психологические науки
Акопов Гарник Владимирович, Акопян Любовь Суреновна, Рузанов Леонид Тимофеевич СВЯЗЬ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СТАТУСОВ ...
УДК 159.9
СВЯЗЬ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СТАТУСОВ С СОЦИАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2018
Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Акопян Любовь Суреновна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Рузанов Леонид Тимофеевич, магистр психологии, аспирант кафедры
общей и социальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, дом 65/67; e-mail: [email protected])
Аннотация. Религиозная проблематика современности обусловлена действующими в настоящее время глобально интеграционными процессами в мире, вызывающими как имплицитное так и открытое пассионарное сопротивление большинства населения традиционных сообществ, приводящее к новым формам экстремизма и терроризма. Особая роль в формировании тех или иных социальных установок принадлежит общеобразовательным учреждениям. Многообразие России по этнотерриториальному статусу и соответствующей конфессиональной структуре представляет определенное преимущество по сравнению с другими странами, но и предполагает достаточно сложные модели социального управления. В системе социальных установок наиболее информативными являются социальная активность-пассивность, избегание неопределенности, инновационность-традиционность, нормативность-прагматичность поведения, конкурентность-консолидированность взаимодействий, сдержанность-снисходительность в отношениях, а также установки деятельности-созерцания. Выявлены общие и специфические особенности социальных установок юношей и девушек различных этнотерриториального и религиозного статусов. С установкой «конкурентность-консолидация взаимодействий» связаны противоположные соотношения оценок старшеклассников с различным территориальным и конфессиональным статусом: в Самаре значимо более выражена установка консолидации, как и в христианской подвыборке; в исламской подвыборке более представлена установка конкурентности. Установки социальной активности - пассивности, нормативности - прагматичности поведения юношей и девушек независимо от территории проживания инвариантны относительно идентификации с той или иной конфессией.
Ключевые слова: социальные установки, старшеклассники, этнотерриториальный статус, конфессиональная самоидентификация, дуальность социокультурных условий, социальная актвиность, конкурентность-консолидиро-ванность, традиционность-инновационность, нормативность, деятельность-созерцание.
COMMUNICATION OF ETHNOTRITORIAL AND RELIGIOUS STATUSES WITH SOCIAL INSTALLATIONS OF THE OLD SCHOOLS
© 2018
Akopov Garnik Vladimirovich, doctor of Psychology, Professor, Head of the Department
of General and Social Psychology Akopian Liubov Surenovna, doctor of Psychology, Professor of the Chair
of Pedagogy and Psychology Ruzanov Leonid Timofeevich, Master of Psychology, post-graduate student of the Faculty of Psychology Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, streetM. Gorky 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The religious problems of our time are conditioned by the global integration processes that are currently operating in the world, causing both implicit and open passionarity resistance of the majority of the population of traditional communities, leading to new forms of extremism and terrorism. A special role in the formation of certain social settings belongs to general education institutions. The diversity of Russia in terms of ethnoterritorial status and the corresponding confessional structure presents a certain advantage in comparison with other countries, but also presupposes rather complex models of social management. In the system of social attitudes, social activity-passivity, avoidance of uncertainty, innovation-traditionalism, normative-pragmatic behavior, competitiveness-consolidation of interactions, restraint-leniency in relations, as well as setting of activity-contemplation are the most informative. The general and specific features of social attitudes of young men and women of various ethno-territorial and religious statuses are revealed. With the installation of "competitiveness-consolidation of interactions", the opposite correlation of assessments of high school students with different territorial and confessional status is connected: in Samara, the consolidation setting is much more pronounced, as in the Christian subsample; In the Islamic sub-sample, the installation of competitiveness is more representative. The settings of social activity - passivity, normality - pragmatic behavior of young men and women, regardless of the territory of residence, are invariant with respect to identification with a particular faith.
Keywords: social attitudes, senior pupils, ethnoterritorial status, confessional self-identification, duality of sociocultural conditions, social activism, competitiveness-consolidation, traditionality-innovativeness, normativity, contemplative activity.
Религиозная проблематика современности обусловлена действующими в настоящее время глобально интеграционными процессами в мире, вызывающими как имплицитное так и открытое пассионарное сопротивление большинства населения традиционных сообществ, приводящее к новым формам экстремизма и терроризма. Понимание особенностей восприятия окружающей действительности подрастающим поколением, относящим себя к различным конфессиям, - важное условие для формирования как внутренней так и внешней политики, призванной объединить усилия по предупреждению и противодействию явлениям экстремизма.
