/4 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 2 (56) УДК 614.8
Методика создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2018
А.Г. Чириков, С.А. Качанов, А.П. Попов
Аннотация
Обоснованы основные положения методики создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации. Учтены новые нормативные и методические документы по развитию информационных технологий. Принят во внимание опыт создания подобных систем в Российской Федерации.
Ключевые слова: комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности; информационные технологии; цифровая платформа.
A Methodology for Creating an Integrated System for the Safety of Vital Activities of the Population of a Constituent Entity of the Russian Federation
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2018
A. Chirikov, S. Kachanov, A. Popov
Abstract
The authors defined the basic principles of a methodology for creating an integrated system for ensuring safe vital activities of the population of a constituent entity of the Russian Federation. They took into account the latest regulatory and methodological documents on the development of information technologies, as well as the available experience of creating such systems in the Russian Federation.
Key words: integrated system for vital activity safety; Information Technology; digital platform.
Статья поступила в редакцию 2018.
Одним из основных направлений повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения является комплексная информатизация процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления) [1-3].
За последние годы на территориях субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований создано множество слабо интегрированных информационных систем в сферах обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания [3-11]. Основными из этих систем являются: автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС); Ситуационный центр (СЦ) муниципального образования; автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС); Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (система-112); комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН); система защиты, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ); общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН); структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС); системы фотовидео-фиксации нарушения правил дорожного движения; навигационно-информационные системы мониторинга и управления транспортом (НИС); системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и оповещения в местах массового скопления людей, на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах; система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК); системы экологического мониторинга; информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди типичных проблем систем такого класса— необходимость работы пользователя в нескольких приложениях одновременно и ручного переноса данных из одной системы в другую, их разрозненность и задержки в актуализации информации. При этом используемые приложения физически распределены по разным серверам, загрузка которых зачастую очень незначительна, и обмениваются сообщениями по принципу «каждый с каждым». Разнообразие используемых программно-технических средств и наличие большого числа подрядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая доработка связана с продолжительными сроками и высокими затратами на ее реализацию.
Разнородность и независимость этих систем затрудняют их взаимодействие друг с другом, увеличивают общие финансовые затраты на информационно-техническое сопряжение и эксплуатацию. Снижаются оперативность совместного согласованного использования таких автоматизированных систем в процессах антикризисного управления и возможности их дальнейшего развития.
Цифровая трансформация систем обеспечения безопасности жизнедеятельности должна предусматривать сквозную «бесшовную» комплексную информатизацию процессов антикризисного управления на основе сопряжения взаимодействующих специализированных систем, автоматизирующих отдельные частные функции такого управления (от сбора данных обстановки до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей), а также автоматического обмена необходимой информацией между ними, консолидации соответствующих информационных ресурсов и предоставления пользователям необходимых им ин-фокоммуникационных сервисов путем обработки этих консолидированных сведений. Такой подход позволяет существенно повысить оперативность и эффективность антикризисного управления путем обеспечения согласованного и слаженного функционирования сопряженных систем (рис. 1).
Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее — КСОБЖН) является одной из важнейших приоритетных задач, определенных Указом Президента РФ 11.01.2018 г № 12 «Основы государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 г.»
Еще в апреле 2010 г. МЧС России, МВД России и ФСБ России была разработана, утверждена и направлена для реализации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Пользователями КСОБЖН в соответствии с названной Концепцией являлись соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их оперативные службы.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» сказано, что обеспечение национальной безопасности осуществляется, в том числе, путем «.. .повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.».
В целях координации решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне постановлением Правительства Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Для методического обеспечения решения названных проблемных вопросов разработана Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса
«Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации.
В утвержденной Концепции подчеркнуто, что «.. .базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания.».
Анализ практического опыта создания АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях показывает, что построение таких комплексов без учета их роли и места в КСОБЖН субъектов Российской Федерации снижает эффективность их внедрения.
Одной из задач Межведомственной комиссии является «.Подготовка предложений по расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий, системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности для развития новых форм сегментов комплекса «Безопасный город», позволяющих создавать комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и в соответствии с их потребностями.».
