Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Лариса Юрьевна, Литвинова Жанна Борисовна

В статье авторы оценивают потенциал создания творческой среды в рамках дистанционного образования с опорой на традиционный и современный подход и рассматривают результаты эксперимента. Данное исследование было организовано в рамках проведения дистанционных занятий по информационным технологиям и физике. Для исходной и итоговой диагностики использовалась методика оценки самоорганизации деятельности обучающихся (Е.Ю. Мандрикова). Авторами проведен анализ склонности личности обучающегося на происходящих с ним в настоящий момент событиях по шкале «Ориентация на настоящее» до и после реализации дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Лариса Юрьевна, Литвинова Жанна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE CREATIVE ENVIRONMENT IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE EDUCATION

In the article, the authors assess the potential of creating the creative environment within distance education based on traditional and modern approaches and they consider the results of the experiment. This study was organized as part of the distance learning courses in information technology and physics. For the initial and final diagnostics, the method of assessing the self-organization of students’ activities was used (E. Y. Mandrikova). The authors conducted an analysis of the student's personality inclination to the events happening to him at the moment on the scale of "Orientation to the present" before and after the implementation of distance education.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫВОДЫ

1. За курс из 16 занятий активными физическими упражнениями 50 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 16 лет освоили 14 вариантов разных упражнений, общее число которых составило 142, из которых 26,1% направлено на развитие и коррекцию ходьбы, 15,5% на развитие и удержание равновесия в позах сидя и стоя, по 5,6% - на формирование шаговых движений, способность встать из положения сидя, повышение общей выносливости к занятиям физическими упражнениями.

2. У детей самых сложных четвертого и пятого уровней по GMFCS количество положительных изменений (20,4 и 24,6%) было сопоставимо с результатами детей в других более легких по уровню GMFCS группах, что говорит о потенциальных возможностях их организма улучшить свою двигательную активность при регулярных занятиях.

3. С начального нулевого уровня освоено 43% упражнений; 35,2% упражнений освоены в первом диапазоне; 19,7% - в втором диапазоне; 2,1% освоены в третьем диапазоне. Полностью до устойчивого выполнения освоено 5 упражнений: по одному в диапазонах (0- 4) и (2-4) и три - в диапазоне (3-4).

ЛИТЕРАТУРА

1. Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры / Н.А. Гросс, Т. Л. Шарова, И.Ю. Беркутова, Е.А. Горбунова, В.А. Клендар, Г.В. Буканова, Е.В. Сынкова, А.В. Молоканов// Вестник спортивной науки - 2018. - № 5. - С. 58-64.

2. Применение физических упражнений в коррекции двигательных нарушений у детей со спастической формой ДЦП / О.Ф. Бабушкина, И.В. Архипенко, А.В. Дубксий, В.В. Коленченко // Научный вестник Крыма. -2018. - № 7 (18). - URL: https://www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/405 (дата обращения: 01.01.2021).

3. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП / Л.М. Зельдин - 3-е изд. - Москва : Теревинф, 2014. - 136 с.

REFERENCES

1. Gross, N.A., Sharova, T.L., Berkutova, I.I., Gorbunova, E.A., Klendar, V.A., Bukanova, G.V., Sonkova, E.V. and Molokanov, A.V. (2018), "Ways to solve problems of rehabilitation of children with motor disorders by means of physical culture", Sports science bulletin, No. 5, pp. 58-64.

2. Babushkina, O.F., Arkhipenko, I.V., Dubsky ,A.V. and Kolenchenko, V.V.(2018), "Use of exercise in the correction of motor disorders in children with spastic form of cerebral palsy", The Scientific Gazette of Crimea, No. 7 (18), available at: https://www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/405 (date accessed: 01.01.2021).