В данном вопросе важную роль играет система школьного образования. Однако сложность исследования состоит в том, что в разных регионах существует ряд специфических особенностей, неполный перечень которых состоит из следующих факторов: территориальной формы организации власти в субъекте федерации (республика, край, область), социально-культурной и экономической ситуации в субъекте федерации, размера города, соотношения численности и состава этнических и религиозных групп, обучающихся в данной школе [1; 2]. В связи с этим возникает интерес в сопоставлении этнического и религиозного сознания учащихся образо-
Akopov Garnik Vladimirovich, Akopian Liubov Surenovna, Kuklev Dmitri Igorevich psychological
COMMUNICATION OF ETHNOTRITORIAL AND RELIGIOUS STATUSES ... science
вательных школ в различных городах, близких по уровню экономического развития и численности населения, таких как г. Самара и г. Набережные Челны (республика Татарстан). Выбор города из Татарстана осуществлялся между Казанью и Набережными Челнами и был решен в пользу последнего, поскольку Казань выделена статусом столичного города Республики в отличие от Самары.
Исследование проводилось с использованием методики, сконструированной авторами по аналогии с опросником Хофстеде [3], представляющим собой комплекс показателей, характеризующих социокультурные особенности представителей различных социальных групп. Некоторые параметры данной методики были варьированы и дополнены нами согласно целям и задачам нашего исследования. Так, шкала «Социальная активность - социальная пассивность» показывает насколько респондентам присущи определенные предпочтения, мировоззренческие позиции, целеустремленность преобразователя [4]. Параметр (шкала) «Индивидуальность
- Коллективизм» был заменен на «Конкурентность -Консолидация», так как в российском менталитете слова «индивидуализм, коллективизм» в постперестроечное время приобрели у части населения негативные смысловые оттенки. В данном параметре акцент ставится не на то, превалируют ли ценности группы или нет над интересами индивида, а на то, какой путь достижения цели респондент считает эффективным - конкурируя с другими или объединяясь с ними в группы. Обновлена также шкала «Традиционность - Инновационность»: традиционность как установка личности, а именно, склонность придерживаться укоренившихся обычаев, порядков в чем-либо и проявлять социальный консерватизм вследствие строгого следования тем формам жизнедеятельности, которые считаются стабильными, надежными, устойчивыми. Инновационность понимается как готовность развиваться в условиях постоянных изменений, где требуется быстрая адаптация, проявление активности и инициативности [5]. Шкала «Прагматичность
- Нормативность» - склонность к рациональному принятию решений, направленная на удовлетворение собственных потребностей, получение практически полезных результатов (основным критерием является выгодно или не выгодно), либо, прежде всего, соблюдение норм и удовлетворение потребностей в пределах существующих норм. Добавлена шкала «Сдержанность-Снисходительность», позволяющая выявить установки, определяющие реакции при столкновении с необычной жизненной ситуацией. Снисходительность говорит о понимании и принятии, а сдержанность - о непринятии того, что не вписывается в привычный миропорядок. Следующая шкала «Деятельностный тип-Созерцательный тип» позволяет выявить тип сознания респондента, его склонность к активной деятельности или к ее созерцанию [6; 7; 8]. Выделенные характеристики в дальнейшем будут обозначены как социокультурные установки.
Выборку составили учащиеся 10-11 классов общеобразовательных щкол самарской области (г. Самара
- 73 человека, из которых 40 девочек и 33 мальчика) и общеобразовательных школ Татарстана (г. Набережные Челны - 46 человек, из которых 28 девочек и 18 мальчиков). В Самаре из 73 учащихся 28 человек относят себя к исламу, 32 человека к христианству и 13 человек не относят себя ни к одной из конфессий. В Набережных Челнах 20 человек относят себя к исламу, 19 - к христианству и не относят себя к религии - 7 учащихся. По этническому составу обе выборки эквивалентны.
По шкале «Социальная активность - Социальная пассивность», старшеклассники городов Самара и Набережные Челны существенно отличаются по своим самооценкам (здесь и далее критерий Манна Уитни, р<0,01): 64% самарских школьников характеризуются выраженной активностью против 39% в Набережных Челнах; по социальной пассивности 25% и 50% соответ-274
ственно; 11% тех и других старшеклассников затруднились в ответе. Можно предположить, что социокультурная и языковая дуальность служат некоторым сдерживающим фактором внутренней самоинициации активных форм жизнедеятельности индивидов, что и отражено в самосознании учащихся Татарстана и Самарской области. Вместе с тем, у старшеклассников, относящих себя к той или иной конфессии в совокупной выборке двух городов (православие - ислам) существенных различий в самооценках активности - пассивности не выявлено, но и те и другие существенно отличаются по данному параметру от подгруппы, не относящей себя к определенной конфессии; в этой подвыборке существенно больше социально-активных юношей и девушек (60%). Объяснение возможно связано с тем, что религиозные каноны могут ограничивать те или иные виды и формы социальной активности.
