Научная статья на тему 'Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России'

Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3958
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РЕЗИДЕНТЫ ТОР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ / TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT / FREE ECONOMIC ZONES / RESIDENTS OF TOR / REGIONAL ECONOMY / REGULATION OF TERRITORIAL DISPARITIES / INVESTMENTS / TAX INCENTIVES / REDUCTION OF ADMINISTRATIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курков И.И.

В статье рассмотрено понятие территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), проанализирован экономический эффект от их введения, проведён сравнительный анализ использования ТОРов в России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, дана сравнительная характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Приведены преимущества и недостатки от введения данных территорий в России, описаны преференции, которые будут предоставлены резидентам подобных территории, сделан вывод о целесообразности применения данной практики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Курков И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN RUSSIA

There is described the concept of territories of advanced socio-economic development (TOR), analyzed the economic effect of their introduction, made a comparative analysis of the use of TOR in Russia and in countries of the Asia-Pacific region, given comparative characterization of free economic zones and territories of priority development in the article. Moreover, the article includes the advantages and disadvantages of the introduction of these territories in Russia, describes the preferences that will be available to the residents of such territories, introduced the conclusion about expediency of application of this practice in Russia.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332.122

И. И. Курков

студент,

факультет «Налоги и налогообложение», ФГБО У ВО « Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие территорий опережающего социальноэкономического развития (ТОР), проанализирован экономический эффект от их введения, проведён сравнительный анализ использования ТОРов в России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, дана сравнительная характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Приведены преимущества и недостатки от введения данных территорий в России, описаны преференции, которые будут предоставлены резидентам подобных территории, сделан вывод о целесообразности применения данной практики в России.

Ключевые слова: территории опережающего развития, свободные экономические зоны, резиденты ТОР, региональная экономика, регулирование территориальных диспропорций, инвестиции, налоговое стимулирование, снижение административных барьеров.

I.I. Kurkov, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow

THE TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN RUSSIA

Abstract. There is described the concept of territories of advanced socio-economic development (TOR), analyzed the economic effect of their introduction, made a comparative analysis of the use of TOR in Russia and in countries of the Asia-Pacific region, given comparative characterization of free economic zones and territories of priority development in the article. Moreover, the article includes the advantages and disadvantages of the introduction of these territories in Russia, describes the preferences that will be available to the residents of such territories, introduced the conclusion about expediency of application of this practice in Russia.

Keywords: territories of advanced development, free economic zones, residents of TOR, regional economy, regulation of territorial disparities, investments, tax incentives, reduction of administrative barriers.

Согласно подписанному Президентом РФ В.В. Путиным Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации» в России начнут действовать территории опережающего социально-экономического развития, которые предусматривают целый ряд преференций для бизнеса в части установления особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития. Законопроект определяет условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР). В первые три года подобные территории могут устанавливаться только на Дальнем Востоке. В случае положительного эффекта для экономики подобную практику планируют распространить по всей России.

Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое администра-

74

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

тивно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [1].

Из определения, представленного в федеральном законе, вытекает ряд важных моментов. Во-первых, ТОРы будут устанавливаться не на любой территории Российской Федерации, а только на той, которую определило в качестве ТОР Правительство РФ. Субъект Российской Федерации не сможет без согласия Правительства РФ установить подобную зону на подведомственной ему территории. Во-вторых, на ТОРах будет установлен особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В частности, за счёт существенного снижения различных административных барьеров и снижения налогов и страховых взносов. В-третьих, целями создания ТОРов являются развитие высокотехнологичных отраслей экономики, повышение конкурентоспособности экономики, создание новых рабочих мест и улучшение качества трудовых ресурсов, выравнивание территориальных диспропорций, производство новых импортозамещающих и экспортоориентированных видов продукции, улучшение благосостояния населения, создание и развитие промышленной и деловой инфраструктуры международного уровня, поступление дополнительных доходов в бюджет, привлечение инвесторов и сопровождение деятельности резидентов и многое другое.

