5. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма».
Petrukhina Olga Dmitrievna, student
Makarova Svetlana Nikolaevna, Ph. D., associate Professor
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
THE EFFECTIVENESS OF BUDGETARY FINANCING OF THE STATE PROGRAM OF THE KRASNOYARSK TERRITORY IN TOURISM
This article describes the features of the state programs of the regional and Federal level in the Krasnoyarsk territory, taking into account the effectiveness of the use of budgetary funds.
Keywords: state program, subprogram, tourism, tourist product, tourist and recreational zone, investment attractiveness, subsidy, budget funds.
УДК 332.1
АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1 Положенцева Юлия Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail:[email protected]) Некипелов Тимофей Сергеевич, студент (e-mail: [email protected]) Клевцова Мария Геннадьевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
В данной статье рассматривается сущность территорий опережающего развития (ТОР) и их влияние на развитие социального и экономического состояния региона. Приводится сравнительный анализ трех инструментов регионального развития России: территорий опережающего развития (ТОР), зон территориального развития (ЗТР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Статья подводит итоги создания и влияние на регионы РФ приведенных экономических зон.
Ключевые слова: территория опережающего развития (ТОР), зона территориального развития (ЗТР), особая экономическая зона (ОЭЗ) налоговые преференции, резидент ТОР, инвестиции в территории опережающего развития.
Анализ развития территориального развития регионов России имеет большое значение в современной России. Преодоление отставаний в ре-
1 Исследование выполнено при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) № 17-02-50127ЮГН «Управление дифференциацией экономического пространства регионов в период становления неоиндустриализма в России»
2
гионах является одной из приоритетных целей внутренней политике РФ . Сравнивая существующие экономические зоны в регионах можно сделать вывод о плюсах и минусах создаваемых ранее экономических зонах. Так исследуя опыт ЗТР и ОЭЗ можно сделать территории опережающего развития наиболее выгодными для регионов РФ.
Исследованием проблемы развития территориального развития регионов в Российской Федерации занимались многие авторы, одни из которых М.И. Емец и А.С. Пургин. В своей работе они подробно исследуют данную тему путем сравнительного анализа трех инструментов регионального развития РФ3.
Территория опережающего развития - это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование. Правительство Российской Федерации устанавливает на данной территории специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он формирует условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, это позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. В соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего развития» данные зоны принято называть ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Также данный закон приводит разъяснение о понятии «резидент ТОСЭР или ТОР».
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это ограниченная территория, на которой установлен особый юридический статус, в отличие от остальной территории государства. Особый статус выражается в налоговых преференциях, специальных таможенных условиях. Создаются данные зоны для социального и экономического развития страны, регионов или отдельных отраслей.
Зона территориального развития (ЗТР) - часть субъекта страны, созданная для ускоренного социального и экономического развития субъекта, путем привлечения инвестиций и создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности резидентам ЗТР.
Исходя из приведенных определений ТОР, ОЭЗ и ЗТР можно сделать вывод о том, что приведенные инструменты территориального развития регионов России имеют множество сходных черт, но они же отличаются друг от друга по ряду признаков. Для группировки этих признаков необходимо построить таблицу.
2 Световцева М.Г. Управление формированием экономического ядра региона /диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Воронеж, 2004
3 Емец М.И. , Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/22/
Таблица 1 - Сравнительный анализ трех инструментов _регионального развития_
Название Зона территориального 4 развития (ЗТР) Особая экономическая зона (ОЭЗ)5 Территория опережающего развития (ТОР)
Сроки функционирования, лет 12 49 70
Цели создания Ускорение социально-экономического развития регионов РФ. Развитие туризма, сана-торно - курортной и рекреационной сферы, обрабатывающей отрасли экономики, транспортной инфраструктуры, разработка новых технологий и производств. Создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности и достойного уровня жизни населения. Привлечение инвестиций в регион.
Границы Определяется границами муниципального образования. Земельные участки частной, муниципальной и государственной собственности, отведенные под создание ОЭЗ. На территории 1-го или нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ.
Решение Оформляется постановлением правительства РФ
Инициатор создания Правительство РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно- распорядительным органом муниципального образования Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления
Данная таблица приводит различия и сходства трех инструментов регионального развития Российской Федерации, которые создавались в РФ в разные годы. Первые ОЭЗ появились ещё в 2005 году, ЗТР появились в 2011, а территории опережающего развития впервые были созданы в 2015 году и создаются по настоящее время. Из таблицы видны некоторые различия между сроками их функционирования, а также в целях их создания. Однако все они созданы для одной цели- ускоренного экономического развития регионов.
