Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ СПАСАТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ СПАСАТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Москвина Наталья Вячеславовна

В статье сформулирована ключевая проблема информационного взаимодействия сил и средств различного ведомственного подчинения при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации. Рассмотрены вопросы создания коммуникационной платформы общественной безопасности - цифровой платформы спасателей для совместного реагирования экстренных оперативных служб, сил и средств с целью повышения эффективности их совместных действий при происшествиях и ЧС за счет возможности быстро получать больше объективной информации и осуществлять взаимодействия в цифровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Москвина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE DIGITAL PLATFORM FOR THE RESCUERS AS AN ELEMENT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE

The article formulates the key problem of the various powers forces and means information interaction in responding to accidents and emergencies. The issues of creating the public safety communication platform - the rescuers digital platform for the emergency operational services, forces and means joint respond to increase the effectiveness of their joint actions in accidents and emergencies due to the ability to quickly obtain more objective information and interact in digital form.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ СПАСАТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 2 (68) УДК 614.8:004.021

Создание цифровой платформы спасателей как элемент цифровой трансформации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

Н.В. Москвина

Аннотация

В статье сформулирована ключевая проблема информационного взаимодействия сил и средств различного ведомственного подчинения при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации. Рассмотрены вопросы создания коммуникационной платформы общественной безопасности — цифровой платформы спасателей для совместного реагирования экстренных оперативных служб, сил и средств с целью повышения эффективности их совместных действий при происшествиях и ЧС за счет возможности быстро получать больше объективной информации и осуществлять взаимодействия в цифровой форме.

Ключевые слова: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; чрезвычайная ситуация; защита населения и территорий; цифровая трансформация, цифровая платформа.

Creation of the Digital Platform for the Rescuers as an Element of the Digital Transformation of the Unified state System of Emergency Prevention and Response

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

N. Moskvina

Abstact

The article formulates the key problem of the various powers forces and means information interaction in responding to accidents and emergencies. The issues of creating the public safety communication platform — the rescuers digital platform for the emergency operational services, forces and means joint respond to increase the effectiveness of their joint actions in accidents and emergencies due to the ability to quickly obtain more objective information and interact in digital form.

Key words: unified state system of emergency prevention and response; emergency situation; protection of the population and territories; digital transformation, digital platform.

24.03.2021

В январе текущего года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовило предварительный перечень проектов, которые будут внедряться в федеральных органах исполнительной власти в области искусственного интеллекта (ИИ). В том числе в МЧС России планируется применение ИИ для выявления по спутниковым снимкам мест пожаров, подтоплений, наводнений, разрушений, дорожно-транспортных происшествий и других опасных ситуаций [1].

8 октября 2020 года в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. Н. Зиничева в МЧС России создана рабочая группа по вопросам применения и развития робототехнических комплексов и беспилотных авиационных систем. Основной задачей вновь созданной группы, возглавляемой первым заместителем Министра А. П. Чуприяном, является развитие потенциала и повышение эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) с помощью применения различных робототехнических комплексов [2].

Таким образом, можно ожидать, что в самом ближайшем будущем количество цифровых данных с места происшествия или ЧС возрастет многократно.

А как решается вопрос доведения цифровых данных непосредственно до спасателей (тех, кто «в поле»)?

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [3] на всех уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом) созданы органы повседневного управления РСЧС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях МЧС России, ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными организациями).

В соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [4] Систему информационного обмена помимо субъектов информационного обмена (в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях) должны образовывать информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС и совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Формирование коммуникационной платформы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью

снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, происшествий и нарушений правопорядка на базе межведомственного взаимодействия* предусмотрено Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [5].

С учетом того, что перечисленные нормативные документы, регулирующие вопросы информационного взаимодействия в рамках РСЧС, были приняты много лет назад, можно ожидать, что Система информационного обмена и все необходимые информационные ресурсы для РСЧС созданы.

Однако, несмотря на массу координирующих органов и органов повседневного управления, при организации информационного обмена при совместном реагировании на ЧС сил и средств различного ведомственного подчинения возникают существенные проблемы. И связаны эти проблемы с затруднениями в доведении всего необходимого объема информации в цифровой форме до подчиненных сил и средств, действующих в зоне ЧС, несмотря на то, что эта информация уже обобщена различными ситуационными и антикризисными центрами. Проблема порождена как несовместимостью применяемых для организации связи средств, так и их «устарелостью».