О создании на территории России подобных зон впервые заявил президент Российской Федерации Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт» [11].

В октябре 2014 года Правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего развития: проект закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», поправки в Налоговый кодекс РФ (приняты 21 ноября 2014 года), а также изменения в ряд других нормативных актов («Об общих принципах организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Гражданский и Земельный кодексы и др.).

В первое время ТОРы будут созданы только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (рис. 1). Это связано с тем, что именно эти регионы обладают уникальным экономически потенциалом для развития в связи с огромным количеством природных ресурсов (например, на территориях этих двух федеральных округов сосредоточен практически 100% запас олова, платины и урана). Впоследствии, если будет достигнут положительный эффект подобную практику планируется распространить и на другие территории России. В частности, министр экономического развития России Алексей

№ 5 (45) - 2015

75

Проблемы экономики и менеджмента

Улюкаев предложил создать ТОРы на территории Крыма и Севастополя.

Рисунок 1 - Экономический потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока

Но в чём же отличие ТОРов от особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ)? На первый взгляд может показаться, что никаких различий не существует, но это далеко не так.

Процедура создания и управления ТОР напоминает процедуру создания и управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ): их также создает правительство, управляет зонами госкомпания, инфраструктура строится на федеральные средства, у резидентов есть налоговые льготы. Но правительство эффективностью ОЭЗ недовольно: по поручению вице-премьера Дмитрия Козака Минэкономразвития подготовило поправки в законодательство, передающие полномочия по управлению зонами с федерального на региональный уровень.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что на ТОР будут созданы даже более благоприятные условия бизнеса, чем в российских ОЭЗ, и резидентам ТОР будут предоставлены лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основное отличие ТОР от ОЭЗ будет заключаться в создании условий специально под конкретного инвестора, поясняет представитель Минвостокразвития. «Правопримечание будет ориентировано на то, чтобы сделать конкурентоспособной продукцию, которая будет там производиться. Другими словами, к конкретным ТОР будут применяться конкретные рычаги», - говорит чиновник. В Минвостокразвитии опираются на опыт стран АТР, где территории опережающего развития хорошо зарекомендовали себя. Показателен пример Китая, который создавал особые зоны под конкретные проекты, говорит заместитель генерального директора Международного центра

76

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

развития регионов Олег Столяров. Например, зона Шэньчжень была создана для производства ноутбуков. Оттуда впоследствии вышла компания Lenovo. По словам эксперта, желание скопировать этот опыт похвален, но в истории создания ТОР в России есть изъян: у них нет бизнес-модели. «Снижение налогов - не главное. Главное - нет стратегии развития таких зон и нет людей, которые могли бы отбирать инвесторов и создавать для них условия», - скептичен он [7]. У ТОР есть ряд преимуществ перед зонами: их профиль шире - они в отличие от ОЭЗ не подразделяются на типы, более выгодна и система налоговых льгот. ОЭЗ базируется на инициативе региональных властей, а ТОР - на интересах инвестора. По мнению экспертов перед запуском ТОР нужно убедиться, что на продукцию их резидентов существует спрос, иначе институт постигнет та же участь, что и ОЭЗ.

Привлекательные условия ТОР

УСЛОВИЯ в ОЭЗ государств АТР Корея V Китай В Сингапур и США Канада 1*1 Япония Ш РФ - текущее состояний РФ - целевое для модельной ■ ТОР Единица измерения

Налог на прибыль 10 15 17 33 23,5 26,4 13,5 10 % от прибыли

Затраты на транспортировку, логистика 700 550 440 1320 1660 970 1800 440 долл. США за 20-футоеый контейнер

Затраты на энергоресурсы 7,3 7,4 13,6 6,9 7,4 17,9 11,7 6,9 центов США за 1 кВт*ч электроэнергии

