ростков, а наполняемость залов увеличивается вдвое. Наши педагоги тоже являются застрельщиками, принимая участие в спартакиадах учреждений СПО юга Кузбасса и города, а внутри техникума - фаворитами в футболе, волейболе и теннисе.
В каждом городе, помимо экономических и политических программ, должны быть долгосрочные, много-
функциональные программы по оздоровлению населения и развитию физической культуры и спорта. Для этого необходимы материально-техническая база, пропаганда и взаимодействие всех структур, и через поколение мы получим здоровых, полноценных членов общества для России.
ЗДОРОВОЕ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ -БУДУЩЕЕ УСПЕШНОЙ РОССИИ
Л. П. Гузеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ НПО № 59 им. И. В. Асанова
Студенческая молодежь - это цвет и надежда России. Резервы здоровья, заложенные в молодом поколении, станут основой социально-экономического благополучия страны на долгие годы. Ведь здоровое молодое поколение - будущее успешной России. Если молодой человек здоров, то имеет возможность быть востребованным, сделать карьеру, создать и материально обеспечить свою будущую семью. Быть здоровым - это модно, интересно и экономически целесообразно. А чтобы быть успешным, юный человек должен стать социально зрелой, самостоятельной, постоянно развивающейся, значимой, прежде всего для себя и общества, личностью.
Вот те простые, но истинные понятия, которые педагогический коллектив нашего училища старается донести до обучающихся в рамках реализации одного из приоритетных направлений воспитательной деятельности - формирование здорового образа жизни.
В училище создана и успешно действует воспитательная система по развитию положительной «Я -концепции», в которой особое место отводится данному направлению. Его цели:
1. Воспитание потребности у обучающихся быть здоровым, помощь в сохранении и формировании здоровья.
2. Воспитание личности духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.
3. Формирование в сознании обучающихся значимости их физического состояния для будущего жизнеутверждения, развития их нравственных качеств и профессионального становления.
Для реализации поставленных целей создан и активно работает спортивный актив обучающихся. Используются разнообразные формы занятий физической культурой: со-
ревнования, уроки на открытом воздухе, внеурочные занятия - работа спортивных секций (спортивные игры, настольный теннис, силовая подготовка, пулевая стрельба).
Физкультурно-оздоровительная работа в училище обширна и предусматривает использование разнообразных средств физической культуры и спорта: вводную гимнастику как один из способов повышения работоспособности с помощью активного отдыха в процессе производственной деятельности (ежедневно в течение 5-7 мин.); физкультминутку и гимнастику для глаз в процессе теоретической подготовки (4-5 упражнений); организацию питания (бесплатные обеды, витаминизация обучающихся, выдача фруктов, соков); обеспечение медицинских услуг фельдшером училища.
Рядом с училищем расположена парковая зона для активного отдыха и спортивный стадион. Ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки обучающихся. Идет отбор обучающихся - спортсменов и комплектуются сборные команды (по волейболу, баскетболу, настольному теннису, мини-футболу) для участия в городской спартакиа-
де. Данная работа способствует укреплению и развитию физических сил - основы жизнедеятельности подростков и подготовки их к профессиональной деятельности.
В течение всего учебного года наши спортсмены принимают участие в городских соревнованиях среди НПО, СПО (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, гиревой спорт, легкая атлетика). В училище проводятся эстафеты «Виват, первокурсник!» (октябрь), Дни здоровья (апрель), смотры по многоборью (май), соревнования между командами обучающихся и педагогов по стрельбе, волейболу (декабрь, апрель), конкурс «Самая спортивная группа». Группа-победитель награждается в конце учебного года вымпелом и памятным призом. В течение всего учебного года обучающиеся участвуют в более 30 спортивных общеучилищных, городских соревнованиях.
Рациональный, научно обоснованный режим учебно-производственной деятельности, предусматривающий восполнение дефицита мышечной работы в форме производственной гимнастики и активного отдыха, создание условий для более полного и глубокого снижения нервного напряжения способствуют совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, повышению работоспособности обучающихся, сохранению их здоровья.
