УДК 378 ББК 74.580.22 Б 37
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии
Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail. ru
РАЗВИТИЕ МОТОРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрывается сущность развития моторного творчества у студентов будущих специалистов по физической культуре и спорту, обосновывается связь развития творчества в моторной сфере с конкурентоспособностью специалиста, представлены этапы процесса развития моторного творчества: репродуктивный, нормативный, собственно творческий, показана взаимосвязь двигательного и умственного развития личности в сфере физического воспитания.
Ключевые слова: конкурентоспособность, моторное творчество, музыкально-ритмическое воспитание, этапы: репродуктивный, нормативный, собственно творческий, самостоятельная работа.
S.N. Begidova
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State
University; E-mail: begidovasn@mail. ru
DEVELOPMENT OF MOTOR CREATIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF THE PHYSICAL TRAINING EXPERT
Abstract. The paper uncovers the essence of development of motor creativity at students - future experts in physical training and sports. The author proves that there is a connection between the development of creativity in the motor sphere and competitiveness of the expert. Stages of development of motor creativity are described: reproductive, standard and creative. It is inferred that there is the interrelation of impellent and intellectual development of the personality in the sphere of physical training.
Keywords: competitiveness, motor creativity, musical and rhythmic education, reproductive, standard and creative stages, independent work.
Физическая культура, как известно, касается двигательной и умственной сущности индивида, поэтому практическая подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту, с одной стороны, является обязательной составляющей учебного процесса в вузе, а с другой, - это один из доминирующих факторов конкурентоспособности специалиста. Сегодня конкурентоспособность специалиста рассматривается как критерий качества профессиональной подготовки. Нацеленность образовательного процесса вуза на подготовку конкурентоспособных специалистов, в том числе и для сферы физической культуры и спорта, является актуальной задачей образовательного учреждения.
Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает развитие следующих профессионально значимых качеств: профессиональная компетентность, акмеологическая направленность личности, профессиональные способности, развитый творческий потенциал [1]. Профессиональное творчество является системообразующим элементом подготовки специалиста. Сложно представить себе высококвалифицированного тренера с низким уровнем развития моторного творчества, не обладающего двигательным опытом в своем виде спорта, поэтому развитию творчества в двигательной сфере, как специфического вида профессиональной деятельности, следует уделять особое внимание при подготовке специалиста по физической культуре и спорту.
Существует положение об общих путях и механизмах двигательного и умственного развития и их тесной взаимосвязи между собой, которое было впервые введено в теорию физического воспитания П.Ф. Лесгафтом, затем эта идея получила свое дальнейшее развитие в трудах отечественных и зарубежных ученых (М.М. Боген.; М.Я Виленский; Л.П. Матвеев, E. Biro., N .Ardai, S. Csaszi, I. Hajdu, I. Kis, J. Nady, M. Vase и др.).
Известно, что чем больше субъект способен анализировать явления, дифференцировать их и сравнивать между собой, тем выше его умственное развитие. Существуют аналогичные механизмы усвоения и физических упражнений, «чем развитее когнитивная система, тем лучше и глубже личность анализирует и дифференцирует свои движения и, следовательно, тем лучше двигательные структуры усваиваются и запоминаются»[2, с. 20]. Поэтому методы анализа, дифференцирования, сравнения, применяемые для умственного развития, целесообразно использовать и для развития двигательных способностей. Знание общих психологических механизмов умственного и физического развития позволяет разрабатывать и применять эффективные формы и методы организации и проведения практических занятий, которые, в свою очередь, способствуют приобретению опыта творческого выполнения профессиональных действий, формированию у студентов адекватного представления о системе профессиональных знаний, умений и навыков.
Педагогический эксперимент, который был проведен со студентами института физической культуры, предполагал такую организацию учебного процесса на практических занятиях, которая способствовала бы накоплению студентами двигательного потенциала, двигательного опыта, привития им культуры движений, развитие моторного творчества. Под последним мы понимаем способность индивида создавать новые двигательные элементы, сочетания этих элементов, разрабатывать технико-тактические комбинации по видам спорта, составлять музыкальные композиции, рисунки танцев и т.д.