Налоги на заработную плату 8,8% 26,7% 16% 7,7% 8,7% 25,6% 14% 7,7% % от ФОТ

Получение разрешений на строительство 29 67 26 27 163 193 244 26 дней

Подключение к системе электроснабжения 28 41 36 68 142 105 254 28 дней

Меры поддержки экспорта 5 4 4 4 5 3 2 5 Балл исходя из объема мер поддержки экспорта

Защита интеллектуальной собственности 2 3 4 5 4 5 3 5 Болл по рангу в рейтинге IPRI

Доступность кадров Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

Доступность поставщиков Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

Источник: сайт министерства РФ по развитию Дальнего Востока - http://minvostokrazvitia.ru Рисунок 2 - Привлекательные условия ТОР

ТОР могут создаваться на семьдесят лет и только по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Каждой территорией будет заниматься специальная управляющая компания. Она должна будет создать там инфра-

№ 5 (45) - 2015

77

Проблемы экономики и менеджмента

структуру и обеспечить предоставление юридических, бухгалтерских, таможенных и иных услуг. Бизнесмены, желающие получить статус резидента территории, должны будут заключить специальное соглашение с властями. После этого на них распространятся особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса. Для каждой территории будет составлен список допустимых видов бизнеса. Кроме того, требования могут предъявляться к используемым технологиям и оборудованию.

Однако законопроект вводит ограничение, по которому ТОР не может быть ближе 50 км к городам-миллионерам. Но в настоящий момент в самом Дальневосточном ФО нет городов-миллионеров и они вряд ли появятся в ближайшее время. Резидентам ТОР (бизнесу, удовлетворяющему установленным критериям, в том числе по сумме инвестиций и видам экономической деятельности для конкретного ТОР, и получившему статус резидента) будут предоставлены следующие льготные условия ведения предпринимательской деятельности:

• особый режим землепользования;

• установление льготных ставок арендной платы;

• льготы по налогам и страховым платежам;

• особый режим государственного и муниципального контроля (надзора);

• льготное подключение к объектам инфраструктуры;

• применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

• применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран

ОЭСР;

• упрощенный порядок привлечения квалифицированного иностранного персонала.

Условия привлечения иностранного персонала к трудовой деятельности в ТОР будут проще условий, установленных Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно:

° получение работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;

° приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории ТОР выдаются без учета квот на их выдачу. Также без учета квот выдаются разрешения на работу членам семей высококвалифицированных специалистов;

° оформление приглашений на въезд и разрешений на работу осуществляется через управляющую компанию или ее дочернее общество;

° требование к размеру заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированного специалиста, предусмотренное Законом, не применяется.

Вместе с тем, к лицам, работающим у резидентов ТОР, не будут применяться положения законодательства о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в части, касающейся выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах, предоставления ежегодного дополнительного оплачивае-

78

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

мого отпуска, а также иных гарантий и компенсаций.

Рисунок 3 - План развития Дальнего Востока в течение 10 лет

Для резидентов ТОР предусмотрены:

— Право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОР. Такое освобождение будет применяться также в связи с ввозом товаров на территорию РФ;

— Установление нулевой ставки НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на ТОР для использования резидентами ТОР;

— Использование ускоренной амортизации по принадлежащим им объектам амортизируемого имущества (с коэффициентом 2);

— Пониженная ставка по налогу на прибыль организаций:

■ нулевая ставка налога, уплачиваемая в федеральный бюджет (вместо стандартных 2%) на период 10 лет с первого налогового периода после приобретения статуса резидента ТОР;

■ пониженная ставка налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ (вместо стандартных 18%), а именно: ставка не выше 5% в течение первых 10-ти лет и затем не более 10% (без ограничения срока).

— После утраты статуса резидента право на применение пониженных ставок налога теряется. Применение пониженных ставок предполагает ведение раздельного учета доходов для целей налогообложения;

— Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества, созданного или приобретенного для целей ведения бизнеса в ТОР;

№ 5 (45) - 2015

79

Проблемы экономики и менеджмента

- Применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей-резидентов ТОР (7,6% вместо стандартных 30%).