В училище созданы и успешно работают психологическая и социально-педагогическая службы. Службы содействуют профилактике правонарушений, успешной реализации воспитательно-образовательных целей и задач базовой образовательной программы, они оказывают конкретную помощь подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, склонному к употреблению алкоголя, наркотических средств, к девиантному поведению. Социальный педагог, психолог, педагоги в тесном взаимодействии с мастерами работают над созданием положительного социально-психологического климата в учреждении, активно формируют потребности в знаниях о здоровом образе жизни среди обучающихся. Профилактические мероприятия необходимы и очень важны, так как способствуют формированию у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; раннему выявлению и диагностике наркозависимости. В течение года проводятся правовые лектории, «круглые столы», акции: «Здоровье молодежи -богатство России», «Родительский урок», к Всемирному дню борьбы против СПИДа, «Призывник», «Меняю сигарету на конфету» - ко Дню отказа от курения, «Спорт как альтернатива вредным привычкам» и т. д. -с участием специалистов правоохранителных органов, городского отдела наркоконтроля, нарколога; цикл бесед «Жизненные ценности» по проблемам наркомании, алкоголизма, нравственно-половому
воспитанию; проводятся тренинговые занятия. Информация доводится до обучающихся в доверительной обстановке специалистами: психологами, педагогами, юристами, наркологами. На протяжении многих лет училище взаимодействует с кожно-венерологиче-ским диспансером города, Центром планирования семьи и репродуктивного здоровья женщины, наркологическим диспансером, клиникой «Красота и здоровье».
Организовано проведение мониторинга в форме анкетирования, который выявляет у учащихся факты курения, пьянства, наркомании и сквернословия. Результаты мониторинга дают понять, насколько высокий или низкий уровень воспитанности, культуры обучающихся и как необходимо вести борьбу за восстановление культуры в училище.
Для пропаганды здорового образа жизни используется наглядная агитация (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья), воспитание личным примером педагогов (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).
Кроме того, профессионально-педагогический коллектив успешно осуществляет в рамках воспитательной деятельности методическое сопровождение формирования здорового образа жизни. Созданы методические разработки: «От понимания - к здоровью», «Самосовершенствование», «Учимся сплоченности», «Нет - наркотикам!», «Курение - скрытая наркомания», «Мы за здоровый образ жизни». Разработан проект программы по профилактике наркомании «Путь в никуда». Социальный педагог и психолог для педагогического коллектива проводят семинары-практикумы «Работа с обучающимися группы риска. Методы работы по пропаганде здоровья и профилактике
социально-обусловленных заболеваний», «Регулирование правовых отношений субъектов воспитательно-образовательного процесса» и др. Сотрудниками воспитательного отдела проведен педагогический совет на тему «Формирование здоровьесберегающих технологий воспитательно-образовательного процесса в системе начально-профессионального образования».
Педагогические работники ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях городского, областного и всероссийского уровней с целью обмена опытом по проблемам социализации детей, нуждающихся в поддержке государства.
Результатом нашей работы является: улучшение духовно-нравственного здоровья обучающихся, сформированные жизненные и профессиональные цели, способность выстраивать судьбу; снижение количества пподростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Наши обучающиеся постоянно принимают участие в городских соревнованиях, где занимают призовые места.
А это значит, что мы ведём свою работу в правильном направлении, ведь профилактические мероприятия спо-собсвуют формированию здорового образа жизни у обучающихся - это их позитивное развитие и саморазвитие.
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Н. Н. Кукшинская, преподаватель физической культуры ГОУ НПО «Профессиональное училище № 86»
В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. Достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.
Физическое воспитание - составная часть педагогического процесса, направленного на формирование физической культуры, навыков двигательной активности, выработку психофизических качеств, достижение физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности: трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание становится одним из основных факторов всестороннего развития личности.
В последнее время ведётся много разговоров о достижении высокого качества профессионального образования. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда определяется не только готовностью к профессиональной деятельности, но и высоким потенциалом здоровья. Сегодня важно научить молодое поколение адекватно оценивать состояние собственного здоровья, определять факторы, обуславливающие его ухудшение, выбирать средства оздоровления с учетом его психологических особенностей, воздействующих факторов внешней и внутренней среды. И сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей образовательного учреждения является формирование здорового образа жизни учащихся, что возможно при совместных усилиях педагогического коллектива, роди-
телей и активной позиции самих учащихся, так как заставить работать на себя собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.
Целями моей педагогической деятельности являются:
* формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
* пропаганда и поощрение здорового образа жизни;
* создание условий в училище для развития практических навыков здорового образа жизни.
В рамках реализации основных требований физического воспитания нами разработана концепция, включающая следующие основные компоненты:
* укрепление материально-технической базы;
* организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий;
* организация занятий по физическому воспитанию с учетом физиологического состояния учащихся;
* организация занятий в спортивных секциях;
* проведение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий.
Как отмечают многие исследователи, и это подтверждает мой собственный опыт, уровень двигательной активности подростков, особенно девушек, по мере взросления снижается,. Поэтому в учебные занятия запланированы современные виды гимнастики: ритмическая гимнастика, гимнастика нервно-мышечной релаксации, степ-аэробика. Включение в программу занятий популярных гимнастических систем физических упражнений повышает их эмоциональную насыщенность. Упражнения воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию правильной осанки, культуры движений, развитию и поддержанию жизненно необходимых двигательных функций.