Научная статья на тему 'Использование мультимедийных средств обучения на уроках русского языка и литературы'

Использование мультимедийных средств обучения на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных средств обучения на уроках русского языка и литературы»

специфики каждой специальности. Важным моментом в реализации поставленных задач является выбор формы итоговой аттестации по дисциплине. Программа дисциплины предусматривает написание итоговой зачетной работы, которая является исследовательской мини-работой по теме специальности и практическим шагом к подготовке самой дипломной работы. Оформление работы полностью должно соответствовать требованиям к оформлению выпускной квалификационной работы. Защита итоговых работ проводится публично с приглашением педагогов цикловой методической комиссии по специальности и сопровождается презентацией. На защите студентам предлагается ответить на вопросы аудитории, что позволяет наглядно оценивать знания, применение в работе исследовательских умений и навыков, сфор-мированность полученных общих и профессиональных компетенций.

В 2015 году в рамках работы региональной сетевой методической службы автор статьи прошла обучение по программе дистанционного мастер-класса «Веб-квест как форма организации дистанционного обучения» и разработала для студентов выпускных групп веб-квест «Генеральная репетиция, или Шаг к диплому». Работа с данным веб-квестом помогает студентам шаг за шагом самостоятельно осваивать работу по написанию зачет-

ной работы, а также осваивать элементы дистанционного обучения. Студенты проходят самостоятельный путь от выбора темы исследовательской работы до ее защиты. На сайте выложены методические рекомендации по работе с веб-квестом, ссылки на различные источники информации. В случае затруднений студент может обратиться к преподавателю за консультацией как очно, так и через электронную почту.

Опыт работы показывает, что освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности», защита итоговой зачетной работы способствуют повышению качества подготовки дипломных работ. Выпускники 2015 и 2016 годов показали на защите выпускных квалификационных работ высокие результаты, что отмечено в справках председателей государственной итоговой аттестации.

Комплексный подход к решению данной проблемы помог создать в колледже благоприятные условия для подготовки и написания выпускных квалификационных работ студентами и для преподавателей — руководителей дипломников. В настоящее время во всех цикловых методических комиссиях колледжа ведется работа по совершенствованию и корректировке методических рекомендаций по написанию дипломных работ и проектов по каждой специальности с учетом современных требований работодателей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

т. В. Якимова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Важнейшей проблемой педагогики и вообще процесса развития и обучения является проблема разностороннего развития личности. Современная же действительность выдвигает на первый план ценности более материального порядка, чем духовного. И уроки литературы в особенности призваны пробудить в обучающихся потребность в пище духовной.

Уроки литературы должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классике, которая позволяет усвоить человеку необходимые извечные ценностные ориентиры.

Сегодня мы имеем возможность использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождения.

Ничто так не оживляет образовательный процесс, как кино на уроках. У любого просмотра фильма должна быть цель — «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму? Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

Использование фильма на уроках литературы решает целый комплекс задач:

• формирования медиакультуры обучающихся (свободного владения компьютерной техникой), способствующей успешной социализации личности;

• развития логического мышления, воображения (творческий потенциал обучающихся здесь может раскрыться максимально);

• развития устной и письменной речи.

Методисты выделяют ряд условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:

1) необходимо предварительное знакомство обучающихся со средствами кинематографической выразительности (кадр, план, ракурс и т. д.);

2) процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:

• подготовка обучающихся к восприятию кинофильма;

• обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;

• создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение обучающихся к литературному источнику;

• сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого;

3) в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью.

Как следует использовать художественные фильмы на уроках литературы? В работу можно включать как целый фильм, так и ключевые эпизоды.

Перед тем как показать эпизод фильма на уроке, необходимо самому преподавателю посмотреть его и подготовить материал для работы обучающихся.