Таким образом, АПК «Безопасный город» рассматривается как один из инструментов для эффективной реализации КСОБЖН на местном уровне.
В Концепции региональной информатизации сказано, что в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется «.реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».
При этом создаваемая региональная информационно-коммуникационная инфраструктура должна совместно использоваться и органами государственной власти, и органами местного самоуправления.
С учетом накопленного опыта создания в субъектах РФ КСОБЖН и АПК «Безопасный город», МЧС России в приказе от 2 марта 2017 г. поставило задачу актуализировать Концепцию КСОБЖН, а также обеспечить дальнейшее развитие этой комплексной системы с учетом создания 1 -й очереди модернизированной автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС на период до 2030 года (АИУС РСЧС-2030) и интеграции в КСОБЖН АПК «Безопасный город».
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы основными целями создания и развития КСОБЖН субъекта Федерации является обеспечение следующих национальных интересов:
развитие человеческого потенциала в сферах безопасности жизнедеятельности;
обеспечение безопасности граждан и государства; развитие взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан
Автоматизированная система подготовки управленческих документов
Ш
П
Комплекс информационного взаимодействия
ЦУКС ФОИВ и ДДС
Единая геоинформационная система
Автоматизированная система оповещения
Единая унифицированная программная платформа (СППР, ЕСКК, ЕХД)
Автоматизированная система мониторинга и прогнозирования ЧС
АС диспетчеризации
Информационно-навигационная система
АС получения информации об объектах повышенного риска
Информация о предпосылках
и фактах ЧС, полученных от АС мониторинга, включая социальные сети и видеокамеры
ЦУКС ФОИВ и ДДС Рис.1. Комплексный подход к информатизации антикризисного управления
Предназначен для комплексного решения задач по предупреждению и ликвидации 4С природного и техногенного характера, обеспечению пожарной
безопасности и безопасности людей на
водных объектах. Основные пользователи: Население, территориальные органы и организации МЧС России, других ФОИ 6, входящих в РСЧС, региональные и муниципальные органы управления и организации ГОЧС, а также другие, совместно образующие территориальные подсистемы и муниципальные звенья РСЧС.
/
1. Сегмент защиты от ЧС
2. Правоохранительный
3. Сегмент безопасности среды обитания
Предназначен для комплексного решения задач по защите от преступных и иных противоправных посягательств (а том числе, от террористических действий, социальных и межнациональных конфликтов). Ос нов н ы е пол ьзо в атели;
Население, территориальныеорганы МВД России, ФСВ России, ФСО России, ФСИН России, ФССП России, ФСТЭК России, Росгвардии, региональные и
муниципальные органы управления и организации а сфере обеспечения охраны общественного порядка.
Предназначен для комплексного решения задач по снижению рисков здоровью населения от окружающей природной среды и объектов техносферы. Основные пользователи: Население, территориальные органы и организации Роспотреё надзора, Ростехнадзора, Минприроды России, Минздрава России, Минсельхозз России, Минпромторга России, Минэнерго России, Минстрой России, Минтранса России, Минсвязи России, соответствующие региональные и
муниципальные органы управления и организации.
Рис. 2. Основные функциональные сегменты КСОБЖН
и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
повышение эффективности государственного и муниципального антикризисного управления.
КСОБЖН предназначена для повышения оперативности, полноты и достоверности информации, предоставляемой пользователям в целях принятия решений по вопросам безопасности жизнедеятельности по принципу «одного окна», на основе консолидации информационных ресурсов и аналитической обработки консолидированных данных.
Основные ее функциональные сегменты представлены на рис. 2.
Базовыми принципами создания КСОБЖН являются:
учет полного спектра возможных угроз в сферах обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;
максимальное использование существующей в муниципальных образованиях информационно-коммуникационной инфраструктуры;
обеспечение межведомственного взаимодействия и интеграции соответствующих систем в едином информационном пространстве.
Принципы создания единого информационного пространства могут быть различными. Каждый из них имеет минусы и плюсы. Укрупнение систем, увеличение количества и типов источников информации, вовлечение все большего числа потребителей привели к эволюции способов организации взаимодействия от
создания шлюзов по типу «каждый с каждым» через корпоративную шину данных по типу «каждый с одним» к стандартам взаимодействия на основе открытых протоколов по технологиям веб-сервисов (рис. 3).