Если обеспечение радиосвязи для организации оперативного управления с определенными трудностями удается решить, то вопросы оперативного «подъема» ситуационной обстановки и ее доведения в цифровой форме до реагирующих подразделений на межведомственной основе решить затруднительно. Так, отправка видеороликов с места ЧС осуществляется «с использованием возможностей сети «Интернет» с помощью 3G модема путем отправки на выделенный электронный адрес» [6] либо с использованием «оборудования для передачи данных по информационной сети «Интернет» (модем)» [7].

Также в соответствии с Положением [4] «в целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.), и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия».

Иными словами, субъектам информационного обмена предписано использовать в рамках информационного взаимодействия далеко не самые актуальные технологии.

В то время, когда Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в самом ближайшем будущем обещает внедрить ИИ в деятельность федеральных ведомств, обычные граждане, вооруженные смартфонами с камерами

* МЧС России разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к комплексу «Безопасный город» и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город».

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 2 (68)

и интернет-приложениями, подключенными к социальным сетям, ожидают, что спасатели будут использовать технологии такого же уровня.

В соответствии с Положением [4] информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС составляет техническую основу информационного обмена и строится путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред в целях формирования единого информационного пространства.

Можно сказать, что информационно-телекоммуникационная инфраструктура в общем случае представляет собой сеть передачи данных, средства обработки информации (аппаратные и программные) и абонентские устройства, подключаемые к ней.

В связи с этим следует отметить, что сеть передачи данных должна быть развернута на всей территории Российской Федерации. Сеть в целом должна состоять из опорной сети и сети радиодоступа. Поскольку чрезвычайные ситуации случаются не только в густонаселенных районах, обеспечение связи в удаленных районах является одним из главных приоритетов такой сети. Она должна решать потребности в охвате отдаленных районов несколькими способами: например, мобильные сотовые вышки на шасси автомобилей с высокой проходимостью, системы спутниковой связи, радиорелейные решения и т. п. Сеть должна обеспечить высокоскоростную передачу данных, информации о местоположении (ГЛОНАСС), изображений, видео и голоса. Сеть должна быть устойчивой и обеспечивать подключение всему спектру устройств от смартфонов до ноутбуков, планшетов и специализированных устройств.

В настоящий момент такая конвергентная сеть не сформирована.

Но мало развернуть сеть передачи данных, также требуется где-то хранить большие объемы цифровых данных. Для этого требуется создание распределенной системы центров обработки данных (ЦОД). Современное развитие технологий облачных вычислений позволяет реализовать новые подходы при создании и эксплуатации ЦОД, что ведет к сокращению инвестиций на их строительство, времени развертывания; снижает энергопотребление; увеличивает использование уже имеющихся вычислительных ресурсов; снижает эксплуатационные расходы. Основным принципом распределенного облачного ЦОД является распределенность физических ресурсов при централизации на логическом уровне. Распределенный ЦОД должен предоставлять свои мощности пользователям посредством унифицированного интерфейса.

Для упрощения регламентации информационного обмена при организации информационного взаимодействия в рамках РСЧС требуется перейти от заключения соглашений «каждый с каждым» к единой системе, предусматривающей алгоритмизацию и регламентацию взаимодействия, при условии присоединения всех субъектов информационного обмена к общим регламентам.

Перечисленные требования совпадают с обобщенным описанием цифровой платформы, одобренным 25 апреля 2018 года на заседании подкомиссии по

цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности [6]. Там же одобрено определение цифровой платформы как системы алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящих к снижению транзакционных издержек за счёт применения пакета цифровых технологий работы с данными и изменения системы разделения труда.

Иначе говоря, сегодня требуется создать высоко-защищенную и инновационную коммуникационную платформу общественной безопасности — цифровую платформу спасателей (ЦПС) для совместного реагирования экстренных оперативных служб, сил и средств с целью повышения эффективности их совместных действий при происшествиях и ЧС за счет возможности быстро получать больше объективной информации и осуществлять взаимодействие в цифровой форме. Такая платформа будет использоваться для передачи данных, видео, изображений и текста, а также для совершения голосовых вызовов. При этом она не является заменой для критически важных голосовых коммуникаций с использованием ведомственных средств оперативной связи.