3. Zeldin L.M. (2014), Development of movement in various forms of cerebral palsy, Terevinf, Moscow.

Контактная информация: niinagross@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 25.03.2021

УДК 378.147.88

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Юрьевна Дмитриева, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Иркутский государственный

университет

Аннотация

В статье авторы оценивают потенциал создания творческой среды в рамках дистанционного

образования с опорой на традиционный и современный подход и рассматривают результаты эксперимента. Данное исследование было организовано в рамках проведения дистанционных занятий по информационным технологиям и физике. Для исходной и итоговой диагностики использовалась методика оценки самоорганизации деятельности обучающихся (Е.Ю. Мандрикова). Авторами проведен анализ склонности личности обучающегося на происходящих с ним в настоящий момент событиях по шкале «Ориентация на настоящее» до и после реализации дистанционного образования.

Ключевые слова: творческая среда, дистанционное образование, самоорганизация деятельности обучающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p93-97

CREATING THE CREATIVE ENVIRONMENT IN THE FRAMEWORK OF

DISTANCE EDUCATION

Larisa Yurievna Dmitrieva, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Irkutsk State University

Abstract

In the article, the authors assess the potential of creating the creative environment within distance education based on traditional and modern approaches and they consider the results of the experiment. This study was organized as part of the distance learning courses in information technology and physics. For the initial and final diagnostics, the method of assessing the self-organization of students' activities was used (E. Y. Mandrikova). The authors conducted an analysis of the student's personality inclination to the events happening to him at the moment on the scale of "Orientation to the present" before and after the implementation of distance education.

Keywords: creative environment, distance education, self-organization of students activities.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена современной эпидемиологической ситуацией в стране и мире и определяется необходимостью поиска эффективных подходов к созданию творческой среды в процессе реализации дистанционного образования обучающихся. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что проектирование творческой среды на основе внедрения синтеза приемов и методов традиционного и современного образования способствует развитию самоорганизации личности обучающихся.

МЕТОДИКА

В цели настоящего исследования входила экспертная оценка потенциала современного образовательного учреждения в возможности осуществления успешного дистанционного образования через создание творческой среды. Начальный этап настоящего исследования включал в себя выявление психолого-педагогического потенциала среды для стимулирования личностного развития обучающихся и реализации их свободы и активности. На основе качественного анализа научной литературы [1, 2], посвященной проблематике нашего исследования и собственного педагогического опыта, позволил нам провести сравнение и выявить особенности дистанционного урока в сравнении с традиционным и современным (таблица 1).

Эффективность реализации дистанционного образования определяется не только способностью образовательного учреждения создать благоприятные условия для взаимодействия субъектов образования (педагога, обучающихся), предоставлять им свободу выбора образовательных альтернатив, возможности для личностного роста и развития, но и его ориентиром на базовые ценности традиционного образования.

Таблица 1 - Содержание традиционного, современного и дистанционного урока

Тип урока

Традиционный | Современный | Дистанционный

Структура урока Организационный блок

Организационный момент. Ориентир на дисциплину и исполнительность обучающегося. Самоопределение деятельности. Создание условий успешного обучения каждого. Педагог приглашает обучающихся к онлайн общению.

Проверка домашнего задания. Обучающиеся показывают заученные знания. Проверка домашнего задания. Обучающиеся демонстрируют предметные и личностные результаты. Обучающиеся загружают учебный материалы или отправляют педагогу на проверку.

Мотивационный блок

Мотивация как правило отсутствует. Обучающиеся пассивные участники, не участвуют в планировании урока. Мотивация пронизывает весь процессе обучения. Обучающиеся активно конструируют урок. Педагог поддерживает активность и создает мотивы активизации деятельности обучающихся.

Актуализация опорных знаний. Обучающийся четко отвечает на вопросы педагога. Актуализация опорных знаний. Обучающиеся выражают свое личное мнение, доказывают свою точку зрения и свободно выражают свои мысли Педагог задает вопросы обучающимся. Педагог и обучающийся используют возможности оперативной связи в чате, скайпе, телефоне, почте, сообщениях.

