Научная статья на тему 'Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в строительном колледже как инструмент управления качеством образования'

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в строительном колледже как инструмент управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HEALTH SAVINGS / EDUCATION / QUALITY OF FORMATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гренов Г. С.

В статье рассмотрены новые подходы к обучению и воспитанию молодежи путем создания здоровьесберегающего образовательного пространства как одного из инструментов управления качеством образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гренов Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article new approaches to training and education of youth by creation of savings of health of educational space as one of tools of quality management of formation are considered.

Текст научной работы на тему «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в строительном колледже как инструмент управления качеством образования»

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

ГРЕНОВ Г.С.

В статье рассмотрены новые подходы к обучению и воспитанию молодежи путем создания здоровьесберегающего образовательного пространства как одного из инструментов управления качеством образования.

In article new approaches to training and education of youth by creation of savings of health of educational space as one of tools of quality management of formation are considered.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов среднего звена. Сегодня теория менеджмента склоняется к тому, что оптимальный уровень качества должен определяться потребителями продукции. Такой подход к качеству получает все больше распространение в профессиональном образовании Европейского Союза. В документах Европейского Союза определяется, что качество образования «должно соответствовать ценностям, целям и задачам трех групп пользователей: учащихся, потребителей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом».

Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние ее здоровья. Однако следует признать, что для современного периода развития общества, наоборот, характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования значительно подорвана, а новая только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические возможности, способные повлиять на причины сдвигов здоровья отдельного человека и нации в целом. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью, к здоровому образу жизни.

Производимые социальные и образовательные изменения привели к внедрению в практику образования новых подходов к обучению и воспитанию молодежи. Теоретически образовательное развитие, происходящее под их влиянием, включает в себя целенаправленное развитие физического и психического потенциала человека, творческая реализация которого возможна только при сохранении и укреплении здоровья.

По нашему мнению современной российской профессиональной школе необходима целостная концепция здоровьесберегающего образования, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия-здоровья). И в том, и в другом случае речь идет о формировании здоровья в определенных социокультурных условиях, ведь здоровье человека в первую очередь зависит от условий и образа жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными, семейными традициями и личностными наклонностями.

На сегодняшний день личностно ориентированная парадигма воспитания нашла свое концептуально-правовое выражение в ряде долгосрочных программных документов: Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования на пе-

риод до 2010 года, Федеральной программе развития образования, где одной из задач воспитания является задача формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. Ценность здоровья рассматривается государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества. Существенная потребность в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи как фактора ее профессиональной конкурентоспособности и социальной защищенности определила направление развития колледжа в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность, как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом. Обеспечение и повышение качества занимает одно из центральных мест в реформах образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием эффективности принимаемых мер. Непрерывное повышение требований к современным выпускникам профессиональных образовательных учреждений, особенно к их компетенциям, способностям, физическому и духовному здоровью, общей культуре, актуализирует проблему содержания и формы организации учебной деятельности, которые сами по себе оказывают серьезнейшее влияние на состояние здоровья подрастающего поколения. Однако попытки подчинить учебные приоритеты медицинским посредством уменьшения учебных нагрузок неизбежно приводят к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества.

Образовательная система трудно поддается перестройке как в части освоения новых форм организации образовательных процессов (автономность образовательного учреждения, внедрение систем оценки качества образования, введение государственно-общественных структур управления образованием и т.д.), так и в части освоения нового содержания (переход от знаньевой модели образования к компетентностной).

Социальный заказ общества к системе образования сформулирован в декларативных, организационно-нормативных документах, определяющих государственную стратегию развития российской системы образования. К таким документам относятся Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, принятая на Всероссийском совещании работников образования в начале 2000 года, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Федеральная целевая программа развития образования на период 20062010 г. (ФЦПРО) и др. Растущие требования государственного заказа к профессиональному образованию зачастую приводят к переутомлению обучающихся и студентов, что, с одной стороны, мешает качественному усвоению учебного материала, а с другой - вызывает ухудшение здоровья [1].

Поэтому речь идет о целостной перестройке учебно-воспитательного процесса, о создании необходимых управленческих предпосылок, основанных на личностноориентированной парадигме, соответствующей перспективным общественным тенденциям. На наш взгляд, наиболее точное определение управлению качеством образования дал М.М. Поташник: «Управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение... вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах» [2].

Качество образования - это интегральная характеристика образовательного процесса. Управление качеством образования включает в себя деятельность по созданию условий для

обучения и воспитания, организацию процесса получения образования и определение результатов образования. Создание условий в данном контексте предполагает развитие материально-технической базы, организацию образовательного пространства, соблюдение требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Организация процесса обучения связана с деятельностью педагогических работников по повышению, с одной стороны, своей квалификации, а с другой - качества знаний, умений способностей и компетенций обучающихся и студентов; использованием различных инновационных методик в обучении, взаимодействием с родителями и многими другими сторонами жизнедеятельности колледжа.

