Научная статья на тему 'О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / КОМПЬЮТЕРЫ / СЕТИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES / POPULATION LIFE SAFETY COMPREHENSIVE SYSTEM / EMERGENCY SITUATIONS / SAFE CITY / DECISION SUPPORT / COMPUTERS / NETWORKS / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Алексей Петрович, Грязнев Данил Юрьевич

В статье рассмотрены вопросы нормативного правового обеспечения создания и развития комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации; предложены основные пути их решения в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Алексей Петрович, Грязнев Данил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL FRAMEWORK FOR FURTHER DEVELOPMENT OF INTEGRATED SYSTEMS FOR ENSURING THE SAFETY OF THE POPULATION

The article considers the issues of normative legal support of the Russian Federation population life safety comprehensive system creation and development; proposes the main ways of their solution for implementing the Decree of the Russian Federation President, dated January 11, 2018 No. 12 “On approving the fundamentals of state policy of the Russian Federation in the field of protection of population and territories from emergency situations for the period till 2030”.

Текст научной работы на тему «О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 614.8

О нормативно-правовых основах дальнейшего развития комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.П. Попов, Д.Ю. Грязнев

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы нормативного правового обеспечения создания и развития комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации; предложены основные пути их решения в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г № 12 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

Ключевые слова: информационные технологии; комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; чрезвычайные ситуации; безопасный город; поддержка принятия решений; компьютеры; сети; программное обеспечение.

On the Legal framework for Further Development of Integrated Systems for Ensuring the Safety of the Population

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

A. Popov, D. Gryaznev

Abstract

The article considers the issues of normative legal support of the Russian Federation population life safety comprehensive system creation and development; proposes the main ways of their solution for implementing the Decree of the Russian Federation President, dated January 11, 2018 No. 12 "On approving the fundamentals of state policy of the Russian Federation in the field of protection of population and territories from emergency situations for the period till 2030".

Key words: information technologies; population life safety comprehensive system; emergency situations; safe city; decision support; computers; networks; software.

07.10.2020

В сегодняшних условиях появления новых вызовов и угроз, возрастания рисков кризисных и чрезвычайных ситуаций (далее — КиЧС) и ограниченности ресурсов, выделяемых государством для обеспечения безопасности жизнедеятельности, задачи повышения эффективности этой деятельности являются приоритетными.

В Стратегии научно-технологического развития России [1] из семи названных в ней серьезных вызовов шесть непосредственно связано со сферой обеспечения безопасности жизнедеятельности, а в числе приоритетных направлений научно-технологического развития названо «.. .противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму.».

При этом одним из основных путей повышения эффективности деятельности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности является цифровиза-ция процессов управления мероприятиями по защите населения и территорий в КиЧС.

Как подчеркнуто в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [2]: «.Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.».

В Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года [3] предусмотрено «.развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений.».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» ключевым направлением дальнейшего повышения качества и эффективности управленческой деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения должна стать цифровая трансформация систем управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий КиЧС (антикризисного управления), целевым показателем которой будет являться «цифровая зрелость» антикризисного управления.

На региональном уровне такая «цифровая зрелость» государственного антикризисного управления должна обеспечиваться внедрением комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов РФ.

Еще в 2010 году МЧС России, МВД России и ФСБ России была утверждена и направлена в субъекты РФ для реализации (исх. № 43-1112-14 от 06.04.2010) Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее — КСОБЖН), предназначенная для обеспечения совместимости существующих и создаваемых федеральных, региональных, муниципальных и объектовых информационных систем.

Необходимо отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773

и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 725 Губернатор наделен всеми требуемыми полномочиями для организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, выполнены необходимые условия для повышения эффективности совместной деятельности на территории субъекта Российской Федерации федеральных, региональных и муниципальных органов управления, в том числе, по вопросам снижения рисков возникновения и ликвидации последствий КиЧС.

Однако пользователями КСОБЖН в соответствии с вышеназванной Концепцией являются только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их оперативные службы.

Отсутствие в этом перечне органов местного самоуправления отрицательно сказывалось на обеспечении безопасности муниципальных образований.

Вместе с тем, одним из направлений Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, было названо «.повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».

В целях координации решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне в 2014 году была создана Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса (далее — АПК) «Безопасный город» [4].

Одной из задач Межведомственной комиссии названа «.Подготовка предложений по расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий, системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности для развития новых форм сегментов комплекса «Безопасный город», позволяющих создавать комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и в соответствии с их потребностями.».

В паспорте подпрограммы «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [5] подчеркивается, что реализация подпрограммы «.позволит сформировать в субъектах Российской Федерации ключевой компонент комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.».

В Концепции региональной информатизации, утвержденной Правительством Российской Федерации в конце 2014 года [6], в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется «.реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».

В Концепции сказано, что «...целесообразно обеспечить внедрение в субъектах Российской Федерации информационных систем «112» и «ЭРА-ГЛОНАСС», Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, комплексных систем видеонаблюдения, систем контроля доступа на опасные объекты; использование технических средств обеспечения безопасности, в том числе в области экологического, сейсмического и иного контроля, систем жизнеобеспечения, автоматизации мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций, иных информационных систем в сферах безопасности жизнедеятельности.».