Инструктивный блок

Обучающиеся получают сформулированные педагогам задания, именно он определяет их деятельность. Обучающиеся объясняют, решают, выписывают, переписывают, выполняют. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации. Обучающиеся анализируют, доказывают, сравнивают, создают модель, делают выводы, исследуют, придумывают способ решения. Педагог дает подробные инструкции и методические рекомендации как работать с учебными, информационными материалами. Обучающиеся изучают содержание образовательной площадки и ресурсов.

Информационный блок

Объяснение нового материала. Педагог передатчик знаний. Фронтальная форма работы. Обучающиеся приобретают академические знания из рассказа учителя или из учебников. Открытие новых знаний. Индивидуальная или групповая форма работы. Совместная коллективная деятельность преобладает. Обучающийся выполняет задания практической направленности. Используются учебные пособия, компьютер. Образовательный процесс схож с процессом научного познания. Преобладают частично-поисковые, эвристические, исследовательские методы, проблемное изложение. Учатся самостоятельно учиться и находить нужную информацию.

Контрольный блок

Первичное закрепление. Педагог оценивает среднюю успешность класса. Творческие задания не используются. Первичное закрепление. Педагог учитывает обученность, обучаемость, учебные и воспитательные возможностей обучающихся. Ориентир делается на творчество обучающихся. Закрепление на основе тестирования и контроля, самоконтроля. Задания на выбор ответа, установления соответствия или продолжение текста.

Самостоятельная работа. Обучающиеся выполняют стандартные задания, предложенные учителем. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. Обучающиеся выполняют вариативные задания. Включение нового знания в систему знаний (повторение). Самостоятельно исследуют, решают, доказывают, изучают. Создают свой авторский образовательный продукт.

Коммуникативный и консультативный блок

Итог урока. Оценку знаний проводит педагог. Рефлексия деятельности. Обучающиеся проводят самооценку, оценивают промежуточные результаты и анализируют собственную динамику успеваемости. Ведут портфолио. Педагог и обучающиеся, а также обучающиеся друг с другом интерактивно взаимодействуют.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Назовем инструментарий, который был выбран авторами для диагностики - это методика векторного моделирования образовательной среды (автор В.А. Ясвин) [4, с.36-48]. По ее итогам мы можем охарактеризовать ее как «творческую» образовательную среду с коэффициентом модальности 1,3 по типологии образовательных сред В.А. Ясвина, способствующую развитию «нормального» типа личности обучающегося. Потенциал

данной среды высок, она содержит психолого-педагогические условия, способствующие активности личности обучающегося, она воспитывает его как личность в будущем способную преобразовать окружающий мир к лучшему, имеющую адекватную самооценку, умеющую открыто выражать свои мысли и принимать ответственность за свои поступки, стремящуюся самореализоваться.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Методика оценки самоорганизации деятельности (автор Е.Ю. Мандрикова) [3] позволила нам провести анализ успешности реализации дистанционного образования по итогам исходной и итоговой диагностики деятельности обучающихся 1 и 2 курса. Рассмотрим результаты на примере шкалы «Ориентация на настоящее», ответы студентов на 9 вопрос: «Мне более важно то, что я делаю и переживаю в данный момент, а не то, что будет или было» и 12 вопрос опросника: «Я считаю себя человеком, живущим «здесь и сейчас». Низкий балл (1, 2 балла) при ответе на 9 вопрос продемонстрировали 11,11%, 5,56%, средний балл (3, 4, 5 балла) 0,00%, 22,22%, 16,67%, высокий балл (6,7 баллов) 16,67%, 27,78% обучающихся соответственно. При ответе на 12 вопрос 11,11%, 0,0% получили низкий балл, 5,56%, 11,11%, 5,56% средний и 5,56%, 61,11%, высокий соответственно. Увеличилось количество студентов, набравших 2, 3, 4, 5 баллов на 6,21%, 11,76%, 7,19%, 12,75% и уменьшилось набравших 1, 6, 7 на 11,11%, 4,90%, 21,90% соответственно при ответе на 9 вопрос. При ответе на 12 вопрос увеличилось на 6,54%, 11,76%, 12,42%, 6,21%, 6,21% набравших 1, 2, 4, 5, 6 баллов соответственно и уменьшилось на 5,56%, 37,58% набравших 3 и 7 баллов. Следовательно, с одной стороны, увеличился процент обучающихся ставящих своим приоритетом свое прошлое или будущее, а с другой уменьшился процент зацикленных на сегодня происходящих с ними событиях. Но однозначно мы отмечаем, что увеличился процент обучающихся видящих и ценящихся свое прошлое и будущее, но сосредоточенных на настоящем времени (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты исследования уровня самоорганизации обучающихся

