Научная статья на тему 'АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" И СИСТЕМА-112. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" И СИСТЕМА-112. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / СЕТЬ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ / ER SYSTEM FOR CALLING EMERGENCY SERVICES BY A SINGLE NUMBER "112" / HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX" SAFE CITY" / DIGITAL PLATFORM / DATA TRANSMISSION NETWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Москвина Наталья Вячеславовна

Рассмотрены: вопросы создания, построения и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) в Российской Федерации, а также построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»); проблемные вопросы обеспечения взаимодействия и интеграции системы-112 и АПК «Безопасный город» в одном информационном пространстве. Показано, что решением проблемы интеграции системы-112 и АПК «Безопасный город» является создание цифровой платформы, базой для которой служит общая IP-сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Москвина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX “SAFE CITY” AND SYSTEM-112. PROBLEMS OF INTERACTION

The questions of creation, construction and development of the emergency services call system under uniform number “112” (system 112) in the Russian Federation and the concept of building and developing hardware and software complex “Safe city” (HSC “Safe city”), issues of interoperability and integration of the system112 and HSC “Safe city” in the uniform information space. It is shown that the solution to the problem of integrating the system112 and the HSC “Safe city” is to create a digital platform based on a common IP Network.

Текст научной работы на тему «АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" И СИСТЕМА-112. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

УДК 614.8:004.021

«Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66)

/49

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и система-112. Проблемы взаимодействия

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

Н.В. Москвина

Аннотация

Рассмотрены: вопросы создания, построения и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) в Российской Федерации, а также построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»); проблемные вопросы обеспечения взаимодействия и интеграции системы-112 и АПК «Безопасный город» в одном информационном пространстве. Показано, что решением проблемы интеграции системы-112 и АПК «Безопасный город» является создание цифровой платформы, базой для которой служит общая 1Р-сеть.

Ключевые слова: система-112; аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»; цифровая платформа; сеть передачи данных.

Hardware and Software Complex "Safe city" and System-112. Problems of Interaction

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

N. Moskvina

Abstract

The questions of creation, construction and development of the emergency services call system under uniform number "112" (system 112) in the Russian Federation and the concept of building and developing hardware and software complex "Safe city" (HSC "Safe city"), issues of interoperability and integration of the system112 and HSC "Safe city" in the uniform information space. It is shown that the solution to the problem of integrating the system112 and the HSC "Safe city" is to create a digital platform based on a common IP Network.

Key words: per system for calling emergency services by a single number "112"; hardware and software complex" Safe city"; digital platform; data transmission network.

22.09.2020

Единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» был принят на всей территории Российской Федерации в 2004 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 [1]. Определение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее — системы-112) как территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы, создаваемой в границах

субъекта Российской Федерации, было дано в постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 [2]. В 2013 году была принята федеральная целевая программа по созданию системы-112 [3]. Планировалось завершить создание системы-112 на всей территории Российской Федерации к концу 2017 года. Однако в результате существенного сокращения финансирования в 2017 году создать систему-112 в полном объеме удалось только в 50 субъектах Российской Федерации.

Основная задача — создание системы-112 на всей территории Российской Федерации и охват ею 100% населения — выполнена не была.

В сложившихся условиях возникла необходимость продолжить создание системы-112 в Российской Федерации, а также обеспечить ее эксплуатацию и развитие. Межведомственной комиссией по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛО-НАСС» был подготовлен План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2018-2022 годы [4]. План утвержден решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 15.12.2017 № 6. Сегодня создание системы-112 в целом завершено.

Параллельно в 2014 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р была утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее — Концепция) [5].

В Концепции было отмечено, что «информационно-вычислительная инфраструктура комплекса «Безопасный город», в том числе» ... «обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город», а также системами ... органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая ... систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»)1. Как именно обеспечить эту интеграцию в Концепции не сказано.

Аналогично в Единых требованиях к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (утверждены заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозиным № 4516п-П4 от 28.06.2017) [6] не указаны системы или подсистемы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город»), с которыми необходимо обеспечить интеграцию системы-112, и отсутствуют требования к характеру такой интеграции.

В силу отсутствия регламентации способов интеграции разработчики просто декларируют наличие интеграционной «шины», предназначением которой является обеспечение взаимодействия различных систем в одном информационном пространстве. Причем такая «шина» присутствует и в составе программных решений для системы-112 и в большинстве решений для АПК «Безопасный город».

И система-112, и АПК «Безопасный город» создаются на конкурсной основе, в связи с чем выбор

технических решений того или иного производителя во многом определяется конкурентной борьбой при проведении конкурсных процедур. Из-за этого кратно возрастает сложность глубокой проработки «интеграции» системы-112 и АПК «Безопасный город», которая до сих пор не реализована в достаточной степени.

В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [5]: «МЧС России разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к комплексу «Безопасный город» и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Аналогично МЧС России «организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку типовых программно-технических требований и решений по созданию системы-112» [2].

С учетом своих полномочий МЧС России важно определить правильное направление дальнейшего регулирования вопросов интеграции АПК «Безопасный город» и системы-112.

