ветственное отношение студентов к своему здоровью. На уроках физической культуры (теоретическая часть) происходит знакомство с такими понятиями, как физические качества, физическое развитие, физическая культура, профзаболевания. В лекционном материале есть темы, направленные на закрепление знаний о ЗОЖ: «Закаливание», «Физические качества», «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки» и др. В теоретические тесты также включены вопросы о здоровом образе жизни.
Созданы секции по интересам (фитнес, спортивные игры, рукопашный бой, легкая атлетика). Регулярно проводятся «Дни здоровья» как для студентов, так и для педагогов. Студенческий актив, в лице координатора по спорту, тесно взаимодействует с физоргами групп по организации эффективной физкультурно-оздоровительной работы в техникуме, проводятся конкурсы физкультминуток.
Определенное значение имеют беседы с родителями обучающихся о ЗОЖ в ходе индивидуальных консультаций и на родительских собраниях, где также популяризируется положительное отношение к физической культуре и спорту. Знания и умения родителей по воспитанию привычки к здоровому образу жизни недостаточны, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда подростку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности поня-
тия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физической, психической и социальной составляющей. Мы считаем, что роль родителей в этой работе весьма значима, ведь замечено, что подростки на глубинном, бессознательном уровне усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе отношение к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование стремления заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью всей семьей.
Поэтому важно подходить к формированию здорового образа жизни системно: это сотрудничество родителей, педагогов и самих студентов. Под влиянием ближнего окружения закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, нравственный, культурный и интеллектуальный потенциал.
1. Мартыненко А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1998. — 224 с.
2. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях / Тимофеев С. П., Луханин В. В., Колесников А. Г — Белгород : БРИПКППС, 2004. — 336 с.
3. Физическая культура / Под ред. Н. В. Школьни-кова. — М., 2000. — 398 с.
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 384 с.
особенности внедрения комплекса гто
в профессиональных образовательных организациях
А. В. Осипов, руководитель физического воспитания ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)», а также распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» осуществляется внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в разные типы образовательных организа-
ций, в том числе в профессиональные образовательные организации. На сегодняшний день на федеральном и региональном уровнях создана норматив -но-правовая, организационная, методическая база внедрения комплекса ГТО. В период с 2014 г. по 2015 г. вышли следующие документы: два Указа Президента Российской Федерации, четыре акта Правитель-
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ -
ства Российской Федерации, двенадцать приказов Министерства спорта Российской Федерации, пять приказов других министерств и ведомств Российской Федерации. В них определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО. Цель комплекса ГТО — увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Основной задачей является массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Внедрение комплекса ГТО осуществляется на основе принципов добровольности, доступности комплекса подготовки для всех слоев населения, медицинского контроля, учета местных традиций и особенностей. Содержание комплекса — это нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп. Структура ГТО включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, в 2017 году должна составить 25 % (из них 40 % учащихся и студентов), а в 2020 году — 40 °% (из них 70 °% учащихся).
Для результативного внедрения разработаны методические рекомендации по организации работы по внедрению комплекса ГТО, в которых внимание уделено вопросам осуществления деятельности рабочих групп образовательных организаций по внедрению ВФСК ГТО, использованию имеющейся учебно-материальной базы по предмету «физическая культура», разработке календаря подготовки учащихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО, перечня необходимой документации ВФСК ГТО в образовательной организации, а также форм агитационно-пропагандистской работы и взаимодействию со средствами массовой информации. Большую роль по внедрению комплекса ГТО в профессиональные образовательные организации играет подготовка и сдача тестов (испытаний) обучающихся еще в период их обучения в общеобразовательных организациях.
На организационном этапе по внедрению комплекса ГТО в ГПОУ КемТИПиСУ принят перечень необходимой документации (сведений). В учебно-воспитательную работу включен специальный план по физическому воспитанию обучающихся, структурно содержащий в себе разделы:
1. Учебная деятельность по физической культуре (рабочие программы по дисциплине, организация работы спецмедгрупп, мероприятия по контролю и т. д.).
2. Внеклассная спортивно-массовая и оздоровительная работа (спартакиады обучающихся, мероприятия по ГТО в техникуме и дома и т. д.).