Развитие моторного творчества носит поэтапный характер и включает в себя репродуктивный, нормативный и собственно творческий этапы. Репродуктивная деятельность является основой обучения творчеству, в ходе которой осуществляется передача от преподавателя к студенту методологических знаний о творчестве, его принципах, технологии построения двигательных композиций, технико-тактических комбинаций, накопление двигательного опыта. Освоение репродуктивных методов в познании, в получении новых результатов не противоречит задачам творчества.
Основная задача педагога на данном этапе направлена на усиление у обучающихся интереса к двигательной деятельности, развития двигательных способностей, овладение новыми техническими движениями, элементами, овладение умением сочетать движение с музыкой и др. На данном этапе студент в основном выступает в роли объекта обучения. Он приобретает теоретические и практические знания, необходимые ему для решения наиболее типичных двигательных задач, научается воспроизводить полученные знания, использовать известные ему алгоритмы, способы и приемы действий, но еще не умеет адаптировать их к изменившимся условиям. Обучение студентов алгоритмизированным способам и приемам действий является необходимым условием их успешного перехода к следующему этапу, на котором требуется более высокий уровень деятельности.
На нормативном этапе основу деятельности составляет учебно-творческий труд. На этом этапе студент овладевает умениями, навыками, приемами творческого решения двигательных задач, проблем, а также методами их анализа и принятия решений. Студент выступает не только объектом обучения, но и субъектом самостоятельного поиска решений. На данном этапе применяются проблемные, исследовательские методы учебнопознавательной деятельности. Перед студентом ставятся задачи, которые требуют творческого подхода к их решению. Студент ищет истину, ошибается, анализирует предложенную задачу, для успешного решения которой его знаний, как правило, недостаточно, и здесь на помощь ему приходит преподаватель. Он направляет поиск студента, указывает на допущенные им ошибки, помогает ему критически оценить свои
знания, обеспечивает поддержку стремлениям студентов обогатить свои прежние знания, улучшить нынешние.
Применение творческих методов работы, переживание результатов своей деятельности, самостоятельное получение новых знаний, умений, навыков в результате практических действий формируют тот индивидуальный опыт, который невозможен для передачи, но который развивает творческий потенциал будущего специалиста. Используя полученные знания и накопленный на нормативном этапе опыт моторной деятельности, студент начинает формировать индивидуальный опыт творческой деятельности, присутствуя в ситуации как субъект деятельности, как целостная личность в единстве ее чувственноэмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. Таким образом, в своей совокупности процесс развития моторного творчества включает как интериоризированный общечеловеческий опыт творчества, так и результат самостоятельной творческой активности студента.
Развитие моторного творчества предполагает наличие у студентов определенных мыслительных действий: представление об упражнении, импровизационный поиск,
апперцепцию, рефлексию, оценку и критический анализ деятельности и др.
Студенты на практических занятиях должны знать и уметь показать то или иное движение, овладеть техникой спортивных упражнений, предусмотренных школьной программой, без затруднений подобрать комплекс упражнений, направленный на развитие того или иного физического качества. Все это является обязательными составляющими двигательной активности будущего учителя или будущего тренера.
Развитие моторного творчества осуществлялось на занятиях по музыкальноритмическому воспитанию. Эффективность ритмической гимнастики при внедрении ее в школьные уроки физической культуры заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, умственные способности, в повышении работоспособности, снижении эмоциональных расстройств, формировании культуры движений и навыков координации, воспитании музыкальности и чувства ритма (А.В. Иваницкий, В.В. Матов, О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова; Т.С. Лисицкая и др.).
Возможности музыкально-ритмического воспитания для повышения двигательного потенциала, развития моторного творчества очень велики, так как имеется возможность использования бесконечной вариации движений в зависимости от создаваемого музыкального образа, возраста занимающихся, их физической подготовленности.
Специально подобранные средства музыкально-ритмического воспитания дают возможность студентам расширить свои «представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием» [3, с. 5].
Ритмическую гимнастику можно эффективно включать в уроки физической культуры в течение всего учебного года, изменяя ее направленность соответственно задачам урока.
Все выше сказанное позволило считать курс музыкально-ритмического воспитания наиболее оптимальным для развития моторного творчества у студентов.
