Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/87PDMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 20.06.2018; опубликована 08.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Пружинина М.В., Пружинин К.Н., Хармац Ю.В. Формирование двигательного творчества обучающихся 10 классов на уроках физической культуры средствами гимнастики // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pruzhinina M.V., Pruzhinin K.N., Harmats Yu.V. (2018). Formation of motive creativity of students of 10 classes at lessons of physical training by means of gymnastics. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN318.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.27.09
Пружинина Марина Викторовна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Пружинин Константин Николаевич
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Хармац Юлия Владимировна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
Студент (бакалавр) E-mail: [email protected]
Формирование двигательного творчества обучающихся 10 классов на уроках физической культуры средствами гимнастики
Аннотация. В данной статье авторами определена проблема формирования творчески активной личности. Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Авторы данного исследования рассматривают унифицированный процесс физического воспитания старшеклассников, с точки зрения творческой направленности. Очевидно, что цель вышеупомянутого процесса, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Авторы предприняли попытку представить процесс физического воспитания как процесс творческого развития личности старшеклассника. В статье представлены критерии сформированности двигательного творчества. Разработаны и внедрены творческие включения в уроки физической культуры, способствующие формированию двигательного творчества. Данные включения имеют дифференцированную направленность, позволяют обучающимся проявлять творчество. Проведен педагогический эксперимент.
https://mir-nauki.com
Авторами показано, что физкультурно-спортивная деятельность не только воздействует на мышечную, сердечно-сосудистую и другие системы человека, но способствует творческому развитию обучающихся. Это продемонстрировано в полученных результатах педагогического эксперимента. Двигательное творчество в физкультурно-спортивной деятельности, позволяет обучающимся осознавать нужность и необходимость обучения. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют говорить авторам, о целесообразности внедрения в образовательный процесс физического воспитания творческих заданий.
Ключевые слова: образовательный процесс; обучающиеся; двигательное творчество; средства физкультурно-спортивной деятельности; творческие включения
Творческое развитие личности - это очень сложный процесс, который строится на формировании саморазвития, мышления и моторного творчества обучающихся. Организация процесса физического воспитания строится с учётом уровня психического развития обучающихся, опираясь на факторы физического развития и т. п. Связь между творческим развитием личности обучающегося и уроком физической культуры, как правило, не включается в поле деятельности педагога [1, 3-5].
Возможность внедрения творческих заданий в процесс физического воспитания даёт шанс для самовыражения, самореализации учителя и школьника. Обучающиеся становятся мобильнее, увереннее в себе, в большей степени проявляют лидерские качества, индивидуальность. В результате происходит становление творческой личности, что открывает возможность в будущем быть более успешным и востребованным. Двигательное творчество в физкультурно-спортивной деятельности, на наш взгляд, позволяет обучающимся осознавать нужность и необходимость обучения [6, 8, 10-13].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ N 10 г. Ангарска. В период с октября 2017 г. по апрель 2018 г. В исследовании приняли участие обучающиеся старших классов, всего 82 человека, 36 девушек и 42 юношей.
Были разработаны творческие нестандартные включения в уроки физической культуры, направленные на повышение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Были определены задания для самостоятельного выполнения обучающимися с целью формирования творческого мышления, воображения. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, математико-статистический анализ.
Таким образом, мы определились с выбором критериев сформированности двигательного творчества. Уровень творческого мышления, а именно: уровни сформированности воображения, оригинальности, одаренности, а также двигательное творчество (самостоятельной разработки и представления комбинаций) [2, 7, 9].
Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной части выявлены основные аспекты: изучение теоретических основ развития двигательного творчества, рациональный подбор физических упражнений, регулирование физической нагрузки [16]. При проведении исследования рассматривались три направления, которые предстояло рассмотреть посредством анкетирования и тестирование моторного творчества.
Целью первого тестирования было выявление уровня сформированности воображения. Для этого использовался тест, с изображенным на нем контуром круга, треугольника и квадрата (автор Боева Е.Л.). Полученные баллы формировались по трем уровням (низкий, средний, высокий).
https://mir-nauki.com
Шкала сформированности, позволяющая устанавливать пять уровней сложности, определяя низкий, средний и высокий уровни:
Низкий уровень:
1 уровень - контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.
