Научная статья на тему 'Личностное развитие обучающихся на основе индивидуального проекта'

Личностное развитие обучающихся на основе индивидуального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROJECT / INDIVIDUAL DESIGN / SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Лариса Юрьевна, Литвинова Жанна Борисовна

В статье рассматривается авторский подход к процессу организации индивидуального проектирования на основе прохождения определенных этапов, способствующих самоорганизации личности обучающихся. Исследование организовано в рамках проведения занятий по индивидуальному проектированию. Для исходной и итоговой диагностики самоорганизации деятельности обучающихся использовалась методика оценки самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова). Авторами проведен анализ склонности личности обучающегося к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени по шкале «Фиксация» до и после экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Лариса Юрьевна, Литвинова Жанна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal development of students based on the individual project

The article discusses the author’s approach to the process of organizing individual projecting on the basis of passing certain stages that contribute to self-organization of the personality of students. The study was organized as part of individual design classes. For the initial and final diagnosis of selforganization of students' activities, a methodology for assessing self-organization of activities was used (E.Yu. Mandrikova). The authors analyzed the tendency of the student’s personality to fixation on the preplanned structure of the organization of events in time on the “Fixation” scale before and after the experimental work.

Текст научной работы на тему «Личностное развитие обучающихся на основе индивидуального проекта»

УДК 378.147.88

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Лариса Юрьевна Дмитриева, кандидат технических наук, доцент, Жанна Борисовна

Литвинова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал, г. Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается авторский подход к процессу организации индивидуального проектирования на основе прохождения определенных этапов, способствующих самоорганизации личности обучающихся. Исследование организовано в рамках проведения занятий по индивидуальному проектированию. Для исходной и итоговой диагностики самоорганизации деятельности обучающихся использовалась методика оценки самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрико-ва). Авторами проведен анализ склонности личности обучающегося к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени по шкале «Фиксация» до и после экспериментальной работы.

Ключевые слова: проект, индивидуальное проектирование, самоорганизация деятельности обучающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p133-135

PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS BASED ON THE INDIVIDUAL

PROJECT

Larisa Yuryevna Dmitrieva, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Russian State University of Justice, East-Siberian Branch, Irkutsk

Abstract

The article discusses the author's approach to the process of organizing individual projecting on the basis of passing certain stages that contribute to self-organization of the personality of students. The study was organized as part of individual design classes. For the initial and final diagnosis of self-organization of students' activities, a methodology for assessing self-organization of activities was used (E.Yu. Mandrikova). The authors analyzed the tendency of the student's personality to fixation on the preplanned structure of the organization of events in time on the "Fixation" scale before and after the experimental work.

Keywords: project, individual design, self-organization of students' activities.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных подходов к организации и проведению занятий по индивидуальному проектированию обучающихся (студентов средних специальных и высших учебных заведений). Целью настоящего исследования является разработка и проверка в образовательной практике эффективности приемов и методов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе создания индивидуального проекта.

МЕТОДИКА

На основе качественного анализа литературы в данной области мы можем сделать вывод, что в педагогической науке в настоящее время имеется множество трактовок понятий «проект», «индивидуальное проектирование», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная траектория развития» [1,2,4]. Процесс индивидуального проектирования предполагает разработку и презентацию индивидуального проекта, т.е. учебного исследования, выполняемого обучающимся в рамках одного или нескольких

учебных предметов. Результатом выступает образовательный продукт, защищая который обучающийся демонстрирует знания, умения работать с информацией, навыки анализа, постановки задач, а также навыки тактического планирования и стратегического целепо-лагания самостоятельной исследовательской деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Этапы индивидуального проектирования представлены и описаны в таблице 1. Таблица 1. - Этапы реализации индивидуального проекта и их содержание_

Этап Деятельность педагога Совместная деятельность обучающегося и педагога Деятельность обучающегося

Начальный (подготовительный) этап Предлагает тематику индивидуального проекта, раскрывает собственное видение содержания данного образовательного продукта. Совмещают свои представления, идеи и выстраивают единую концепцию индивидуального проекта, процесса его реализации. Выполняет ряд диагностик и самодиагностик, которые позволят самоопределиться, получить информацию об его индивидуальных особенностях и возможностях, жизненных замыслах и ориентациях.

Основной (ор-ганизацион-ный) этап Осуществляет подбор теоретического материала по теме индивидуального проекта, целью которого выявить, что на данный момент известно в науке и практике, а что осталось нераскрытым, что необходимо сделать в изучении проблемы интересной обучающемуся. Выявляют субъектную личную позицию обучающегося, актуализируют индивидуальную самостоятельную деятельность по анализу и интерпретации полученной эмпирической информации. Знакомится с учебно-методическим комплексом учебного предмета «Индивидуальное проектирование», с положением об индивидуальном образовательном проекте.