При разработке программы по данному курсу мы исходили из положения, что творчество не является общим аспектом обучения и не может быть перенесено в другие сферы деятельности человека. Поэтому развитие моторного творчества должно происходить при решении двигательных задач-ситуаций. Связь между интеллектуальным и моторным творчеством возможна в силу общности решаемых задач. Считается, что для деятельности учителя физкической культуры достаточно оперативного творчества, которое характеризуется как формирующее новые связи уже существующих компонентов моторной деятельности: игровые комбинации, комплексы физических упражнений, ритмической гимнастики и т.д., но мы считаем, что одного этого вида творчества не достаточно, следует развивать и другие виды моторного творчества: прогнозирующее, рефлексирующее,
инновационное и т.д.
Одним из обязательных условий, обеспечивающих успешность творческой деятельности в процессе обучения, являются знания студентов, овладение ими приемами учебной и самостоятельной работы, а также приемами умственной и, как показали наши исследования, моторной деятельности.
Программа по музыкально-ритмическому воспитанию предусматривала теоретический, практический разделы, учебную практику.
Теоретический раздел курса был направлен на овладение студентами знаний и приемов учебной деятельности, необходимых для его успешного освоения. Так, например, рассматривались вопросы, связанные с влиянием упражнений аэробного характера на организм человека, особенно детского; роль музыки на занятиях, контроль за физическими нагрузками при выполнении упражнений различной интенсивности; методика проведения различных видов упражнений в школе под музыкальное сопровождение; технология составления комплексов ритмической гимнастики для отдельных частей урока в различных возрастных группах; методика проведения музыкальных игр с учетом направленности урока и др.
Практический раздел предполагал овладение студентами техникой физических упражнений, формирование у них правильной осанки, умения слушать и понимать музыкальное произведение, развитие способности выполнять упражнения под музыку в соответствующем темпе и ритме, создание двигательного образа, проведение музыкальных игр, упражнений с предметами, танцевальных элементов и танцев, комплексов ритмической гимнастики.
Кроме собственно двигательных умений и навыков, практический раздел включал и организаторскую деятельность студентов. Последняя направлена на организацию детей для выполнения физических упражнений, построения и их перестроения, целесообразных движений по залу, площадке, подаче команд, подсчете, в регулировании оптимальной плотности урока.
Развитие моторного творчества на практических занятиях у студентов осуществлялось в три этапа. Согласно целям и задачам конкретного этапа были разработаны и критериальные оценки. Разработанная дифференцированная оценка позволяла судить о качестве освоенности этапа по следующим градациям: высокий - контрольные задания выполнены с оценкой 8,8 - 10,0 баллов; средний - 7,5 - 8,7; низкий - 6,2 - 7,4; начальный - 6,1 и ниже.
Качество выполнения контрольных заданий оценивалось в соответствии с общими правилами оценки соревновательной деятельности в технико-эстетических видах спорта.
Практическая подготовка студентов делилась на аудиторную и внеаудиторную деятельность и осуществлялась по следующим видам: теоретическая, практическая, самостоятельная и индивидуальная.
Все виды аудиторных и внеаудиторных занятий предусматривали планомерный целенаправленный процесс развития моторного творчества у студентов.
Основой обучения творчеству, как было уже отмечено, является репродуктивная деятельность, поэтому на первом этапе практической подготовки студентов необходимо, прежде всего, сформировать опыт такой деятельности. На данном этапе студенты овладевают практическими знаниями и умениями, учатся воспроизводить их, накапливают двигательный потенциал, усваивают основные способы и приемы практических действий. Например, на теоретических занятиях изучались основы музыкально-ритмического воспитания, цели и задачи ритмической гимнастики, ее место в школьной программе по физической культуре, основы музыкальной грамоты, принципы составления конспектов по ритмической гимнастике, технология подбора общеразвивающих упражнений для школьников, методика обучения спортивным упражнениям и др.
На практических занятиях студенты осваивали и совершенствовали технику движений, обучались выполнению упражнений под музыку, разучивали танцевальные движения, хореографические прыжки, повороты, овладевали упражнениями с предметами,
прослушивали музыкальные отрывки, проводили комплексы физических упражнений с учебными группами.
Самостоятельные занятия предполагали выполнение различных домашних заданий, заданий по требованию преподавателя в ходе практического занятия, например, подсчет упражнения под музыкальное сопровождение, подбор упражнений для подготовительной части урока, разучивание танцев, написание конспектов, подготовку студентов к практическим занятиям.