С социальной активностью, несомненно, связано явление избегания неопределенности. По соответствующей шкале высокой степенью избегания неопределенности характеризуются старщеклассники из Набережных Челнов - 78% при сопоставимом показателе у самарских юношей и девушек - 66% (неопределенный ответ - 7% и 8% соответственно). Самарские школьники имеют более высокий показатель учащихся (26%), оптимистично смотрящих в будущее и имеющих низкий уровень избегания неопределенности против 15% в Набережных Челнах. Что касается старшеклассников, идентифицирующих себя с той или иной конфессией, то существенных различий здесь не обнаружено. Вместе с тем, важно отметить, что и те и другие старшеклассники в подавляющем большинстве определяют у себя высокий уровень избегания неопределенности. В целом, можно отметить, что по показателю избегания неопределенности вся обследованная выборка юношей и девушек близка к тем категориям населения, которые идентифицируют себя с традиционным обществом. Это подтверждается также параметром «Инновационность-Традиционность»: так, по шкале приверженности к традициям в Самаре - 64%, а в Набережных Челнах - 59% старшеклассников при достаточно высокой доле неопределенных ответов (15% и 13% соответственно). Некоторое превышение по показателю склонности к инновациям выявлено у юношей и девушек из Набережных Челнов (28% и 21% соответственно), что контрастирует с конфессиональной картиной склонности к инновациям: в христианской подвы-борке - 23%, в исламской - 17%; у старшеклассников, идентифицирующих себя с исламом, приверженность традиции отмечается у 70% школьников, в то время как у приверженных к христианству - 63%. Наивысший показатель склонности к инновациям получен в подвы-борке старшеклассников, не идентифицирующих себя с какой-либо конфессией - 40%; у них же наивысший процент неопределенных ответов - 30%. Таким образом, осознание своей религиозности в большей степени детерминирует традиционный образ мысли в исламской подвыборке, нежели в христианской и в значительно меньшей у неопределенно настроенной молодежи.
По шкале «Конкурентность-Консолидация» получено более равномерное распределение установок старшеклассников, с более высоким показателем конкурентности (48%) в Набережных Челнах и менее выраженной установкой консолидации (37%), а также высокой представленностью неопределенных ответов (15%). В Самаре соответствующие показатели составляют: 41%, 52% и 7% соответственно. Конкурентность максимально выражена у молодых людей, идентифицирующих себя с исламом - 52%, в то время как в христианской подвыборке этот показатель равен 27%, но более всего склонны к конкурентному типу взаимодействия респонденты не отождествляющие себя с той или иной конфессией - 65%. Соответственно, консолидированность максимально представлена в христианской подвыборке - 57%, несколько меньше в исламской - 40% и 35% в
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Акопов Гарник Владимирович, Акопян Любовь Суреновна, Рузанов Леонид Тимофеевич СВЯЗЬ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СТАТУСОВ ...
выборке условно неверующих. Отметим также, что в христианской подвыборке максимальное число неопределенных ответов - 16%.
Таким образом, юноши и девушки, идентифицирующие себя с исламом и учащиеся, не относящие себя к религии, считают, что эффективнее добиваться поставленных целей в соперничестве друг с другом, конкурируя, а представители христианства, независимо от региона, склонны считать, что эффективное достижение поставленных целей обеспечивается сотрудничеством с друг другом, причем наиболее это выражено в Самаре, где также наблюдается минимальный показатель конкурентности.
По показателю «Прагматичность-Нормативность» не выявлено существенных различий по конфессиональной принадлежности старшеклассников: в обеих подгруппах социальная нормативность и прагматичность варьируются в пределах 43-47%.
Несколько превышает (50%) эти показатели прагматичность в подвыборке старшеклассников, не идентифицирующих себя с какой-либо конфессией. Сравнение установок социальной нормативности - прагматичности молодежи в Самаре и Набережных Челнах показывают значимые различия в превышении социальной нормативности в самарской подвыборке - 48% в сравнении с Набережными Челнами - 30%; соответствующие показатели прагматичности - 40% и 57% при достаточно высокой неопределенности ответов (12-13%). Косвенным образом это согласуется со статистикой девиантного поведения в рассматриваемых городах (http://crimestat.ru/ offenses_map).
Анализируя результаты по шкале «Снисходительность-Сдержанность» мы также приходим к выводу о конфессиональной инвариантности установок старшеклассников при высоких показателях снисходительности (от 61% до 65%) и при высокой неопределенности ответов (16%).
При одинаковых показателях установки «сдержанность» у старшеклассников из Самары и Набережных Челнов (19% и 20% соответственно) выявлено высокое значение установки «снисходительность», причем у старшеклассников из Набережных Челнов этот показатель значимо выше (62% и 72% соответственно).
Следует отметить, что по этой шкале число неопределенных ответов значительно выше в самарской выборке. Соотнося эти и предыдущие показатели, мы предполагаем, что установка снисходительности может благоприятствовать принятию, пониманию и оправданию также противоправного поведения.