Независимая разработка, внедрение и эксплуатация КСОБЖН и АПК «Безопасный город» без учета необходимости обеспечения их совместного согласованного функционирования в процессах антикризисного управления могут привести к дублированию функций и задач этих систем, дополнительным сложностям при организации их взаимодействия друг с другом, увеличению общих финансовых затрат на информационно-техническое сопряжение и эксплуатацию.

Для отработки взаимосогласованного создания, внедрения и функционирования КСОБЖН и АПК «Безопасный город» Администрацией Курской области в 2015 году был инициирован соответствующий пилотный проект [7, 8].

С учетом того положения, что абсолютное большинство органов государственного управления и органов местного самоуправления входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), имеющую развитую нормативную правовую базу для обеспечения требуемого межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, территориальные подсистемы РСЧС могут рассматриваться в качестве организационно-управленческой основы для построения и развития КСОБЖН.

Приказом МЧС России от 2 марта 2017 г. № 102 была поставлена задача обеспечения интеграции АПК «Безопасный город» в единое информационное пространство РСЧС с учетом развития КСОБЖН и создания автоматизированной информационно-управляющей системы (далее — АИУС) РСЧС нового поколения.

Во исполнение названного приказа ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) была переработана Концепция КСОБЖН и разработан проект Положения о КСОБЖН.

В начале 2018 года Указом Президента Российской Федерации задача внедрения комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения определена одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на

период до 2030 года [9], а в перечень основных задач Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности включено «.обеспечение безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий.» [10].

В плане реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [11] по направлению КСОБЖН предусмотрено формирование единого информационного пространства органов повседневного управления РСЧС на базе информационно-коммуникационных систем Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России.

Для решения этого вопроса постановлением Правительства Российской Федерации [12] установлены такие важные функции и задачи НЦУКС МЧС России, как: организация информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также осуществления мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС;

разработка и утверждение методических рекомендаций по организации деятельности органов повседневного управления РСЧС;

внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Ввод в действие высокоуровневых нормативных документов по внедрению КСОБЖН способствовал инициации создания таких систем также и в других регионах России, кроме Курской области.

Так, например, постановлением Губернатора Волгоградской области была утверждена соответствующая концепция КСОБЖН [13].

На VIII Среднерусском экономическом форуме «Цифровой регион», прошедшем в июне прошлого года, накопленный опыт Курской и других областей по созданию и развитию КСОБЖН был рассмотрен и одобрен.

Таким образом, в настоящее время уже действуют необходимые верхнеуровневые нормативные правовые документы по вопросам создания и развития в субъектах Российской Федерации комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

В целях проведения единой технической политики, обеспечения эффективной разработки, внедрения и эксплуатации КСОБЖН представляется целесообразным согласование с заинтересованными органами государственной власти проектов Концепции и Положения о Комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, разработанных и согласованных с МЧС России, и ввод их в действие установленным порядком соответствующими нормативными правовыми актами Правительства России.

Данная статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка технологии и интеллектуальных инструментов оценки и управления техногенными и природными рисками на территориях субъекта РФ

с использованием технологий «интернета вещей», «больших данных» и «искусственного интеллекта» при поддержке Минобрнауки России (соглашение от 18 декабря 2019 г. № 075-11-2019-087).

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

3. Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря

2014 г № 2769-р «О Концепции региональной информатизации».

7. Постановление Администрации Курской области от 17.07.2015 № 441-па «О создании на территории Курской области комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Курской области (АПК «Безопасный город»).

8. Распоряжение Губернатора Курской области от 4 августа

2015 г. № 567-рг «Об утверждении структурной схемы ком-

Сведения об авторе

Попов Алексей Петрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

вед. н.с. науч.-исслед центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: [email protected]

SPIN-код — 1954-8191.

Грязнев Данил Юрьевич: к. т. н., МГТУ им. Н.Э. Баумана, зам. директора научно-образовательного центра исследования экстремальных ситуаций. 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр.1. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7387-4197.

плексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Курской области (АПК «Безопасный город»)».

9. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12«Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 1065 «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности».

11. План реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисовым 20 августа 2018 г. № 6664п-П4.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 1272 «Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций».

13. Постановление Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2019 г. № 153 «Об утверждении Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области».

Information about the author

Popov Аleksei P.: Cand. Sci., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1954-8191.

Gryaznev Danil Y.: Candidate of Technical Sciences, Moscow State Technical University N.E. Bauman, Deputy Director of the Scientific and Educational Center for the Study of Extreme Situations.

5, build. 1, 2nd Baumanskaya st., Moscow, 105005, Russia. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7387-4197.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary.ru/item.asp?id=32726150

Гражданской обороне 85 лет. Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165

Глебов В.Ю. и др. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издание 2-е, переработанное и дополненное https://elibrary.ru/item.asp?id=30601450

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.