Научная статья на тему 'Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже как инструмент управления качеством образования'

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже как инструмент управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гренов Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже как инструмент управления качеством образования»

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОЛЛЕДЖЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. С. Гренов

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов среднего звена. Теория менеджмента склоняется к тому, что оптимальный уровень качества должен определяться потребителями продукции. Такой подход к качеству получает все больше распространение и в профессиональном образовании Европейского Союза, в документах которого определяется, что качество образования должно соответствовать ценностям, целям и задачам трех групп пользователей: учащихся, потребителей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом.

Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние ее здоровья. Однако следует признать, что для современного периода развития общества, наоборот, характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования значительно подорвана, а новая только создается. По нашему мнению современной российской профессиональной школе необходима целостная концепция здоровьесберегающего образования, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия-здоровья). И в том, и в другом случае речь идет о формировании здоровья в определенных социокультурных условиях, поскольку здоровье человека в первую очередь зависит от условий и образа жизни.

Растущие требования государственного заказа к профессиональному образованию зачастую приводят к переутомлению обучаю-

425

щихся, что, с одной стороны, мешает качественному усвоению учебного материала, а с другой - вызывает ухудшение здоровья. Поэтому речь идет о целостной перестройке учебно-воспитательного процесса, о создании необходимых управленческих предпосылок, основанных на личностно-ориентированной парадигме, соответствующей перспективным общественным тенденциям.

Качество образования - это интегральная характеристика образовательного процесса. Управление качеством образования включает в себя деятельность по созданию условий для обучения и воспитания, организацию процесса получения образования и определение результатов образования. Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор управления качеством образования можно рассматривать как с точки зрения условий (например, наличие необходимого оборудования), так и с точки зрения процесса (использование педагогическими работниками здоровьесберегающих технологий) и результатов (сохранение и укрепление здоровья обучающихся и студентов как цель образования). Эффективность создания здоровьесберегающей образовательной среды подтверждается такими показателями как устойчивый оздоровительный эффект, высокая учебная мотивация, креативность и обученность, увеличение числа обучающихся и студентов с гармоничным физическим развитием. Здоровьесберегающая образовательная среда является составной частью образовательной системы.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе Строительного колледжа №1 (г. Москва) можно выделить несколько этапов: на первом этапе основные акценты делаются на сохранение уровня здоровья обучающихся (выявление факторов, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на организм обучающегося); второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья. На этом этапе создание здоровьесберегающей образовательной среды следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий. Для этого используются различные методические рекомендации, позволяющих всем участникам образовательного процесса объективно оценивать свою деятельность и деятельность колледжа с позиций здоровьесбережения. С целью повышения управления качеством образования анализируются причины неуспеваемости обучающихся. На успеваемость обучающихся, как и на их здоровье, оказывает влияние так называемая внутриколледж-

426

ная группа факторов - интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения и т.п. Можно выделить несколько причин неуспеваемости обучающихся: (а) педагогические, которые характеризуются низкой эффективностью работы педагогов по организации учебной деятельности (недостаточный учет психологических и физиологических особенностей обучающихся, недостаток внимания и заботы со стороны родителей; (б) психологические, которые характеризуются несформированностью учебной мотивации, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, пробелами в знаниях, низким уровнем познавательных способностей; (в) физические или соматические, которые характеризуются ослабленностью организма, хроническими заболеваниями, и, как следствие, пропусками занятий учащимися; (г) нейрофизиологические, характеризующиеся слабым типом высшей нервной деятельности обучаемых и т.д..

Подобный подход в разграничении причин помогает не только понять роль педагогических работников в создании необходимой среды для успешности обучающихся и студентов, но и определить основные направления взаимодействия педагогов, родителей, психологов и врачей. Использование различных методик позволит активизировать действия обучающихся и студентов и, в конечном итоге, окажет влияние на повышение качества образования. Административными методами можно добиться соблюдения санитарных норм и правил, обеспечить составление грамотного, с позиции здоровьесбережения, расписания уроков, но здоровьеразрушающее воздействие на обучающихся и студентов отдельных педагогов может свести положительный эффект до минимума.

Одно из обязательных направлений в работе колледжа в вопросах создания здоровьесберегающей образовательной среды - организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Реализация данного направления позволяет оперативно получать информацию о родительском заказе как составной части гражданского заказа, и, соответственно, вносить необходимые изменения в организацию образовательного процесса. С другой стороны, активное участие родителей в жизни колледжа повышает их мотивационную готовность к оказанию помощи своим детям в процессе преодоления трудностей, появляющихся в ходе получения профессионального образования. Вовлечение родителей в создание здоровьесберегающей образовательной среды возможно, в первую очередь, путем проведения классных и общешколледжных мероприятий с их участием. Это могут быть творческие конкурсы, направленные

427

на пропаганду здорового образа жизни, организация походов и выездов на природу, проведение тематических классных часов. Кроме того, возможна организация повышения педагогической квалификации родительской общественности через проведение различных семинаров и лекториев по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Результаты учебной деятельности только тогда могут быть признаны положительными, если она не ведет к ухудшению состояния здоровья обучающихся. Иными словами, любое улучшение знаний за счет здоровья или ухудшения развития подростка, не дает никакого повода для положительной оценки качества образования. В то же время, современные представители гражданского заказа на образование в лице государства, родителей, работодателей, общества предоставляют вполне конкретные требования к качеству подготовки выпускника колледжа. Суть гражданского заказа состоит в том, чтобы высокий уровень качества образования сочетался с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения, с сохранением и укреплением духовного и физического здоровья учеников.

Список литературы

1. Формирование здоровьесберегающей среды как форма гражданского заказа на качество образования [Текст] / авторы-сост. Г. Н. Бида, Н. Г. Кутепова, Усынина О. В. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 114 с.

2. Управление качеством образования [Текст] / под ред. М. М. Поташника. - М., 2000. - 441 с.

428

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.