Видеозапись не должна быть изолированным моментом урока. Ее содержание работает на методическую цель. В зависимости от цели на уроках можно использовать просмотр как целого фильма, так и эпизодов. Перед просмотром необходимо объяснить обучающимся, с какой целью будет показан фрагмент, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Перед просмотром следует сделать вступление об истории создания фильма и предыдущих экранизациях, о режиссере, снявшем фильм, и других кинематографических работах этого режиссера, композиторе, написавшем музыку к нему, озвучить имена актеров. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма, — четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Толь-

ко в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.

Варианты работы с текстом экранизации:

1. Проблемный вопрос (учебная задача) перед просмотром кинофрагмента.

- Что связывает и разделяет Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

- Докажите, что Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (связь этого эпизода с изображением войны 1805-1807 гг. и с последующим описанием войны 1812 г.).

2. Составление плана.

- Составление плана после просмотра эпизода «Москва и москвичи» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

- Составление цитатного плана жизни Мастера (просмотр эпизодов фильма).

3. Пересказ содержания по вопросам.

Роман И. Гончарова «Обломов»:

- Назовите полное имя главного героя романа.

- Где родился и воспитывался Обломов?

- На какие доходы он живет? Что мы знаем о его материальном положении? Как оно меняется на протяжении романа?

- Кто такой Алексеев?

- Как называется книга, которую много лет читает Обломов?

- О чем сон Обломова?

- Появлением какого героя заканчивается первая часть?

- Кто такой Тарантьев, и какова его роль в сюжете романа?

- Что известно о родителях Андрея Штольца?

- Чем занимается в жизни Штольц?

- Как происходит знакомство Обломова с Ольгой Ильинской?

- Кто первым произносит слово «обломовщина»?

- Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной?

- Что мы знаем о ее семействе?

4. Составление опорного конспекта.

Составьте опорный конспект по роману

Л. Н. Толстого «Война и мир»

Критерии ВОЙНА МИР

Герои

Жизнь

5. Подготовка вопросов по просмотренному эпизоду.

6. Написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным? О чем захотелось поговорить?»

7. Составление советов режиссеру, актерам.

8. Написание или редактирование киносценариев.

9. Сопоставление экранизаций художественных произведений, созданных в разные эпохи.

Какой режиссер точнее передал замысел автора произведения?

10. Сопоставление художественного произведения и его экранизации.

Вопросы для работы по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

- Каким вы себе представляете Понтия Пилата? Как он изображен в фильме? Совпадают ли ваши представления с тем, как он представлен в фильме?

- Как характеризует себя сам Пилат в романе М. А. Булгакова? Есть ли эта характеристика в фильме? Почему?

- Как изображен Иешуа в романе? Как он представлен в фильме? В чем отличие?

- В романе М. А. Булгакова много внутренних монологов Понтия Пилата. Как решена проблема передачи мыслей героя в фильме? Что в результате изменилось?

- Как в романе Понтий Пилат пытается помочь Иешуа? Как он это делает в фильме?

- Какие значимые детали исчезли в фильме?

После просмотра фильма можно предложить написать рецензию к фильму. Работу можно организовать в три этапа:

• читаем отрывок из произведения, затем этот же отрывок из киносценария, затем смотрим этот эпизод;

• обучающиеся пишут небольшие черновые наброски, которые коллективно обсуждаются;

• знакомство с отзывами-рецензиями профессиональных критиков.

Следует отметить, что именно кинофрагмент должен помочь в более глубоком усвоении литературного произведения, заставить самостоятельно мыслить и глубже понимать идейно-художественное своеобразие произведения. Главная задача — показать обучающимся, что в основе экранизации — литературное произведение и сценарий, созданный на его основе.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение обучающихся к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах. Возвращаясь от фильма к книге, обучающиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным итогам. Обучающимся открывается духовный смысл произведений русской классики.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. А. Шамина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»

Н. Н. Журавлева, преподаватель

Современное профессиональное образование направлено не только на подготовку квалифицированного специалиста, оно должно сформировать личность нового типа. Быстро развивающемуся обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством сопричастности к судьбе страны. Уже сейчас востребован и успешен человек творчески мыслящий, созидающий и гуманный.

О. А. Шамина Н. Н. Журавлева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.