Результаты обследования по шкале «Деятельностный тип-Созерцательный тип» показали отсутствие значимых различий как между выборками двух городов, так и в конфессиональных подгруппах. Вместе с тем, следует отметить высокую представленность деятельност-ной установки во всей выборке и в конфессиональных подвыборках в том числе. Религиозная идентификация таким образом, не способствует балансу деятельности и созерцания молодежи, что задает не вполне благополучную линию гармонического развития личности [9].
В работах самарской группы психологов СГСПу доказана дополнительность категорий деятельности и созерцания; созерцание рассматривается как комплексное явление, включающее не только перцептивные, мнеми-ческие, интенциональные и другие когнитивные процессы, но, главным образом, как психическая функция, обеспечивающая становление, развитие, коррекцию, трансформацию микро- и макросмыслов человеческого бытия. Показано, что дисбаланс деятельности и созерцания детерминируют различные виды и формы девиант-ного поведения [6].
Некоторые образовательные программы связаны с развитием у учащихся культуры созерцания, что, как показано в ряде исследований, способствует более масштабному включению индивида в образовательный про-
цесс и повышению уровня осознанной учебной активности [10;11].
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: выявлена установка социальной активности и нормативности поведения в большей степени у старшеклассников общеобразовательных школ г. Самары в сравнении со старшеклассниками г. Набережные Челны, что «коррелирует» с дуальностью социокультурных условий жизни во втором из названных городов.
Установки социальной активности - пассивности, нормативности - прагматичности поведения юношей и девушек независимо от территории проживания инвариантны относительно идентификации с той или иной конфессией.
Противоположная картина выявлена по установкам «избегание неопределенности» и «традиции-инновации».
У старшеклассников г. Набережные Челны более высокие показатели избегания неопределенности и одновременно стремление к инновациям, притом, что идентификация с той или иной конфессией значимо не влияет на уровень установки по шкале «избегание неопределенности»; по шкале «инновационность-традиционность» в подвыборке старшеклассников, идентифицирующих себя с исламом, выявлен значимо более высокий показатель традиционности.
С установкой «конкурентность-консолидация взаимодействий» связаны противоположные соотношения оценок старшеклассников с различным территориальным и конфессиональным статусом: в Самаре значимо более выражена установка консолидации, как и в христианской подвыборке; в исламской подвыборке более представлена установка конкурентности.
В проявлениях установки «сдержанность-снисходительность» (в отношениях и взаимоотношениях) снисходительность более представлена у старшеклассников из Набережных Челнов. При том, что конфессиональные различия не выявлены.
Низкие показатели установки созерцания у юношей и девушек как в территориальном, так и в конфессиональном статусе, служат маркером определенного дисбаланса деятельности и созерцания, что в известной степени объясняет выявленные различия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рузанов Л.Т. Религиозные аспекты социокультурных установок учащихся старших классов общеобразовательных школ Самарской области и республики Татарстан / Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России / Отв. Ред. Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина. — Самара: Изд-во ООО «Порто-Принт», 2016. С. 307-327.
2. Куклев Д.И. Особенности религиозного сознания студентов, получающих светское и духовное образование / Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России / Отв. Ред. Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина. — Самара: Изд-во ООО «Порто-Принт», 2016. С. 371-406.
3. Hofstede G. Cultures Consequences: International Differences in Work. — Related Values. Beverly Hills, CA.1980. — 328 p.
4. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986 -. 80 с.
5. Цылев В.Р. Традиционность и инновационность в ценностных ориентациях молодежи Мурманской области // Проблемы развития территории. 2004. № 1. С. 106-119.
6. Акопов Г.В. Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. член-корреспондента РАН, доктора психологических наук, профессора В.Ф. Петренко. — Самара: Издательство ВЕК#21, 2014. — 172 с.
7. Акопян Л.С. Обыденные представления студентов о феномене созерцания // сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». - 18 февраля 2013 г. Йошкар-Ола: МОСИ. 2013. С. 10-14.
8. Акопов Г.В., Семенова Т.В. Сознание в актуальных измерениях: академический проект. Самара: ПГСГА, 2010. — 286 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
10. Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Поволжского консолидирующего семинара
Akopov Garnik Vladimirovich, Akopian Liubov Surenovna, Kuklev Dmitri Igorevich COMMUNICATION OF ETHNOTRITORIAL AND RELIGIOUS STATUSES ...
psychological science
(21 мая 2010 г.) / Отв. ред. Г.В. Акопов. Самара: ПГСГА, 2011. 203 с.
11. Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Всероссийской конференции / под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой. Самара, 21 мая 2013г. Самара: ПГСГА, 2013. - 243 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Этнические и религиозные сообщества в социокультурном пространстве современного города: стратегии многообразия и единства» №18-413-630005
Статья поступила в редакцию 14.09.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018
276
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)