Рис. 3. Единое информационное пространство КСОБЖН на основе единого стека (набора) открытых протоколов
Действительно, КСОБЖН, включающая тысячи разнотипных источников информации различных производителей и сотни потребителей из различных
ведомств со своими технологиями, архитектурами и политиками безопасности, слишком велика по масштабу для первого способа и слишком разнообразна по применяемым технологиям и типам информации для второго способа.
Таким образом, необходимо стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие и обеспечить контроль над соблюдением производителями этих стандартов.
Это отражено, в частности, в разработанных МЧС России проектах концепции и положения о КСОБЖН, где предложены требования к Единому стеку открытых протоколов, которые однозначно определяют, как именно должны быть сформированы форматы, правила и регламенты взаимодействия между всеми участниками информационного обмена в рамках КСОБЖН.
Таким образом, КСОБЖН должна представлять собой интегрированную автоматизированную информационно-управляющую систему, создаваемую субъектом Федерации и включающую в себя совокупность взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Федерации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений по обеспечению защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также региональную информационно-коммуникационную инфраструктуру, объединяющую эти системы.
При этом центральным звеном информационно-коммуникационной инфраструктуры КСОБЖН (рис. 4)
будет являться специализированный программно-технический комплекс «Региональный интеграционный центр обработки данных» (РИЦОД), обеспечивающий автоматизированное взаимодействие и консолидацию информационных ресурсов региональных автоматизированных систем, АПК «Безопасный город», а также тех муниципальных и объектовых систем, которые на местном уровне не интегрированы в АПК «Безопасный город».
Региональная цифровая платформа (РЦП) КСОБЖН, функционирующая с использованием информационно-вычислительных ресурсов РИЦОД, должна включать в себя следующие функциональные подсистемы:
комплексного мониторинга — для сбора и обработки данных от различных объектов;
приема и обработки сообщений от населения и от подсистемы комплексного мониторинга;
поддержки принятия решений — для обеспечения прогнозирования, оценки обстановки, принятия решений и планирования их реализации;
обеспечения координации и взаимодействия в едином информационном пространстве пользователей, и разработки согласованных планов действий дежурных смен, обеспечения контроля выполнения принятых решений и планов;
комплексного информирования и оповещения населения о возникновении или угрозах кризисных ситуаций и происшествий, а также способах защиты от возможных опасностей.
Работу функциональных подсистем должны обеспечивать технологические подсистемы цифровой платформы КСОБЖН, формируемые на основе базовых
АНУС — автоматизированная
информационно-управляющая
система:
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
АИУС РСЧС-2030
КСА H ЦУКС МЧС России
КСА - комплекс средств
автоматизации;
НЦУКС - Национальный
Центр управления в кризисных
ситуациях:
АС - автоматизированная система.
Комплексная система'обеспечения I безопасности жизнедеятельности населения
КСА ЦУКС ГУ МЧС России по
субъекту РФ И нформдциомкмй
ОИВ — органы исполн и тел ьной
ФОИВ-федерал ьн ыс органы
исполн ительиой власти.
АС органов
самоуправления
Информационный сервис
АПК
«Безопасный город»
РИЦОД-Региональный интеграционный центр обработки данных:
РЦП - региональная цифровая платформа.
Рис. 4. Структура КСОБЖН
инфраструктурных платформ и «сквозных» технологий. Технологические подсистемы сопрягаются друг с другом, с прикладными подсистемами КСОБЖН и с внешними взаимодействующими системами через интеграционную подсистему.
Для уменьшения времени создания и финансовых затрат на разработку РИЦОД целесообразно разработать унифицированное типовое программно-техническое решение для цифровой платформы с использованием российского программного обеспечения и ПО на открытых кодах и протоколах. Это позволит обеспечить разработку унифицированного пользовательского интерфейса (УПИ), который будет настраиваться под требования конкретного пользователя и позволит ему одновременно работать со всей необходимой информацией от взаимодействующих автоматизированных систем.