Наиболее перспективной представляется организация межведомственного информационного взаимодействия системы-112 и АПК «Безопасный город» на основе единой IP сети. К IP сети должны быть подключены системы-112 всех субъектов Российской Федерации и ведомственные системы экстренных оперативных служб, взаимодействующих с системой-112, а также подсистемы АПК «Безопасный город». Такая сеть должна обеспечивать высокоскоростную передачу данных, информации о местоположении (ГЛОНАСС), изображений, видео и голоса. Сеть должна быть устойчивой и обеспечивать подключение всему спектру устройств от смартфонов до ноутбуков, планшетов и специализированных устройств.

Соответственно, и система-112, и АПК «Безопасный город, подключенные к IP сети, смогут не только обмениваться информацией друг с другом, но и после определенной доработки принимать новую цифровую информацию с любого устройства и передавать ее в экстренные оперативные службы.

За рубежом уже давно и интенсивно ведутся работы в этом направлении. Еврокомиссией под руководством Отдела публикаций (Publications Office) реализуется проект услуги «Аварийные службы следующего поколения» — NEXES (NEXt generation Emergency Services) [7]. Научно-исследовательская и инновационная деятельность NEXES направлена на исследование, тестирование и проверку перспективной интеграции коммуникационных технологий на основе IP и функциональной совместимости2. Цель применения новых технологий — достижение большей эффективности

1 Подпункт «в» пункта 1 раздела 2 Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

2 Функциональная совместимость — это возможность обращения из одной программы (использования или просто вызова кода) к другой программе, разработанной в некоторой другой среде программирования или на другом языке.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 4 (66)

и производительности экстренных оперативных служб за счет применения интернет-приложений, передачи видео, взаимодействия с социальными сетями и так далее.

Реализация NEXES ведется по трем направлениям: создание общей модели сеанса связи (Total Conversation Model)3;

улучшение определения места нахождения (Improved Location) абонента, вызывающего экстренные оперативные службы, за счет совместного использования данных оператора сети с данными устройств и данными спутниковой навигации;

обеспечение сквозного подключения (end-to-end connectivity) центров обработки вызовов (Public Safety Answering Points), экстренных оперативных служб (Emergency Response Organizations) и спасателей (First Responders) с заявителями на основе IP-коммуникаций.

NEXES должна обеспечить на новом уровне взаимодействие, в том числе трансграничное, центров обработки вызовов и различных ведомств (агентств) между собой.

Аналогичная инициатива реализуется в Соединенных Штатах и Канаде под названием «Следующее поколение 9-1-1» (NG9-1-1) [8]. В рамках инициативы NG9-1-1 создается сеть ESInet — Emergency Services IP network (IP сеть экстренных оперативных служб).

Национальная Ассоциация Экстренных Номеров США (NENA—National Emergency Number Association) еще в 2008 году выпустила План действий по переходу на систему следующего поколения 9-1-1 [9], в котором обозначила задачу по развертыванию ESInet сетей на уровне штатов или на территориях нескольких штатов одновременно. При этом предполагалось, что сети штатов могут быть взаимосвязаны между собой и с другими субгосударственными ESInet сетями для создания стандартизированной, взаимосвязанной и интероперабельной ESInet по всей стране.

Можно утверждать, что для осуществления совместного реагирования различных экстренных оперативных служб, помимо IP-сети, требуется наличие единой информационной среды и соответствующей информационно-технологической инфраструктуры. При этом должна быть предусмотрена регламентация (иначе говоря — алгоритмизация) их взаимодействия. Также такая система должна обеспечивать эффект в виде снижения транзакционных издержек при обмене информацией различных участников информационного взаимодействия и обеспечивать эффект для самих участников.

Перечисленные требования совпадают с обобщенным описанием цифровой платформы, одобренным 25 апреля 2018 года на заседании подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности [10]. Там же одобрено определение цифровой платформы как системы

алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящих к снижению транзакционных издержек за счет применения пакета цифровых технологий работы с данными.

Иначе говоря, сегодня требуется создать высоко-защищенную и инновационную коммуникационную платформу общественной безопасности — цифровую платформу (далее — ЦП) для совместного реагирования экстренных оперативных служб, сил и средств с целью повышения эффективности их совместных действий при происшествиях и ЧС за счет возможности быстро получать больше объективной информации и осуществлять взаимодействие в цифровой форме. Такая платформа будет использоваться для передачи данных, видео, изображений и текста.

ЦП должна базироваться на соответствующей информационно-технологической инфраструктуре, в которую в общем случае входят № сеть (о чем уже было сказано), средства обработки информации (аппаратные и программные) и абонентские устройства, подключаемые к ЦП.

Необходимым условием работы ЦП является использование распределенной системы центров обработки данных (ЦОД). Современное развитие технологий облачных вычислений позволяет реализовать новые подходы при создании и эксплуатации ЦОД, что ведет к сокращению инвестиций на их строительство, времени развертывания, снижает энергопотребление, увеличивает использование уже имеющихся вычислительных ресурсов, снижает эксплуатационные расходы. Основным принципом распределенного облачного ЦОД является распределенность физических ресурсов при централизации на логическом уровне. Распределенный ЦОД должен предоставлять свои мощности пользователям посредством унифицированного интерфейса на базе общей платформы.