Научный этап Осуществляет поддержку, проводит необходимые консультации, отвечает на вопросы, помогает освоить методы и способы проведения научного исследования, правила использования литературных источников. Осваивают теоретические основы научно-исследовательской деятельности, выбирают тему индивидуального проекта и утверждают её, получают пароли на пользование электронно-библиотечными системами (ЭБС) Университета. Осваивает рациональные приёмы и способы работы с информацией, изучает представление проблемы и вопросы по теме проекта в уже реализованных образовательных проектах, в том числе в научной и учебной литературе.

Экспериментальный (практический) этап Проверяет отчет о проделанной работе. Актуализирует работу над второй главой, заключением, помогает составлять список используемых в ходе исследования источников, литературы и Интернет-ресурсов, подборки и оформления приложений. Определяют структуру индивидуального проекта, формулируют названия глав и параграфов работы, работают над введением индивидуального проекта, над первой главой. Собирает необходимый опытный материал, с помощью персонального компьютера и прикладного программного обеспечения обрабатывает полученные данные. Представляет письменно отчет руководителю (введение и первая глава).

Заключительный (рефлексивно-прогностиче-ский)этап Вносит коррективы, изменения, дополнения, что позволит стимулировать участие обучающихся в постановке новых целей образования, мотивирует их потребность и необходимость постоянного обращения к поставленным целям и планируемым результатам. Оформляют конечный результат деятельности обучающегося над индивидуальным проектом, который включает подготовку научного доклада, презентации, защиту разработанного индивидуального проекта. Проводит само анализ работы, сдает работу на проверку руководителю проекта, дорабатывает с учётом замечаний, брошюрует работу, готовится к публичной защите, готовит презентацию и защищает индивидуальный проект.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для исходной и итоговой диагностики деятельности обучающихся 1 и 2 курса использовалась методика оценки самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) [3]. Рассмотрим результаты на примере шкалы «Фиксация». Низкий балл (1, 2 балла) продемонстрировали 15,56%, 10,00% обучающихся 1 курса соответственно, обучающиеся 2 курса 12,94%; средний балл (3, 4, 5 балла) 5,56 %, 12,22%, 11,11% обучающихся 1 курса,

обучающиеся 2 курса 11,76%, 16,47%, 8,24%, высокий балл (6,7) 10,00%, 35,56% обучающихся 1 курса соответственно, 22,35% и 23,53% обучающиеся 2 курса. На 2,61% и 5,29% сократилось количество обучающихся с низким уровнем склонности личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. На 6,21%, 4,25% увеличилось и на 2,88% сократилось количество обучающихся со средним уровнем. Увеличилось на 12,35% и сократилось на 12,03% количество обучающихся с высоким уровнем самоорганизации.

ВЫВОДЫ

По итогам экспериментальной работы увеличилось количество обучающихся, которые стали достаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений с окружающими. Они стали восприниматься коллективом и педагогами как ответственные и организованные обучающиеся, т.к. стремятся к выполнению определенных обязательств. Уменьшилось количество обучающихся, которые могут легко переключаться на новые виды деятельности и отношения, но в отдельных ситуациях они могут проявить себя как личности недостаточно обязательные и последовательные. Анализ результатов по итогам экспериментальной работы подтвердил обоснованность разработки данного авторского подхода по подготовке индивидуального проекта обучающимися в качестве методологической основы решения исследуемой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева, С. С. Технология проектирования качества организации обучения в вузе / С.С. Ермолаева // Молодой ученый. - 2011. - № 1. - С. 199-204.

2. Князькова, Л.Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента / Л.Н. Князькова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 3-3. - С. 13-16.

3. Мандрикова, Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности / Е.Ю. Мандрикова. -Москва : Смысл, 2007. - 15 с.

4. Панова, И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза / И.В. Панова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 12.

REFERENCES

1. Ermolaeva, S.S. (2011), "Technology of designing the quality of organization of study at a university", Young scientist, Vol. 1, pp. 199-204.

2. Knyazkova, L.N. (2012), "Designing an individual educational activity of a student", Vestnik of the Vyatka State Humanitarian University, Vol. 3 No 3, pp. 13-16.

3. Mandrikova, E.Yu. (2007), Questionnaire of self-organization of activities, Meaning, Moscow.

4. Panova, I.V. (2016), "The method of the projects in the system of monitoring of students' study achievements in the Higher Institution of Pedagogy", Vestnik of Minin University, Vol. 2, No 15, pp. 12.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

УДК 796.011.3

РОЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИИ

Дмитрий Сергеевич Долгин, преподаватель, Максим Борисович Пичугин, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,

г. Новокузнецк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.