Научная статья на тему 'Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий'

Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н. В. Синицына, педагог-психолог ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

Негативное влияние социальных факторов на состояние здоровья обучающихся требует совершенствования профилактической и оздоровительной работы в профессиональных образовательных учреждениях.

Профессиональные образовательные учреждения должны не только обеспечить качественное усвоение студентами профессиональных компетенций, но и подготовить выпускников к успешной жизни в социуме и к профессиональной деятельности; сформировать личность, для которой одной из приоритетных задач будет здоровье — нравственное, физическое, психическое.

Контингент обучающихся в ГАОУ СПО КО КузТАГиС достаточно непростой. На сегодняшний день в техникуме реализуются две ступени обучения: начальное профессиональное образование и среднее. И если на специальности СПО поступают юноши и девушки с более высокой учебной мотивацией, с большей успешностью в учебной деятельности, то на профессии НПО по результатам ежегодных исследований поступают подростки с весьма низкой учебной мотивацией. В большинстве случаев это ученики из общеобразовательных школ сельской местности, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. На специальности СПО также поступают около 30 % обучающихся, недостаточно социально адаптированных, пристрастившихся к курению и употреблению спиртных напитков.

Размышляя о возможном исправлении ситуации, педагоги, мастера производственного обучения, воспитатели, психологи техникума пришли к выводу, что разовая ситуативная помощь неэффективна. Требуется системный подход к сохранению и укреплению психофизиологического здоровья обучающихся. Иными словами, остро встал вопрос о создании условий для успешной реализации здоровьесберегающих технологий и медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всем протяжении обучения.

Перед педагогическим коллективом была поставлена задача разработать программу здоровьесберегающего сопровождения.

И такая программа была создана, она включает несколько разделов:

- создание полноценных условий обучения с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований;

- обеспечение медицинского обслуживания, организация горячего питания;

- реализация учебной программы формирования здорового образа жизни;

- организация профилактической работы через совместную деятельность с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом, комиссией по делам несовершеннолетних, советом профилактики техникума;

- организация полезной занятости студенческой молодежи (спортивно-массовая, культурнопросветительская работа, работа спортивных секций, художественно-самодеятельных коллективов и др.).

Реализация программы формирования здоровой во всех отношениях личности позволила создать полноценные условия для осуществления образовательного процесса и проживания иногородних студентов в общежитии: в трех корпусах и общежитии проведен капитальный ремонт всех помещений, поставлены стеклопакеты, отремонтированы лестничные пролеты и др. Сегодняшние учебные аудитории, спортивные и актовые залы, библиотека отвечают всем санитарно-гигиеническим требованиям, в полной мере соблюдаются световой, тепловой режимы, имеется современная учебная мебель. Светлые тона стен, жалюзи, полов, обилие цветов, современная техника — все обеспечивает хорошее настроение и желание учиться в современном красивом учебном заведении.

Для оказания своевременной медицинской помощи в техникуме есть медицинский и стоматологический кабинеты, кабинет психологической разгрузки, проводится своевременная диспансеризация студентов и сотрудников. Благодаря администрации техникума, организовано горячее питание как обучающихся, так и сотрудников: в каждом корпусе работают столовая, буфет.

В связи с реализацией программы здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в 2011 году была разработана программа «Здоровьесберегающее сопровождение субъектов образовательного пространства в профессиональных образовательных учреждениях», цель которой — формирование здоровьесберегающих ресурсов как обучающихся, так и педагогических работников. Основное внимание в программе уделено вопросам формирования ценностного отношения у обучающихся к собственному здоровью, к здоровому образу жизни, здоровью окружающих, повышения стрессоустойчивости обучающихся и педагогов, обучения педагогов и обучающихся легко и быстро снимать психоэмоциональное напряжение для сохранения здоровья и повышения эффективности деятельности, оказывать себе экстренную психологическую помощь без привлечения специалистов.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на создание интегрированной здоровьесберегающей среды, включающей формирование психологического и психофизиологического здоровья не только у студентов, но и у педагогов.

Реализуется программа через групповые тренинговые занятия со студентами и педагогами и включает 4 раздела здоровьесберегающей направленности:

- Культура здоровья

- Психология личностного роста

- Толерантность как основа жизненной позиции

- Самокоррекция и самореабилитация функционального состояния организма.

Занятия проводятся в разных формах: это и беседы, и встречи с медицинскими работниками, но предпочтение отдается активным формам работы — тренингам, круглым столам, диспутам, ролевым играм и др.

Анализ результатов реализации данной программы показывает, что студенты успешнее адаптируются к условиям нового образовательного учреждения, безболезненно решают возникающие проблемы, значительно реже вступают в конфликты, в том числе с преподавателями и мастерами производственного обучения.

