специфики каждой специальности. Важным моментом в реализации поставленных задач является выбор формы итоговой аттестации по дисциплине. Программа дисциплины предусматривает написание итоговой зачетной работы, которая является исследовательской мини-работой по теме специальности и практическим шагом к подготовке самой дипломной работы. Оформление работы полностью должно соответствовать требованиям к оформлению выпускной квалификационной работы. Защита итоговых работ проводится публично с приглашением педагогов цикловой методической комиссии по специальности и сопровождается презентацией. На защите студентам предлагается ответить на вопросы аудитории, что позволяет наглядно оценивать знания, применение в работе исследовательских умений и навыков, сфор-мированность полученных общих и профессиональных компетенций.
В 2015 году в рамках работы региональной сетевой методической службы автор статьи прошла обучение по программе дистанционного мастер-класса «Веб-квест как форма организации дистанционного обучения» и разработала для студентов выпускных групп веб-квест «Генеральная репетиция, или Шаг к диплому». Работа с данным веб-квестом помогает студентам шаг за шагом самостоятельно осваивать работу по написанию зачет-
ной работы, а также осваивать элементы дистанционного обучения. Студенты проходят самостоятельный путь от выбора темы исследовательской работы до ее защиты. На сайте выложены методические рекомендации по работе с веб-квестом, ссылки на различные источники информации. В случае затруднений студент может обратиться к преподавателю за консультацией как очно, так и через электронную почту.
Опыт работы показывает, что освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности», защита итоговой зачетной работы способствуют повышению качества подготовки дипломных работ. Выпускники 2015 и 2016 годов показали на защите выпускных квалификационных работ высокие результаты, что отмечено в справках председателей государственной итоговой аттестации.
Комплексный подход к решению данной проблемы помог создать в колледже благоприятные условия для подготовки и написания выпускных квалификационных работ студентами и для преподавателей — руководителей дипломников. В настоящее время во всех цикловых методических комиссиях колледжа ведется работа по совершенствованию и корректировке методических рекомендаций по написанию дипломных работ и проектов по каждой специальности с учетом современных требований работодателей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
т. В. Якимова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
Важнейшей проблемой педагогики и вообще процесса развития и обучения является проблема разностороннего развития личности. Современная же действительность выдвигает на первый план ценности более материального порядка, чем духовного. И уроки литературы в особенности призваны пробудить в обучающихся потребность в пище духовной.
Уроки литературы должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классике, которая позволяет усвоить человеку необходимые извечные ценностные ориентиры.
Сегодня мы имеем возможность использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождения.
Ничто так не оживляет образовательный процесс, как кино на уроках. У любого просмотра фильма должна быть цель — «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму? Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.
Использование фильма на уроках литературы решает целый комплекс задач:
• формирования медиакультуры обучающихся (свободного владения компьютерной техникой), способствующей успешной социализации личности;
• развития логического мышления, воображения (творческий потенциал обучающихся здесь может раскрыться максимально);
• развития устной и письменной речи.
Методисты выделяют ряд условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:
1) необходимо предварительное знакомство обучающихся со средствами кинематографической выразительности (кадр, план, ракурс и т. д.);
2) процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:
• подготовка обучающихся к восприятию кинофильма;
• обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;
• создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение обучающихся к литературному источнику;
• сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого;
3) в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью.
Как следует использовать художественные фильмы на уроках литературы? В работу можно включать как целый фильм, так и ключевые эпизоды.
Перед тем как показать эпизод фильма на уроке, необходимо самому преподавателю посмотреть его и подготовить материал для работы обучающихся.
Видеозапись не должна быть изолированным моментом урока. Ее содержание работает на методическую цель. В зависимости от цели на уроках можно использовать просмотр как целого фильма, так и эпизодов. Перед просмотром необходимо объяснить обучающимся, с какой целью будет показан фрагмент, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Перед просмотром следует сделать вступление об истории создания фильма и предыдущих экранизациях, о режиссере, снявшем фильм, и других кинематографических работах этого режиссера, композиторе, написавшем музыку к нему, озвучить имена актеров. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма, — четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Толь-
ко в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.
