СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
И. А. Черных, заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Прокопьевский аграрный колледж»
С введением в образовательный процесс среднего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников предъявляются новые требования. ФГОС включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, которая может выполняться в виде дипломной работы или дипломного проекта. Возникла необходимость организовать процесс подготовки студентов и преподавателей (руководителей работ) к процедуре написания и защите выпускной квалификационной работы. В Прокопьевском аграрном колледже разработан нормативный акт, на основе которого составлены методические указания по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов и преподавателей. Однако многие педагоги, не имеющие опыта работы в данном направлении, испытывали затруднения в практическом применении подготовленных материалов, поэтому создание условий подготовки и написания дипломных работ стало для колледжа одной из важных задач.
Методическая служба колледжа организовала для преподавателей (руководителей дипломных работ) годичный обучающий семинар, который позволил рассмотреть данную проблему как теоретически, так и практически. Занятия семинара проходили один раз в месяц в течение 2014/15 учебного года. Преподаватели учились составлять актуальные темы дипломных работ с учетом требований профессиональных модулей по специальностям; выделяли проблему, объект и предмет исследования, ставили цель и основные задачи, формировали гипотезу исследовательской работы. Работали над структурой выпускной квалификационной работы. Большое внимание было уделено культуре оформления дипломных работ и сопровождающих презентационных материалов. Затрагивались вопросы подготовки отзыва, рецензии и публичной защиты работы.
Наряду с этим велась работа и со студентами выпускных курсов. По согласованию с работодателями в учебный план специальностей 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 36.02.01 «Ветеринария», 38.02.01 «Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)», 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» была введена дисциплина «Основы исследовательской деятельности». Дисциплина вариативной части введена в раздел «Профессиональный цикл», на ее изучение отводится 48 часов, в том числе — 32 часа аудиторных и 16 на самостоятельную работу.
Основной целью дисциплины является получение студентами знаний и формирование умений по вопросам исследовательской деятельности, методологическому аппарату, технологии работы с различными информационными источниками, требованиями к структуре и оформлению исследовательской работы, публичному выступлению, правилам оформления электронных приложений, что необходимо при написании и защите дипломной работы.
Кроме умений и знаний, программа предусматривает освоение общих компетенций (ОК 1- ОК 9), а также освоение профессиональных компетенций по специальностям:
19.02.10 «Технология продукции общественного питания» — ПК 6.6 Участвовать в исследовательской деятельности в области технологии продукции общественного питания;
36.02.01 «Ветеринария» — ПК 4.11 Участвовать в исследовательской деятельности в области ветеринарии;
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» — ПК 4.5 Проводить исследования и анализировать состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» — ПК 4.4 Участвовать в исследовательской деятельности в сфере обслуживания предприятий общественного питания.
По данной дисциплине были разработаны методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с учетом
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (51) 2016
79
специфики каждой специальности. Важным моментом в реализации поставленных задач является выбор формы итоговой аттестации по дисциплине. Программа дисциплины предусматривает написание итоговой зачетной работы, которая является исследовательской мини-работой по теме специальности и практическим шагом к подготовке самой дипломной работы. Оформление работы полностью должно соответствовать требованиям к оформлению выпускной квалификационной работы. Защита итоговых работ проводится публично с приглашением педагогов цикловой методической комиссии по специальности и сопровождается презентацией. На защите студентам предлагается ответить на вопросы аудитории, что позволяет наглядно оценивать знания, применение в работе исследовательских умений и навыков, сфор-мированность полученных общих и профессиональных компетенций.
В 2015 году в рамках работы региональной сетевой методической службы автор статьи прошла обучение по программе дистанционного мастер-класса «Веб-квест как форма организации дистанционного обучения» и разработала для студентов выпускных групп веб-квест «Генеральная репетиция, или Шаг к диплому». Работа с данным веб-квестом помогает студентам шаг за шагом самостоятельно осваивать работу по написанию зачет-
ной работы, а также осваивать элементы дистанционного обучения. Студенты проходят самостоятельный путь от выбора темы исследовательской работы до ее защиты. На сайте выложены методические рекомендации по работе с веб-квестом, ссылки на различные источники информации. В случае затруднений студент может обратиться к преподавателю за консультацией как очно, так и через электронную почту.
Опыт работы показывает, что освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности», защита итоговой зачетной работы способствуют повышению качества подготовки дипломных работ. Выпускники 2015 и 2016 годов показали на защите выпускных квалификационных работ высокие результаты, что отмечено в справках председателей государственной итоговой аттестации.
Комплексный подход к решению данной проблемы помог создать в колледже благоприятные условия для подготовки и написания выпускных квалификационных работ студентами и для преподавателей — руководителей дипломников. В настоящее время во всех цикловых методических комиссиях колледжа ведется работа по совершенствованию и корректировке методических рекомендаций по написанию дипломных работ и проектов по каждой специальности с учетом современных требований работодателей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
т. В. Якимова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
Важнейшей проблемой педагогики и вообще процесса развития и обучения является проблема разностороннего развития личности. Современная же действительность выдвигает на первый план ценности более материального порядка, чем духовного. И уроки литературы в особенности призваны пробудить в обучающихся потребность в пище духовной.
Уроки литературы должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классике, которая позволяет усвоить человеку необходимые извечные ценностные ориентиры.
Сегодня мы имеем возможность использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождения.
Ничто так не оживляет образовательный процесс, как кино на уроках. У любого просмотра фильма должна быть цель — «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму? Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.
80
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 4 (51) 2016