Государственно-частное взаимодействие колледжа и работодателя в процессе подготовки специалистов
ГЛЕБОВА
Наталья Борисовна,
директор Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты, Екатеринбург
КОРЗУХИНА
Надежда Александровна,
заместитель директора по методической работе Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты, Екатеринбург
Высокое качество образования для всех — стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамичного развития общества. Внимание к личности студента, создание оптимальных условий для развития его способностей, направленных на саморазвитие и достижение позитивных результатов в учебной и творческой деятельности, оказывают огромное влияние на качество подготовки будущих специалистов. Все это определено ФГОС СПО.
Наряду с ФГОС СПО современные рыночные процессы предъявляют определенные требования к профессиональной подготовке выпускника колледжа. Поэтому так важно развивать и совершенствовать государственно-частное взаимодействие образовательной организации с работодателями.
Аннотация
В статье рассказывается об успешном опыте государственно-частного взаимодействия Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты и Уральского банка ОАО «Сбербанк России» по подготовке выпускников по специальности «Банковское дело»
Ключевые слова:
социальное партнерство, оценка качества подготовки специалиста, требования ФГОС СПО, требования работодателей
В настоящее время Уральским колледжем бизнеса, управления и технологии красоты реализуется программно-целевой проект «Социальное партнерство», который регламентирует порядок государственно-частного взаимодействия, определяет механизмы реализации поставленных целей и задач. В частности, ключевым социальным партнером по подготовке выпускников по специальности «Банковское дело» является Уральский банк ОАО «Сбербанк России».
Взаимодействие с Уральским банком ОАО «Сбербанк России» осуществляется на основе договора. Приложением к договору является совместный план мероприятий по подготовке студентов/преподавательского состава в рамках сотрудничества Уральский банк ОАО «Сбербанк России» и ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» на период 2014/15 учебного года, представленный ниже.
Оценка качества подготовки специалиста — это право и ответственность профессиональной организации и, безусловно, это совместная деятельность профессиональной образовательной организации и работодателя. Прежде всего необходимо определить, по каким критериям и показателям будет оцениваться уровень подготовки выпускника: во-первых, есть требования
ФГОС СПО, во-вторых, требования работодателя. В результате совместной деятельности колледжа и Уральского банка ОАО «Сбербанк России» разработан оценочный инструментарий, который представлен ниже:
— лист самооценки выпускника во время преддипломной практики;
— матрица контроля и оценки результатов преддипломной практики
по специальности «Банковское дело»;
— матрица оценки общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности «Банковское дело» на государственной итоговой аттестации.
Колледж получил Благодарственное письмо от руководства Уральского банка ОАО «Сбербанк России» по итогам производственной практики обучающихся и подтверждение Управления по работе с персоналом банка о трудоустройстве выпускников при условии успешного прохождения всех этапов специального отбора, существующего в банках.
Опыт работы колледжа еще раз подтверждает, что государственно-частное взаимодействие необходимо для подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и с учетом требований работодателей и обеспечивает успешное трудоустройство выпускников.
Совместный план мероприятий
№ п/п Направления деятельности Мероприятия
1 Совместная научно-исследовательская и научно-методическая деятельность по проблемам развития региональных финансов 1. Корректировка программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Банковское дело» с учетом требований рынка труда 2. Изучение корпоративных профессиональных стандартов ОАО «Сбербанк России». 3. Разработка и согласование «Акта результатов обучения студентов по специальности «Банковское дело» 4. Корректировка, разработка и согласование программной и учебно-методической документации на основе ФГОС СПО по специальности «Банковское дело» и профессиональных требований в Уральском банке ОАО «Сбербанк России» с целью использования в образовательном процессе
2 Совместная реализация общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей в соответствии с учебным планом по специальности «Банковское дело» 1. Проведение мастер-классов специалистами Уральского банка ОАО «Сбербанк России»: «Мобильный банк», «Сбербанк-онлайн», «Интернет-чемпионат»; 2. Проведение лекций специалистами ОАО «Сбербанк России»: а) «Нормативное регулирование деятельности специалиста банковского дела в современных социально-экономических условиях» б) «Трудоустройство выпускника в ОАО «Сбербанк России»
3 Участие специалистов ОАО «Сбербанк России» в промежуточной и государственной итоговой аттестации выпускников 1. Согласование комплекса оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся 2. Разработка тематики курсовых работ 3. Разработка тематики выпускных квалификационных работ 4. Согласование программы государственной итоговой аттестации по специальности «Банковское дело» 5. Руководство выпускными квалификационными работами студентов 6. Рецензирование выпускных квалификационных работ