Индивидуальные занятия - это занятия преподавателя со студентами, направленные на совершенствование знаний и умений занимающихся, по каким-либо причинам имеющих слабую подготовку и не справляющихся с учебным материалом, оказание помощи при подготовке домашних заданий.
Воспроизводя уже существующее, учащиеся так или иначе вносят изменения согласно своим индивидуальным особенностям, имеющемуся прошлому опыту, чувственноэмоциональному переживанию действия. Поэтому это не просто копирование выученного движения или заученного правила, но воспроизводство его в индивидуально новых формах и выражениях.
В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между объемом двигательных действий и творчеством в моторной сфере, между культурой движений и оригинальностью составленных музыкально-ритмических композиций, между двигательгым опытом и вариативностью двигательных комбинаций.
Таким образом, одним из условий, обеспечивающих эффективность процесса развития моторного творчества на практических занятиях, является хорошо РМпающе знания, объем и качество усвоенных двигательных действий, а также опыт их воспроизведения, которые приобретаются на первом этапе - этапе репродуктивной деятельности.
Сформированность данного опыта оценивалась с помощью критериев, к которым относились количество и качество освоенных за этап двигательных действий, владение методикой обучения и некоторые другие умения, определяемые конкретными практическими заданиями, например, выполнение комплекса упражнений под музыкальное сопровождение, освоение танцевальных элементов и танцев и др. У студентов, получивших за контрольные тестовые задания оценки от 6,2 до 10 баллов, опыт репродуктивной деятельности считался сформированным, но его качественный уровень был различным.
Развитие нормативного творчества начинается у каждого студента индивидуально, когда, воспроизводя то или иное двигательное действие, он преобразует его, включает в различные комбинации и сочетания движений.
Основу направленности личности здесь составляет учебно-творческий труд, аудиторный и внеаудиторный. Студенты овладевали умениями, навыками, приемами творческого решения двигательных задач, приобретали опыт чувственно-эмоционального переживания (ощущения) физических движений.
Решение педагогических задач требует от будущего специалиста по физической культуре и спорту наличия опыта как в моторной, так и в интеллектуальной сферах, так как, прежде чем разыграть игровую ситуацию или выполнить новое двигательное действие, они возникают в воображении человека, проигрываются, переживаются и только после этого воплощаются в движение, комбинацию, композицию и т.д.
Поскольку каждая ситуация решения проблем побуждает творческое мышление, постольку и основой для моторного творчества должен быть процесс решения двигательных проблем. Поэтому развитие моторного творчества у студентов основывается на приобретенных на первом этапе знаниях, умениях и двигательном опыте.
В результате произведенного исследования были выделены следующие характеристики двигательного опыта творческой деятельности, обеспечивающего эффективность процесса развития моторного творчества:
1. Двигательная антиципация.
2. Способность к быстрому усвоению сложнокоординированных движений.
3. Чувственно-эмоциональное переживание своей деятельности.
4. Смелость в решении поставленных двигательных задач.
5. Настойчивость, упорство в достижении цели.
6. Создание новых для себя двигательных действий, комбинаций.
7. Высокая культура движений.
8. Комбинирование и преобразование двигательных действий в связи с конкретной ситуацией.
9. Разработка технико-тактических вариантов решения двигательных задач-ситуаций.
10. Разработка новых подходов решения двигательных задач.
Развитие нормативного моторного творчества студентов также осуществлялось на теоретических, практических, индивидуальных занятиях самостоятельно, содержание и направленность которых изменилась в соответствии с задачами этапа.
На теоретических занятиях студенты изучали технологию конструирования двигательных комплексов, правила подбора музыкального сопровождения для различных видов занятий, композиционные основы составления показательных выступлений, комбинирование рисунка танцев.
Специфика спортивной дисциплины предполагает различное содержание теоретического раздела, обеспечивающего развитие нормативного творчества в конкретном виде спортивной двигательной деятельности: спортивные игры - разработка техникотактических комбинаций, решение задач игрового характера; технико-эстетические виды -технология создания композиций под музыкальное сопровождение и без него, то есть на данном этапе необходимо обучить студентов проявлять свои творческие возможности в специфической спортивной деятельности. В нашем эксперименте занимающиеся были включены в двигательную активность в курсе музыкально-ритмического воспитания, для которого и были разработаны технологические основы.
