Научная статья на тему 'Здоровьесберегающий подход в воспитании студентов в условиях проживания в общежитии'

Здоровьесберегающий подход в воспитании студентов в условиях проживания в общежитии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
826
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающий подход в воспитании студентов в условиях проживания в общежитии»

сдавших комплекс ГТО в соответствии со своей возрастной группой постоянно увеличивается.

1. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, пе-

дагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах РФ, Москва. — 2014.

здоровьесберегающий подход в воспитании

студентов в условиях проживания в общежитии

Е. В. филина, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова Е. В. Семьянова, воспитатель общежития

Студенты как самостоятельная социальная группа населения всегда являлись объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи имеют важное значение в связи с целым рядом факторов. Во-первых, молодежь — основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов народного хозяйства. Во-вторых, состояние здоровья молодых людей сегодня — это общественное здоровье, а значит, и здоровье нации через 10, 20, 30, 40 лет.

По утверждению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50-55 % от образа жизни, на 2023 %% — от его наследственности, на 20-25 %о — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-13 %% — от развития современной системы здравоохранения.

В начале каждого учебного года студенты Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова проходят медицинский осмотр в поликлинике № 10 МБУЗ «ГКБ № 1 им. М. Н. Горбуновой» г. Кемерово, целью которого является комплексная оценка состояния их здоровья, выявление хронических заболеваний, определение функционального состояния основных систем организма, планирование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Так, по результатам медицинского осмотра, проведенного в 2014/2015 учебном году, выявлены изменения в состоянии здоровья у 37 %% студентов, проживающих в общежитии. При этом отмечается рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, органов дыхания. Выявлены изменения в эндокринной, нервной системах. Из этого следует, что студентам нужно укреплять и сохранять свое здоровье.

Студенты первого курса проходят сложный период адаптации к условиям образовательной организации. С одной стороны, этот период связан

Е. В. филина

Е. В. Семьянова

с повышенными нагрузками. Их учебная и внеу-чебная нагрузка в обычные дни в среднем составляет 12-14 часов, а в период экзаменационной сессии достигает 16-18 часов в сутки. С другой стороны — с родительской депривацией: устранением родителей от выполнения ими родительских функций в силу причин объективного характера, выраженной в невозможности ежедневного личного общения с детьми, осуществления повседневной заботы о них. В связи с этим студентам приходится ежедневно самостоятельно организовывать свой быт, питание, уход за собой и т. д.

До 20 %% первокурсников отмечают, что часто испытывают отрицательные эмоции, связанные с новой незнакомой обстановкой, непривычным кругом общения, новыми для них видами деятельности. В этой ситуации на помощь первокурсникам по индивидуальному запросу приходит педагог-психолог, работающий в вечернее время в общежитии. Он помогает снять эмоциональное напряжение, проводит тренинг «Как прекратить скандалы», способствующий бесконфликтному поведению студентов.

По данным анонимного опроса, проведенного среди студентов, проживающих в общежитии, 47 %% курят (в том числе и девушки). Сре-

- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ -

ди студентов первого года обучения количество курильщиков больше, чем среди студентов выпускного курса. Стаж курильщиков колеблется от года до пяти лет. Поэтому особое значение в работе воспитателей придается профилактике табакокурения и никотиновой зависимости.

Для профилактики разного рода зависимостей и заболеваний возникла необходимость организации в общежитии клуба «Школа здоровья». Разработан план комплексных мероприятий, направленный на формирование здоро-вьесберегающих, антинаркотических, репродуктивных и других установок у молодежи. В основу годового плана работы клуба положены международные и всемирные мероприятия, направленные на профилактику социально значимых заболеваний и пропаганду здорового образа жизни: Международный день отказа от курения, Всемирный день борьбы со СПИДом, Международный день инвалидов, День акции против заболевания туберкулезом, День здоровья, Всемирный день без табака, Международный день борьбы с наркоманией и т. д.

В работе клуба принимают участие врачи-специалисты разного профиля, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. С их помощью организуется ежемесячный кинолекторий, на котором студенты знакомятся с документальными фильмами, направленными на профилактику различных социально значимых заболеваний: ИПП, туберкулез, СПИД. Большое внимание уделяется теоретическим основам вопросам закаливания и укреплению иммунитета. Специально для девушек организованы занятия по проблемам женского репродуктивного здоровья. Для проведения бесед о духовном здоровье приглашается представитель Знаменского кафедрального православного собора. Всегда бурные дискуссии вызывает обсуждение таких тем, как «Брак или сожительство?» «Семь смертных грехов».

Чаще всего воспитатели стараются использовать интерактивные методы работы, такие как деловая игра, дискуссия, круглый стол, метод обсуждения в малых группах и т. д. Большой интерес у студентов вызывают игры-дискуссии: «7 способов бросить курить», «Сигарета вне закона», «Некурение — моя привычка», тренинг «Умей сказать: «Нет!». К Всемирному дню отказа от курения в общежитии проводится конкурс листовок и слоганов. Традиционными стали экскурсии в анатомический музей медицинской академии, где студенты могут наглядно убедиться в негативном влиянии табакокурения на внутриутробное развитие плода, а также увидеть, что представляют собой легкие заядлого курильщика. Такие экскурсии

всегда вызывают большой эмоциональный отклик у студентов, становятся своеобразной шоковой терапией, особенно для девушек.