Уровень Низкий, % Средний, % Высокий, % Этап эксперимента

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Вопрос 9 11 6 0 22 17 17 28 До эксперимента

0 12 12 29 29 12 6 После эксперимента

Вопрос 12 11 0 6 11 6 6 61 До эксперимента

18 12 0 24 12 12 24 После эксперимента

ВЫВОДЫ

Развитие личности обучающихся в рамках дистанционного образования ставит своим приоритетом и должно быть направлено на развитие эмоциональной сферы и стрессоустойчивости, формированию адекватной самооценки, доброго отношения к окружающим и миру, в большей степени удовлетворяет современным требованиям общества и учитывает интересы и склонности личности обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычев А.О. Организация самостоятельной работы студентов специального учебного отделения с применением дистанционного обучения / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №. 5 (183). - С. 152-158.

2. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе / Г.В. Курицына // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 26-39.

3. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности/ Е.Ю. Мандрикова. -Москва : Смысл, 2007. - 15с.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

REFERENCES

1. Egorychev, A.O. and Egorycheva, E.V. (2020), "Organization of independent work of students of a special educational department with the use of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 152-158.

2. Kuritsyna, G.V. (2016), "Essential and meaningful characteristics of distance learning in higher education", Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society, No. 2, pp. 26-39.

3. Mandrikova, E.Yu. (2007), Questionnaire of self-organization of activities, Meaning, Moscow.

4. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Smysl, Moscow.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 796.41

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ

Светлана Валерьевна Дмитриева, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Романовна Шошолина, магистрант, Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье представлены результаты изучения спортивной мотивации, эмоционального состояния гимнасток 5-6 лет. Изучены мотивы выбора секции спортивной гимнастики у родителей девочек. Авторами разработана и внедрена программа формирования мотивации к занятиям спортивной гимнастикой у девочек 5-6 лет. Результаты исследования могут быть использованы при организации тренировочного процесса у детей дошкольного возраста занимающихся спортивной гимнастикой.

Ключевые слова: мотивация, спортивная гимнастика, дошкольники 5-6 лет, игровой метод, программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p97-101

FORMATION OF MOTIVATION FOR SPORTS GYMNASTICS AMONG THE GIRLS

AGED 5-6 YEARS

Svetlana Valerievna Dmitrieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Daria Romanovna Shosholina, the master student, Tyumen State University

Abstract

The article presents the results of the study of sports motivation, the emotional state of gymnasts aged 5-6 years. The motives of choosing the gymnastics section among the girls ' parents were studied. The authors developed and implemented a program for the formation of motivation for gymnastics classes for girls aged 5-6 years. The results of the study can be used in the organization of the training process in preschool children engaged in gymnastics.

Keywords: motivation, gymnastics, preschool children 5-6 years old, game method, program.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, с увеличением различных технических средств связи, наблюдается тенденция к снижению интереса к занятиям физической культурой и спортом. Тренеры прикладывают немало усилий, чтобы привлечь подрастающее поколение к занятиям спортом. Но одной из проблем остается большой отсев детей занимающихся в группах начальной подготовки. Проблемами мотивации и мотивов поведения и деятельности в течение последних нескольких десятков лет занимались как отечественные, так и зарубежные авторы (Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Знаменская, Е.П. Ильин, Ю.Дж. Кретти, Ю.Ю. Па-лайма, Р.А. Пилоян, А.В. Шаболтас и др.). Один из важных вопросов, стоящих перед тео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.