Научная статья на тему 'Территории опережающего социально-экономического развития: вопрос государственно - частного партнерства'

Территории опережающего социально-экономического развития: вопрос государственно - частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОР) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучиева М.А.

Привлечение крупных инвесторов путем создания и выделения внутри страны особых территорий, и определения для них весьма высоких льгот и преференций, является весьма распространенной практикой во многих странах. Положительный результат от создания таких зон в ведущих странах мира подтолкнул Россию на создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Правительство России для того, чтобы улучшить экономическую ситуацию в дотационных регионах выбирает метод «точечного развития» не за счёт бюджета, а за счёт инвестиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего социально-экономического развития: вопрос государственно - частного партнерства»

3. Арсеньева В.А., Буханова Е.А.Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №12 (55).

4. Бородина Ю.И. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2013. № 4.

5. Ксенда В.М. «Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов» // Фундаментальные исследования. 2015. №11-7.

6. Рейтинг экономик. - Doing Bussines. - Группа Всемирного банка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia.

7. Приказ ФНС России от 20.04.2015 N ММВ-7-16/163@ "Об утверждении Регламента организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Золочевская Е.Ю. Система налоговых индикаторов в налоговом анализе //Управленческий учет. 2012. № 2. С. 3.

9. Золочевская Е.Ю. Теоретические основы налогового анализа и планирования на микроуровне // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 9 (224). С. 105-111.

УДК 332.122 Кучиева

М.А.

ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.э.н., доц. Токмачева Н.В.

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ: ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация: Привлечение крупных инвесторов путем создания и выделения внутри страны особых территорий, и определения для них весьма высоких льгот и преференций, является весьма распространенной практикой во многих странах. Положительный результат от создания таких зон в ведущих странах мира подтолкнул Россию на создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Правительство России для того, чтобы улучшить экономическую ситуацию в дотационных регионах выбирает метод «точечного развития» не за счёт бюджета, а за счёт инвестиций.

Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), государственное регулирование, налоговые льготы, налоговое стимулирование, инвестиции.

Основным препятствием включения России в политическое и экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона является недостаточная развитость регионов Дальнего Востока. Правительство России понимает, что без поддержки государства и создания особых условий для инвесторов, развитие дотационных регионов практически невозможно. Именно поэтому Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. выступил с предложением по созданию территорий опережающего социально -экономического развития на Дальнем Востоке и в Сибири.

Законопроекты не заставили себя долго ждать. В конце 2014 г. Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего

развития. Федеральный закон № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Территории опережающего социально - экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения 261.

Цели создания ТОР: 1)развитие высокотехнологических отраслей экономики; 2)создание новых рабочих мест; 3)выравнивание территориальных диспропорций страны; 4)улучшение благосостояния населения; 5)усиление международного партнерства стран; 6)привлечение инвесторов; 7)производство новых импортозамещающих и экспортоориентированных видов продукции; 8)улучшение

конкурентоспособных условий. Эффективное развитие частных структур должно способствовать достижению более низких издержек, что позволяет государству получить альтернативные источники капитала, осуществляя приоритетные национальные проекты, которые было бы невозможно реализовать в иных условиях. Объединение возможностей государственного и частного секторов в ГЧП является основой наращивания потенциала инновационных подходов для создания общественной инфраструктуры 262. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски

261 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» - Доступно: http://www.consultant.ru/. -Проверено: 07.04.2016 г

262 Некрасов В.Н., Морозова А.И. 2013. Государственно-частное партнерство как инструмент публичного управления государственной закупочной политикой - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №4

неэффективных решений в сфере инновационной деятельности 263.

Опыт Китая показывает, что создание территорий под конкретные проекты приносит щедрые плоды. Примером может служить зона Шэньчжэнь - первая СЭЗ в Китае. Китайская СЭЗ наглядно показала, как низкие налоги и дешевая рабочая сила, могут повлиять на экономический рост страны. Сейчас город Шэньчжэнь производит около 90 % всей бытовой электроники в мире, на его территории работает 17,5 тыс. предприятий, специализирующихся на ядерной энергетике, машиностроении, электронике и высоких технологиях. При том, что изначально это был маленький посёлок с населением около 30 тыс. чел 264.

Резидентам ТОР предоставлены следующие виды льгот и преимуществ 265:1)свободная таможенная зона: беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение и использование иностранных товаров внутри ТОР; 2)освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет; 3) льготные ставки арендной платы; 4)применение ускоренной амортизации (с коэф. 2); 5)налог на прибыль, имущество и землю 0-5 % первые 5 лет, далее 10%; 6)страховые взносы первые 10 лет - 7,6%, вместо стандартных 30%; 7)не требуется разрешение на привлечение иностранных работников, разрешение выдается без учета квот; 8)сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства; 9)НДПИ (0-0,8) в течение 10 лет, далее коэффициент 1.