2 уровень - контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Средний уровень:
3 уровень - контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
4 уровень - контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок - это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Высокий уровень:
5 уровень - рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Второе анкетирование было направлено на выявление уровня оригинальности. Согласно данной методике обучающимся необходимо высказать как можно больше идей - как практически он мог бы использоваться предмет, а именно бумажная газета и деревянная линейка (автор Щелбанова Е.И.).
Для определения уровня оригинальности необходимо оценить оригинальность согласно категории, представленной в прилагающейся к методике таблице, затем согласно оценке определить уровень низкий, средний или высокий.
Уровни оригинальности обучающегося:
1 уровень (низкий), на наш взгляд, может находиться в диапазоне от 0 баллов до 17 баллов.
2 уровень (средний), может находиться в диапазоне от 18 баллов до 34 баллов; 3 уровень (высокий) находится в диапазоне от 35 до 50 баллов.
А также было проведено анкетирование, целью которого было определение уровня одаренности. Нами была разработана анкета, которая состояла из 30 вопросов (низкий уровень от 0 баллов до 3 баллов, средний от 3 баллов до 5 баллов, высокий от 6 до 8 баллов).
Сформированность двигательного творчества определялась из разработки и представления самостоятельно разработанной комбинации, использовалось экспертное оценивание [14, 15].
В дальнейшем были представлены творческие включения, направленные на развитие двигательного творчества (смотри таблицу 1).
Таблица 1
Творческие включения уроков физической культуры (раздел «Гимнастика»), направленных на формирование двигательного творчества обучающихся
Название урока
Краткая характеристика
Содержание частей урока
«Justdance»
В основной части обучающиеся играют в игру под названием «Justdance», повторяя упражнения за видео.
Вводно-подготовительная часть: состоит из ОРУ на месте и в движении под музыкальное сопровождение, а именно выпады с передвижением вправо-влево, с отведением рук в согнутом положении вверх-вниз, махи ногами по диагонали влево-вправо, со сменой, переступами и отведением прямых рук через согнутые локти вверх, затем в стороны на 2 счёта, выведение прямой правой ноги вперед, со сменой положения ног перескоком на левую в сторону, руки от груди вперёд- в стороны, с отведением туловища назад, вправо-влево и т. д._
Основная часть:
Обучающимся предлагается видео фрагмент танца на экране. Старшеклассникам необходимо как можно более качественно повторять упражнения за изображением на экране, при этом попадать в такт, быстро реагировать на сменяющиеся двигательные действия, выполнять зеркально, быть эмоциональными и как можно более активными. Со сменой видео фрагментов изменяется сложность танцевальной комбинации. В результате игры выделяются трое победителей, которые по итогу участвуют в танцевальном баттле.
Заключительная часть:
Обучающимся предлагается строка из стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Строка: Мне нравится, что можно быть смешной. Обучающиеся придумывают и дописывают 7 строк стихотворения.
Разминка -
залог хорошего настроения!
Обучающимся необходимо составить комбинации для музыкальной разминки с использованием не стандартных упражнений из хореографии в подгруппах._
Вводно-подготовительная часть: состоит из ритмической разминки с элементами хореографии.
музыкально -
Основная часть:
Обучающиеся делятся на подгруппы по 4 человека. Основной задачей на уроке является составление комбинации упражнений с элементами хореографии, направленной на подготовку всех групп мышц к предстоящей работе_
Заключительная часть:
Подвижная игра «запрещённое движение».
Пародия
Игра в основной части урока, в которой ведущему необходимо оригинально спародировать известную присутствующим личность или звезду, в то время как остальные
обучающиеся даже разгадать эту
личность.
Вводно-подготовительная часть: состоит из ОРУ на месте и в движении. Учитель показывает фигуру, например ваза, обучающиеся должны представить такую же фигуру, а затем догадаться что за фигура была представлена, далее старшеклассники показывают придуманные ими фигуры по собственной инициативе.
Основная часть:
В основной части урока предлагается игра «пародия», задача ведущего состоит в том, чтобы спародировать известную всем личность или звезду наиболее оригинально и артистично, в то время как обучающиеся стараются разгадать личность, ведущим становится человек, который назвал правильный ответ. Побеждает обучающийся показавший наибольшее количество пародий._
Заключительная часть:
Подвижная игра «Море волнуется раз-два-три».