По оценкам экспертов, благодаря перечисленным выше мерам, снижение издержек бизнеса составит от 40%, что станет огромным стимулом для открытия бизнеса на данных территориях.

На данный момент Министерство РФ по развитию Дальнего Восток отчиталось о результатах анализа инвестпроектов: из 380 проектов для приоритетной работы было отобрано 18. Что касается создания территорий опережающего развития, ведомство разработало и согласовало с правительством соответствующий законопроект, выбрало 14 территорий в 6 регионах Дальнего Востока.

Реализация отобранных инвестпроектов способна дать Дальнему Востоку 2,5 триллиона частных инвестиций, создать 40 тысяч новых рабочих мест, в течение 10 лет обеспечить 675 миллиардов рублей налогов. Для своей практической реализации они в течение 10 лет требуют 216 миллиардов рублей бюджетных средств, что свидетельствует о том, что будет налажено государственно-частное партнёрство и основная часть инвестиций будет осуществляться за счёт частных инвесторов, а не за счёт бюджета.

По направлению ТОРов в течение ближайших 10 лет на Дальний Восток может поступить 600 миллиардов рублей инвестиций, будет создано более 35 тысяч новых рабочих мест. Чтобы эти площадки сделать продуктом, готовым для предоставления инвесторам, требуется 88,8 миллиардов рублей в течение 10 лет для их обустройства.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что территории опережающего развития стали очередной попыткой России пойти по китайскому пути развития, через создание специальных территорий - «локомотивов» экономики. Однако амбициозные заявления отсылают нас к печальному опыту введения подобных специальных территорий в 90-х. Смогут ли вводимые по решению президента территории опережающего развития стать «русским Гонконгом», пока неясно. Впрочем, от предыдущих попыток нынешние действия (несмотря на расхождение мнений федеральных чиновников и экспертов) отличает ярко выраженная воля довести начатое до конца. Станет ли Дальний Восток российским аналогом «китайского экономического чуда» - покажет время.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

2. Территории вместо зон [Электронный ресурс] / Ведомости. URL:

http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/07/17/territorii-vmesto-zon (дата обращения: 12.05.2015).

3. Выбраны площадки для территорий опережающего развития на Дальнем

Востоке [Электронный ресурс] / Деловая газета «Взгляд». URL:

http://vz.ru/news/2014/6/23/692319.html (дата обращения: 12.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Жуков И. Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга [Электронный ресурс]. URL: http://club-rf.ru/theme/327 (дата обращения:

12.05.2015).

80

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

5. Территории опережающего развития [Электронный ресурс] / Налоги и право. URL: http://lawedication.ru/territorii-operezhayushhego-razvitiya.html (дата обращения:

12.05.2015) .

6. Раша Б.В. На Дальнем Востоке будут созданы территории опережающего развития [Электронный ресурс] / ПрайсвотерхаусКуперс. URL: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-10-rus.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

7. На Дальнем Востоке создадут территории опережающего развития [Электронный ресурс] / РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/02/07/2014/934192.shtml (дата обращения: 12.05.2015).

8. Территории опережающего развития: «пилоты» для всей страны [Электронный ресурс] / Сайт открытого Правительства. URL: http://open.gov.ru/events/5510941/ (дата обращения: 12.05.2015).

9. 12 территорий опережающего экономического развития создадут в Приморье [Электронный ресурс] / Совет при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России. URL: http://www.i-russia.ru/all/news/22255/ (дата обращения: 12.05.2015).

10. Подписан закон о территориях опережающего развития [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/news/592387/ (дата обращения: 12.05.2015).

11. Территории опережающего развития: досье [Электронный ресурс] / ТАСС -информационное агентство России. URL: http://tass.ru/info/1622654 (дата обращения:

12.05.2015) .

№ 5 (45) - 2015

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.