МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:
1. Для новых производств, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ) может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
2. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.
В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства.
Список использованной литературы:
1. Федотова Г.А., Андреева О.В., Воронкова О.Н. Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной). Монография. В двух книгах / Одесса, 2015. Том Книга 1.
2. Майорова А.Н. Налог на имущество: проблемы практического применения и перспективы // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 135140.
3. Майорова А.Н. Финансовый механизм налогообложения недвижимости / Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире. Уфа, 2015. С. 118-120.
4. Майорова А.Н. Оценка имущества и справедливая стоимость // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 118-119.
5. Mayorova A.N., Mayorova E.A. The influence of property taxation on the financial mechanism of the Organization // Journal of International scientific publications: Economy & Business. 2013. № 7. P. 364-374.
6. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Торговый сбор: анализ практики применения в Москве // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17. С. 2193-2206.
© Резвушкин С.В., 2016
УДК 351
Д.Н. Светличный
магистрант
Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС г. Пятигорск, Российская Федерация
СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются экономические и правовые проблемы, связанные с практической реализацией нового федерального закона о зонах опережающего развития, ориентированного прежде всего на подъем экономики и устойчивое социальное развитие регионов. Автором отмечается, что недостаточно полно раскрыты теоретико-методические аспекты стратегического управления ТОР. Доказывается, что именно территориям опережающего социально-экономического развития отводится роль одного из ведущих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
направлений государственной экономической политики на ближайший период.
Ключевые слова
Территории опережающего развития, свободные экономические зоны, инвестиции, инновационная активность, региональная политика, производственный потенциал.
Российская Федерация - это государство со значительными региональными различиями, которые носят географический характер. Поэтому, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики. В России особенно важно управлять региональным развитием страны на базе продуманной программы действий государства. Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические, зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития.
Территории опережающего социально-экономического развития - новая форма специализированных экономических зон, предложенная федеральными органами власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2014 №473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», установлено, что: территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. [1].
Государство разрабатывает программы, которые стимулируют регион к экономическому росту и развитию инновационных технологий, используя при этом старые и новые методы модернизации. Планируется создания площадок внедрения современных технологий, стратегических научных центров, обновления производственного потенциала, развития традиционных технологий. [4, с. 32].
Цель создания территорий опережающего развития - привлечение инвестиций, создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории [3, с. 27].
Постановление Правительства РФ о создании соответствующих территорий позволяет выявить общие для всех ТОР черты: требование к резидентам о минимальных капитальных вложениях в осуществление экономической деятельности в размере 500 тысяч рублей, а также введение на территории всех ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом предусмотренное бюджетное финансирование всех ТОР разное, некоторые и вовсе его лишены - предусматривается лишь финансирование из внебюджетных источников.
Выделение особых территорий внутри страны, которые имеют необходимую для старта производства инфраструктуру и предоставляют льготные налоговые, таможенные и административные режимы, является широко распространенной в международной практике. Такие площадки создаются, как правило, по инициативе государства и служат для повышения конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, для стимулирования развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта. В РФ подобного рода площадками являются особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития.
Идея ТОР кардинально отличается от особых экономических зон — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру.
ТОРы начали создаваться по поручению Президента РФ, которое было дано в конце 2013 года. Уже через год — 29 декабря 2014 года — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
2015 года. Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по 3 направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная. Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге якорными инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей потенциальных инвесторов ТОР. [3, с. 22].
Первые 3 ТОР были отобраны Правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 года на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию: ТОР «Надеждинская» — расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 Га. Имеет 3 якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест. Процетируем слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: "Когда тяжело, а у нас действительно не самая идеальная ситуация в экономике, мы должны максимально активно внедрять новые экономические модели" [2].
На сегодняшний день создано 9 территорий опережающего социально-экономического развития. Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" [1, ст. 35] содержит норму, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать появление ТОР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды. Учитывая, что первые ТОР были созданы лишь в 2015, говорить о конкретных результатах и делать выводы об эффективности преждевременно. Однако работа уже ведется: созданные дальневосточные ТОР уже получили первых резидентов, заключивших соответствующие соглашения.