Базовые требования к сопряжению информационных систем определены в таких нормативных документах, как:
постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (далее — СМЭВ);
постановление Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
При разработке соглашений об информационном взаимодействии в рамках КСОБЖН целесообразно использовать регламенты информационного взаимодействия имеющихся ведомственных информационных систем с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и системы-112.
Однако СМЭВ не сможет обеспечить процессы управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления), так как информационно-коммуникационной инфраструктуре КСОБЖН в целом предъявляются более жесткие требования к оперативности, устойчивости и информационной безопасности.
АПК «Безопасный город» муниципальных образований и КСОБЖН субъекта РФ в целом должны строиться как совокупность взаимодействующих комплексов средств автоматизации (КСА) федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, которые сопрягаются друг с другом с использованием региональной и муниципальных интеграционных платформ, являющихся компонентами соответствующих цифровых платформ и функционирующих на базе специально создаваемых центров обработки данных: регионального интеграционного центра обработки данных (РИЦОД) и единых центров оперативного реагирования (ЕЦОР) муниципальных образований.
Следует отметить, что Указом Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 и постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 725 только Губернатор наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. С учетом сказанного, целесообразно, чтобы оператором (собственником) РИЦОД выступал уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, наиболее целесообразным является выбор сервисной («облачной») архитектуры КСОБЖН, при реализации которой основные информационно-вычислительные ресурсы будут размещаться на площадках РИЦОД, а также АПК «Безопасный город» (далее АПК-БГ) наиболее крупных городских округов и муниципальных районов.
При этом степень централизации предоставления услуг обеспечения комплексной безопасности в каждом субъекте РФ будет определяться его индивидуальными особенностями (площадью территории, плотностью населения, уровнем развития телекоммуникационных сетей и т.п.).
Использование программно-технических возможностей НЦУКС МЧС России позволит снизить расходы субъектов РФ на создание и развитие в рамках КСОБЖН сегмента защиты от ЧС.
Важнейшими компонентами межведомственного и межуровневого информационного сопряжения взаимодействующих автоматизированных систем являются используемые классификаторы и словари информации, а также цифровые карты и планы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» утвержден порядок разработки, принятия, ввода в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, а также определены перечень из 34 общероссийских классификаторов и ответственные за их ведение федеральные органы исполнительной власти.
Для информационно-лингвистического обеспечения АПК-БГ и КСОБЖН должна быть создана Единая система классификации и кодирования информации (далее — ЕСКК) — совокупность необходимых общероссийских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу. Создание ЕСКК АПК-БГ и КСОБЖН должно проводиться на основе Единой системы классификации и кодирования информации АИУС РСЧС, как наиболее полно удовлетворяющей потребностям АПК-БГ и КСОБЖН.
Другими важнейшими компонентами организации взаимодействия автоматизированных систем являются цифровые карты и планы, обеспечивающие единство представления и визуализации пространственных данных (данных о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах) в общем информационном пространстве.
В области антикризисного управления объем пространственных данных составляет до 80% от объема всех используемых информационных ресурсов.
В Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р, подчеркнуто, что «.Важным элементом инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации должна стать открытая цифровая картографическая основа. Использование такой основы и исходных для нее базовых пространственных данных при создании различных специальных (отраслевых) карт и планов обеспечит совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также обеспечит возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач».
Требования к Единой электронной картографической основе (ЕЭКО) федерального, регионального и муниципального назначения, состоящей из слоев цифровых государственных топографических карт или планов (в масштабах 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000 000) в векторном формате, либо в случае их отсутствия, растровых геокодированных материалов дистанционного зондирования Земли, были утверждены в декабре 2008 года приказом Минэкономразвития России № 467. Таким образом, при создании цифровых карт для АПК-БГ и КСОБЖ необходимо руководствоваться этими документами.
Как отмечено в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, основными точками роста сегмента разработки программного обеспечения на ближайшие годы станут «облачные» технологии, приложения для мобильных устройств и технологии обработки больших массивов данных. Видимо именно эти технологии и должны стать основой для создания АПК-БГ и КСОБЖН.
В Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Долгосрочный прогноз), утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым (№ ДМ-П8-5 от 20.01.2014 г.), для критической технологии «Технологии предупреждения и ликвидации ЧС», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 07 июля 2011 г., перечислены в том числе следующие перспективные продуктовые группы:
системы раннего обнаружения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
базы данных о состоянии окружающей среды: геоинформационная база онлайновых данных о лесных пожарах, наводнениях, утечках опасных веществ и т. п., позволяющая в режиме реального времени оценивать число, масштаб и скорость распространения бедствий;
базы данных по природным и техногенным катастрофам;
методики управления рисками чрезвычайных ситуаций;
услуги по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и др.
При создании КСОБЖН необходимо предусматривать работу по обеспечению информационной безопасности, требования к которой определены рядом нормативных документов.
На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 23 мая 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что одним из основных направлений технологического перевооружения экономики России станет импортоза-мещение. На сегодняшний день доля используемого в стране зарубежного программного обеспечения составляет 67%, а аппаратной части — 90%. По данным экспертов, только ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейшим иностранным компаниям в отрасли информационных технологий в России составляет более 40% от общего объема российского рынка ИТ и достигает порядка 285 млрд руб.
Другой причиной обеспечения технологической независимости и импортозамещения являются экономические санкции США и стран ЕС против России и запрет использования их программных продуктов в органах государственной власти.
Доверие к зарубежному ПО и оборудованию было подорвано после того, как Эдвард Сноуден (Edward Snowden) раскрыл данные о деятельности АНБ и ЦРУ, из которых следовало, что для сбора разведданных спецслужбы США широко используют разнообразные «бэкдоры», предварительно установленные в поставляемые программно-технические средства.
Приказом Минкомсвязи России от 01.04.2015 № 96 был утвержден план импортозамещения программного обеспечения (далее—ПО).
Первое направление плана касается тех сегментов рынка ПО, где уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы для корпоративной среды.
Второе направление плана импортозамещения включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка ПО, где у России нет достаточного задела: клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой, виртуализацией, пользовательское офисное ПО.
И, наконец, последнее направление отраслевого плана предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, куда можно отнести и информационные технологии АПК-БГ и КСОБЖ.
Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя, Минкомсвязь России рекомендует обеспечить использование технологически нейтральных (легко
заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного программного обеспечения. Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих сервисов и информационных систем.
Таким образом, в числе важнейших направлений обеспечения технологической независимости и им-портозамещения рассматривается использование свободного программного обеспечения. Именно эти принципы целесообразно использовать при создании специального программного обеспечения КСОБЖН.
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, подчеркивается, что «... настоящая Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, .улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.».
В этой Программе отмечается, что «.Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферы деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки и реализации соответствующих планов мероприятий («дорожных карт»), сформированных в рамках системы управления реализацией настоящей Программы.».
В целях эффективной реализации Программы, МЧС России считает актуальными цифровую трансформацию процессов антикризисного управления и создание следующих цифровых платформ, обеспечивающих устойчивость социально-экономического развития субъектов Российской федерации и муниципальных образований:
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» — для поддержки принятия решений по защите от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
«Мониторинг и прогнозирование кризисных ситуаций и происшествий» — для обеспечения контроля состояния комплексной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для создания и дальнейшего развития КСОБЖН и АПК-БГ целесообразно:
1. Завершить разработку и согласование новой концепции и положения о КСОБЖН, определить перечень нормативных и методических документов, которые
Литература
1. Пучков В. А., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации: Науч.-поп. изд. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.
2. Фалеев М. И., Короткин Г. А., Шахраманьян М. А., Попов А. П. О дальнейшем совершенствовании организации экстренного реагирования на ЧС с учетом преобразования государственной противопожарной службы // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. № 1. С. 22-26.
нужно разработать или в которые целесообразно внести необходимые изменения в связи с созданием АПК-БГ и КСОБЖН.
2. Разработать типовые регламенты информационного взаимодействия имеющихся федеральных и региональных информационных систем с АПК-БГ и КСОБЖН с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и си-стемы-112.
3. Создать Единую систему классификации и кодирования информации, представляющую собой совокупность необходимых общероссийских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу.
4. Стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие на основе единого стека открытых протоколов и обеспечить контроль над соблюдением производителями автоматизированных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания этих стандартов.
5. Разработать типовые модели угроз в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, выбрать из действующих или разработать необходимые новые типовые методики поддержки принятия решений в кризисных ситуациях.
6. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотреть создание цифровых платформ «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» и «Мониторинг и прогнозирование кризисных ситуаций и происшествий», разработать унифицированное типовое программно-техническое решение для цифровых платформ АПК-БГ и РИЦОД с использованием российского программного обеспечения и ПО на открытых кодах и протоколах.
7. Создать стенд («песочницу»), включающий типовое программно-техническое решение для цифровых платформ АПК-БГ и РИЦОД и сопрягаемые с ними типовые решения по: автоматизированным системам мониторинга за природными и техногенными ЧС; системам оповещения; системе-112; получению информации с видеокамер; мониторингу за системами ЖКХ и т.п.
8. Разработать типовые ТЗ и технические проекты на создание АПК-БГ и РИЦОД, включающие раздел антитеррористической защищенности.
9. Провести апробацию предлагаемых решений в пилотных зонах и по их результатам внести необходимые изменения в указанные выше решения.
3. Акимов В. А., Качанов С. А., Попов А. П. Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. № 4 (50).
4. Kachanov S., Ginzburg A. Technology for Enhancing Safety of Buildings and Constructions. International Journal of Applied Engineering Research ISSN0973-4562 Volume 10, Number 20
(2015), Research India Publications, 2015.
5. Качанов С. А., Попов А. П., Нехорошев С. Н. Информационные технологии поддержки принятия решений в ЧС (АИУС РСЧС вчера, сегодня, завтра): Моногр. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2011.
6. Качанов С. А., Батырев В. В., Волков О. С. Технологии создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений: Моногр. Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2011.
7. Качанов С. А., Агеев С. В., Измалков В. А. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации: Моногр. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.
8. Акимов В. А., Нехорошев С. Н. Создание первой очереди АИУС РСЧС // В сб.: ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается) В 4-х т. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. С. 14-16.
Сведения об авторах
Чириков Алексей Григорьевич: к. т. н., доцент, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник института. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: vniigochs@ vniigochs.ru
Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., профессор, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та, зав. каф. МФТИ. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Попов Алексей Петрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. науч. сотр.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 1954-8191.
9. Акимов В. А., Резников В. М. О роли космической составляющей системы мониторинга чрезвычайных ситуаций // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 2. С. 152-155.
10. Трифонова Т. А., Акимов В. А., Абрахин С. И., Аракелян С. М., Прокошев В. Г. Основы моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплексный анализ развития фундаментальных природных процессов в земной коре с использованием современных математических методов и информационных технологий. М., 2014.
11. Романов А. С., Чухров И. П., Попов А. П., Нехорошев С. П., Агеев С. В. Основные положения построения системы поддержки принятия решений Ситуационного центра // В сб. на-уч.-техн. трудов: 30 лет — во имя безопасности. М., 2006. С. 323-330.
Information about the authors
Chirikov, Aleksey G.: Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor, Head of FC VNII GOShS. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: vniigochs@ vniigochs.ru
Kachanov, Sergey A.: Professor, Dr. Sci., Deputy Head of FC VNII GOShS, Head of Department at Moscow Institute of Physics and Technology State University (MIPT). 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected]
Popov, Aleksey P.: Cand. Sci. (Engineering), Leading Researcher, FC VNII GOShS. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected] SPIN-code — 1954-8191.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название
И.В. Сосунов и др. Настольная книга (пособие) председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Атлас безопасности автомобильных дорог городов-организаторов Чемпионата мира по футболу в 2018 году
URL
https://elibrary.ru/item.asp?id=32546511 https://elibrary.ru/item.asp?id=30601348
Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография
Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: литературно-художественный публицистический сборник
http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015
http://elibrary. ru/item.asp?id=24142485
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I.
https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. II.
https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459
Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник
https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821
Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
http://elibrary. ru/item.asp?id=29013219
Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году»
https://elibrary.ru/item.asp?id=29313622
Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 4-е, актуализ. и дополн.
https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006