/4 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 3 (61) Safety in emergencies
УДК 614.8
О месте АПК «Безопасный город» в концепции «Умный город»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2019
С.А. Качанов, А.П. Попов
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы создания и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в рамках построения Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, предложены основные пути их решения с учетом реализации концепции «Умный город».
Ключевые слова: информационные технологии; чрезвычайные ситуации; «Умный город», «Безопасный» город; мониторинг; поддержка принятия решений; компьютеры; сети; программное обеспечение.
Рlace of hardware-software complex "Safe city" in the concept of "Smart city"
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2019
S. Kachanov, A. Popov
Abstract
The article considers issues of creating the hardware-software complex "Safe city" and the basic ways of their solution taking into account the implementation of the concept of «Smart city».
Key words: information technologies; emergencies; "Smart city"; "Safe city"; monitoring; support decision-making; informational security; computers; networks, software.
Статья поступила в редакцию 13.06.2019.
Одной из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития является цель «Устойчивые города и населенные пункты».
В 2012 г. в рамках тематического блока «Устойчивое развитие городов» Европейской экономической комиссией ООН было сформировано новое направление «умный устойчивый город», под которым стали понимать «...инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах...»1.
Устойчивость социально-экономического развития любой страны определяется состоянием ее национальной безопасности, то есть возможностями государства по эффективному противодействию возникающим вызовам и угрозам.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, подчеркиваются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и социально-экономического развития страны.
Обеспечение безопасности является, в первую очередь, полномочиями органов государственной власти. Вместе с тем одним из направлений Стратегии названо также «...повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».
В целях координации на муниципальном уровне решаемых задач по информатизации процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций (антикризисного управления) постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 года № 39 была создана Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город».
Для методического обеспечения решения этих вопросов разработана соответствующая Концепция, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 № 2446-р.
При этом под «аппаратно-программным комплексом» (далее — АПК) «Безопасный город» здесь понимается совокупность комплексов средств автоматизации (далее — КСА) объектовых и муниципальных автоматизированных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (подсистем) на местном уровне, предназначенных для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного
и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех уровнях управления, обеспечивающей совместное согласованное функционирование этих КСА и их сопряжение с взаимодействующими муниципальными и государственными автоматизированными системами [1].
В Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р, определено, что в сфере безопасности жизнедеятельности необходимо «.. .реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».
Для решения этой задачи должна использоваться региональная информационно-коммуникационная инфраструктура, которая в соответствии с названной Концепцией создается в субъектах Российской Федерации на основе следующих основных принципов:
формирование интегрированной вычислительной и сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти и органами местного самоуправления;
построение региональных информационных систем по сервисной архитектуре, стандартизация и обеспечение совместимости используемых в регионе информационно-коммуникационных систем.
Учитывая, что обеспечение безопасности жизнедеятельности является, в основном, полномочиями органов государственной власти, а не органов местного самоуправления, в ряде нормативных правовых документов АПК «Безопасный город» рассматривается как ключевой инструмент для эффективной реализации на местном уровне комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации2.
Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта РФ (далее — КСОБЖН) представляет собой территориально-распределенную интегрированную автоматизированную информационно-управляющую систему, создаваемую органами государственной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, включающую в себя региональную информационно-коммуникационную инфраструктуру КСОБЖН
1 Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН-МСЭ // Европейская экономическая комиссия. ECE/ HBP/2015/4.
2 Например, в Паспорте подпрограммы «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»» государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 300.
и сопрягаемые с использованием этой инфраструктуры автоматизированные системы региональных органов исполнительной власти, соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающие на территории субъекта Российской Федерации задачи антикризисного управления в сферах обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания [1, 2].
Существующие и перспективные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (далее — СОБЖ), кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления, так как именно в них формируется основная информация об объектах защиты (транспортных, энергетических, социальных и др.).
Таким образом, общая экосистема цифровой экономики города (экосистема «Умного города») должна включать в себя не только цифровую экосистему управления городским хозяйством, но и тесно взаимодействующую с ней городскую экосистему обеспечения безопасности жизнедеятельности (АПК «Безопасный город») [3].
В этой связи для проекта «Умный город», паспорт которого утвержден приказом Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр, актуальной является разработка муниципальной цифровой платформы обеспечения безопасности жизнедеятельности (муниципальной платформы АПК «Безопасный город»), сопрягаемой с взаимодействующими платформами управления городскими ресурсами, а также с вышестоящей региональной цифровой платформой обеспечения безопасности жизнедеятельности [3, 4].