Со студентами-первокурсниками работа по здоровьесбережению начинается 1 сентября. Первая учебная неделя — это неделя адаптации — целенаправленной работы по подготовке ребят к новым условиям обучения. Совместно с классными руководителями учебных групп психологи проводят тренинги знакомств с целью более близкого сближения первокурсников друг с другом, выявляются формальные и неформальные лидеры группы и проблемные студенты. Классные руководители и мастера знакомят с образовательным процессом, с требованиями к учебной деятельности, участвуют в тренинговых группах для более близкого знакомства и изучения личностных качеств обучающихся. Руководители по физвоспитанию проводят спортивные праздники, организуют эстафеты, соревно-

вания между группами по волейболу, баскетболу, теннису.

Медицинские работники знакомят студентов со своим блоком сопровождения, приглашают врачей из студенческой поликлиники, которые более подробно рассказывают, куда нужно обращаться обучающимся при проявлении тех или иных болезненных состояний, проводят профилактическую беседу по предупреждению кожно-венерических заболеваний и формированию культуры гармоничных взаимоотношений между полами.

Многолетний опыт проведения недельной адаптации показал: все мероприятия, проводимые в течение этого времени, способствуют более быстрому вхождению первокурсников в учебный процесс, налаживанию эффективного общения с преподавателями и одногруппниками.

С 1 сентября работают спортивные секции, тренажерные залы, клуб художественной самодеятельности. Студенты за адаптационную неделю стараются, исходя из своих интересов, записаться в ту или иную секцию или реализовать себя в художественных творческих объединениях.

В начале учебного года психологи проводят углубленную личностную диагностику, результатом которой является определение обучающих-

I

ся с суицидальным риском, склонных к употреблению спиртных и психоактивных веществ, с неудовлетворительной адаптацией. К середине октября на каждого первокурсника подготовлено заключение с рекомендациями по сопровождению, являющимся ценным материалом для работы классных руководителей. Помимо этого психологи проводят консультации для

преподавателей и мастеров производственного обучения по использованию в работе со студентами полученных результатов диагностики. Проводимые тренинги личностного роста в каждой группе первокурсников в течение года помогают им понять свои личностные особенности, модифицировать поведенческие стратегии.

Много лет в техникуме функционирует совет профилактики, в составе которого — заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, воспитатели общежития. На совете часто в присутствии родителей и лиц их заменяющих разбираются случаи нарушения правил проживания в общежитии, пропусков занятий без уважительной причины и др. Без преувеличения можно сказать, что это достаточно эффективная форма работы. Практика показывает, если в первое полугодие через со-

вет профилактики проходит большое количество студентов, особенно первокурсников, то во втором полугодии возникают лишь единичные случаи нарушения дисциплины.

Важная роль отводится организации спортивно-массовой работы, полезной занятости в свободное от учебы время. Для этого делается в техникуме очень многое. Это и работа спортивных секций, художественных творческих объединений, и спортивно-массовые мероприятия (соревнования между группами, отделениями, другими образовательными учреждениями), и дни здоровья, эстафеты, туристические слеты, молодецкие игры и др. Для этой работы в техникуме созданы прекрасные условия: имеются 3 спортивных и три тренажерных зала, три стадиона, создана лыжная база, актовые залы.

Достаточно привести примеры участия студентов в городских, областных мероприятиях, чтобы убедиться в насыщенности и многообразии воспитательной работы:

- областные соревнования по волейболу — I место;

- городской турнир по стрельбе — I место;

- городская эстафета в IX традиционной спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи, посвященной Дню защитника Отечества, — II место;

- подтягивание на перекладине в IX традиционной спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи, посвященной Дню защитника Отечества, — II место;

- сборка и разборка АК-47 в IX традиционной спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи, посвященной Дню защитника Отечества, — II и III места;

- комплексная военизированная эстафета в IX традиционной спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи, посвященной Дню

защитника Отечества, — III место и др. (всего 12 грамот);

- городской спортивный праздник «Со спортом вместе» — I место;

- Областная зимняя олимпиада среди юношей — I место;

- Пасхальный благотворительный турнир по волейболу на кубок епископа Аристарха — IV место;

- финальные городские соревнования по волейболу в зачет IX спартакиады по месту жительства — II место и др. (всего 14 грамот).

В X Межрегиональном конкурсе профессионального мастерства студентов-архитекторов учебных заведений СПО в номинации «Дом усадебного типа с использованием материалов и конструкций КНАУФ» команда студентов отделения «Архитектура» получила диплом за II место.

За участие в областном конкурсе «Чудеса родного края» 5 студентов награждены дипломами.

Во всех номинациях фестиваля художественной самодеятельности студенты техникума в 2012/13 учебном году заняли призовые места.

Можно выделить несколько направлений работы, которые непосредственно направлены на профилактику вредных привычек и разного рода зависимостей. В нашем учреждении на протяжении многих лет организовано студенческое самоуправление, волонтерское движение, проводятся лекции, беседы с приглашением медицинских работников из Центра по профилактике и борьбе со СПИД, Кемеровского областного клинического диспансера.

Подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что только глубоко продуманная система взаимодействия всех заинтересованных сил, целенаправленность действий позволяют добиваться желаемых результатов по воспитанию поколения молодых людей, заинтересованных в сохранении собственного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.