Цифровая платформа — это также программная среда, которая позволит интегрировать аппаратные средства и прикладные решения. Среди прикладных решений можно перечислить:

инструменты, помогающие улучшить межведомственную коммуникацию и ситуационную осведомленность;

приложения для установления безопасных соединений для подключения к критически важным приложениям;

облачные службы для оптимизации вычислительных, дисковых и сетевых ресурсов;

системы управления мобильными устройствами;

системы защиты информации.

Прикладная платформа неразрывно связана со всем жизненным циклом построенного на ней программного обеспечения (ПО). Это позволяет развивать созданное на ее основе ПО, добавлять программные

3 Total Conversation, как определено в рекомендации ITU-T F.703, представляет возможность комбинации и одновременной передачи трех видов информации: голосового вызова, видео и мгновенных текстовых сообщений в реальном времени по IP-сети.

компоненты, переписывать и развивать их. При этом на первом этапе можно ограничиться относительно небольшими затратами на закупку собственно прикладной платформы, разработку и внедрение ядра системы, а потом допустить множество независимых разработчиков к созданию отдельных решений на базе созданной платформы.

Для упрощения масштабирования существующих функций и внедрения новых сервисов в современных условиях получили свое развитие цифровые платформы, при реализации которых нашла применение так называемая микросервисная архитектура или метод создания распределенных приложений в виде набора независимо разрабатываемых и развертываемых небольших сервисов, запускаемых как один или несколько изолированных процессов [11]. По сравнению с интеграционной «шиной» микросервисы обеспечивают [12]: большую автономность (отказ одного микросервиса не ведет к «падению» всей системы);

многоплатформенность (возможность запуска микросервисов на разных системах и устройствах);

простоту понимания (сторонние разработчики могут лучше понять функциональность микросервиса в силу его простоты);

меньшее время ввода микросервиса в эксплуатацию от момента разработки;

масштабируемость микросервисов (например, сервис аутентификации и верификации пользователя может многократно применяться в различных сочетаниях с другими микросервисами).

Предлагаемая к реализации ЦП должна решить следующие основные технологические проблемы:

устранить «закрытость» и фрагментацию технологических решений разных разработчиков;

актуализировать применяемые в автоматизированных системах стандарты, сделать их открытыми для всех разработчиков и пользователей;

ввести требования к данным, которыми обмениваются пользователи цифровой платформы, в том числе для последующей работы с большими данными (big data);

обеспечить возможность взаимодействия с промышленным Интернетом (или IoT — Интернетом вещей).

Только создание общей IP-сети и цифровой платформы способно создать условия для действительной и действенной интеграции системы-112 и АПК «Безопасный город».

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/187754/ (дата обращения: 10.09.2020).

2. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: ин-форм.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/55172604/ (дата обращения: 3.09.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 16.032013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/70342108/ (дата обращения: 17.09.2020).

4. План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2018-2022 гг. [Электронный ресурс] // МЧС России: офиц. сайт. URL: https://www.mchs.gov.ru/ dokumenty/2403 (дата обращения: 17.09.2020).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «О Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70717448/ (дата обращения: 18.09.2020).

6. Единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [Электронный ресурс] // МЧС России: офиц. сайт. URL: https:// www.mchs.gov.ru/dokumenty/2918 (дата обращения: 10.08.2020).

7. NEXt generation Emergency Services. CORDIS. EU research results [Электронный ресурс] // URL: https://cordis.europa.eu/ project/rcn/194850_en.html (дата обращения 10.08.2020).

8. Next Generation 911 [Электронный ресурс]// URL: https:// www.911.gov/issue_nextgeneration911.html (дата обращения: 19.08.2020).

9. A Policy Maker Blueprint for Transitioning to the Next Generation 9-1-1 System. Issues and Recommendations for State and Federal Policy Makers to Enable NG9-1-1 [Электронный ресурс] // URL: https://www.nj.gov/911 /resource/nextgen/NG9-1-1PolicyMakerB lueprintTransitionGuide-Final_0.pdf (дата обращения: 14.08.2020).

10. На подкомиссии по цифровой экономике одобрили определение цифровых платформ [Электронный ресурс] // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru. URL: http://d-russia.ru/na-podkomissii-po-tsifrovoj-ekonomike-odobrili-opredelenie-tsifrovyh-platform.html (дата обращения: 13.08.2020).

11. Смирнов Максим. Микросервисная архитектура в корпоративном ИТ-ландшафте [Электронный ресурс] // Открытые системы. СУБД: журн. о науке и техн. 2017. № 4. // URL: https://www. osp.ru/os/2017/04/13053389 (дата обращения: 20.08.2020).

12. Nemer Joe. What are microservices? Cloud Academy. November 13, 2019 [Электронный ресурс] // URL: https://cloudacademy. com/blog/microservices-architecture-challenge-advantage-drawback/ (дата обращения: 25.08.2020).

Сведения об авторе

Москвина Наталья Вячеславовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: natkamoskvina@mail.ru

Information about the author

Moskvina Natalia V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: natkamoskvina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.