Название урока
Краткая характеристика
Содержание частей урока
Фитбол
Обучающиеся получают задание придумать необычное применение фитбола.
Вводно-подготовительная часть: состоит из Общеразвивающих упражнений с использованием волейбольных, баскетбольных и малых мячей (по выбору). Задача каждого из обучающихся предложить свой вариант использования мяча и осуществить показ, совмещая с упражнениями, направленными на развитие мышц ног, брюшного пресса и т. д._
Основная часть:
Обучающиеся получают по 1 фитболу на 3 человек. Их задача придумать как можно больше возможных способов использования фитбола как в физической культуре, так и в повседневной жизни, обязательное условие: выполнение двигательных действий с фитболом.
По окончании 10 минут, производится демонстрация действий._
Заключительная часть:
Подвижная игра «Фитбол».
Игра в гандбол с использованием фитбола.
Степ -аэробика
Задание обучающихся в основной части урока разработать комплексы
упражнений на степ -платформах.
Вводно-подготовительная часть: состоит из выполнения комбинации упражнений на степ-платформе с подъемами, спусками, поворотами, прыжками с использованием шагов: Basic, V, over, straddle, turn-step; knee-u р(колено), step-kick (вынос), step-touch, 2step-touch, stepcurl (захлёст), прыжки со сменой ног под музыкальное сопровождение._
Основная часть:
Обучающиеся делятся на подгруппы по 3-4 человека с целью разработки комплексов упражнений на степ-платформах, продолжительностью 2 мин. Время подготовки комплекса 10 минут. По окончании вышеуказанного времени обучающиеся демонстрируют разработанные комбинации всему классу. После показа комбинаций обучающиеся соединяют разработанные комбинации в одну, с последующим показом._
Заключительная часть:
Обучающиеся, выполняя упражнения на растягивание, с закрытыми глазами, представляют ассоциации, связанные с играющей фоном спокойной музыкой с последующим изображением(фотографией) дома собственных представлений._
Я-Гений пантомимы
Обучающиеся демонстрируют свою креативность в
пантомиме. В данной игре 2 участника пытаются вести между собой беседу, не используя речи.
Вводно-подготовительная часть: Беседа на тему «пантомима». «Что такое пантомима?».
«Как вы думаете, что является основным критерием в профессионализме пантомима?».
Подвижная игра «Крокодил», в которой ведущий осуществляет показ слова на выбранную тематику, загаданного учителем, обучающиеся отгадывают показанное слово._
Основная часть: Подвижная игра «пантомима».
Обучающиеся делятся на пары по собственному предпочтению. Их задача осуществить диалог на тему «Кино». Им необходимо определить какой любимый фильм у каждого из участников не произносив слов, а только лишь показывая в движении, по команде учителя участники меняются парами.
Побеждает обучающийся отгадавший наибольшее количество любимых фильмов у одноклассников._
Заключительная часть:
Рефлексия, пожелания и предложения обучающихся, что понравилось, что не понравилось._
Название урока Краткая характеристика Содержание частей урока
Импровизация В игре обучающемуся включается музыка, он должен придумать движения и моментально исполнить их, т. е. импровизиро вать. Вводно-подготовительная часть: Вводно-подготовительная часть: состоит из ОРУ на месте и в движении под музыкальное сопровождение, а именно разного рода отведения и приведения рук и ног, включая вращения головы, кистей, плеч и т. д.
Основная часть: обучающиеся делятся на пары, выступают по двое, остальные оценивают выступление по 5 бальной шкале. Задача обучающихся выполнить наиболее креативные движения под музыку, импровизируя.
Заключительная часть: Обучающиеся, выполняя упражнения на растягивание, с закрытыми глазами, представляют ассоциации, связанные с играющей фоном спокойной музыкой с последующим изображением (фотографией) дома собственных представлений.
Под куполом школы Обучающиеся готовят представление на гимнастическом бревне в подгруппах с использо ванием веселой музыки и дополнительных предметов. Вводно-подготовительная часть: состоит из Общеразвивающих упражнений с использованием предмета по выбору, а именно мячей, гимнастических палок, скакалок. Задача каждого из обучающихся предложить свой вариант использования выбранного предмета и осуществить показ.