Результативная сторона управления качеством образования проявляется, во-первых, во время промежуточной и итоговой аттестаций, а, во-вторых, во время использования выпускником полученных в колледже знаний и компетенций в жизни. В подобном ключе создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор управления качеством образования можно рассматривать как с точки зрения условий (например, наличие необходимого оборудования), так и с точки зрения процесса (использование педагогическими работниками здоровьесберегающих технологий) и результатов (сохранение и укрепление здоровья обучающихся и студентов как цель образования). При планировании любого начинания личность настроена на его успешное разрешение, а в нашем случае - на получение качественного образования, высокую позитивную самооценку, уверенность в достижении высоких результатов. А успешным учение может быть только в той образовательной среде, где имеются благоприятные условия для получения образования, где реализуются наряду с другими и здоровьесберегающие технологии. Эффективность создания здоровьесберегающей образовательной среды подтверждается такими показателями как устойчивый оздоровительный эффект, высокая учебная мотивация, креативность и обученность, увеличение числа обучающихся и студентов с гармоничным физическим развитием. Здоровьесберегающая образовательная среда является составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д., - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся.

Педагог, являющийся ключевой фигурой, воплощает образовательные программы в учебный процесс, формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию.

В Строительном колледже №1 сложилась определенная система управления качеством образования, в которой особое место принадлежит развитию творчества педагога через различные формы. Действенным инструментом в решении проблем качества образования является опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива. В 2009 г. Колледж, являясь городской экспериментальной площадкой, приступил к исследованиям по теме «Разработка образовательной технологии по здоровьесбережению и обеспечению безопасных условий подготовки специалистов для строительной отрасли».

В рамках общей темы 38 педагогических работников работают над задачами эксперимента:

1. Проанализировать научную, дидактическую и методическую литературу по теме эксперимента.

2. Выявить организационно-педагогические условия для разработки образовательных технологий по здоровьесбережению и обеспечению безопасных условий подготовки специалистов для строительной отрасли.

3. Выделить основные компоненты модели образовательной технологии по здоровьесбережению и обеспечению безопасных условий подготовки специалистов для строительной отрасли.

4. Разработать методическое обеспечение образовательных технологий по здоровьесбе-режению и обеспечению безопасных условий подготовки специалистов для строительной отрасли и организовать повышение квалификации педагогических работников колледжа.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в несколько этапов. На первом этапе основные акценты делаются на сохранение уровня здоровья обучающихся. В этот момент происходит выявление факторов, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на организм обучающегося. Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья. На этом этапе создание здоровьесберегающей образовательной среды следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий. В рамках организации здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей повышению качества образования обучающихся, важнейшим фактором является обеспечение данной деятельности нормативноправовой базой. Вопросы здоровья учащихся в контексте управления качеством образования поднимаются в ряде документов, и, в первую очередь, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года: необходимо «провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи».

Кроме того, необходимо внедрение различных методических разработок, позволяющих всем участникам образовательного процесса объективно оценивать свою деятельность и деятельность колледжа с позиций здоровьесбережения: карта валеологического анализа урока, экспертный лист по самооценке педагогом использования в педагогической практике элементов здоровьесберегающих технологий на уроке и многое другое. Для создания необходимых условий для повышения управления качеством образования необходимо изначально проанализировать причины неуспеваемости обучающихся и студентов. Неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное целым рядом причин, которые не всегда сводятся к каким - либо отклонениям в умственном развитии подростка. Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные экологические или социальные условия, на успеваемость обучающихся и студентов, как и на их здоровье, оказывает влияние так называемая внутриколледжная группа факторов - интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения и т.п. Можно выделить несколько причин неуспеваемости обучающихся и студентов:

- педагогические, которые характеризуются низкой эффективностью работы педагогов по организации учебной деятельности, пропуск занятий, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей обучающихся и студентов, недостаток внимания и заботы со стороны родителей;

- психологические, которые характеризуются несформированностью учебной мотивации, нарушениями в эмоционально - волевой сфере, пробелами в знаниях, низким уровнем познавательных способностей;

- физические или соматические, которые характеризуются ослабленностью организма,

хроническими заболеваниями, и, как следствие, пропусками занятий;

- нейрофизиологические, характеризующиеся слабым типом высшей нервной деятельности и т.д.

