития общества» [4, с. 170]. Проблема сознания, таким образом, объединяет в себе неразрывно связанные вопросы сознания и субъекта (носителя сознания), что значительно расширяет поисковое поле эмпирических исследований.

В целях представления современных научных изысканий в области психологии сознания, а также подходов, определяющих возможность консолидации традиционных и новейших знаний как при определении сознания, его классификации, структурировании и других научных построениях, так и в дополнительной к научной системе сфере знаний - исторической менталистике в 2007 г. под руководством Г.В. Акопова и Т.В. Семеновой основан Самарский научный центр психологии сознания (СНЦПС) sncps.ru/).

Заседание Самарского отделения РПО. 12.04.2017

Г. В. Акопов, Т. В. Семенова

Созерцание

как дополнительная

к деятельности категория психологии

Издания Самарского научного центра психологии сознания

Дальнейшие перспективы научно-исследовательской, педагогической и просветительской деятельности сообщества самарских психологов прочно связаны с государственной образовательной политикой. Запросом педагогической практики все более становятся вопросы, касающиеся психологии инклюзивного образования. Самарские психологи принимают активное участие в разработке общеобразовательных и вариативных программ обучения и воспитания детей в условиях инклюзивной школы.

Не менее востребованными становятся проблемы медицинской, клинической, юридической психологии. Самарское региональное отделение РПО откликается и на эти запросы современной практики.

В ближайшее время под эгидой Самарского регионального отделения РПО планируется ряд теоретических и практи-ко-ориентированных мероприятий:

- 7-8 апреля 2017 г. - Поволжская ассамблея психологов-практиков «Мир психологии». Целью ассамблеи является популяризация достижений и возможностей современной практической психологии и педагогики в профессиональной и социальной среде города, обмен опытом среди специалистов помогающих профессий, формирование положительного образа профессии у студентов; повышение доверия к профессиональной психологической помощи и расширение кругозора населения в области психологических знаний;

- 12 апреля 2017 г. - методологический семинар «Принципы, подходы и реализация темы "Сознание" в преподавании учебных дисциплин студентам, обучающимся по направлениям "Психология" и "Психолого-педагогическое образование"»;

- 17 апреля 2017 г. - лекция-семинар Марины Валерьевны Ермолаевой (Москва) «Актуальные вопросы возрастной психологии». Лекция посвящена современным исследованиям в области психологии развития и возрастной психологии. Особое внимание уделено проблеме преемственности возрастного развития на протяжении жизненного пути, межпоколенным связям, а также психологическим механизмам развития, которые проявляются в практике семейных отношений, образовательной деятельности и мотивации достижений;

- 10 мая 2017 г. - семинар Аллы Владимировны Тороповой (Москва) «Интонирующая природа сознания». Семинар посвящен обсуждению истоков и внутри-психических факторов формирования музыкально-языкового сознания человека, закономерностей и функций процесса интонирования как психического феномена, породившего языковые ветви сознания, в том числе музыку, пластику, поэзию и просодические компоненты речи.

В настоящее время психологи региона готовятся к участию в очередном, проводимом раз в четыре года, съезде Российского психологического общества в г. Казани, который пройдет 5-7 октября 2017 г.

* * *

1. Отчет о краткосрочных педагогических учительских курсах, бывших в г. Самара с 20 июля по 20 августа 1901 г. Самара : Земская типография, 1902.

2. Отчет о деятельности Самарского семейно-педагогического кружка за 1902-1903 гг. Ч. 1. Самара : Типография Н.В. Жданова, 1905.

3. Отчет о деятельности историко-филологического факультета Самарского университета. Вып. 2. №11. 1919 г. Самара : Типография Средволсоюза, 1919.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : В 2 т. Т. II. М. : Педагогика, 1983. 320 с.

М.Н. Акимова, Г.В. Акопов, А.В. Беркалиева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.