Основная часть: В первой половине основной части урока обучающиеся готовят комбинацию для показа на гимнастическом бревне, состоящую из 10 упражнений. Осуществляют самостоятельный подбор музыкального сопровождения Во второй половине основной части обучающиеся представляют комбинации на бревне с предметом, остальные оценивают.
Заключительная часть: Подвижная игра «запрещённое движение».
Шоу танцы Класс определяет 3 ведущих. Задача ведущих выявить самую творческую личность, путём танцевальных баттлов на выбывание. Вводно-подготовительная Музыкально-ритмические ОРУ, направленные на подготовку всех групп мышц к предстоящей работе.
Основная часть: Обучающиеся участвуют в танцевальных баттлах на выбывание, выбывший, становится в команду участника, которому он проиграл. В результате ведущие определяют самую творческую личность, определив первой, второе и третье место.
Заключительная часть: Рефлексия. Определение самых запоминающихся моментов. Награждение победителей. Выявление собственных недостатков и превосходств.
Таким образом, развитие двигательного творчества - это очень сложный процесс, который требует детального изучения в сфере психологии, педагогики и методике преподавания физической культуры. Педагогический процесс строится на систематическом выполнении самостоятельных творческих заданий и открытии нового, неожиданного, еще не изученного. Каждый урок требовал подготовки дополнительного инвентаря и других вспомогательных средств.
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе было установлено, что 16,7 % обучающихся обладают высоким уровнем сформированности воображения, 40 % низким и 43,3 % средним. Средний уровень сформированности - 3.
После внедрения творческих включений, были получены иные результаты. Ни один обучающийся не остался на низком уровне. Показатели в среднем уровне также уменьшились на 18,3 %, это связанно с тем, что обучающиеся перешли на высокий уровень - 75 % в конце эксперимента.
Показатели сформированности воображения в результате проведения уроков согласно тематическому плану значительно улучшены. Лучше всего для данного возраста подходят уроки подобного характера, они не требуют сложной организации, положительно влияют на личностное саморазвитие обучающихся. Так же стоит отметить, что данные уроки повышают мотивацию школьников к занятиям, повышают посещаемость, осуществляют всестороннее развитие качеств.
При определении уровня оригинальности обучающихся, были получены следующие результаты. Показатели оригинальности повысились, наблюдается значительный переход из среднего уровня оригинальности к высокому. Средний уровень оригинальности преобладает, это может быть обусловлено тем, что достаточно большое количество человек находилось на низком показателе и перешли в категорию среднего уровня. Стоит отметить, что 20 % обучающихся со средним уровнем находятся на границе перехода на высокий уровень, что составляет 12 человек с показателем 32-34 балла.
Сформированность двигательного творчества определялась из разработки и представления самостоятельно разработанной комбинации, использовалось экспертное оценивание. Критерии оценивания представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценивания комбинации
Критерии оценивания Макс. Баллов
Использование предмета, владение им 1 + 4
Сложность комбинации, использование хореографии 3 + 2
Техника, скорость выполнения 5
Оригинальность, артистичность музыкальное сопровождение 3 + 1 + 1
Самостоятельность в разработке комбинации 5
Составлено авторами
При определении уровня сформированности двигательного творчества получены следующие результаты: в среднем уровне показатели снизились с 90 % до 35 %, а в высоком уровне выросли с 10 % до 65 %. Очевидно, что это связанно с тем, что обучающиеся из среднего уровня (55 %) перешли на высокий уровень. Таким образом, наблюдается значительный переход от среднего к высокому уровню в повышение мотивации. Результаты имеют значительные изменения, высокий уровень составляет 65 % от общего количества обучающихся.
Творческое становление и развитие личности не заканчиваются на этапе обучения в школе, а продолжаются на протяжении всей его трудовой жизни. Именно поэтому, перед педагогами поставлена главная задача разрабатывать, и внедрять новые образовательные технологии. Именно поэтому, педагоги новой формации стремятся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы создать условия для развития творческой личности.
Личностный рост возможен лишь в том случае, когда обучающийся начинает осознавать себя во всем многообразии своих индивидуальных характеристик, адекватно оценивать свою деятельность, критически анализировать свою деятельность.