Для привлечения резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон и зон территориального развития создаются особые льготные условия ведения хозяйства.
4
Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Режим досту-па:http://www.consultant.ru/document/cons
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
6 Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-Ф3 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
Таблица 2 - Преференции для трех инструментов _территориального развития регионов в РФ_
Экономическая зона Преференции
Особая экономическая зона (ОЭЗ) 1. Пониженная ставка налога на прибыль; 2. Освобождение от налога на имущество на 5-10 лет; 3. Льготы по транспортному налогу (устанавливается субъектами РФ); 4. Освобождение от земельного налога на 5-10 лет.
Зона территориального развития (ЗТР) 1. Субсидии; 2. Налоговые льготы; 3. Инвестиционные кредиты; 4. Создание инфраструктуры; 5. Предоставление земельных участков в аренду.
Территория опережающего развития (ТОР) 1. Снижение социальных взносов до 7,6 %; 2. Льготные условия создания инфраструктуры; 3. Свободная таможенная торговля; 4. Снижен налог на прибыль до 5 % на первые 5 лет; 5. Особый регламент пользования земельными участками; 6. Специальный контроль и надзор за осуществлением хозяйственной деятельности; 7. Освобождение от налога на имущество (возможно).
Создано автором с использованием источников: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013); Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ.
Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что в созданных экономических зонах РФ существуют некоторые различия в приведенных преференциях. А льготы предоставляемые резидентам территорий опережающего развития обширней относительно льгот для резидентов особых экономических зон и зон территориального развития в Российской Федерации.
Подводя итоги, стоит отметить, что создание территорий опережающего развития началось относительно недавно и говорить об итогах создания данных экономических зон пока рано. И смогут территории опережающего развития повторить успехи, созданных в других странах мира экономических зон, ещё не понятно. Уже создано множество рабочих мест и привлечен большой объём инвестиций в регионы, где были основаны территории опережающего развития. Что привело к росту экономического благосостояния тех регионов Российской Федерации, в которых были созданы тер-
ритории опережающего развития. Создание данных зон продолжается и в настоящее время, что ведет к экономическому развитию как отстающих регионов страны, так и Российской Федерации в целом.
Список литературы
1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http: //www.consultant.ru
3. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Бондаренко В. М. Управлять временем - значит управлять развитием или предложения по реализации мегапроекта «территория опережающего развития: всё для человека»// Published in Транзитная экономика (Казахстан). 2014. № 1(97) С. 4-21.
5. Курков И.И. Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/
6. Емец М.И. , Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ре-сурс]//Режим доступа: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/22/
7. Световцева М.Г. Управление формированием экономического ядра региона /диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Воронеж, 2004
8. Петрищева И.В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30-39.
9. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе // Верта-кова Ю.В., Ватутина О.О., Андросова И.В., Плотников В.А., Ершова И.Г., Крыжанов-ская О.А., Положенцева Ю.С., Казаков В.Н. Курск, 2013.
10. Кластеризация регионального пространства: опыт курской области //Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Щедрин А.В., Хлынин М.Ю. Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 3 (21). С. 98-104.
11. Совершенствование механизма оценки регулирующего воздействия в регионе Крыжановская О. А. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 1 (14). С. 20-28.
Polozhentseva Yulia Sergeyevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail:[email protected]) Southwest state university, Kursk, Russia Nekipelov Timofey Sergeyevich, student (e-mail: [email protected]) Southwest state university, Kursk, Russia
Klevtsova Maria Gennadievna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: [email protected]) Southwest state university, Kursk, Russia
ANALYSIS OF TOOLS FOR TERRITORIAL DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. This article discusses the essence of the territories of advanced development (TOP) and their impact on the development of social and economic condition of the region. The comparative analysis of three instruments of regional development of Russia is given: territories of advanced development (TOP), zones of territorial development (ZTR) and special economic zones (SEZ). The article summarizes the results of the creation and influence of the above economic zones on the regions of the Russian Federation. Keywords: territory of advanced development (TOP), zone of territorial development (ZTR), special economic zone (SEZ) tax preferences, resident of TOP, investments in the territory of advanced development.
УДК 331.445
ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Чихутова Анастасия Дмитриевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматривается использование технологии кейс-обучения в профессиональном образовании. Рассмотрен задачный подход, который используется при строении кейса. Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Уточнено влияние данного подхода на студента как творческую и развитую личность. Разбираются особенности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе. Были выявлены дидактические возможности применения кейсов, как для педагога, так и для обучающегося. Приведены примеры использования ситуационных задач в учебном процессе.
Ключевые слова: кейс-обучение, ситуационная задача, компетентность, учебное заведение, профессиональное образование.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности обучающихся. Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень раз-