Подобный подход в разграничении причин помогает не только понять роль педагогических работников в создании необходимой среды для успешности обучающихся и студентов, но и определить основные направления взаимодействия педагогов, родителей, психологов и врачей. Дело в том, что складывающаяся в колледже система организации образовательного процесса, направленная на создание здоровьесберегающей образовательной среды, должна обеспечиваться усилиями всего педагогического коллектива и включать в себя: интеграцию валеологических знаний в общеобразовательные, общепрофессиональные, специальные предметы и дисциплины, применение здоровьесберегающих технологий, использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе. Использование различных методик позволит активизировать действия обучающихся и студентов и, в конечном итоге, окажет влияние на повышение качества образования. Реальным проводником всех идей, инноваций и замыслов, внедряемых в образование учеными и управленцами, является педагог. На него возложена забота о здоровье обучающихся и студентов, и это определяется следующими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с подростками, находящимися под их вниманием. Обучающиеся и студенты проводят значительную часть своего времени в колледже, и не помогать ему, сохранять свое здоровье было бы непрофессионально и негуманно. Во-вторых, определенное и главным образом отрицательное воздействие на здоровье обучающихся и студентов оказывает образовательный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. А задача образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Третье направление касается педагогической техники педагогических работников, стиля и особенностей общения с обучающимися и студента. Административными методами можно добиться соблюдения санитарных норм и правил, обеспечить составление грамотного, с позиции здоровьесбережения, расписания уроков, но здоровьеразрушающее воздействие на обучающихся и студентов отдельных педагогов может свести положительный эффект до минимума. Успешный педагог - это творчески работающий педагог. Творческий характер образовательного процесса - главное условие здоровьесберегающей среды. Включение в творческий процесс и педагогических работников и обучающихся и студентов способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья. Одно из обязательных направлений в работе колледжа в вопросах создания здоровьесберегающей образовательной среды - организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Реализация данного направления позволяет оперативно получать информацию о родительском заказе как составной части гражданского заказа, и, соответственно, вносить необходимые изменения в организацию образовательного процесса. С другой стороны, активное участие родителей в жизни колледжа повышает их мотивационную готовность к оказанию помощи своим детям в процессе преодоления трудностей, появляющихся в ходе получения профессионального образования. Вовлечение родителей в создание здоровьесберегающей образовательной среды возможно, в первую очередь, путем проведения классных и общешколледжных мероприятий с их участием. Это могут быть творческие конкурсы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, организация походов и выездов на природу, проведение тематических классных часов. Кроме того, возможна организация повышения педагогической квалификации родительской общественности через проведение различных семинаров и лекториев по вопросам использования в жизни здоровьесберегающих технологий. Для целенаправленной организации родительского всеобуча в образовательном учреждении должно проводиться их анкетирова-

ние по информационному обеспечению по вопросам валеологической направленности. Активизация родительской общественности при таком подходе позволит повысить уровень знаний о здоровьесберегающих образовательных технологиях, а также уровень их использования в семье обучающихся и студентов. Помимо этого, подобные действия существенным образом повлияют на включение родителей в процесс повышения качества образования: постоянный контроль за состоянием успеваемости обучающихся и студентов, их поведением, за выполнением самостоятельных и курсовых работ и многое другое. Одним из необходимых условий для управления качеством образования является создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет укрепления материальнотехнической базы: - работа процедурного и стоматологического кабинета; - создание кабинетов массажа и ЛФК; - приобретение базы для диагностики функционального состояния обучающихся и студентов; - приобретение зрительных тренажеров; - организация постоянного контроля за состоянием питьевого режима и мебели в классах в соответствии с СанПиН.

Результаты учебной деятельности только тогда могут быть признаны положительными, если она не ведет к ухудшению состояния здоровья обучающихся и студентов. Иными словами, любое улучшение знаний за счет здоровья или ухудшения развития подростка, не дает никакого повода для положительной оценки качества образования. В то же время, современные представители гражданского заказа на образование в лице государства, родителей, работодателей, общества предоставляют вполне конкретные требования к качеству подготовки выпускника колледжа. Суть гражданского заказа на сегодняшний день состоит в том, чтобы высокий уровень качества образования сочетался с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения, с сохранением и укреплением духовного и физического здоровья учеников.

Библиографический список

1. Формирование здоровьесберегающей среды как форма гражданского заказа на качество образования [Текст]/ авторы-сост. Г.Н. Бида, Н.Г. Кутепова, Усынина О. В. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 114 с.

2. Управление качеством образования [Текст]/под ред. Поташника М. М. - М., 2000. 441 с.

Ключевые слова: здоровьесбережение, воспитание, качество образования, образовательное пространство.

Keywords: health savings, education, quality of formation, educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.