Научная статья на тему 'Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей сирот'

Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей сирот Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1199
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ СИРОТЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / PEDAGOGICAL PROCESS / HEALTH / DISABLED CHILDREN / ORPHAN CHILDREN / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / HEALTH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенов А. М.

Рассмотрена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни, продиктованная увеличением уровня заболеваемости среди школьников и детей сирот в частности. Исследования педагогов, психологов, физиологов значимы в определении подходов к сохранению и укреплению здоровья, внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксенов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE HEALTH SAVING ENVIRONMENT AS CONDITION HEAL THY LIFESTYLE FORMATIONS AT ORPHAN CHILDREN

In article relevance of a problem on the healthy lifestyle formation, dictated by increase in an incidence among school students and orphan children in particular is opened. Researches of teachers, psychologists, physiologists are significant in definition of approaches to preservation and health strengthening, introduction in educational process of health saving technologies.

Текст научной работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей сирот»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ-СИРОТ

А.М. Аксенов

Рассмотрена актуальность проблемы формировант здорового образа жизни, продиктованная увеличением уровня заболеваемости среди школьников и детей-сирот в частности. Исследования педагогов, психологов, физиологов значимы в определении подходов к сохранению и укреплению здоровья, внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: педагогический процесс, здоровье, дети-инвалиды, дети-сироты, здоровьесберегающие технологии, школа здоровья

Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе - важная социальная и медицинская проблема. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований дети, особенно школьного возраста, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Среди участников педагогического процесса растет осознание того факта, что без решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников вряд ли произойдет гуманистическое обновление российской школы.

В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов.

В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вместе с тем не все авторы согласны со столь широким толкованием понятия «здоровье», объясняя это тем, что социальная со-

ставляющая человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. За последнее время в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации за 2011-2012 годы уровень заболеваемости в возрастной группе до 15 лет вырос на 18 %, от 15 до 19 лет - на 20 %, а 6,7-летние дети не готовы регулярно посещать школу из-за болезни 33 %. 55 % детей имеют те или иные хронические заболевания.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития растет количество детей-инвалидов: на начало 2010 г. оно составляет 545 тысяч человек, 12,2 % из них проживают в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек, 23,6 % детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % - умственными нарушениями и 23,1 % имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования и науки РФ в обычных школах обучалось 142659 тыс. детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148074 тыс. детей-инвалидов, в коррекционных школах-интернатах - 210842 тыс. детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей); уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза, отмечается высокий уровень госпитализаций этой категории детей (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях). Согласно данным Всероссийской диспансеризации 2012 г. у воспитанников детских домов, школ-интернатов старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста - врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7 %). Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья вследствие дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Около 11 % детей страдают умственной отсталостью.

Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению ученых, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Об этом писали Джон Боул-

би, английский психоаналитик, и Дональд Винникот: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало - это означает изменение всего ... развития человека» [2].

Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего их результаты - необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья, которые станут основой для практической деятельности в этом направлении.

В 50-60-х годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди учащихся близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть «школьными болезнями». Это название дал Р. Вихров в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы (1870). Основоположник гигиены Ф. Эрисман в 1891г. писал, что гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ.

Очевидно, что образовательные учреждения сегодня должны и могут стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, во внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимаются многими педагогами как аналог санитарно-гигиеничеких мероприятий. Некоторые педагоги к ЗОТ относят и систему Л. Занкова, что свидетельствует об искаженном понимании термина здоровьесберегающие образовательные технологии, примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. Другие считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и др., или по технологии здоровьесбережения.

Прилагательное «здоровьесберегающие» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова значится: «сберегать - это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [5, с. 686], следовательно, здоровъесбережение (синоним - здоровъесохранение) - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу), то есть имеется в виду, что дети дошкольного

возраста - здоровы, но уже у 60 % первоклассников выявляются те или иные функциональные нарушения.

В качестве здоровьесберегающих педагогических технологий и режимов обучения предлагается ряд таких инновационных разработок, как модель структуры урока, разработанная группой авторов под руководством Г.Г. Левитаса, модульное обучение, адаптированное П.П. Третьяковым. Рассматриваются такие приемы педагогической деятельности, как парацентрическая технология обучения Н.Н. Суртаевой, адаптивная система обучения А.С. Границкой, система В.В. Гузеева.

Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику образовательных учреждений. Были определены принципы здоровьесбережения (Аносова М.В. и др.); требования к оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению двигательной активности детей. ( Зайцев Г.К. и др.)

М.М.Безруких разработана система построения здоровьесбереже-ния в общеобразовательных учреждениях, затрагивающая всю инфраструктуру образовательных учреждений.