4 Совместная организация и проведение научно-практических конференций, семинаров по проблемам развития финансов, банковского дела 1. Проведение семинаров: «Найди себя», «Банк в твоем формате», «Будь в теме», «Назад в будущее», «Квест по семинарам» 2. Проведение научно-практических конференций по результатам производственной практики студентов колледжа 3. Участие в научно-практических конференциях: Новому веку — новое качество образования»; «Развитие социального партнерства как условие обеспечения качества образования в колледже»
5 Проведение стажировки преподавателей специальных дисциплин в ОАО «Сбербанк России» 1. Разработка и согласование программы и графика стажировки преподавателей специальных дисциплин банковского дела на базе Уральского банка ОАО «Сбербанк России» 2. Обеспечение стажировки преподавателей специальных дисциплин
6 Проведение совместных с колледжем исследований, участие в анализе конъюнктуры и проведении маркетинговой сегментации финансового рынка региона 1. Информационные совещания по проведению исследований 2. Подготовка организационно-содержательной документации по маркетинговым исследованиям
7 Взаимодействие Уральского банка ОАО «Сбербанк России» и колледжа по вопросам прохождения учебной, производственной, преддипломной практик студентами специальности «Банковское дело». 1. Корректировка и согласование программ всех видов практик 2. Разработка задания на преддипломную практику выпускников 3. Согласование компетенций, определенных к оцениванию во время преддипломной практики, и комплекса оценочных средств 4. Разработка учебно-методического обеспечения производственной практики на основе корпоративных требований Уральского банка ОАО «Сбербанк России»: дневник-отчет производственной практики; оценочная ведомость деятельности студента во время производственной практики; характеристика обучающегося по результатам производственной практики; 5. Обеспечение комплекса необходимых условий: кадровых, материально-технических, информационных, научно-методических для прохождения практики обучающимися колледжа
8 Участие Уральского банка ОАО «Сбербанк России» в развитии учебно-лабораторной базы колледжа 1. Предоставление информационных, рекламных материалов для использования их в качестве обучающих материалов 2. Сетевое использование материально- технической базы Уральского ОАО «Сбербанк России» для проведения учебных занятий, производственной практики, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ 3. Предоставление (по согласованию) необходимых информационных, справочных материалов для проведения учебных занятий преподавателями колледжа
9 Проведение совместной рекламной кампании для обеспечения комплектования специальности «Банковское дело» Финансирование участия колледжа в Региональной специализированной выставке «Образование от А до Я. Карьера» Изготовление рекламной продукции для работы приемной комиссии
Лист самооценки выпускника во время преддипломной практики
Ф.И.О. студента_ группа_
Наименование компетенций Показатель Критерии Уровень освоения: ознакомительный (средний) — 3 репродуктивный (выше среднего) — 4 продуктивный (высокий) — 5
ОК 4, 6, 10 Умение подготовить аналитическую записку по результатам исследования качества обслуживания клиентов банка Информативность анкеты, наличие в приложении заполненных анкет, опросных листов путеводителя интервью
Подробность матрицы SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон организации, определение возможностей и угроз)
Обоснованность рекомендаций по повышению уровня организации обслуживания
Общая оценка по группе компетенций ОК 4, 6, 10
ОК 1, 3,7 Оптимальность составленной технологической карты претензионной работы в банке Рациональность алгоритма действий каждого из участников процесса на каждом этапе
Оперативность обработки поступающих претензий
Трудозатратность анализа обращения и принятия по нему решения
Общая оценка по группе компетенций ОК 1,3,7
ПК 1.1, 1.2, 1.6; ОК5, ОК9 Соответствие комплекта документов, отражающих ведение расчетных операций и безналичных расчетов Положению №383-П (утв. ЦБ 19.06. 2012) Достаточность количества представленных документов по каждой операции в соответствии с заданием
Правильность заполнения документов: платежное поручение; платежное требование; объявление на взнос наличными, чек, инкассовое поручение
Общая оценка по группе компетенций ПК 1.1, 1.2, 1.6; ОК5, ОК9
ПК 2.1, 2.2, 2.3 Соблюдение технологического процесса осуществления и оформления кредитных операций Правильность оценки кредитоспособности заемщика
Соблюдение регламента формирования кредитного досье
Функциональная грамотность при осуществлении мониторинга выданных кредитов, анализе кредитного портфеля и прогнозировании возможных рисков
Общая оценка по группе компетенций ПК 2.1, 2.2, 2.3
Итоговая оценка
Матрица контроля и оценки результатов преддипломной практики по специальности «Банковское дело»
Ф.И.О. студента_ группа_ специальность_
Показатели и критерии ее л)
е н а к н е ц о Н ат е £ о а а к н е ц о