При этом муниципальная платформа АПК «Безопасный город» должна обеспечить функционирование городского программно-технического комплекса «Единый центр оперативного реагирования» (ЕЦОР) и его эффективное работу во взаимодействии с объектовыми, муниципальными и государственными СОБЖ, а также с автоматизированными системами управления городским хозяйством.
Сопряжение АПК «Безопасный город» с региональными и федеральными автоматизированными системами позволит не только получать на вышестоящих уровнях необходимые им исходные данные, но и использовать информационно-вычислительные ресурсы этих государственных систем для решения городских задач, исключить дублирование их функций на местном уровне, существенно снизить совокупные затраты из консолидированного бюджета.
При этом региональная цифровая платформа должна обеспечить не только оперативное и качественное сопряжение созданных муниципальных платформ с государственными системами, но и предоставление основных сервисов «Безопасного города» в небольших городах и сельских районах, в которых создание муниципальных платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности вообще не планируется.
Аналитики исследовательской компании Navigant Research считают, что интеграция сервисов «Умного города» неизбежна и необходима так же, как и их централизованная координация [5]. По их мнению, городским администрациям необходимо использовать платформенную стратегию, основанную на принципах открытости, стандартизации и согласованности с другими технологиями (интероперабельности).
Крупнейшие мировые вендоры в настоящее время разрабатывают комплексные проекты, в состав которых входят решения, покрывающие самые разные области, — от систем интеллектуального видеонаблюдения до сетей парковок и мониторинга окружающей среды.
По прогнозу Navigant Research, объем мирового рынка цифровых платформ «Умного города» к 2027 г. достигнет $755 млн.
Оценкам эффективности внедрения технологий "Smart tity" была посвящена значительная часть доклада института McKinsey, опубликованного в июне прошлого года [6]. По мнению аналитиков McKinsey, в городах, которые будут активно использовать технологии «Безопасного города» и «Умного города», число погибших от различных причин может сократиться на 8-10%, количество преступлений против личности — на 30-40%, а время реагирования экстренных служб — на 20-35%.
На рис. 1 представлена общая архитектура «Умного города», предложенная компанией Microsoft.
Одной из задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12, определено «...Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.», а в перечень основных задач Правительственной комиссии по цифровому развитию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 1065, включено «.обеспечение безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий.».
На рис. 2 показано место АПК «Безопасный город» в Комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта РФ.
Создание и дальнейшее развитие КСОБЖН должна обеспечить цифровая трансформация существующих систем обеспечения безопасности жизнедеятельности, начатая в рамках проекта «Безопасный город».
Цифровая трансформация СОБЖ представляет собой процесс формирования единой цифровой экосистемы обеспечения безопасности жизнедеятельности как важнейшей составной части общей экосистемы цифровой экономики.
Необходимость создания специализированной цифровой экосистемы обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлена существенно более жесткими требованиями, предъявляемыми к оперативности, устойчивости и информационной безопасности СОБЖ, в сравнении с аналогичными требованиями к информационным системам в других областях государственного и муниципального управления.
Рис. 1. Общая архитектура «Умного города»
Рис. 2. Место АПК «Безопасный город» в Комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения субъекта РФ
Возможность такой цифровой трансформации определяется следующими глобальными трендами:
появление недорогих датчиков и эффективных технологий удаленного доступа к ним («интернет-вещей»);
экономичное хранение и обработка информации в «облачной» среде;
успешные разработки в области информационно-аналитических технологий, таких как «искусственный интеллект», «большие данные» и др.
Назревшая цифровая трансформация СОБЖ должна обеспечить комплексную, сквозную и «бесшовную» цифровизацию процессов антикризисного управления, в том числе:
1) разработку и внедрение вертикально интегрированных федеральных, региональных и муниципальных цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности для межведомственного и межуровневого сопряжения взаимодействующих систем, консолидации
их информационных ресурсов, формирования и предоставления информационно-коммуникационных услуг по принципу «одного окна»;
2) создание (развитие) специализированных федеральных, региональных и муниципальных интеграционных центров обработки данных в целях обеспечения функционирования названных цифровых платформ, хранения и эффективной аналитической обработки консолидированной информации;
3) постепенное уменьшение общего количества автоматизированных систем в сферае обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на основе реализации их функций в комплексных интегрированных системах.
Во исполнение Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы основной целью цифровой трансформации СОБЖ должно являться обеспечение следующих национальных интересов:
развитие человеческого потенциала в сфере безопасности жизнедеятельности на основе формирования информационного пространства знаний и культуры безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечение безопасности граждан и государства; развитие взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
повышение эффективности государственного и муниципального антикризисного управления.