Сфера детства должна быть валеологической, т.е здоровой. Педагогическая валеология, развиваемая учеными Г.К. Зайцевым, В.В. Колбано-вым, В.П. Петленко, Л.П. Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей.

Специалистами института возрастной физиологии РАО разработана программа «Разговор о правильном питании». Программа направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни (Безруких М.М., Филиппова Т.А., 1997. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А., 2003). Программа реализуется в 26 регионах России.

В работу школ внедряются программы по ранней профилактике наркотизма (Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. М., 2003).

Вышесказанное убедительно указывает на необходимость объединения всех выделенных подходов, направлений, технологий в рамках единой концептуальной идеи, предложенной в проекте «Школа здоровья», реализующейся в десяти регионах Российской Федерации, общими положениями которого являются:

• Формирование понимания ценности здоровья.

• Улучшение качества жизни и возможностей для выживания.

• Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.

• Организация комплексной медико-санитарной помощи.

• Поддержка научных исследований в области здоровья, здорового образа жизни, здравоохранения.

• Внедрение систем медицинской информации и эпидемиологического надзора.

• Разработка, осуществление и мониторинг политики в области формирования ценности здоровья.

Можно выделить следующие основные условия успешной практической реализации концепции:

- Микросоциальные условия. Престиж здорового образа жизни в в образовательном учреждении. Соответствие участка, здания образовательного учреждения, планировки, площади помещений, микроклимата, светового режима, отделки, оборудование учебных и не учебных помещений, организация питания санитарно-гигиеническим требованиям и современному дизайну. Наличие в учреждении атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегающих педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ и экзаменов.

- Понимание руководителями образовательного учреждения, членами администрации образовательного учреждения, педагогическим коллективом всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора социального одобрения деятельности. Наличие у учителя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.

- Формирование у детей в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников (психологические условия). Особое значение семьи. Именно воспитание в семье закладывает предпосылки здорового или, наоборот, аддиктивного, саморазрушающего поведения.

- Конструктивная политика образовательного учреждения в отношении здоровья и личностного развития детей и положительный климат в учреждении и классе. Под такой политикой понимаются те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в школе направленность и структуру, позволяют предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, а также позволяют учащимся активно участвоват в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия.

Разработанные в ходе реализации проекта конкретные алгоритмы

и технологии были внедрены в реальную практику работы более 140 образо- зательных учреждений России. Среди этих образовательных учреждений достойное место заняли детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Дети-сироты» в проекте «Школа здоровья» приняло участие 14 детских домов. По проекту для работников детских домов и школ-интернатов проведены 3 всероссийских семинара-совещания (Тула, 2000; Калуга, 2001; Владимир, 2002), в которых приняли участие представители более 60 субъектов Российской Федерации.

Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья, формированию у сирот здорового образа жизни в учебных учреждениях, направлена на успешное решение проблем, связанных со здоровьем детей. Школа-интернат, детские дома силами своих коллективов не только решают вопросы медицинского обеспечения воспитанников, но и организуют совместные мероприятия с медицинскими организациями, учреждениями здравоохранения, центрами психолого-медико-социальной помощи. Из 100 опрошенных выпускников Киреевской школы-интерната 98 % ответили, что еще в школе они были информированы о существовании центров, медицинских учреждений, знают их адреса, телефоны и что их настольной книгой является «Мамины советы», которая вручается выпускникам интерната вместе с аттестатом об образовании. Итак, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторнокурортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

Список литературы

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

2. Винникотт Д.В. В 48 Маленькие дети и их матери/пер. с англ. Н.М. Падалко. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. 80 с.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: Школьник и компьютер: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2007.

4. Кузнецова И.В. Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Т.1-.2 М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.

5. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:

1998.

7. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2001.

Аксенов Алексей Михайлович, канд. пед. наук, доц., директор, Россия, Тульская область, Киреевск, aksyonov@mail.ru, ГОУ ТО «Киреевская школа интернат для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

CREATION OF THE HEALTH SAVING ENVIRONMENT AS CONDITION HEAL THY LIFESTYLE FORMATIONS AT ORPHAN CHILDREN

Aksenov A. M.

In article relevance of a problem on the healthy lifestyle formation, dictated by increase in an incidence among school students and orphan children in particular is opened. Researches of teachers, psychologists, physiologists are significant in definition of approaches to preservation and health strengthening, introduction in educational process of health saving technologies.

Key words: pedagogical process, health, disabled children, orphan children, health saving technologies, health school

Aksenov Alexey Mikhaylovich, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the director, aksyonov@mail.ru, Russia, Kireevsk, TO Public Educational Institution "Kireevsky school a boarding school for orphan children and children without parental support".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.