ё ¡2 1 1 -В Показатель Критерии о г а и аа кр на ц( О т 1 а СО се 3 б О
ОК 4, 6, 10 Умение подготовить анали- Информативность анкеты, наличие в приложении заполненных анкет, опросных листов, путеводителя интервью
тическую записку по результатам исследования качества обслуживания клиентов банка Подробность матрицы SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон организации, определение возможностей и угроз)
Обоснованность рекомендаций по повышению уровня организации обслуживания
Уровень освоения компетенций ОК 4, 6, 10 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5
Оптимальность составленной технологической карты претензионной работы в банке Рациональность алгоритма действий каждого из участников процесса на каждом этапе
ОК 1, 3,7 Оперативность обработки поступающих претензий
Трудозатратность анализа обращения и принятия по нему решения
Уровень освоения компетенций ОК 1, 3, 7 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5
Соответствие комплекта документов, отражающих ведение расчетных операций и безналичных расчетов Положению №383-П (утв. ЦБ 19.06. 2012) Достаточность количества представленных документов по каждой операции в соответствии с заданием
ПК 1.1, 1.2,1.6; ОК5, ОК9 Правильность заполнения следующих документов: - платежное поручение; - платежное требование; - объявление на взнос наличными; - чек; - инкассовое поручение
Уровень освоения компетенций ПК 1.1, 1.2, 1.6; ОК5, ОК9 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5
Показатели и критерии ее ^ _
Наименование компетенций Показатель Критерии Самооценка Оценка работодате (характеристика Защита отчета Общая оценка
Соблюдение технологического процесса осуществления и оформления кредитных Правильность оценки кредитоспособности заемщика
ПК 2.1, 2.2, 2.3 Соблюдение регламента формирования кредитного досье
операций Функциональная грамотность при осуществлении мониторинга выданных кредитов, анализе кредитного портфеля и прогнозировании возможных рисков
Уровень освоения компетенций ПК 2.1, 2.2, 2.3. ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5
Вывод сформированности компетенций
Итоговая оценка
Матрица оценки общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности «Банковское дело на
государственной итоговой аттестации
Дата_ Ф.И.О. студента_группа_
Показатели и критерии Оценка члена ГЭК
Наименование компетенций Показатель Критерии
ОК 4,ОК 5 Обоснованность выбора и оптимальность перечня информационных источников, необходимых для решения поставленной задачи Поиск и использование различных источников информации, включая электронные средства, соответствующие задачам
Обработка информации и принятие решения на ее основе
Рациональное распределение времени на все этапы решения задач в выпускной квалификационной работе Оптимальность в планировании дипломной работы
Адекватность самоанализа результатов собственной деятельности
Качество составления и оформления мультимедийной презентации на защите выпускной квалификационной работы Мультимедийная презентация в соответствии с методическими указаниями защиты выпускной квалификационной работы
Логическая последовательность, краткость, точность, законченность информации на слайдах представленной презентации
Уровень освоения компетенций ОК 4, ОК5 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5 Общая оценка члена ГЭК
ПК 1.1, ПК1.2, ПК 1.6, ОК3,ОК6 Правильность оформления документов процедуры банковских расчетно-кассовых операций Соблюдение требований к оформлению документов расчетно-кассовых операций в соответствии с Положением №383-П (утв. ЦБ 19.06. 2012),Положением №318 -П от 24.04.2008 г.
Правильность обработки документов расчетно-кассовых операций в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ
Точность выполнения процедуры безналичных расчетов Выполнение безналичных расчетов в соответствии с Положением №383-П (утв. ЦБ 19.06. 2012)
Соблюдение процедур и методов расчетов в платежных системах в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ
Уровень освоения компетенций ПК 1.1, ПК1.2, ПК1.6, ОК3,ОК6 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5 Общая оценка члена ГЭК
ПК 2.1, ПК2.2, ПК 2.3, ОК 9 Правильность оформления документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов Соблюдение технологической последовательности осуществления и оформления кредитных операций в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ
Соблюдение требований к оформлению документов на открытие счетов и выдачу кредитов в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ
Качественное осуществление операций по кредитованию физических и юридических лиц Осуществление оценки кредитоспособности клиентов в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ
Соблюдение технологической последовательности расчета процента по вкладам, кредитам в соответствии с Положением № 39- П от 26.06 1998 г., Положением № 54 — П от 31.08.1998 г.
Уровень освоения компетенций ПК 2.1, 2.2, 2.3,ОК9 ознакомительный (средний) — 3; репродуктивный (выше среднего)- 4; продуктивный (высокий) — 5 Общая оценка члена ГЭК
Дескриптивная оценка сформированности компетенций
Итоговая оценка (средняя)
Член Государственной экзаменационной комиссии_/
(подпись)