Таким образом, было выявлено, что внедрение творческих включений в процесс физического воспитания позволяет повысить уровень творческости обучающихся, самостоятельная разработка комплексов приводит к личностному саморазвитию, за счёт проведенных уроков обучающиеся стали более уверенны в себе, более самостоятельные, активные, появилась мотивация к занятиям физкультурно-спортивной деятельности и творческой деятельностью в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Н.Г. Проблема творческой активности и изучение структуры деятельности по усвоению знания / Н.Г. Алексеев. - М.: Педагогика, 2002. - 208 с.
2. Анастази, А.В. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер с англ. / А.В. Анастази. - М.: Педагогика, 2002. - 320 с.
3. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: ФиС, 2005. -192 с.
4. Виленский, М.Я. Пути повышения творческого потенциала. Формирование личности / М.Я. Виленский. - М.: «Прометей», 2001. - 283 с.
5. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач. - М.: ФиС, 2011. - 375 с.
6. Дерктерёв, К.О. Диалектика творческой деятельности / К.О. Дерктерёв. -Воронеж: Воронеж, 2009. - 140 с.
7. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: «Академия», 1996. - 224 с.
8. Иванова, Г.К. Формирование творческих способностей школьников на уроках физической культуры / Г.К. Иванова. - Майкоп: ФиС, 2008. - 146 с.
9. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 2016. -303 с.
10. Пружинин К.Н. Профессиональная направленность студентов первокурсников средне-специальных и высших учебных заведений, ведущих подготовку в области физической культуры и спорта / М.В. Пружинина, Е.В. Бахарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. № 11 (153). С. 203-208.
11. Пружинин, К.Н. Адаптация и социализация специалистов в области физической культуры и спорта в условиях профессионального образования [Текст]: монография / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина. - Иркутск: ВСГАО, 2009. - 241 с.
12. Пружинин, К.Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности [Текст] / К.Н. Пружинин // Ученые записки Заб. гос. гум.-пед. универ-та им. Н.Г, Чернышевского. Серия «Педагогика и Психология» №5 (46) - Чита, 2012. - С. 142-147.
13. Пружинина М.В. Особенности реализации программы дополнительного образования по виду спорта хоккей с мячом на начальном этапе спортивной подготовки / К.Н. Пружинин, Н.А. Милевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. № 10 (152). С. 166-168.
14. Пружинина М.В., Клименко Т.К. Технологии личностно -ориентированного обучения в непрерывном физкультурном образовании Физическая культура и спорт - основы здоровой нации»: III Междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. Е.Г. Фоменко. - Чита: ЗабГУ, 2016. - С. 60-66.
15. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования: монография [Текст] / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин. - Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМИТ», 2013. - 214 с.
16. Яковлев, В.А. Диалектика творческого процесса в науке / В.А. Яковлев. - М.: МГУ, 2009. - 128 с.
https://mir-nauki.com
Pruzhinina Marina Viktorovna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Pruzhinin Konstantin Nikolayevich
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Harmats Yulia Vladimirovna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Formation of motive creativity of students of 10 classes at lessons of physical training by means of gymnastics
Abstract. In this article, the authors defined the problem of the formation of a creatively active personality. Modern education is characterized by systemic changes in structure and content. Rethinking the priorities of training, the role of the student as a subject of the educational process, as well as social changes, causes non-traditional approaches to solving many educational problems. The authors of this study consider the unified process of physical education of high school students, from the point of view of creative orientation. Obviously, the purpose of the above process, the training of motor actions and the development of physical qualities. The authors attempted to present the process of physical education as a process of creative development of the personality of a high school student. The article presents the criteria for the formation of motional creativity. Creative inclusions in the lessons of physical culture that contribute to the formation of motive creativity have been developed and introduced. These inclusions have a differentiated orientation, allow students to show creativity. A pedagogical experiment was conducted.
The authors show that physical culture and sports activity not only affects the muscular, cardiovascular and other systems of man, but promotes the creative development of students. This is demonstrated in the results of the pedagogical experiment. Motive creativity in physical culture and sports activities, allows students to realize the need and the need for training. The results of the pedagogical experiment allow us to tell the authors about the advisability of introducing creative tasks into the educational process of physical education.
Keywords: educational process; students; impellent creativity; means of physical culture and sports; creative inclusion
87PDMN318