3. Учебно-спортивная работа (организация работы спортивных секций, участие ДЮСШ и других учреждений дополнительного образования).
4. Врачебный контроль (диспансеризация, циклы бесед, классных часов с обучающимися и родителями по ЗОЖ).
5. Участие педагогического коллектива в работе по физическому воспитанию обучающихся (выполнение физкультминуток, контроль и записи о пропусках уроков физкультуры, связь по этим вопросам с родителями, личное участие и т. д.).
6. Работа с родительским комитетом и шефской организацией (привлечение родителей и шефов к физкультурно-спортивной работе).
Внедрение комплекса ГТО в КемТИПиСУ проходит через учебные занятия по физической культуре, внеурочные занятия по различным видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, занятия в физкультурно-спортивных объединениях. Привлечение и подготовка обучающихся к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО проводятся в рамках:
• физкультурно-спортивных мероприятий как на уровне профессиональной образовательной организации, так и на городском и областном уровнях;
• соревнований, конкурсов, военно-патриотических мероприятий;
• встреч с участием известных спортсменов и тренеров города и области.
Преподаватели по физической культуре проводят консультации желающим подготовиться к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, осуществляют контроль тестирований по предварительной оценке уровня подготовленности обучающихся к выполнению нормативов, проводят пропаганду и популяризацию комплекса ГТО и здорового образа жизни.
Результатом работы педагогов является освоение обучающимися тестов (испытаний) комплекса ГТО, знаний и навыков ведения здорового образа жизни. Таким образом, количество обучающихся,
сдавших комплекс ГТО в соответствии со своей возрастной группой постоянно увеличивается.
1. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, пе-
дагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах РФ, Москва. — 2014.
здоровьесберегающий подход в воспитании
студентов в условиях проживания в общежитии
Е. В. филина, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова Е. В. Семьянова, воспитатель общежития
Студенты как самостоятельная социальная группа населения всегда являлись объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи имеют важное значение в связи с целым рядом факторов. Во-первых, молодежь — основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов народного хозяйства. Во-вторых, состояние здоровья молодых людей сегодня — это общественное здоровье, а значит, и здоровье нации через 10, 20, 30, 40 лет.
По утверждению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50-55 от образа жизни, на 2023 °% — от его наследственности, на 20-25 °% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-13 °% — от развития современной системы здравоохранения.
В начале каждого учебного года студенты Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова проходят медицинский осмотр в поликлинике № 10 МБУЗ «ГКБ № 1 им. М. Н. Горбуновой» г. Кемерово, целью которого является комплексная оценка состояния их здоровья, выявление хронических заболеваний, определение функционального состояния основных систем организма, планирование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Так, по результатам медицинского осмотра, проведенного в 2014/2015 учебном году, выявлены изменения в состоянии здоровья у 37 °% студентов, проживающих в общежитии. При этом отмечается рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, органов дыхания. Выявлены изменения в эндокринной, нервной системах. Из этого следует, что студентам нужно укреплять и сохранять свое здоровье.
Студенты первого курса проходят сложный период адаптации к условиям образовательной организации. С одной стороны, этот период связан
Е. В. филина
Е. В. Семьянова
с повышенными нагрузками. Их учебная и внеу-чебная нагрузка в обычные дни в среднем составляет 12-14 часов, а в период экзаменационной сессии достигает 16-18 часов в сутки. С другой стороны — с родительской депривацией: устранением родителей от выполнения ими родительских функций в силу причин объективного характера, выраженной в невозможности ежедневного личного общения с детьми, осуществления повседневной заботы о них. В связи с этим студентам приходится ежедневно самостоятельно организовывать свой быт, питание, уход за собой и т. д.
До 20 °% первокурсников отмечают, что часто испытывают отрицательные эмоции, связанные с новой незнакомой обстановкой, непривычным кругом общения, новыми для них видами деятельности. В этой ситуации на помощь первокурсникам по индивидуальному запросу приходит педагог-психолог, работающий в вечернее время в общежитии. Он помогает снять эмоциональное напряжение, проводит тренинг «Как прекратить скандалы», способствующий бесконфликтному поведению студентов.
По данным анонимного опроса, проведенного среди студентов, проживающих в общежитии, 47 °% курят (в том числе и девушки). Сре-