Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения'

Роль семьи в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
900
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения»

роль семьи в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения

М. В. Голубятникова, преподаватель ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В. А.

С. А. Чистяков, преподаватель

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. К концу XX века произошло резкое ухудшение здоровья населения, в том числе подрастающего поколения. Сохранение здоровья зависит от многих факторов: отношения государства, общества, каждого конкретного человека. Укрепление здоровья молодежи стало национальной целью [1].

Причин ухудшения здоровья населения очень много, но основная — в образе жизни. У большинства молодых людей нашей страны недостаточно сформировано положительное отношение к своему здоровью, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни.

Главную роль в решении задачи сохранения и укрепления здоровья молодежи играет семья, где человек проводит большую часть жизни. Еще в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием примера его родителей и знакомых. Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей [2]. Поэтому учить правильному образу жизни и воспитывать сознательное, ответственное отношение к нему необходимо начинать в детском возрасте путем активного участия родителей [3].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций [4].

В настоящее время огромное внимание уделяется уровню готовности родителей к организации формирования правильного образа жизни собственных детей на разных этапах их взросления. Так, во многих дошкольных учрежде-

М. В. Голубятникова С. А. Чистяков

ниях воспитатели реализуют программу клуба «Я и мое здоровье», включающую дидактические игры, педагогические ситуации, беседы, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, ориентированные как на детей, так и на родителей. В школе введен дополнительный третий урок физической культуры, проводятся соревнования по различным видам спорта, а с родителями — спортивные викторины и соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья!».

В профессиональные образовательные организации студенты поступают уже в осознанном возрасте. У них уже полностью сформировано отношение к физической культуре, к здоровью и здоровому образу жизни. Главная задача преподавателя физической культуры на этом этапе — продолжать формировать у студентов любовь к физической культуре, проще говоря, к движению во всем его многообразии.

Период студенчества — время бурного расцвета физических способностей, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Главное, не опоздать с формированием физического потенциала студента. В ГПОУ КузТСиД им. Волкова В. А. ведется работа со студентами и их родителями. Разработана специальная программа, которая помогает воспитывать от-

ветственное отношение студентов к своему здоровью. На уроках физической культуры (теоретическая часть) происходит знакомство с такими понятиями, как физические качества, физическое развитие, физическая культура, профзаболевания. В лекционном материале есть темы, направленные на закрепление знаний о ЗОЖ: «Закаливание», «Физические качества», «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки» и др. В теоретические тесты также включены вопросы о здоровом образе жизни.

Созданы секции по интересам (фитнес, спортивные игры, рукопашный бой, легкая атлетика). Регулярно проводятся «Дни здоровья» как для студентов, так и для педагогов. Студенческий актив, в лице координатора по спорту, тесно взаимодействует с физоргами групп по организации эффективной физкультурно-оздоровительной работы в техникуме, проводятся конкурсы физкультминуток.

Определенное значение имеют беседы с родителями обучающихся о ЗОЖ в ходе индивидуальных консультаций и на родительских собраниях, где также популяризируется положительное отношение к физической культуре и спорту. Знания и умения родителей по воспитанию привычки к здоровому образу жизни недостаточны, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда подростку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности поня-

тия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физической, психической и социальной составляющей. Мы считаем, что роль родителей в этой работе весьма значима, ведь замечено, что подростки на глубинном, бессознательном уровне усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе отношение к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование стремления заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью всей семьей.

Поэтому важно подходить к формированию здорового образа жизни системно: это сотрудничество родителей, педагогов и самих студентов. Под влиянием ближнего окружения закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, нравственный, культурный и интеллектуальный потенциал.

1. Мартыненко А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1998. — 224 с.

2. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях / Тимофеев С. П., Луханин В. В., Колесников А. Г — Белгород : БРИПКППС, 2004. — 336 с.

3. Физическая культура / Под ред. Н. В. Школьни-кова. — М., 2000. — 398 с.

4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 384 с.

особенности внедрения комплекса гто

в профессиональных образовательных организациях

А. В. Осипов, руководитель физического воспитания ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)», а также распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» осуществляется внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в разные типы образовательных организа-

ций, в том числе в профессиональные образовательные организации. На сегодняшний день на федеральном и региональном уровнях создана норматив -но-правовая, организационная, методическая база внедрения комплекса ГТО. В период с 2014 г. по 2015 г. вышли следующие документы: два Указа Президента Российской Федерации, четыре акта Правитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.