Цифровая платформа — это также программная среда, которая позволит интегрировать аппаратные средства и прикладные решения. Среди прикладных решений можно перечислить:

инструменты, помогающие улучшить межведомственную коммуникацию и ситуационную осведомленность;

приложения для установления безопасных соединений для подключения к критически важным приложениям;

облачные службы для оптимизации вычислительных, дисковых и сетевых ресурсов;

системы защиты информации.

Прикладная платформа неразрывно связана со всем жизненным циклом построенного на ней программного обеспечения (ПО). Это позволяет развивать созданное на ее основе ПО, добавлять программные компоненты, переписывать и развивать их. При этом на первом этапе можно ограничиться относительно небольшими затратами на закупку собственно прикладной платформы, разработку и внедрение ядра системы, а потом допустить множество независимых разработчиков к созданию отдельных решений на базе созданной платформы.

Выводы

Создание ЦПС позволит решить проблему создания конвергентной высокоскоростной среды передачи больших объемов цифровых данных спасателями вне зависимости от их ведомственного подчинения.

ЦПС обеспечит повышение эффективности действия сил и средств за счет лучшей ситуационной осведомленности.

ЦПС позволит решить следующие основные технологические проблемы:

устранить «закрытость» и фрагментацию технологических решений разных разработчиков;

актуализировать применяемые в автоматизированных системах стандарты, сделать их открытыми для всех разработчиков и пользователей;

ввести требования к данным, которыми обмениваются пользователи цифровой платформы, в том числе

для последующей работы с большими данными (big data);

обеспечить возможность взаимодействия с промышленным Интернетом (или IoT — Интернетом вещей).

По своей «конструкции» ЦПС должна создать среду для создания новых приложений и устройств, открывая совершенно новую бизнес-экосистему для технологий общественной безопасности.

Литература

1. Власти определились с искусственным интеллектом в работе чиновников и МЧС. РБК. Технологии и медиа, 16 дек. 2020 [Электронный ресурс] // Сайт телеканала РБК. URL: https:// www.rbc.ru/technology_and_media/16/12/2020/5fd774869a794 7c27f22fe25 (дата обращения: 23.02.2021).

2. В МЧС России создана рабочая группа по развитию робототехники. 9 октября 2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/ press-centr/novosti/4278027 (дата обращения: 23.02.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 02.04.2020) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/186620/ (дата обращения: 23.02.2021).

4. Приказ МЧС России от 26.08.2009 № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2009 г № 15039 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МЧС России. URL: https://www. mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/664 (дата обращения: 23.02.2021).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 2446-р «О Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70717448/#review (дата обращения: 4.08.2020).

6. Методические рекомендации по организации работы в районе ЧС оперативных групп Ф и ТП РСЧС [Электронный ресурс] // Главное управление МЧС России по Ненецкому АО. URL: https://83.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/ grazhdanskaya-zashchita/1-organizaciya-ekstennogo-reagirovaniya/1-2-razrabotannye-metodicheskie-rekomendacii-realizacii-zadach-i-funkciy/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboty-v-rayone-chs-operativnyh-grupp-f-i-tp-rschs (дата обращения: 23.02.2021).

7. Методические рекомендации по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны от 1 ноября 2013 года № 2-4-87-34-14 [Электронный ресурс] // URL: https://static. mchs.ru/upload/site1/document_file/L1EeRM8nzj.pdf (дата обращения: 23.02.2021).

Сведения об авторе

Москвина Наталья Вячеславовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: natkamoskvina@mail.ru

Information about the author

Moskvina Natalia V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: natkamoskvina@mail.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Катер Марко и др. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике. Международная научно-практическая конференция. 18-20 июля 2018 года, г. Мурманск. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=36710837

Посохов Н.Н. и др. Информационный бюллетень о деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС в I полугодии 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=36829114

Анализ деятельности МЧС России по подготовке и проведению мероприятий по обеспечению безопасности при проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=37083242

Акимов В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168

Атлас безопасности автомобильных дорог городов-организаторов Чемпионата мира по футболу в 2018 году https://elibrary.ru/item.asp?id=30601348

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.