Одной из основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации на данном этапе является стимулирование роста инвестиционной активности, что отражается во всех государственных

263 Дудакова Л.Г. 2014. Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №3. С.125

264 Гиктаймс - Доступно: https://geektimes.ru/post/260628/. - Проверено: 10.04.2016 г.

265 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» - Доступно: http://www.consultant.ru/. - Проверено: 07.04.2016 г

программных документах 266. Государство и бизнес осуществляет «точечные» инвестиции в доходные сегменты экономики, независимо от типа хозяйственного уклада, к которым они относятся, полноценное инфраструктурное обустройство территории, приоритетное развитие бизнеса на основе ресурсов этноэкономики 267.

На сегодняшний день создано 12 ТОРов. Более 100 официальных твердых заявок поступило в управляющую компанию ТОР на общую сумму инвестиций

442.3 млрд руб. В бюджеты всех уровней ожидается поступление в объеме

242.4 млрд руб. за 10 лет. Будет создано 26,7 тысяч новых рабочих мест 268. В свою очередь, доля бюджетных вложений в развитие ТОР составит всего 35,4 млрд руб.( т.е. 12,8 рублей частных инвестиций на 1 рубль бюджетных вложений). Это говорит о том, что государственно - частное партнерство за счет прямых инвестиций, будет осуществляться за счёт частных инвесторов, а не за счёт бюджета.

Первые предприятия уже начали работу. В ТОР «Хабаровск» японская компания JGC построила тепличный комплекс для всесезонного выращивания овощей. В ТОР «Надеждинская» Приморского края введен в эксплуатацию завод пластиковой тары. В ТОР «Приамурская» - построен завод цементного клинкера. В ТОР «Комсомольск» действует рыбоперерабатывающее предприятие. До конца года в планах создание около двух десятков предприятий на территории Дальнего Востока.

В заключении, можно сказать о том, что создание ТОР на Дальнем Востоке уже имеет положительные результаты, сегодняшняя стратегия развития ТОР существенно отличается от предыдущей. За такой короткий срок создано двенадцать ТОР, это значит, что особые территории успешно

266 Токмачева Н.В. 2016. Государственной регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов Южного федерального округа - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №1. С.30

267 Пономарев М.А. 2014. Основные формы партнерства государства, бизнеса и общества в социально-экономической сфере - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2. С.210

268 Тасс: экономика и бизнес. - Доступно: http://tass.ru/ekonomika/3156780. - Проверено: 10.04.2016 г.

развиваются и привлекают инвесторов. ТОРы на Дальнем Востоке находятся рядом с крупнейшими странами-инвесторами: Японией, Китаем, Южной Кореей. Дальнейшее партнерство с этими странами хможет способствовать укреплению регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества в рамках АТР.

Список испльзованной литературы

1. Гиктаймс - Доступно: https://geektimes.ru/post/260628/. - Проверено: 10.04.2016 г.

2. Дудакова Л.Г. 2014. Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №3. С.125

3. Минвостокразвития России - Доступно: http://minvostokrazvitia.ru/presscenter/news_minvostok/?ELEMENT_ID=4117. -Проверено: 10.04.2016 г.

4. Некрасов В.Н., Морозова А.И. 2013. Государственно-частное партнерство как инструмент публичного управления государственной закупочной политикой - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №4

5. Пономарев М.А. 2014. Основные формы партнерства государства, бизнеса и общества в социально-экономической сфере - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2. С. 210

6. Тасс: экономика и бизнес - Доступно: http://tass.ru/ekonomika/3156780. - Проверено: 10.04.2016 г.

7. Токмачева Н.В. 2016. Государственной регулирование инвестиционной деятельности: сравнительная характеристика налоговых инструментов регионов Южного федерального округа - Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №1. С.30

8. Федеральный закон РФ - Доступно: http://www.consultant.ru/. -Проверено: 07.04.2016 г.

9. Бородина Ю.И. Экономическая безопасность современного государства: налоговый аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 315-318.

10. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма инициализации инновационного роста в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. С. 178186.

УДК 336.22 Сальникова Н.В.,

Толстенко В.В. ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.э.н., доц. Литвинова С.А.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: в статье рассматривается значение налогового консалтинга в деятельности малых предприятий, т.к. для любого малого предприятия играет важную роль помощь применения налогового законодательства. Приводится статистика по зарегистрированным предприятиям в 2015 году в г. Ростов-на-Дону.

Ключевые слова:малое предприятие, налоговое консультирование, консалтинг, специальные налоговые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.