На практических занятиях продолжалась работа по разучиванию и дальнейшему совершенствованию двигательных упражнений, так как больший объем двигательных действий обеспечивает студенту и большую свободу в проявлении его творческих способностей. Выделялось время для свободной импровизации под заранее подобранный музыкальный отрывок, предлагались задания на составление вариантов показательных спортивных выступлений на школьных праздниках, осуществлялась связь движений с содержанием музыки, развивались навыки передачи музыкального содержания двигательными средствами, создание конкретного сюжетного образа движениями, формировались умения и навыки анализа и критической оценки моторной деятельности.
Задания, предлагаемые студентам для развития моторного творчества, должны отвечать определенным дидактическим принципам, что повышает их эффективность и ускоряет процесс творческого развития. Во-первых, физическая подготовка, объем технических действий, координационные способности, процесс овладения двигательными действиями у занимающихся различны, поэтому задания должны быть индивидуальнодифференцированными с постепенным нарастанием их трудности.
Во-вторых, предлагаемые задания должны быть интересны для студентов и иметь профессиональную направленность.
В-третьих, задания должны иметь учебную и практическую значимость с обязательной оценкой его результатов.
В-четвертых, задания должны включать различные двигательные проблемы-ситуации.
В-пятых, задания должны способствовать формированию у студентов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, обеспечивать стремление последних к приобретению новых для себя знаний.
Данные принципы легли в основу разработки технологических подходов развития моторного творчества студентов. Предлагаемые задания требовали от студентов знаний как по теоретическому, так и практическому разделам курса. Например, разработать блок-схему
комплекса ритмической гимнастики для конкретной возрастной группы; подобрать фонограмму; составить комплекс; предложить новый рисунок танца, используя известные танцевальные элементы и связки и др.
На данном этапе иную направленность носили и индивидуальные занятия. Основная задача преподавателя на этих занятиях - направить работу студента на успешное выполнение задания, указать на допущенные ошибки, наметить пути их устранения, помочь критически оценить выполненную работу.
Качественными критериями развития моторного творчества на нормативном этапе были способность к двигательному мышлению, решению поставленной моторной задачи, анализ и критическая оценка деятельности. Для количественной оценки выделенных способностей студенты выполняли следующие задания-тесты, которые так же, как и на предыдущем этапе, оценивались по десятибалльной системе:
1) составить и выполнить комплекс ритмической гимнастики для одной из возрастных групп школьного возраста;
2) разработать и провести музыкальную игру в соответствии с задачами урока;
3) составить и исполнить характерный танец в современных ритмах;
4) разработать содержание показательного выступления на спортивном школьном празднике.
Такая организация учебно-воспитательного процесса позволила осуществлять управление и контроль индивидуальной динамики развития творческих способностей у будущего специалиста по физической культуре. Постоянный контакт со студентами, наличие обратной информации позволяли осуществлять своевременную коррекцию индивидуальной деятельности занимающихся.
Собственно творческие способности специалиста по физической культуре и спорту находят свое выражение в быстроте и эффективности решения двигательных, например, игровых и других ситуаций, разработке новых технико-тактических комбинаций, создании более рациональной техники движений, новых спортивных элементов, оригинальных музыкально-двигательных композиций в технико-эстетических видах спорта, разработке эффективной методики обучения, конструировании тренажеров и технического оборудования и др.
Специфика работы учителя физической культуры предъявляет особые требования к проявлению творческих способностей, которые могут проявляться в создании нестандартного оборудования для школьного спортивного зала или площадки, в использовании и создании технических средств обучения и контроля за физическим развитием детей. Кроме того, приобретенный опыт творческой деятельности помогает учителю в разработке эффективной методики обучения учащихся двигательным действиям на уроке и при проведении секционных занятий, в умении нетрадиционно подойти к организации и проведению классных и внеклассных форм занятий, активизации занимающихся, формировании у них потребности в двигательной активности, в разработке сценария и проведения спортивных праздников, подборе средств для повышения двигательной активности старшеклассников, привлечения их к регулярным занятиям и другим видам профессионально-педагогической деятельности.