Заместителем Председателя Государственной Думы Ириной Яровой были подготовлены предложения по созданию Единой унифицированной системы комплексной безопасности (далее — ЕУСКБ).
С позиций системного подхода архитектура общегосударственной территориально-распределенной информационной системы, каковой должна являться
ЕУСКБ, будет строиться по принципу «матрешки» и включать в себя структурные подсистемы регионального уровня, которые в свою очередь формируются из соответствующих муниципальных звеньев.
Единая унифицированная система с использованием соответствующих цифровых платформ должна вертикально и горизонтально интегрировать федеральные, региональные и муниципальные сегменты природно-техногенной безопасности, правоохранительные сегменты и сегменты безопасности среды обитания (рис. 3).
Таким образом, в целях дальнейшего развития АПК «Безопасный город» и КСОБЖН в целом целесообразно:
1. Начать согласование современной концепции и положения о КСОБЖН, разработанных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; определить перечень нормативных и методических документов, которые нужно дополнительно разработать или в которые целесообразно внести необходимые изменения.
2. Разработать типовые регламенты информационного взаимодействия имеющихся федеральных, региональных и муниципальных информационных систем с АПК «Безопасный город» и КСОБЖН с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС МЧС России и системы-112.
3. Создать Единую систему классификации и кодирования информации по безопасности жизнедеятельности, представляющую собой совокупность необходимых общероссийских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил их приведения в соответствие друг-другу.
4. Стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие на основе единого стека открытых протоколов и обеспечить контроль над
Рис. 3. Архитектура Единой унифицированной системы комплексной безопасности
соблюдением производителями автоматизированных систем в области обеспечения безопасности жизнедеятельности этих стандартов.
5. Разработать типовые модели угроз в области обеспечения защиты населения в кризисных и чрезвычайных ситуациях, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания; выбрать из действующих и разработать необходимые новые типовые методики поддержки принятия управленческих решений.
6. Предусмотреть создание типовых региональной и муниципальной цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, взаимодействующих с типовыми платформами управления региональными и городскими ресурсами; разработать унифицированные типовые программно-технические решения для этих
цифровых платформ с использованием прикладного российского программного обеспечения и общесистемного программного обеспечения на открытых кодах.
7. Создать стенд («песочницу»), включающий в себя типовые программно-технические решения для региональной и муниципальной цифровых платформ, а также сопрягаемые с ними типовые решения по: автоматизированным системам мониторинга природных и техногенных ЧС; системам оповещения населения; системам-112; системам интеллектуального видеонаблюдения; системам «Умного города» и «Умного региона» и т. п.
8. Провести апробацию предлагаемых решений в пилотных зонах и по их результатам внести необходимые изменения в указанные решения.
Литература
1. Попов А.П. Комплексная безопасность как часть экосистемы цифровой экономики // Системы безопасности. 2019. № 2. С. 52-54.
2. Чириков А.Г., Качанов С.А., Попов А.П. Методика создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2018. Т. 15. № 4 (50). С. 4-12.
3. Попов А. Экосистема безопасности в современных цифровых городах // Системы безопасности. 2018. № 5. С. 49-51.
4. Качанов С., Попов А. Цифровая платформа как основа повышения уровня безопасности // Системы безопасности. 2018. № 3. С. 24-27.
5. Navigant Research Leaderboard Report: Smart City Suppliers // Navigant Research, 2014.
6. Вотцель Д., Кузнецова Е. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? // MCKINSEY CENTER FOR GOVERNMENT, июль 2018.
Сведения об авторах
Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., профессор, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та, зав. каф. МФТИ. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected]
Попов Алексей Петрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
в. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таН: [email protected]
SPIN-код — 1954-8191.
Information about the authors
Kachanov, Sergey A.: Professor, Dr. Sci., Deputy Head of All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Department at Moscow Institute of Physics and Technology State University. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Pohov Aleksei P.: Candidate of Technical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1954-8191.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Сосунов И.В. и др. Настольная книга (пособие) председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности https://elibrary.ru/item.asp?id=32546511
Батырев В.В. и др. Средства коллективной защиты. Оценка эффективности и качества защиты населения в чрезвычайных ситуациях https://elibrary.ru/item.asp?id=35283773
Кусилов В.К. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году https://elibrary.ru/item.asp?id=35367271
Основные результаты развития и совершенствования МЧС России в 2012-2018 годах: Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=35201457
Лутошкин А.В. и др. Творчество юных во имя спасения: Литературно-художественный альманах. Выпуск № 2 https://elibrary.ru/item.asp?id=37083240
Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 6-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=35027110