Однако высокий потенциал ТОР не означает обязательного отказа от других инструментов региональной политики, в частности, от особых экономических зон. ОЭЗ носят отраслевой характер, то есть направлены на развитие конкретной отрасли экономики. ТОР же носят более комплексный характер и своей целью имеют также и создание комфортных условий для жизни населения. На сегодняшний день и в будущем видится возможным параллельное сосуществование данных инструментов, учитывая, что они не могут использоваться одновременно на одной территории. Территорию опережающего социально-экономического развития понимают как часть территории государства, в рамках которой отечественные и иностранные предприниматели пользуются особыми льготными условиями для организации и хозяйственной деятельности, которые в силу этого становятся территориальными «точками» промышленного и инновационного развития.
При создании ТОР, с одной стороны, как и в случае иных экономических зон, следует руководствоваться необходимостью активизировать внутри- и внешнеэкономическую деятельность, привлекая для этого отечественные и иностранные инвестиции, что дает возможность использовать новую технику и технологии, в результате повышается и конкурентоспособность национальной продукции. С другой стороны, при создании ТОР появляется возможность для оживления экономики в депрессивных регионах, где создаются ТОР, расширяются поставки продукции на внутреннем рынке.
И в том, и в другом случае происходит трансформация структуры экономики того территориального образования, в котором создается ТОР, что наиболее актуально для современной российской экономики.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-Ф (ред. от 03.07.2016) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".КонсультантПлюс www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2016).
2. МедведевД.А.: ситуация в экономике не приведет к отказу от реализации проектов создания ТОР [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/2203228 (дата обращения: 10.11.2016).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070
3. Мякишева Е.А., Руденко М.Н. Об организационно-экономическом содержании категории «территория опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение. 2015.
4. Управление рисками региональных систем. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2-2. С. 30-34.
© Светличный Д.Н., 2016
УДК, 338,984
О.И. Сикорская
студентка 4 курса факультета Экономики и Управления Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: sikorskayaolya@gmail.com Научный руководитель: Н. В. Алтухова к.э.н., доцент кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИДЕНТИФИКАЦИИ КАТЕГОРИИ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
В статье анализируется содержание и сущность категории «планирование», играющее ключевую роль в деятельности экономических субъектов. Выделяются факторы, которые оказывают влияние на значимость планирования как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на уровне государства. Представлено собственное толкование планирования на основе исследования авторских подходов к данной проблеме.
Ключевые слова Планирование, экономическое планирование, план, стратегия.
В современных рыночных условиях все хозяйственные субъекты пытаются достичь главной цели -максимизации прибыли. Для этого им необходимо создать эффективный механизм управления и контроля своей деятельности. Поэтому, успешное функционирование каждого предприятия нельзя представить без главного инструмента управления - планирования. Таким образом, точное определение этого понятия, его необходимость применения в деятельности различных организаций является актуальной проблемой в современном развитии экономических субъектов как в России, так и за ее пределами.
Впервые в XIX веке европейские и американские специалисты смогли систематизировать и обобщить полученные результаты в процессе изучения планирования. К родоначальникам методов планового менеджмента в экономике относят Г. Форда, Ф. Тейлора, Ч. Ганта, А. Файоля. Гант, например, разработал систему плановых графиков, которые позволяют составлять календарные планы работ и производить контроль за управляемым объектом в будущем.
Файоль выделял категорию планирование как одну из важнейших административных операций. По его мнению, планирование - управленческая функция, которая определяет цели деятельности предприятия, а также наиболее эффективные методы и средства достижения этих целей [цит. по 7, с. 1].
К современным специалистам, изучающим вопрос о планировании, можно отнести таких экономистов, как: Е. Абдуллаева [2], М. Альберт [9], А. Асаул [3], К. Байдикова [4], А. Балакина [5], М. Войтенко [3],