Практические занятия по музыкально-ритмическому воспитанию не охватывают весь круг деятельности учителя физической культуры и тренера. Учитывая его специфическую направленность, основное внимание на учебных занятиях было направлено на развитие творчества в собственно двигательной деятельности студентов при организации моторной активности учащихся в различных частях урока и при проведении внеурочных форм занятий (спортивный час, физкультпаузы, подвижные перемены с организацией музыкальных игр, спортивные конкурсы, секционные занятия по ритмической и художественной гимнастике).
Учебный процесс на этапе развития собственно творческих способностей строился таким образом, чтобы вовлечь студентов в активную творческую работу как на аудиторных и внеаудиторных занятиях, так и на учебной практике. Для этого были разработаны задания на:
1) сочетание различных вариантов движений;
2) разработку технико-тактических комбинаций в ограниченный промежуток времени;
3) антиципацию двигательных действий в различных ситуациях;
4) составление комплексов физических упражнений, в наибольшей степени обеспечивающих решение поставленных двигательных задач;
5) постановку двигательных проблем;
6) оригинальность решения двигательной проблемы;
7) возможность реализации двигательного задания в реальных условиях практической деятельности;
8) включение студентов в разнообразные виды двигательной активности в реальных условиях работы.
В процессе дальнейшего обучения имеющийся у студентов двигательный опыт совершенствуется, углубляется, закрепляется и уже сам становится средством, методом познания и самосовершенствования.
Для совершенствования теоретических знаний на данном этапе студентам предлагалось изучить самостоятельно научно-методическую литературу, освещающую опыт работы ведущих хореографов, методистов и тренеров по ритмической гимнастике, связь между анаэробными и аэробными возможностями организма и способностью к умственной деятельности, новые научные исследования в данной области, основы современной хореографии и др.
На практических занятиях учащиеся составляли и проводили различные части комплексов общеразвивающих упражнений (ОРУ) и ритмической гимнастики, составляли танцы в современных ритмах, участвовали в конкурсах на оригинальную композицию, танец. Выполнение таких заданий повышало двигательную активность занимающихся и способствовало развитию у них творческого навыка, накопления творческого опыта.
Самостоятельная работа студентов была направлена на развитие интеллектуальнодвигательного воображения и фантазии. Им предлагались задания на составление музыкально-двигательных композиций под заданное или самостоятельно подобранное музыкальное произведение, на разработку сценария школьного спортивного праздника, показательных выступлений и др. Такие задания требуют от студентов максимального проявления своих творческих возможностей, самостоятельности при их подготовке, воображения, двигательной фантазии.
Задача преподавателя - стимулировать дальнейшую самостоятельную работу студента, поддерживать интерес к данной деятельности, обеспечить ее профессиональную направленность. Педагог может советовать, предлагать, но никак не ограничивать деятельность учащегося, что стимулирует творческий рост последнего. Поэтому индивидуальные занятия направлены именно на оказание помощи студентам в их творческом поиске, доброжелательной критике и оценке их самостоятельной деятельности.
Качественными критериями развития моторного творчества на этапе собственной творческой деятельности явились дивергентность, гибкость интеллектуально-двигательного мышления, фантазия, которые оценивались по оригинальности составленной экспресс-композиции, танца в современных ритмах, свободной двигательной импровизации.
Следовательно, развитие моторного творчества должно занять достойное место в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Несмотря на то, что в учебном плане на практическую подготовку выделяется достаточно большое количество часов по различным видам спорта, развитие моторного творчества не является еще обзательной составляющей практической подготовки будущих специалистов. Практика показывает, что именно специалист с развитым творческим потенциалом в двигательной сфере является более востребованным в профессии, его конкурентные преимущества выше. Таким образом, повышая конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту, мы в целом повышаем и качество его профессиональной подготовки.
1. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. № 1 (72).
2. Локалова Н.П. Продуктивность двигательной памяти и особенности когнитивных систем // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1989.
3. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989.
References:
1. Khazova S.A. Technological foundations of training competitive experts in physical culture and sports // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. No. 1 (72).
2. Lokalova N.P. Efficiency of motor memory and cognitive systems peculiarities // New researches in psychology and age physiology. M.: Pedagogika, 1989.
3. Roters T.T. Musical and rhythmic education and rhythmic gymnastics. M.: Prosveshchenie, 1989.