Варианты работы с текстом экранизации:
1. Проблемный вопрос (учебная задача) перед просмотром кинофрагмента.
- Что связывает и разделяет Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
- Докажите, что Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (связь этого эпизода с изображением войны 1805-1807 гг. и с последующим описанием войны 1812 г.).
2. Составление плана.
- Составление плана после просмотра эпизода «Москва и москвичи» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Составление цитатного плана жизни Мастера (просмотр эпизодов фильма).
3. Пересказ содержания по вопросам.
Роман И. Гончарова «Обломов»:
- Назовите полное имя главного героя романа.
- Где родился и воспитывался Обломов?
- На какие доходы он живет? Что мы знаем о его материальном положении? Как оно меняется на протяжении романа?
- Кто такой Алексеев?
- Как называется книга, которую много лет читает Обломов?
- О чем сон Обломова?
- Появлением какого героя заканчивается первая часть?
- Кто такой Тарантьев, и какова его роль в сюжете романа?
- Что известно о родителях Андрея Штольца?
- Чем занимается в жизни Штольц?
- Как происходит знакомство Обломова с Ольгой Ильинской?
- Кто первым произносит слово «обломовщина»?
- Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной?
- Что мы знаем о ее семействе?
4. Составление опорного конспекта.
Составьте опорный конспект по роману
Л. Н. Толстого «Война и мир»
Критерии ВОЙНА МИР
Герои
Жизнь
5. Подготовка вопросов по просмотренному эпизоду.
6. Написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным? О чем захотелось поговорить?»
7. Составление советов режиссеру, актерам.
8. Написание или редактирование киносценариев.
9. Сопоставление экранизаций художественных произведений, созданных в разные эпохи.
Какой режиссер точнее передал замысел автора произведения?
10. Сопоставление художественного произведения и его экранизации.
Вопросы для работы по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
- Каким вы себе представляете Понтия Пилата? Как он изображен в фильме? Совпадают ли ваши представления с тем, как он представлен в фильме?
- Как характеризует себя сам Пилат в романе М. А. Булгакова? Есть ли эта характеристика в фильме? Почему?
- Как изображен Иешуа в романе? Как он представлен в фильме? В чем отличие?
- В романе М. А. Булгакова много внутренних монологов Понтия Пилата. Как решена проблема передачи мыслей героя в фильме? Что в результате изменилось?
- Как в романе Понтий Пилат пытается помочь Иешуа? Как он это делает в фильме?
- Какие значимые детали исчезли в фильме?
После просмотра фильма можно предложить написать рецензию к фильму. Работу можно организовать в три этапа:
• читаем отрывок из произведения, затем этот же отрывок из киносценария, затем смотрим этот эпизод;
• обучающиеся пишут небольшие черновые наброски, которые коллективно обсуждаются;
• знакомство с отзывами-рецензиями профессиональных критиков.
Следует отметить, что именно кинофрагмент должен помочь в более глубоком усвоении литературного произведения, заставить самостоятельно мыслить и глубже понимать идейно-художественное своеобразие произведения. Главная задача — показать обучающимся, что в основе экранизации — литературное произведение и сценарий, созданный на его основе.
Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение обучающихся к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах. Возвращаясь от фильма к книге, обучающиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным итогам. Обучающимся открывается духовный смысл произведений русской классики.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О. А. Шамина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»
Н. Н. Журавлева, преподаватель
Современное профессиональное образование направлено не только на подготовку квалифицированного специалиста, оно должно сформировать личность нового типа. Быстро развивающемуся обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством сопричастности к судьбе страны. Уже сейчас востребован и успешен человек творчески мыслящий, созидающий и гуманный.
О. А. Шамина Н. Н. Журавлева