Несмотря на активную профилактическую антитабачную пропаганду, проблема курения по-прежнему остается одной из наиболее острых. Но в течение последних двух лет наблюдается положительная динамика к снижению числа курящих студентов. Это в первую очередь связано с вступившим в силу антитабачным законом и принятыми мерами по его реализации: запретом курения в образовательных организациях, свободной продажи табачных изделий и т. д.

Особую тревогу сегодня вызывает появление на рынке так называемых курительных смесей, относящихся к психоактивным веществам (ПАВ), которые в создают угрозу здоровью наших студентов. На занятиях в «Школе здоровья» активно обсуждалась проблема употребления курительных смесей, спайсов. Все эти меры не остались безрезультативными. В течение последних двух лет среди студентов, проживающих в общежитии, не было выявлено ни одного случая употребления ПАВ.

Достаточно серьезной проблемой для студентов, живущих в общежитии, является неправильное питание. Отсутствие первых блюд, нерегулярное питание, недостаток витаминов и микроэлементов приводит к возрастанию заболеваний пищеварительной системы. Неправильное питание сказывается на физической и умственной работоспособности студентов, а в комплексе с вредными привычками снижает иммунный статус организма юношей и девушек. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, в рамках «Школы здоровья», были организованы теоретические занятия: «Рациональное питание», «Правильное питание — основа воспитания».

В общежитии работает клуб «Кулинарное путешествие», который организован одним из воспитателей. Его участниками стали студенты, желающие научиться готовить, сервировать стол, узнавать новые рецепты блюд и др. Занятия в клубе позволяют знакомиться на практике не только с рецептами национальных блюд, но и узнавать о традициях и обычаях разных народов и стран мира, расширяя общие компетенции студентов. Немаловажен тот факт, что участниками клуба являются не только девушки, но и юноши.

Ведущее место в сохранении здоровья занимает физическая культура, которая способна решить задачи, связанные с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, формированием культуры здоровья. В рамках решения этих задач в общежитии оборудо-

ван тренажерный зал, оснащенный спортивным инвентарем. В нем в вечернее время в студенты могут заниматься физкультурой под присмотром руководителя физического воспитания. Чаще спортзал посещают юноши, так как тренажеры подразумевают силовую нагрузку. Но и для девушек имеется необходимый спортивный инвентарь — гимнастические мячи, обручи, скакалки, гантели. Большой популярностью пользуется настольный теннис. Каждый вечер вокруг теннисного стола собирается большое количество студентов. В общежитии регулярно проводятся теннисные турниры «Первая ракетка общежития».

Немаловажную роль в формировании навыков здорового образа жизни играет правильная организация режима дня, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Студенты, проживающие в общежитии, должны самостоятельно обустроить свой быт: приготовить еду, навести порядок в комнате, постирать белье, выполнить

домашнее задание. Отсутствие правильной организации приводит к недосыпанию, повышенной раздражительности, стрессам, что не лучшим образом сказывается на их успеваемости и на состоянии здоровья в целом.

В начале учебного года воспитатели проводят занятия со студентами-первокурсниками по темам: «Научная организация труда студента», «Как организовать свой быт». В течение всего учебного года они учат студентов создавать и поддерживать благоприятные условия для проживания. Ведут разъяснительную работу, совместно со студенческим советом контролируют санитарное состояние комнат и бытовых помещений общежития.

Администрация и педагогический коллектив техникума стараются создавать благоприятные условия для проживания и обучения, а воспитатели — окружить теплом и заботой каждого студента.

реализация здоровьесберегающих технологий

в колледже

Г. В. Лебединский, преподаватель ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»

Вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса приобрели в последнее время особенно важное значение. Для решения вопросов здоро-вьесбережения в нашем педагогическом колледже разработана программа формирования здорового образа жизни студентов, в рамках реализации которой колледж сталкивается с очень сложной проблемой — нежеланием значительной части студентов придерживаться правил здо-ровьесбережения. Поэтому важную роль играет в этом процессе содержание каждого предмета и позиция каждого преподавателя колледжа.

Преподаватель информатики и ИКТ, как и любой предметник, в условиях реализации ФГОС нового поколения должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, заданий на использование обобщенных способов деятельности и создания студентами собственных продуктов в освоении знаний по ЗОЖ. Чтобы решать эти задачи, важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Именно педагог способен сделать для здоровья обучающихся больше, чем врач. Образовательная организация остается той социальной структурой, в которой

обучающиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить устойчивые навыки здорового образа жизни на всю жизнь. Формирование здоровья педагогическими средствами имеет более широкий фронт, нежели педагогическое сопровождение лечения, профилактики и реабилитации, но является стратегическим направлением и базируется на системном подходе [1, с. 414].

Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяют как здоровьесберегаю-щие образовательные технологии [2, с. 34].

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.